Автор: Божков Юрий Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: центр эстетического воспитания детей "РАДУГА"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Мини музей детского кинолюбительства
Раздел: дополнительное образование
Мини - музей детского самодеятельного
Киновидеотворчества (кинолюбительства)
Более 25 лет в школе №1 города Березники Пермского края работает детская
видеостудия
«Кворум»
–филиал Центра эстетического воспитания детей «
Радуга».
Создана она была автором публикации как учебно-экспериментальная школьная
телестудия для реализации и изучения
идей изложенных в его защищенной
диссертации
в
НИИ
художественного
воспитания
АПН
СССР.(название
диссертации-«Детское самодеятельное теле кино творчество как педагогическая
проблема»).
За
годы
работы
студии
накоплен
большой
учебно-методический
материал,
созданы
фильмы
и
видеотека,
библиотека
по
теории
и
истории
кино,собрана
большая коллекция любительской фото и киноаппаратуры и многое другое.( по
данной проблеме. )
Одной из эффективных форм поделиться накопленным опытом , рассказать о
работе студии , показать
коллекцию аппаратуры, свои любительские фильмы,
рассказать о достижениях и перспективах развития и видео кино любительства, на
наш
взгляд ,
является
создание
интерактивного мини-музей
детского
самодеятельного
киновидеотворчества-кинолюбительства.
Создание
музея
предполагается
совместно
с учащимися видеостудии (подростки12-14 лет) под
руководством и с помощью ветеранов – медиапедагогов, что будет способствовать
вовлечение
их
в
общественно-полезную
деятельность,
направленную
на
сохранение культурных традиций страны, и созданию эмоционально – позитивной
и
общественно-полезной
модели
поведения.
Интеграции
общего
и
дополнительного образования школьников. При реализации программы(создание
музея
учащимися
под
руководством
педагогов-ветеранов),будет
обеспечиваться
преемственность поколений, которая является основой для сохранения лучших
духовных и нравственных традиций поведения
подростков;
В работе музея планируется реализация образовательной программы по
«медиаобразованию» с проведением мастер-классов , с передвижной выставкой
«Ретро-медиа» (для расширения возможностей музея) и т.п.(по программе)
О создании такого музея мы бы и хотели рассказать в данной статье .
Для рассказа об экспозиции музее используются ТЭПы(тематическо-экспозиционные
планы),но они рассчитаны ,главным образом, на профессиональных работников музеев
(он будет предложен в приложении). В нашей случае разговор о музее мы будем вести
как в обычной статье со сносками к рассказу о музейной экспозиции согласно теме, а так
же к демонстрационному медийному материалу: «Телегиду»- фильму рассказывающему
о музее ,который будет транслироваться по телевидеорамке или телевизору,
тематическим информационным кино видео фрагментам, слайдам и т.п.
Текст
: История детского кинолюбительства в нашей стране начинается с 1925года, когда
по инициативе Н.К. Крупской, было создано ОДСК-Общество друзей советского кино.
Первым председателем общества был Ф.Э. Дзержинский.
На заседаниях Общества друзей
советского кино (ОДСК), был введён термин «кинолюбительство» для самодеятельного
создания кинофильмов (для отличия от «любителей кино» — зрителей и от работников-
профессионалов киноотрасли). Ячейки ОДСК, клубы и кружки кинолюбителей , в
основном детские (кинорабмолы ) создавались по всей стране.
В экспозиции музея:
Слайды и планшеты с фотографиями участников ОДСК, Н.К.Крупской(жены
В.И.Ленина),Ф.Э.Дзержинского (председателя ОДСК).
Текст: До 1930года фото и кино аппаратура используемая в стране ,была импортная.
В 1930году на одесском заводе «Кинап», был выпущен первый отечественный
кинопроектор – «Кинопередвижка» для показа фильмов в сельской местности .
Его использовали и для показа самодеятельных фильмов. К некоторым экземплярам
«передвижкам» прилагалась кинокамера и проявочное устройство, что позволяло
киномеханику снимать и показывать самих зрителей киносеансов.
Большую роль в самодеятельном кино видео творчестве играет и фотолюбительство , т.к
первые шаги кинолюбителя ,как показывает опыт, начинаются с увлечения фотографией.
Поэтому в нашей экспозиции представлены все основные типы моделей советских
(первых и последних выпущенных в СССР) фотоаппаратов и киноаппаратуры , которыми
пользовались кино и фотолюбители. История появления и создания ее неразрывно связана
с историей кинолюбительства в нашей стране.
