Напоминание

Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией


Автор: Галямова Валентина Егоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Александро-Слободская ООШ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Заинский район, с.Александровская Слобода
Наименование материала: Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка.
Тема: Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией
Раздел: среднее образование





Назад




Галямова Валентина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой

мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка.

Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным.

Всё

чаще

мы,

учителя,

отмечаем

нежелание

детей

учиться.

Особенно

это

характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся

пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко

забывают всё услышанное.

В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.

1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать

трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий

специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.

2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала,

подлежащего усвоению и запоминанию.

Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А

между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди

отвлекающих

школьника

соблазнов

можно

назвать

телевизор,

компьютер

с

захватывающими играми-«стратегиями».

Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно

влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей

или их собственным печальным школьным опытом.

Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них

легко устранимы.

Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание

школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельности учащихся с

низкими учебными возможностями на уроках русского языка с целью повышения

качества

образования

по

данному

учебному

предмету,

-

определила

для

себя

основные задачи:

Снабдить

обучающихся

определённым

и н с т рум е н т а р и е м

универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей

познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также

для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.

Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии,

методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании

русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных

слушателей

и

исполнителей

превратиться

в

активных

деятелей,

замотивированных на достижение определённых результатов.

В

душе

школьника

одновременно

присутствуют

и

борются

различные,

а

то

и

взаимопротиворечащие

мотивы.

Задача

моя

как

учителя

весьма

непростая)

заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в

душе

школьника

мотивов

учебно-познавательной

деятельности.

С

этой

целью

использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов:

Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое,

до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают

воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном

материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное.

Использование

на

уроках

русского

языка

приёмов технологии

развития

критического

мышления

через

чтение

и

письмо,

ИКТ

позволяет

организовать

работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.

1.Практическая

значимость

и

польза

для

самих

школьников. Зададим себе

вопрос:

з а ч е м ученику

необходимо

овладеть

лингвистической,

языковой,

коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше

убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что

они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и

актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать

ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для

карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся

5-9 классов показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы

учебной

деятельности

(широкий:

«Учусь,

чтобы

подготовиться

к

будущей

профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь

потому, что нравится учитель»).

2.Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в

частности,

со

взаимоисключающими

сведениями

о

каком-либо

предмете

или

взаимно

исключающими

объяснениями

некоторого

процесса,

у

него

возникает

эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить,

конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать

школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение –

одна

из

педагогических

технологий,

способная

стимулировать

«мотивацию

содержания» обучения.

3.

Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной.

Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста

ученика, достижение им конкретных результатов.

Ситуация

успеха,

комфорта

наиболее

эффективный

стимул

познавательной

деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и

отмечен и учителем, и самим учеником.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к

итоговой аттестации. Мы в своей работе пользуемся многими источниками:

специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения),

Интернет- ресурсами. Далее корректируем полученный материал в соответствии с

уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации-

процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую

пособие Александра Борисовича Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа

с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся

вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем

текста, навыки всех видов разбора.

Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую

такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью

создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой

дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные

возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и

продвинутого уровня.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы

работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий

потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить

время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой

активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных

заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в

программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке .

2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.

ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому

раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование

ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и

управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять

контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления

учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся

рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно

представить результат своих действий.

Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас

объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача

выпускниками

9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности,

уважительно относящейся к русскому языку, владеющей письменной и устной

речью, личности компетентной.

Всероссийские проверочные работы — первые серьёзные экзамены для многих

школьников и их родителей. Учителя начинают готовить классы за год, но задания

довольно объёмные и сложные, поэтому перед экзаменом у учеников всё равно

остаётся куча вопросов.

Проверочные работы с одинаковыми заданиями, которые утверждает Министерство

просвещения, по своей сути похожи на ОГЭ и ЕГЭ. Однако чиновники настаивают,

что ничего общего в них нет. ВПР — это экзамен скорее не для школьников, а для

учителей и администрации. Контрольные не влияют на итоговые оценки ученика

за год, а некоторые школы вообще не ставят оценки за ВПР.

