Напоминание

Мини музей детского кинолюбительства


Автор: Божков Юрий Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: центр эстетического воспитания детей "РАДУГА"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Мини музей детского кинолюбительства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мини - музей детского самодеятельного

Киновидеотворчества (кинолюбительства)

Более 25 лет в школе №1 города Березники Пермского края работает детская

видеостудия

«Кворум»

–филиал Центра эстетического воспитания детей «

Радуга».

Создана она была автором публикации как учебно-экспериментальная школьная

телестудия для реализации и изучения

идей изложенных в его защищенной

диссертации

в

НИИ

художественного

воспитания

АПН

СССР.(название

диссертации-«Детское самодеятельное теле кино творчество как педагогическая

проблема»).

За

годы

работы

студии

накоплен

большой

учебно-методический

материал,

созданы

фильмы

и

видеотека,

библиотека

по

теории

и

истории

кино,собрана

большая коллекция любительской фото и киноаппаратуры и многое другое.( по

данной проблеме. )

Одной из эффективных форм поделиться накопленным опытом , рассказать о

работе студии , показать

коллекцию аппаратуры, свои любительские фильмы,

рассказать о достижениях и перспективах развития и видео кино любительства, на

наш

взгляд ,

является

создание

интерактивного мини-музей

детского

самодеятельного

киновидеотворчества-кинолюбительства.

Создание

музея

предполагается

совместно

с учащимися видеостудии (подростки12-14 лет) под

руководством и с помощью ветеранов – медиапедагогов, что будет способствовать

вовлечение

их

в

общественно-полезную

деятельность,

направленную

на

сохранение культурных традиций страны, и созданию эмоционально – позитивной

и

общественно-полезной

модели

поведения.

Интеграции

общего

и

дополнительного образования школьников. При реализации программы(создание

музея

учащимися

под

руководством

педагогов-ветеранов),будет

обеспечиваться

преемственность поколений, которая является основой для сохранения лучших

духовных и нравственных традиций поведения

подростков;

В работе музея планируется реализация образовательной программы по

«медиаобразованию» с проведением мастер-классов , с передвижной выставкой

«Ретро-медиа» (для расширения возможностей музея) и т.п.(по программе)

О создании такого музея мы бы и хотели рассказать в данной статье .

Для рассказа об экспозиции музее используются ТЭПы(тематическо-экспозиционные

планы),но они рассчитаны ,главным образом, на профессиональных работников музеев

(он будет предложен в приложении). В нашей случае разговор о музее мы будем вести

как в обычной статье со сносками к рассказу о музейной экспозиции согласно теме, а так

же к демонстрационному медийному материалу: «Телегиду»- фильму рассказывающему

о музее ,который будет транслироваться по телевидеорамке или телевизору,

тематическим информационным кино видео фрагментам, слайдам и т.п.

Текст

: История детского кинолюбительства в нашей стране начинается с 1925года, когда

по инициативе Н.К. Крупской, было создано ОДСК-Общество друзей советского кино.

Первым председателем общества был Ф.Э. Дзержинский.

На заседаниях Общества друзей

советского кино (ОДСК), был введён термин «кинолюбительство» для самодеятельного

создания кинофильмов (для отличия от «любителей кино» — зрителей и от работников-

профессионалов киноотрасли). Ячейки ОДСК, клубы и кружки кинолюбителей , в

основном детские (кинорабмолы ) создавались по всей стране.

В экспозиции музея:

Слайды и планшеты с фотографиями участников ОДСК, Н.К.Крупской(жены

В.И.Ленина),Ф.Э.Дзержинского (председателя ОДСК).

Текст: До 1930года фото и кино аппаратура используемая в стране ,была импортная.

В 1930году на одесском заводе «Кинап», был выпущен первый отечественный

кинопроектор – «Кинопередвижка» для показа фильмов в сельской местности .

Его использовали и для показа самодеятельных фильмов. К некоторым экземплярам

«передвижкам» прилагалась кинокамера и проявочное устройство, что позволяло

киномеханику снимать и показывать самих зрителей киносеансов.

Большую роль в самодеятельном кино видео творчестве играет и фотолюбительство , т.к

первые шаги кинолюбителя ,как показывает опыт, начинаются с увлечения фотографией.

Поэтому в нашей экспозиции представлены все основные типы моделей советских

(первых и последних выпущенных в СССР) фотоаппаратов и киноаппаратуры , которыми

пользовались кино и фотолюбители. История появления и создания ее неразрывно связана

с историей кинолюбительства в нашей стране.