В экспозиции музея:
Кинопроектор «Кинопередвижка» завода «Кинап»1930годы работающий от
ручки,которую надо крутить « вручную» , а свет в обьектив и проекция на экран
направлялись от горящей свечи. (аппарат был найден учащимися на чердаке деревенского
дома в деревне « Вогулка» Пермского края в 1970х.г.г.).
Фотоаппарат «Фотокор№1» 1930г. Первый массовый « широкопленочный» советский
фотоаппарат (тираж 2 млн.экз)
Фотоаппарат «ФЕД» (копия немецкого фотоаппарата «Лейка») ,1937г. Первый
отечественный малоформатный фотоаппара .Название фотоаппарата расшифровывается -
Феликс Эдмундович Дзержинский.
Текст
: Первый советский киносъёмочный аппарат «Пионер» для кинолюбителей был
выпущен в 1941 году. Камера была рассчитана на 17,5-мм киноплёнку, получаемую
разрезанием стандартной 35-мм киноплёнки вдоль, и совмещала функции
кинокопировального аппарата и кинопроектора. Однако, начавшаяся Великая
Отечественная война, помешала продолжению производства. Киноаппарат под
названием «Киев- 16С-1 для 16-мм киноплёнки сошёл с конвейера завода «Ленкинап»
только в 1948 году. С 1957 года в СССР начато массовое производство любительских
киносъёмочных аппаратов (кинокамер). Выпуск продолжался вплоть до 1990-х годов,
когда любительская киноаппаратура была вытеснена бытовой видеотехникой.
Советские
кинолюбители пользовались преимущественно 8-мм киносъёмочными аппаратами
(формат киноплёнки 8 мм, 2×8 мм, «Супер-8» и 2×8С (2×8 Супер)). Кинокамеры на 16-мм
киноплёнку в любительских условиях применялись реже.
В экспозиции музея:
Кинокамера «Киев-16С-2» (с 1957)
.
Формат Киноплёнки 16-мм с двухсторонней перфорацией,
пружинный привод, зарядка кассетами Являлась копией кинокамеры
«Magazine Camera-200 T» США
Первые отечественные 8 мм любительские кинокамеры :
«Спорт», «Экран», «Кварц», 1957-59гг.(
формат киноплёнки 8 мм, 2×8
мм,)последняя модель- «Кварц -5» 1990г ( формат кинопленки Супер-8» и
2×8С ).
Текст:
Для содействия развитию самодеятельного киноискусства в 1957 году была
создана Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями при правлении Союза
кинематографистов СССР. Возглавлял её кинорежиссёр Г.
Л.
Рошаль. Именно эта
комиссия представляла советских кинолюбителей в международной ассоциации
непрофессиональных кинематографистов (с 1961 года).
Так как создание фильма — за редким исключением, процесс коллективный, развитие сети
любительских киностудий являлось одной из важнейших задач любительского кино. На
1980
год в СССР было около 16,5 тысяч самодеятельных киностудий, а ещё свыше двух
миллионов человек занимались кино самостоятельно.начительную долю этих кружков и
клубов составляли детские кино- и мультипликационные клубы .С 1962 года
популяризацией любительского кино занимался телевизионный клуб «Объектив». В
помощь кинолюбителям, помимо съёмочного оборудования, выпускалось монтажраное,
проекционного оборудование, а также киноплёнки, и другие аксессуары .Для показа на
любительских проекторах выпускались и профессиональные кинофильмы и
киножурналы в основном для детей-«Ну погоди!» и т.п.
Для озвучивания фильмов применялись катушечные магнитофоны с записанными на них
фонограммами с проигрывателей для виниловых пластинок и дикторского текста
записанного через микрофон
В экспозиции музея:
Cоветские
кинопроекторы любительские
Кинопроектор Русь (1972)
Любительский,формат: 8мм и Супер 8,зарядка
автоматическая.
Показ фрагментов любительских и профессиональных фильмов на любительском
кинопрокторе «Русь», и «Украина» в сопровождении магнитофонной музыкальной
фонограммы записанной через проигрыватель, с винилового диска на 2х дорожечную
ленту магнитофона.(1дорожка –музыка,2дорожка-записанный через микрофон
дикторский текст к фильму.)
Текст:
В 1978 году при Министерстве культуры СССР созданы методический центр и
межведомственный координационный совет по кинолюбительству. Часть его усилий имела
результатом увеличение доступности киноплёнки и услуг по её лабораторной обработке
для кинолюбителей по всей территории СССР. В СССР многократно проводились
областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали. Лучшие
любительские работы выпускались в форме альманахов и показывались на широком
экране.
В экспозиции музея:
Текст:
Для кинолюбителей издавалось много литературы.
