Автор: Макаренко Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат №17 г. Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дружба или приятельские отношения? Друг или приятель? Дистанционное коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9-х классов. Курс «Профориентация и социализация».
Раздел: дополнительное образование
Дружба или приятельские отношения? Друг или приятель?
Дистанционное коррекционно-развивающее занятие для учащихся
9-х классов. Курс «Профориентация и социализация».
Автор. С.А.Макаренко
Кандидат педагогических наук,
педагог-психолог
ГБОУ Школа-интернат №17
г. Москвы
Тема: «Друг или приятель? Дружба или приятельские отношения?»
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение
подросткового коллектива.
Задачи:
1. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
человека и адекватно выражать свое.
2. Развивать коммуникативные навыки и умения.
3. Добиваться усвоения подростками умений оценивать чувства и поступки
других в различных ситуациях.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к
взаимопомощи, сотрудничеству.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения:
1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг»,
«приятель», «дружба», «приятельские отношения».
2. Познакомить подростков с эмоциями и качествами человека,
помогающими и мешающими дружбе.
3. Познакомить подростков с правилами дружеских отношений.
4. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в
команде.
Сегодня мы будем говорить о дружбе, кто такой настоящий друг,
узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг и в конце
занятия мы должны будем вывести правила дружбы.
Дру́
жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми,
основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении,
взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает
личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные,
душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных
чувств человека. ( определение из Википедии)
Один мудрый человек однажды сказал: «В мире нет ничего лучше и приятнее
дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир
солнечного света» Вы согласны с этим?
Дружба — это близкие отношения между людьми, подразумевающие полное
доверие, искренность и честность, а также сильную эмоциональную связь и
привязанность.
Ключевая особенность дружбы – взаимопонимание. Говорят, что
друзья понимают друг друга с полуслова. И это действительно так. Иногда
достаточно кивнуть или продемонстрировать едва заметный жест, чтобы друг
сразу понял, что вы пытаетесь ему сказать. Наличие подобных нюансов,
незаметных для окружающих, но очень информативных для друзей – одна из
составляющих близкой дружбы.
Настоящая дружба подразумевает высокий уровень эмоциональной
связи между людьми. Друзья чувствуют настроение друг друга, могут
разделять радости и горечи, способны по-настоящему сочувствовать и
поддерживать в трудную минуту, бескорыстно помогать, когда возникает
необходимость. В дружбе обязательно присутствует полная взаимная
открытость, преданность, доверие и готовность прийти на помощь в любой
момент.
Друг или приятель?
Друг -Человек, с которым находишься в близких хороших отношениями,
связан взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
Дружеские отношения - это равноправие, готовность прийти на помощь,
умение понять, уважение, преданность и доверие. Нарушение любого из них
ведет к разрушению дружбы.
Друг – это человек, вызывающий безграничное уважение и желание
заботиться о нём. Сам он всегда готов помочь и быть рядом. Истинные
дружеские чувства всегда взаимны. Часто говорят: «Друзья – это семья,
которую выбираем мы сами».
Составим правила дружбы
Отличительные особенности дружбы (дружеской любви) :
• Бескорыстна;
• Является привязанностью;
• Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются
стабильными) ;
• Может возникать к людям любого пола и возраста;
• Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все же
немногим) ;
• Сама по себе никак не связана с сексуальными желаниями.
Личные качества, полезные для дружбы:
• Искренность, открытость;
• Сочувствие;
• Умение выслушать;
• Интерес к делам и переживаниям другого;
• Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
• Готовность прощать;
• Умение признавать свои ошибки;
• Умение принимать советы;
• Умение хранить секреты.
Настоящий друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне
порадуется с тобой в радостные минуты жизни. Настоящий друг -это
человек, которому можно доверить все свои проблемы.
На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в
трудной ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими
родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1-2
человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом,
можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого
человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Приятель-человек, с которым находишься в дружеских, товарищеских
отношениях; близкий знакомый.
друг друга, и не берут на себя обязанности быть рядом в трудную минуту,
все же имеют некоторую степень доверия и привязанности.
Приятели могут иметь общие интересы, дела и увлечения, они могут
решать общие проблемы. Они могут, по просьбе, помогать друг другу, давать
советы, критиковать и навязывать помощь. Приятельские отношения – это не
дружба.
Правила приятельских отношений.
Основными умениями для установления приятельских отношений являются:
–умение шутить
– умение слушать
– умение петь
– умение играть на музыкальных инструментах
– умение играть в спортивные игры
– умение танцевать
– умение готовить
– умение сочувствовать
– умение организовывать развлечения
– умение рассказывать интересные истории
– умение говорить комплименты
Совершенно не обязательно уметь все.
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный. (В. Шекспир)
Игра. «Мой ближний круг. Кто они друзья или приятели?»
Для начала нарисуйте вот такой шаблон:
Внутри кругов «разместите» всех, кто вам близко. В зависимости от степени
значимости для вас там могут быть ни только близкие вам люди, но и другие
люди. В 1-м круге — самые важные, в 7-м — наименее важные.
Идёт обсуждение. Ребята рассказывают почему они разместили так своих
близких и знакомых друзей-приятелей.
Рефлексия. Заключительная часть.
– В заключение нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам сплести нашу
паутинку дружбы. Давайте протянем руки к монитору. У меня в руках клубок.
Мысленно представим, что надо передавать клубок друг другу так, чтобы
нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу
надо сказать хорошие добрые слова!
Ребята плетут паутинку.
- Большое спасибо за проведенное с вами время. До новых встреч.