В экспозиции музея:

Кинопроектор «Кинопередвижка» завода «Кинап»1930годы работающий от

ручки,которую надо крутить « вручную» , а свет в обьектив и проекция на экран

направлялись от горящей свечи. (аппарат был найден учащимися на чердаке деревенского

дома в деревне « Вогулка» Пермского края в 1970х.г.г.).

Фотоаппарат «Фотокор№1» 1930г. Первый массовый « широкопленочный» советский

фотоаппарат (тираж 2 млн.экз)

Фотоаппарат «ФЕД» (копия немецкого фотоаппарата «Лейка») ,1937г. Первый

отечественный малоформатный фотоаппара .Название фотоаппарата расшифровывается -

Феликс Эдмундович Дзержинский.

Текст

: Первый советский киносъёмочный аппарат «Пионер» для кинолюбителей был

выпущен в 1941 году. Камера была рассчитана на 17,5-мм киноплёнку, получаемую

разрезанием стандартной 35-мм киноплёнки вдоль, и совмещала функции

кинокопировального аппарата и кинопроектора. Однако, начавшаяся Великая

Отечественная война, помешала продолжению производства. Киноаппарат под

названием «Киев- 16С-1 для 16-мм киноплёнки сошёл с конвейера завода «Ленкинап»

только в 1948 году. С 1957 года в СССР начато массовое производство любительских

киносъёмочных аппаратов (кинокамер). Выпуск продолжался вплоть до 1990-х годов,

когда любительская киноаппаратура была вытеснена бытовой видеотехникой.

Советские

кинолюбители пользовались преимущественно 8-мм киносъёмочными аппаратами

(формат киноплёнки 8 мм, 2×8 мм, «Супер-8» и 2×8С (2×8 Супер)). Кинокамеры на 16-мм

киноплёнку в любительских условиях применялись реже.

В экспозиции музея:

Кинокамера «Киев-16С-2» (с 1957)

.

Формат Киноплёнки 16-мм с двухсторонней перфорацией,

пружинный привод, зарядка кассетами Являлась копией кинокамеры

«Magazine Camera-200 T» США

Первые отечественные 8 мм любительские кинокамеры :

«Спорт», «Экран», «Кварц», 1957-59гг.(

формат киноплёнки 8 мм, 2×8

мм,)последняя модель- «Кварц -5» 1990г ( формат кинопленки Супер-8» и

2×8С ).

Текст:

Для содействия развитию самодеятельного киноискусства в 1957 году была

создана Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями при правлении Союза

кинематографистов СССР. Возглавлял её кинорежиссёр Г.

Л.

Рошаль. Именно эта

комиссия представляла советских кинолюбителей в международной ассоциации

непрофессиональных кинематографистов (с 1961 года).

Так как создание фильма — за редким исключением, процесс коллективный, развитие сети

любительских киностудий являлось одной из важнейших задач любительского кино. На

1980

год в СССР было около 16,5 тысяч самодеятельных киностудий, а ещё свыше двух

миллионов человек занимались кино самостоятельно.начительную долю этих кружков и

клубов составляли детские кино- и мультипликационные клубы .С 1962 года

популяризацией любительского кино занимался телевизионный клуб «Объектив». В

помощь кинолюбителям, помимо съёмочного оборудования, выпускалось монтажраное,

проекционного оборудование, а также киноплёнки, и другие аксессуары .Для показа на

любительских проекторах выпускались и профессиональные кинофильмы и

киножурналы в основном для детей-«Ну погоди!» и т.п.

Для озвучивания фильмов применялись катушечные магнитофоны с записанными на них

фонограммами с проигрывателей для виниловых пластинок и дикторского текста

записанного через микрофон

В экспозиции музея:

Cоветские

кинопроекторы любительские

Кинопроектор Русь (1972)

Любительский,формат: 8мм и Супер 8,зарядка

автоматическая.

Показ фрагментов любительских и профессиональных фильмов на любительском

кинопрокторе «Русь», и «Украина» в сопровождении магнитофонной музыкальной

фонограммы записанной через проигрыватель, с винилового диска на 2х дорожечную

ленту магнитофона.(1дорожка –музыка,2дорожка-записанный через микрофон

дикторский текст к фильму.)

Текст:

В 1978 году при Министерстве культуры СССР созданы методический центр и

межведомственный координационный совет по кинолюбительству. Часть его усилий имела

результатом увеличение доступности киноплёнки и услуг по её лабораторной обработке

для кинолюбителей по всей территории СССР. В СССР многократно проводились

областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали. Лучшие

любительские работы выпускались в форме альманахов и показывались на широком

экране.

В экспозиции музея:

Текст:

Для кинолюбителей издавалось много литературы.