Так, с 1966
года в СССР регулярно издавалась серия брошюр и книг «Библиотека
кинолюбителя».Много внимания уделяли кинолюбителям и проф издания и журналы
«Искусство кино», «Советский экран» и другие издания В СССР многократно
проводились областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали.
Лучшие любительские работы выпускались в форме альманахов и показывались на
широком экране.
В экспозиции музея:
В
музейной библиотеке – более200 томов -экземпляров посвященных теме
кинолюбительс, профессиональные фильмы используемых для учебной работы (в
видеотеке более100фильмов,большая фонотека (более200-х виниловых пластинок,
магнитофонные пленки т.д ,(список фильмов, книг и других учебных материалов
прилагается)
Текст: Большую роль
в развитии самодеятельного экранного творчества занимало
создание кинолюбителями самодеятельных слайд-фильмов, которые получили большую
популярность благодаря простоте изготовления и качеству применяемой для этого
цветной обратимой пленки(главным образом импортной) и несложным в обращении
недорогим слайд - прокторам. Прообразом его был детский фильмоскоп, на котором
детям показывали детские и учебные диафильмы еще в 30 годы. Создавались слайд
-фильмы как набор последовательных фотокадров на основе фотосьемки. Слайд
-проекторы получили большое распространение в учебных заведениях для показа
учебных слайд фильмов, которые выпускались в стране студией «Диафильм» и другими.
Большую роль в изготовлении фильмов играло качество фотоаппаратуры и оптики,
аксессуаров для просмотра и изготовления слайдов.
В экспозиции музея:
Показ фрагментов диафильмов и слайдов ,в сопровождении музыкальных фонограмм с
виниловых пластинок на проигрывателе или записанных на магнитофоне
Cоветские фотоаппараты
(самые популярные - первые и последние модели),обьективы,лампы
вспышки и другие фотопринадлежности которыми пользовалиьсь
фотокинолюбители
Фотоаппарат Любитель-2 . (1955-1979)
ГОМЗ. Модификация фотоаппарата «Любитель». Среднеформатный
двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Центральный затвор. Плёнка
типа 120, размер кадра 6×6 см.
Фотоаппарат Москва-5 (1956-1960)
КМЗ(красногорский механический завод) . Модификация фотоаппарата Москва-2,4.
Среднеформатный фотоаппарат, складной (с мехом) корпус. Плёнка типа 120,
размер кадра 6×9 см.
Фотоаппарат
ФЭД-2 (4,5,8,)
(
1955-1966)
ХМЗ,(харьковский механический завод)Первый советский Малоформатный (пленка
35мм) дальномерный фотоаппарат.Видоискатель и дальномер совмещённый, шторный
затвор.
Фотоаппарат Смена
(1953-1995)
ГОМЗ –ЛОМО.(Оптико механическое обьединение.г.Ленинград).
Малоформатный шкальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей .Самый
массовый фотоаппарат в мире, (выпущено более 21 млн экземпляров.
)
Фотоаппарат ЛОМО Компакт–Автомат
(1983-1988)
ЛОМО.Малоформатный компактный фотоаппарат бесфутлярной
конструкции. Программный автомат. Центральный затвор-диафрагма
с электронным управлением.
Текст: Первая школьная телестудия. В 1989году в СССР был выпущен первый
любительский катушечный видеомагнитофон с теле(видео)камерой
«Элктроника»,позволяющий создавать любительские видеофильмы и применять
видеозапись в учебных целях. В учебных заведения появляются любительские учебные
телестудии .Одна из них была создана по инициативе автора статьи в 1988году в одной из
городских школ ,на технической базе вышеописанной видеаппаратуры , а так же с
помощью самодельно созданной телеаппаратуре для школьного телецентра инженером
городского телецентра (Белобородовым В.А .) Создавать фильмы с помощью
телевидеокамер было сложно ,так как они работали только в кабельной связке с
видеомагнитофонами , но они несомненно расширили возможности кинолюбителей с их
традиционной киносьемкой видеокамерой. Особенно эти возможности проявились в
работе любительских школьных телестудии.
В экспозиции музея:
Школьная телестудия оборудованная кино видеотехникой 80-90х годов:
Телевизионный пульт-передатчик, видеомагнитофоны, телекамеры , ч. б. телевизоры и
т.п.(более 30наименований.)
Показ работы телестудии.
Показ учебного фильма о работе школьной телестудии снятого участниками студии в
1992году.
