Автор: Крутова Татьяна Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №3 г.Тосно"
Населённый пункт: город Тосно,Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность на уроках английского языка как средство реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
Последние годы в школе метод проектов становится популярным. Процесс
работы над проектом стимулирует у школьников интерес к познанию мира,
развивает у них интерес к английскому языку, способствует мотивированному
выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Наличие элементов поисковой деятельности и творчества создает условия для
общения
как
на
родном
,так
и
на
иностранным
языке.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
обучающихся
-
процесс
совместной
деятельности обучающегося и педагога Эта методика позволяет реализовывать
образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед учителем.
Целью проектной и исследовательской работы обучающихся, является создание
условий
для
развития
творческой
личности,
ее
самоопределения,
самореализации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
проектная и исследовательская деятельность направлена на обеспечение:
·
формирования
у
обучающихся
опыта
самостоятельной
образовательной,
общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
·
использования
в
образовательном
процессе
современных
образовательных
технологий деятельностного типа;
· размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности
обучающихся
в
информационно-образовательной
среде
образовательного учреждения;
·
проектирования
и
организации
своей
индивидуальной
и
групповой
деятельности,
организации
своего
времени
с
использованием
ИКТ;
планирования
учебного
процесса,
фиксирования
его
реализации
в
целом
и
отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
· достижения обучающимися планируемых результатов: личностных,
метапредметных, предметных;
Результатом работы должно стать усвоение знаний и умений вырабатывать
стратегию решения задач, планировать процесс решения, контролировать его
правильность, обнаруживать и устранять ошибки.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся - процесс
совместной деятельности обучающегося и педагога Проект – это специально
организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс
действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда,
изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках
устной или письменной презентации.
Виды проектной и исследовательской деятельности обучающихся:
Основными видами проектной деятельности обучающихся являются:
По доминирующиму виду деятельности:
1.проблемно-реферативный проект: аналитическое сопоставление данных
различных литературных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения;
2.аналитико-систематтирующий проект: наблюдение, фиксация, анализ, синтез,
систематизация количественных и качественных показателей изучаемых
процессов и явлений;
3.диагностико-прогностический проект: изучение, отслеживание, объяснение и
прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем,
явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно
осуществляются научно-технические, экономические, политические и
социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
4.изобретательно-рационализаторский проект: усовершенствование имеющихся,
проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
5.экспериментально-исследовательский проект: проверка предположения о
подтверждении или опровержении результата;
6. проектно-поисковый проект: поиск, разработка и защита проекта - особая
форма нового, где целевой установкой являются способы: деятельности, а не
накопление и анализ фактических знаний.
7.творческий проект: предполагают соответствующее оформление результатов.
В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их
представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации,
празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной
структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана
сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома и пр.
8. ролевой, игровой проект – участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками
ситуациями.
9.практико-ориентировованный проект (прикладной) .Результат обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный
на основе полученных результатов исследования лингвистического,
исторического, литературоведческого и прочего характера, проект закона,
справочный материал,словарь, аргументированное объяснение какого-либо
явления( проект зимнего сада школы и т.д.)
10.социальный;
11.комплексный.
По предметно содержательным областям:
-монопроекты (в рамках одной предметной области);
-межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);
надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
По количеству участников и характеру контактов в проекте:
· индивидуальные;
· парные;
· групповые;
· коллективные.
По продолжительности выполнения проекта:
· краткосрочные;
· среднесрочные;
· долгосрочные.
Организация проектной и исследовательской работы обучающихся в
нашей школе:
В проектной и исследовательской деятельности принимают участие учащиеся,
обучающиеся в соответствии с ФГОС второго поколения.
Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности
определяется учащимися совместно с руководителем проекта.
Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся производится
в начале учебного года (сентябрь-ноябрь).
Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
В процессе работы над проектом могут вноситься уточнения и корректировки в
отдельные направления исследования.
Защита проектов учащихся проходит в два этапа:
1 этап-защита проектов учащихся в классе в присутствии руководителей
проектов и родителей учащихся, отбор руководителями лучших работ для
второго этапа.
2 этап-презентация лучших проектов на школьной научно-практической
конференции, награждение победителей и призеров.
Функциональные обязанности руководителя проекта.
1.Оказывает помощь в выборе тематики и постановке проблемы.
2.Согласовывает распределение ролей проектантов в групповых проектах.