Первые контрольные с едиными заданиями для всех школ прошли в 2015 году. Тогда

их писали только ученики 4 класса, но со временем ВПР распространили на всех

школьников, кроме 9, 10 и 11 классов. Для каждого класса набор предметов,

по которым пишут такие работы, разный, однако проверку по русскому языку

проходят все ученики.

ВПР — это не экзамен, а мониторинг, то есть работа для оценки уровня знаний

школьников и качества среднего образования в России. По сути, это итоговая

контрольная работа, которая проверяет, как усвоен изученный за год материал.

По формату она действительно немного похожа на ЕГЭ и ОГЭ — это набор заданий

с кратким или развёрнутым вариантом ответа. Чтобы её написать, нужно уметь

работать с текстом и хорошо знать основной курс школьной программы

за конкретный класс. Проверяют работу по критериям, на основании которых

выставляют баллы, а уже эти баллы переводят в оценки. Формат работы

практически одинаков для всех классов, но содержание отличается.

Контрольная охватывает основной объём школьной программы, так что потом эти

знания пригодятся при подготовке к ЕГЭ в старшей школе. У учеников к тому

моменту уже будет сформирована необходимая база языковых и речевых умений

и навыков, что позволит тратить меньше усилий и времени для подготовки

к главному экзамену. Конечно, это не значит, что к ЕГЭ тогда вообще можно будет

не готовиться, но ВПР закладывают достаточно хорошую базу на будущее.

Содержание работы обычно не выходит за рамки школьного курса, однако отбор

самого языкового материала может отличаться уровнем сложности.

Демонстрационные варианты можно посмотреть на официальном сайте ВПР.

4 класс

В 4 классе ВПР состоит из двух частей, которые пишут в разные дни. Первая часть —

это диктант с грамматическим заданием на знание орфографии и пунктуации.

Вторая часть включает задания из основных разделов школьного курса: орфоэпии,

фонетики, морфологии — а также задания на работу с текстом.

Чтобы успешно написать диктант в 4 классе, нужно просто выучить основные

правила русского языка за курс начальной школы и научиться применять

их на практике

5-6 классы

В 5-6 классах нет как такого диктанта. На ВПР проверяют навык списывания текста.

Предложенный фрагмент нужно переписать, вставив в него пропущенные буквы

и знаки препинания в соответствии с изученными орфографическими

и пунктуационными правилами. Кроме того, проверяет знание основных разделов

школьной программы. Школьнику нужно провести фонетический, морфемный,

морфологический и синтаксический разбор текста.

На мой взгляд, в 5-6 классах необходимо больше внимания уделить изучению

раздела «Лексика», пополнению словарного запаса достаточным количеством

фразеологизмов, синонимов, антонимов, научиться разбираться в стилистической

окраске слов. Также в 5-6 классах проверяют умение безошибочно списывать текст:

за описки снимаются баллы — поэтому, кроме языковых умений, нужно тренировать

внимательность.

Грамматические разборы и задания на развитие речи часто вызывают трудности

практически у всех школьников любого возраста. Соответственно, этим видам

заданий следует уделить особое внимание

7 класс

В 7 классе структура работы такая же, как и в 5-6: есть текст, в который нужно

вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Также ученикам дают все виды

грамматических разборов и задания из основных разделов школьного курса:

орфоэпии, морфологии и синтаксиса.

Сложнее всего семиклассникам даётся разграничение производных предлогов,

союзов и самостоятельных частей речи (задания 3, 4). Хорошая подборка

упражнений для тренировки по этой теме есть в рабочей тетради Г. А. Богдановой

(«Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2») и опять же

на «Решу ВПР».

Заостряем внимание ребят на 11 и 14 заданиях, где нужно работать с текстом. В 11

задании придётся вдумчиво и внимательно прочитать текст, найти авторское

отношение к вопросу, что в какой-то степени перекликается с ЕГЭ и готовит к более

глубокой работе с текстом в старших классах.

Задание 14 предполагает знание жанров устного народного творчества, поэтому

в течение всего обучения в школе продолжаем расширять словарный запас

и запоминать пословицы. «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их

преодоление - содержательной».



В раздел образования