Текст:
В
связи
с
появлением
новых
технических
возможностей
программу
занятии
юных
кинолюбителей выпущенной в 60 годах необходимо было дополнить. В НИИ Художественного
Воспитания АПН СССР
в секторе театра и кино
по руководством профессора Ю.Н.Усова
разрабатывается
программа
занятий
кружковой
работы
для
детского
кинотелетворчества
с
участием автора данной статьи. Новое в этой программе, помимо учета технических возможностей
телесьемки, было ее направленность на формирование у юных кинолюбителей аудиавизуальной
культуры (медиаграмотности), а не только овладение киносъемочной техникой необходимой при
создании
любительского
фильма,
на
что,
главным
образом,
была
направлена
предыдущая
программа.
Аудивизуальную
грамотность,
с
появлением
интернета
,педагоги
стали
называть
медиаграмотностью. Учащиеся –кинолюбители ,по мнению медиа педагогов, должны знать не
только
как
технически
сделать
фильм
(медиатекст)
,но
и
как
он
выразить
«
различные
идеологические
и
социокультурные
идеи».*
Появление
современной
аппаратуры
,
интернета
п о з в о л я л о
р е а л и з о в а т ь
э т у
и д е ю
н а
з а н я т и я х
с
у ч а щ и м и с я
.
В 1990году появляется «Российская ассоциация кинопедагогики», позже названная «Российской
ассоциацией медиаобразования и кинопедагогики», организованная педагогами интузиастами и
киноведами. Председателем ее стал теоретик медиаобразования профессор А.Федоров. Одной из
задач медиакинопедагогов - ввести в школах( интегрировать) в учебный курс по литературе
программу
формирования
у
школьников
аудиавизуальной
зрительской
культуры
-«Основы
медиаобразования», аналогичной программе курса по литературе. На первом этапе
внедрения
такой программы в школу была задача подготовить учителей для реализации программы в школе
В педагогических вузах ,по решению министерства образования ,была создана специализация
«Медиаобразование».(03.13.30).Кинопедагогика в России только набирает обороты и во многих
странах мира (Германия,Канада и др.) , она является частью педагогического процесса с 50-х
годов. В России кинопедагогика должна занять достойное место в обучающем процессе, в том
числе и художественном воспитании и образовании детей, самодеятельном медиатворчестве.*
В 1992году состоялся сьезд кинолюбителей СССР (участником съезда был и автор стать).
Съезд оказался последним из-за распада СССР. На сьезде была впервые
продемонстрирована японская бытовая любительская видеотехника-аналоговые
видеокамеры и магнитофоны, которые полностью в 90х годах заменили советскую кино
видео и фотоаппаратуру.
Последующее распространение интернета и компьютерных технологий расширили
возможности коновидеолюбителей и их число. Бытовые фото и кино видео аппараты
сегодня встроены в личные сотовые телефоны, что позволяет технически ,без особого
труда, создавать любительские фильмы и другие медиатексты.
На сегодня нет единого методического и организационного центра кинолюбительства как
и единой учебной программы по самодеятельному кинотворчеству
(кинолюбительству)школьников.
Ежегодно в стране проводится множество фестивалей детского киновидеотворчества.
Наиболее популярный фестиваль детского видеотворчества «Бумеранг». В лагере отдыха
«Орленок»(г.Сочи) ежегодно собираютя сотни поклонников детского киновидео
творчества. Председатель оргкомитета и жюри фестиваля- народный артист-известный
режиссер детских фильмов В.Н. Грамматиков.
Учащиеся нашей студии были неоднократными участниками и призерами фестиваля.
В экспозиции музея:
Стенд с дипломами и грамотами за фильмы ,созданные учащимися студии.
Показ кинофрагментов открытия и работы фестиваля «Бумеранг»,
фильмов-призеров.
(1часть)
Первые и последние модели аналоговых импортных бытовых видеокамер:
Цифровые импортные бытовые видеокамеры и фотоаппараты:
«Панасоник» –первые и последние модели аналоговых видеокамер
Видеомонтажный пульт.
Видеомонтажные бытовые аналоговые видеомагнитофоны:
Цифровые пишущие на дисках видеоплейеры.
Показ фрагментов закрытия и работы фестиваля «Бумеранг», фильмов-призеров. (2часть)
Образовательная программа :
для участников и посетителей музея
Мастер-класс «Сделай сам мультик..»
Мастер-класс: Знакомство и работа в видеомонтажной программой «Пинакл 17»-
(домашнее видео)
Вручение каталога музея и календаря с « памяткой для ведеолюбителя» ,памятных
сувениров.
Фото на память в музее «История кинолюбительства» в стиле «Ретро».
Автор статьи: медиапедагог Ю.Божков
*А.В.Федоров.»Медиаобразование и медиагрвмотность».Таганрог.2009г