Автор: Ирина Анатольевна Елисеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №141
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: занятие
Тема: Плачет хлебушек,когда ест его лентяй
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Плачет хлебушек, когда ест его лентяй»
(старший возраст)
Составила воспитатель
Елисеева Ирина Анатольевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты
труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано
руками человека.
Задачи:
1. Обобщить знания детей об уборке зерна, его хранением, переработки.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значении, умение правильно называть и
узнавать на иллюстрациях.
3. Совершенствовать умение детей сравнивать два процесса труда в современное
время и в старые времена, находить различия.
4. Активизировать словарь детей: земледелец, плуг, борона, серп, цеп, сноп, зерно,
ржаной, пшеничный, амбар, мельница, жернова, гумно, каравай.
5. Воспитывать в детях уважение к людям труда. Воспитывать бережное отношение к
хлебу.
6. Закреплять знания о русских народных сказках по теме занятия.
7. Развивать монологическую речь, память, воображение.
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Колосок», потешек, загадок о хлебе и зерновых
культурах;
рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;
знакомство с пословицами и поговорками о труде, с загадками об орудиях труда;
разучивание игры «Земледелец»;
презентация по теме «Хлеб — всему голова»;
Чтение художественной литературы:
русские народные потешки, поговорки, загадки;
русская народная сказка «Колосок»;
стихи о хлебе Н. Некрасова «Колосья», рассказ К. Ушинского «Хлеб», рассказ П.
Бострома «Как Маринка пшеницу жала».
Используемые технологии
Личностно-ориентированная технология
Информационно-коммуникативная технология
Здоровьесберегающая технология
Технология игр.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение Н.Некрасова «Колосья»:
Уж налились колосики.
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
«Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!..»
- О чём это стихотворение?(ответы детей). А кто написал это произведение?
(Н.Некрасов) Мы с вами и раньше знакомились со стихами поэтов о хлебе (напомнить
детям имена поэтов). Но мы с вами знаем, что и картина художника тоже есть на эту
тему. Кто помнит художника и название картины?(ответы детей. Воспитатель после
ответов выставляет картину) Что общего в содержании стихотворения и тем, что
изображено на картине? Правильно, на картине изображено хлебное поле и в
произведении Н.Некрасова, тоже говорится о хлебе, что оно поспело и его пора
убирать.
- Скажите мне дети, как называют людей, которые убирают хлеб(хлеборобы), а людей,
которые работают на земле(земледельцы или крестьяне). Они очень трудолюбивы,
любят свою работу, поэтому и делают её с душой для народа. Эта работа очень тяжелая,
надо рано встать, поздно лечь, целый день на улице в любую погоду. Но чтобы собрать
хороший урожай, надо добросовестно потрудиться: сначала подготовить землю к севу, а
для этого она должна прогреться, её надо вспахать, затем посеять зерно, следить, чтобы
никто не затоптал ночью; здесь очень важно, чтобы погода помогала: дождик поливал,
а солнышко согревало. А после того, как зерно поспеет, надо его убирать. Убирать зерно
тоже надо вовремя, смотреть чтобы зерно из колосьев не падало на землю, иначе
колосья будут пустые и жать будет нечего.
- Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде, о хлебе. Я начну, а вы
закончите:
Хлеб-соль кушай, а … (добрых людей слушай)
Худ обед, …(когда хлеба нет)
Хлеб – батюшка, … (водица матушка)
Хлеб да вода - … (молодецкая еда)
Хочешь есть калачи - … (не сиди на печи)
Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда)
Ржаной хлеб …(всему голова).
- А как вы думаете, в какое время было тяжелее вырастить зерно, тогда или сейчас?
Конечно же раньше. В прошлые времена люди делали всё сами, тогда не было машин.
Сами сеяли, сами и убирали вручную специальными орудиями труда, а сейчас всё
делают машины (вспомнить с детьми какие орудия труда были у людей в старину, а
какие машины помогают сейчас человеку вырастить и убрать хлеб).
Физ.минутка (на свободной площадке):
Ветерок спросил, пролетая (дети лёгким бегом пробегают по кругу, руки на поясе)
- Отчего ты, рожь, золотая? (поменять направление бега)
А в ответ колоски шелестят: (дети остановились, руками вверху машут из стороны в
сторону) -
Золотые руки растят! (наклоны к носочкам ног).
Е. Серова
- Почему здесь руки названы золотыми? (ответы детей); также говорят «золотое
сердце», «золотой колос», «золотой голос» - о добром, красивом, дорогом.
- Послушайте ещё стихотворение Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зёрнышко»:
Рано утром голубок прилетел на бугорок,
Видит - стебель не простой:
Длинный, длинный золотой.
На верху усатый колос.
Слышит голубь звонкий голос:
- Поскорей меня в гнездо своё возьми!
– Поскорей голодных деток накорми!
Детки зёрнышки клюют, клюют, клюют,
Дети песенку весёлую поют:
- Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! –
Слава солнцу, что спасло стебелёк! – гули-гули! –
Слава полю, где созрел колосок! – гули-гули!
- А что можно приготовить из зерна?( ответы детей).
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке!
Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.
- Где можно купить хлеб? Как называется специализированный магазин, в котором
продают хлебобулочные изделия? Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут
хлеб? Откуда берется мука? Люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба?
( выслушать ответы детей).
- Послушайте загадки о хлебе:
Я пузырюсь, я пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)
Чёрный хлебушек хорош! Нам его подарит … (рожь)
Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем колоски … (пшеницы)
Нет меня важней продукта, и всему я голова.
Ведь пшеничный я, отличный и ржаной любим всегда. (хлеб)
Из рассыпчатой муки он печёт нам
пироги, булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка … (пекарь).
Дидактическая игра «С чем пекут пироги?»
Пирог с капустой – какой? (капустный)
Пирог с вишней - … (вишнёвый)
Пирог с рисом - … (рисовый)
Пирог с мясом - … (мясной)
Похвалить детей за правильные ответы, напомнить им, что хлеб достаётся тяжёлым
трудом и поэтому его надо беречь, не бросать куски и крошки. В конце занятия внести
поднос с хлебобулочными изделиями. Спросить как называются и угостить ими детей.