3.Обеспечивает постоянный контроль за ходом и сроками производимых работ.
4.Поддерживает взаимосвязь с другими учителями и родителями проектанта.
5.Постоянно повышает свой профессионализм через самообразование и участие
в работе творческих семинаров.
Требования к содержанию и оформлению проектной работы.
Работа, представленная к защите, должна носить характер научного
исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая
практическую значимость
Работа должна быть оформлена в виде Портфолио.
Печатная работа должна содержать:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основную часть;
· заключение;
· список литературы (библиографический список);
· приложения.
Титульный лист должен содержать:
· название работы, ее вид (доклад, реферат);
· сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
· сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество,
должность, место работы, ученая степень);
указание места расположения ОУ и года выполнения работы
В оглавление должны быть включены:
· введение
· названия глав и параграфов;
· заключение;
· список используемых источников;
· приложения и соответствующие номера страниц.
Введение должно включать в себя формулировку поставленной проблемы
· обоснование актуальности темы
· определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы
· краткий обзор используемой литературы и источников
· степень изученности данного вопроса
· описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем: эффективность, точность, простота, наглядность, практическая
значимость и т. д..
Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по
возможному практическому использованию результатов исследования.
В список используемых источников заносятся публикации, издания и
источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
- фамилия, инициалы автора;
- название издания;
- выходные данные издательства;
- год издания;
- № выпуска (если издание периодическое);
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке.
Список использованной литературы и других источников составляется в
следующей последовательности:
- законы, постановления правительства
- официальные справочники
- художественные произведения
- специальная литература
- периодические издания
- Интернет-источники.
Исследование может содержать приложения с иллюстративным материалом
(рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.), который должен быть
связан с основным содержанием.
Требования к оформлению текста проекта.
Текст доклада печатается на стандартных страницах белой бумага формата А4
(210 х 297 мм, горизонталь — 210 мм). Шрифт — Times New Roman, размер —
14 пт, межстрочный интервал —1,5. Поля: слева —25 мм, справа — 10 мм, снизу
и сверху—20 мм.
Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы,
чертежный материал и т.п., которые, выполняются черной пастой (тушью).
Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада
автор должен на них ссылаться.
Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются
скоросшиватели и пластиковые файлы).
Проект должен содержать презентационную часть (материальный продукт):
презентация, газета, разработка праздника, плакат, модель, изделие и т.д.
Критерии оценивания проекта
Оценка портфолио
Портфолио – max.45 баллов
- титульный лист (школа, название, исполнители, руководитель, год, город) – 3 б.
- план работы над проектом – 5б.
- введение (пояснительная записка) – 5б.
- цели, задачи – 5б
- изложение сути проекта- 10б.
- вспомогательные материалы (таблицы, графики, черновики, фото) – 5б.
- заключение (вывод) – 5б.
- список литературы, адреса сайтов – 2б.
Материальный продукт (презентация, газета, разработка праздника, плакат,
модель, изделие, …) – макс.25 баллов
-качество выполнения материального продукта (наличие титульного слайда;
эстетичность оформления; отсутствие ошибок; наличие таблиц, схем, карт,
фотографий; отбор материала).
Презентация проектов.
При защите проектной или исследовательской работы учитываются: - качество
презентации проекта (речь, свободное владение материалом, доступность
изложения, владение аудиторией, умение держаться перед аудиторией) – макс.
25 б.
· Актуальность выбранного исследования.
· Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы.
· Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной
программы.
· Владение автором специальным и научным аппаратом.
· Сформулированность собственного мнения, способность аргументировать
свои выводы
· Практическая и теоретическая значимость исследованиям
· Четкость выводов, обобщающих исследование.
· Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
По результатам презентации проекта на школьной конференции объявляются
победители и призёры, после чего проводится их награждение:
1. Диплом I степени: 90 – 100 баллов
2. Диплом II степени: 80 – 89 баллов
3. Диплом III степени: 70 – 79 баллов
4. Диплом участника: до 69 баллов
Циклограмма работы над проектом.
1.Последовательность действий ученика и его руководителя в ходе работы над
проектом:
2.актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления
будущего исследования);
3. определение сферы исследования (основные вопросы, на которые вы хотели
бы получить ответы);
4 выбор темы проекта;
5.составление плана проекта
6.сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов;
7.выполнение практической части проекта, оформление продукта;