Напоминание

Психологическое и педагогическое сопровождение семьи и детей.


Автор: Садртдинова Зиля Касимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС Радость №71
Населённый пункт: ХМАО город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое и педагогическое сопровождение семьи и детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И

ДЕТЕЙ.

Садртдинова З.К

РФ,г. Нижневартовск, МБДОУ№18

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья,

поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в

образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От

совместной

работы

родителей

и

педагогов

выигрывают

все

стороны

педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни

детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними.

Педагоги,

взаимодействуя

с

родителями,

узнают

больше

о

ребенке,

что

позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети,

чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны

родителей,

ощущают

себя

комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше

учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства

заложены следующие принципы:

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении

детей;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания

и обучения;

помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и

со стороны родителей;

знание

педагогами

и

родителями

воспитательных

возможностей

коллектива

и

семьи,

максимальное

использование

воспитательного

потенциала в совместной работе с детьми;

постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного

учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Психолого-педагогическое

сопровождение

осуществляется

в

двух

направлениях:

1.

П р о ф и л а к т и ч е с ко е :

п р е д у п р е ж д е н и е психологической

напряженности

в

семье,

социально-психологических

и

личностных

конфликтов между родителями и детьми.

Работу

нужно

организовывать

таким

образом,

чтобы

родители

получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели

возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других

родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных

взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт

воспринимается

легче,

чем

беседы

даже

с

опытным

педагогом

или

психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители

выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод

рекомендаций

или

советов.

В

результате

они

не

только

обмениваются

опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят

с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции,

беседы,

тренинги,

консилиумы,

факультативы,

родительские

семинары,

групповые

и

индивидуальные

консультации,

родительские

собрания,

родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции,

день открытых дверей и т.п.

Э ф ф е к т и в н ы м и

я в л я ю т с я

и г р о в ы е

п р и е м ы

т а к и е ,

как игры-«проживания»,

игры-«драмы»,

ролевая

игра,

деловая

игра,

использование притч и коротких афоризмов, в процессе которых родители

прослеживают и проигрывают все формы семейного общения, в результате

как

бы

со

стороны

просматривая

ситуации,

замечая

порой

незаметные

нюансы общения в семье и их влияние на детей и на собственное состояние.

Совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. – эти столь

«несовременные»

методы

и

формы

работы

оправдывают

себя

своей

результативностью и сегодня.

2.

Актуальное:

конкретная

помощь

специалистов

в

преодолении

трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

Технология индивидуального сопровождения семьи:

1.

Анализ

заявки/сигнала

о

проблеме:

у кого проблема, кто просит о

помощи.

2.

Инвентаризация

проблем:

составление

списка

всех

выявленных

проблем.

3.

Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.

4.

Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.

5.

Наст ройка

на

нужную

волну

помощи:

выбор

п од ход а ,

соответствующего особенностям семьи.

6.

Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.

7.

Разработка плана действий.

8.

Мониторинг, оценка результативности.

9.

Выводы, рекомендации.

Таким

образом,

успешно

организованное

психолого-педагогическое

сопровождение семьи и детства способствует

повышению

компетентности

родителей

путём

расширения

психолого-педагогических знаний;

созданию

условий

для

формирования

навыков

конструктивного

взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-

родительских отношений;

улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;

выработке новых навыков взаимодействия;

развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу,

осознавать важность родительского внимания и воспитания;

оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и

развитии ребёнка.

Список литературы

11. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками:

конспект Текст] / Н.Ф. Дивицына. — Ростов-на-дону, 2005.- 240С.

12. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / под

ред. Н.П. Ивановой. -М.: Владос, 2004.-312с.

13.

Зенина

О.И.

Психологическое

сопровождение

семьи

[Текст]

/

О.И.

Зенина

//

Социальная работа.- 2008.-№6.- С. 25-29.

14.

Золотухина

И.

Уровень

готовности

педагога

к

воспитательной

деятельности

[Текст] / И. Золотухина // Воспитание школьников.- 2007.-№7.- С. 9-12.

15. Иванова Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям [Текст] /

Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина.-М.: Педагогика, 1993.-240с.

16.

Иванова-Гладильщикова

Н.П.

Жизнеустройство

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной ситуации [Текст] // Н.П. Иванова-Гладильщикова // Общая газета. -1998.-С. 11-

12.

17. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семьях [Текст] / А. Иванцова //

Воспитание школьников.- 2000.-№9.-С. 16-19.

18. Иванцова А. О работе с проблемными семьями [Текст] / А. Иванцова // Воспитание

школьников.-2000.-№10.-С.19-23.

19. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей

[Текст] / А. Иванцова // Воспитание школьников.- 2000.- №7.- С.22-25.

20.

Казакова

Е.П.

Педагогическое

сопровождение.

Опыт

международного

сотрудничества [Текст] / Е.П. Казакова.- СПб.: Питер, 1995.-129с.



В раздел образования