Так, с 1966

года в СССР регулярно издавалась серия брошюр и книг «Библиотека

кинолюбителя».Много внимания уделяли кинолюбителям и проф издания и журналы

«Искусство кино», «Советский экран» и другие издания В СССР многократно

проводились областные, краевые конкурсы любительского кино, всесоюзные фестивали.

Лучшие любительские работы выпускались в форме альманахов и показывались на

широком экране.

В экспозиции музея:

В

музейной библиотеке – более200 томов -экземпляров посвященных теме

кинолюбительс, профессиональные фильмы используемых для учебной работы (в

видеотеке более100фильмов,большая фонотека (более200-х виниловых пластинок,

магнитофонные пленки т.д ,(список фильмов, книг и других учебных материалов

прилагается)

Текст: Большую роль

в развитии самодеятельного экранного творчества занимало

создание кинолюбителями самодеятельных слайд-фильмов, которые получили большую

популярность благодаря простоте изготовления и качеству применяемой для этого

цветной обратимой пленки(главным образом импортной) и несложным в обращении

недорогим слайд - прокторам. Прообразом его был детский фильмоскоп, на котором

детям показывали детские и учебные диафильмы еще в 30 годы. Создавались слайд

-фильмы как набор последовательных фотокадров на основе фотосьемки. Слайд

-проекторы получили большое распространение в учебных заведениях для показа

учебных слайд фильмов, которые выпускались в стране студией «Диафильм» и другими.

Большую роль в изготовлении фильмов играло качество фотоаппаратуры и оптики,

аксессуаров для просмотра и изготовления слайдов.

В экспозиции музея:

Показ фрагментов диафильмов и слайдов ,в сопровождении музыкальных фонограмм с

виниловых пластинок на проигрывателе или записанных на магнитофоне

Cоветские фотоаппараты

(самые популярные - первые и последние модели),обьективы,лампы

вспышки и другие фотопринадлежности которыми пользовалиьсь

фотокинолюбители

Фотоаппарат Любитель-2 . (1955-1979)

ГОМЗ. Модификация фотоаппарата «Любитель». Среднеформатный

двухобъективный зеркальный фотоаппарат. Центральный затвор. Плёнка

типа 120, размер кадра 6×6 см.

Фотоаппарат Москва-5 (1956-1960)

КМЗ(красногорский механический завод) . Модификация фотоаппарата Москва-2,4.

Среднеформатный фотоаппарат, складной (с мехом) корпус. Плёнка типа 120,

размер кадра 6×9 см.

Фотоаппарат

ФЭД-2 (4,5,8,)

(

1955-1966)

ХМЗ,(харьковский механический завод)Первый советский Малоформатный (пленка

35мм) дальномерный фотоаппарат.Видоискатель и дальномер совмещённый, шторный

затвор.

Фотоаппарат Смена

(1953-1995)

ГОМЗЛОМО.(Оптико механическое обьединение.г.Ленинград).

Малоформатный шкальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей .Самый

массовый фотоаппарат в мире, (выпущено более 21 млн экземпляров.

)

Фотоаппарат ЛОМО Компакт–Автомат

(1983-1988)

ЛОМО.Малоформатный компактный фотоаппарат бесфутлярной

конструкции. Программный автомат. Центральный затвор-диафрагма

с электронным управлением.

Текст: Первая школьная телестудия. В 1989году в СССР был выпущен первый

любительский катушечный видеомагнитофон с теле(видео)камерой

«Элктроника»,позволяющий создавать любительские видеофильмы и применять

видеозапись в учебных целях. В учебных заведения появляются любительские учебные

телестудии .Одна из них была создана по инициативе автора статьи в 1988году в одной из

городских школ ,на технической базе вышеописанной видеаппаратуры , а так же с

помощью самодельно созданной телеаппаратуре для школьного телецентра инженером

городского телецентра (Белобородовым В.А .) Создавать фильмы с помощью

телевидеокамер было сложно ,так как они работали только в кабельной связке с

видеомагнитофонами , но они несомненно расширили возможности кинолюбителей с их

традиционной киносьемкой видеокамерой. Особенно эти возможности проявились в

работе любительских школьных телестудии.

В экспозиции музея:

Школьная телестудия оборудованная кино видеотехникой 80-90х годов:

Телевизионный пульт-передатчик, видеомагнитофоны, телекамеры , ч. б. телевизоры и

т.п.(более 30наименований.)

Показ работы телестудии.

Показ учебного фильма о работе школьной телестудии снятого участниками студии в

1992году.

