Напоминание

Плачет хлебушек,когда ест его лентяй


Автор: Ирина Анатольевна Елисеева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №141
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: занятие
Тема: Плачет хлебушек,когда ест его лентяй
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Плачет хлебушек, когда ест его лентяй»

(старший возраст)

Составила воспитатель

Елисеева Ирина Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты

труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано

руками человека.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об уборке зерна, его хранением, переработки.

2. Закреплять знания об орудиях труда, их значении, умение правильно называть и

узнавать на иллюстрациях.

3. Совершенствовать умение детей сравнивать два процесса труда в современное

время и в старые времена, находить различия.

4. Активизировать словарь детей: земледелец, плуг, борона, серп, цеп, сноп, зерно,

ржаной, пшеничный, амбар, мельница, жернова, гумно, каравай.

5. Воспитывать в детях уважение к людям труда. Воспитывать бережное отношение к

хлебу.

6. Закреплять знания о русских народных сказках по теме занятия.

7. Развивать монологическую речь, память, воображение.

Предварительная работа:

чтение русской народной сказки «Колосок», потешек, загадок о хлебе и зерновых

культурах;

рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;

знакомство с пословицами и поговорками о труде, с загадками об орудиях труда;

разучивание игры «Земледелец»;

презентация по теме «Хлеб — всему голова»;

Чтение художественной литературы:

русские народные потешки, поговорки, загадки;

русская народная сказка «Колосок»;

стихи о хлебе Н. Некрасова «Колосья», рассказ К. Ушинского «Хлеб», рассказ П.

Бострома «Как Маринка пшеницу жала».

Используемые технологии

Личностно-ориентированная технология

Информационно-коммуникативная технология

Здоровьесберегающая технология

Технология игр.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Н.Некрасова «Колосья»:

Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжелым, ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царем!

Не столько росы теплые,

Как пот с лица крестьянского

Увлажили тебя!..»

- О чём это стихотворение?(ответы детей). А кто написал это произведение?

(Н.Некрасов) Мы с вами и раньше знакомились со стихами поэтов о хлебе (напомнить

детям имена поэтов). Но мы с вами знаем, что и картина художника тоже есть на эту

тему. Кто помнит художника и название картины?(ответы детей. Воспитатель после

ответов выставляет картину) Что общего в содержании стихотворения и тем, что

изображено на картине? Правильно, на картине изображено хлебное поле и в

произведении Н.Некрасова, тоже говорится о хлебе, что оно поспело и его пора

убирать.

- Скажите мне дети, как называют людей, которые убирают хлеб(хлеборобы), а людей,

которые работают на земле(земледельцы или крестьяне). Они очень трудолюбивы,

любят свою работу, поэтому и делают её с душой для народа. Эта работа очень тяжелая,

надо рано встать, поздно лечь, целый день на улице в любую погоду. Но чтобы собрать

хороший урожай, надо добросовестно потрудиться: сначала подготовить землю к севу, а

для этого она должна прогреться, её надо вспахать, затем посеять зерно, следить, чтобы

никто не затоптал ночью; здесь очень важно, чтобы погода помогала: дождик поливал,

а солнышко согревало. А после того, как зерно поспеет, надо его убирать. Убирать зерно

тоже надо вовремя, смотреть чтобы зерно из колосьев не падало на землю, иначе

колосья будут пустые и жать будет нечего.

- Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде, о хлебе. Я начну, а вы

закончите:

Хлеб-соль кушай, а … (добрых людей слушай)

Худ обед, …(когда хлеба нет)

Хлеб – батюшка, … (водица матушка)

Хлеб да вода - … (молодецкая еда)

Хочешь есть калачи - … (не сиди на печи)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда)

Ржаной хлеб …(всему голова).

- А как вы думаете, в какое время было тяжелее вырастить зерно, тогда или сейчас?

Конечно же раньше. В прошлые времена люди делали всё сами, тогда не было машин.

Сами сеяли, сами и убирали вручную специальными орудиями труда, а сейчас всё

делают машины (вспомнить с детьми какие орудия труда были у людей в старину, а

какие машины помогают сейчас человеку вырастить и убрать хлеб).

Физ.минутка (на свободной площадке):

Ветерок спросил, пролетая (дети лёгким бегом пробегают по кругу, руки на поясе)

- Отчего ты, рожь, золотая? (поменять направление бега)

А в ответ колоски шелестят: (дети остановились, руками вверху машут из стороны в

сторону) -

Золотые руки растят! (наклоны к носочкам ног).

Е. Серова

- Почему здесь руки названы золотыми? (ответы детей); также говорят «золотое

сердце», «золотой колос», «золотой голос» - о добром, красивом, дорогом.

- Послушайте ещё стихотворение Н. Юсупова «Голубь и пшеничное зёрнышко»:

Рано утром голубок прилетел на бугорок,

Видит - стебель не простой:

Длинный, длинный золотой.

На верху усатый колос.

Слышит голубь звонкий голос:

- Поскорей меня в гнездо своё возьми!

– Поскорей голодных деток накорми!

Детки зёрнышки клюют, клюют, клюют,

Дети песенку весёлую поют:

- Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! –

Слава солнцу, что спасло стебелёк! – гули-гули! –

Слава полю, где созрел колосок! – гули-гули!

- А что можно приготовить из зерна?( ответы детей).

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке!

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

- Где можно купить хлеб? Как называется специализированный магазин, в котором

продают хлебобулочные изделия? Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут

хлеб? Откуда берется мука? Люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба?

( выслушать ответы детей).

- Послушайте загадки о хлебе:

Я пузырюсь, я пыхчу, жить в квашне я не хочу,

надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)

Чёрный хлебушек хорош! Нам его подарит … (рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем колоски … (пшеницы)

Нет меня важней продукта, и всему я голова.

Ведь пшеничный я, отличный и ржаной любим всегда. (хлеб)

Из рассыпчатой муки он печёт нам

пироги, булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка … (пекарь).

Дидактическая игра «С чем пекут пироги?»

Пирог с капустой – какой? (капустный)

Пирог с вишней - … (вишнёвый)

Пирог с рисом - … (рисовый)

Пирог с мясом - … (мясной)

Похвалить детей за правильные ответы, напомнить им, что хлеб достаётся тяжёлым

трудом и поэтому его надо беречь, не бросать куски и крошки. В конце занятия внести

поднос с хлебобулочными изделиями. Спросить как называются и угостить ими детей.



В раздел образования