Текст:

В

связи

с

появлением

новых

технических

возможностей

программу

занятии

юных

кинолюбителей выпущенной в 60 годах необходимо было дополнить. В НИИ Художественного

Воспитания АПН СССР

в секторе театра и кино

по руководством профессора Ю.Н.Усова

разрабатывается

программа

занятий

кружковой

работы

для

детского

кинотелетворчества

с

участием автора данной статьи. Новое в этой программе, помимо учета технических возможностей

телесьемки, было ее направленность на формирование у юных кинолюбителей аудиавизуальной

культуры (медиаграмотности), а не только овладение киносъемочной техникой необходимой при

создании

любительского

фильма,

на

что,

главным

образом,

была

направлена

предыдущая

программа.

Аудивизуальную

грамотность,

с

появлением

интернета

,педагоги

стали

называть

медиаграмотностью. Учащиеся –кинолюбители ,по мнению медиа педагогов, должны знать не

только

как

технически

сделать

фильм

(медиатекст)

,но

и

как

он

выразить

«

различные

идеологические

и

социокультурные

идеи».*

Появление

современной

аппаратуры

,

интернета

п о з в о л я л о

р е а л и з о в а т ь

э т у

и д е ю

н а

з а н я т и я х

с

у ч а щ и м и с я

.

В 1990году появляется «Российская ассоциация кинопедагогики», позже названная «Российской

ассоциацией медиаобразования и кинопедагогики», организованная педагогами интузиастами и

киноведами. Председателем ее стал теоретик медиаобразования профессор А.Федоров. Одной из

задач медиакинопедагогов - ввести в школах( интегрировать) в учебный курс по литературе

программу

формирования

у

школьников

аудиавизуальной

зрительской

культуры

-«Основы

медиаобразования», аналогичной программе курса по литературе. На первом этапе

внедрения

такой программы в школу была задача подготовить учителей для реализации программы в школе

В педагогических вузах ,по решению министерства образования ,была создана специализация

«Медиаобразование».(03.13.30).Кинопедагогика в России только набирает обороты и во многих

странах мира (Германия,Канада и др.) , она является частью педагогического процесса с 50-х

годов. В России кинопедагогика должна занять достойное место в обучающем процессе, в том

числе и художественном воспитании и образовании детей, самодеятельном медиатворчестве.*

В 1992году состоялся сьезд кинолюбителей СССР (участником съезда был и автор стать).

Съезд оказался последним из-за распада СССР. На сьезде была впервые

продемонстрирована японская бытовая любительская видеотехника-аналоговые

видеокамеры и магнитофоны, которые полностью в 90х годах заменили советскую кино

видео и фотоаппаратуру.

Последующее распространение интернета и компьютерных технологий расширили

возможности коновидеолюбителей и их число. Бытовые фото и кино видео аппараты

сегодня встроены в личные сотовые телефоны, что позволяет технически ,без особого

труда, создавать любительские фильмы и другие медиатексты.

На сегодня нет единого методического и организационного центра кинолюбительства как

и единой учебной программы по самодеятельному кинотворчеству

(кинолюбительству)школьников.

Ежегодно в стране проводится множество фестивалей детского киновидеотворчества.

Наиболее популярный фестиваль детского видеотворчества «Бумеранг». В лагере отдыха

«Орленок»(г.Сочи) ежегодно собираютя сотни поклонников детского киновидео

творчества. Председатель оргкомитета и жюри фестиваля- народный артист-известный

режиссер детских фильмов В.Н. Грамматиков.

Учащиеся нашей студии были неоднократными участниками и призерами фестиваля.

В экспозиции музея:

Стенд с дипломами и грамотами за фильмы ,созданные учащимися студии.

Показ кинофрагментов открытия и работы фестиваля «Бумеранг»,

фильмов-призеров.

(1часть)

Первые и последние модели аналоговых импортных бытовых видеокамер:

Цифровые импортные бытовые видеокамеры и фотоаппараты:

«Панасоник» –первые и последние модели аналоговых видеокамер

Видеомонтажный пульт.

Видеомонтажные бытовые аналоговые видеомагнитофоны:

Цифровые пишущие на дисках видеоплейеры.

Показ фрагментов закрытия и работы фестиваля «Бумеранг», фильмов-призеров. (2часть)

Образовательная программа :

для участников и посетителей музея

Мастер-класс «Сделай сам мультик..»

Мастер-класс: Знакомство и работа в видеомонтажной программой «Пинакл 17»-

(домашнее видео)

Вручение каталога музея и календаря с « памяткой для ведеолюбителя» ,памятных

сувениров.

Фото на память в музее «История кинолюбительства» в стиле «Ретро».

Автор статьи: медиапедагог Ю.Божков

*А.В.Федоров.»Медиаобразование и медиагрвмотность».Таганрог.2009г



В раздел образования