Автор: Садртдинова Зиля Касимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС Радость №71
Населённый пункт: ХМАО город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое и педагогическое сопровождение семьи и детей.
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И
ДЕТЕЙ.
Садртдинова З.К
РФ,г. Нижневартовск, МБДОУ№18
На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья,
поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в
образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От
совместной
работы
родителей
и
педагогов
выигрывают
все
стороны
педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни
детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними.
Педагоги,
взаимодействуя
с
родителями,
узнают
больше
о
ребенке,
что
позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети,
чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей,
ощущают
себя
комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше
учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства
заложены следующие принципы:
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении
детей;
единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания
и обучения;
помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и
со стороны родителей;
знание
педагогами
и
родителями
воспитательных
возможностей
коллектива
и
семьи,
максимальное
использование
воспитательного
потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного
учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Психолого-педагогическое
сопровождение
осуществляется
в
двух
направлениях:
1.
П р о ф и л а к т и ч е с ко е :
п р е д у п р е ж д е н и е психологической
напряженности
в
семье,
социально-психологических
и
личностных
конфликтов между родителями и детьми.
Работу
нужно
организовывать
таким
образом,
чтобы
родители
получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели
возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других
родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных
взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт
воспринимается
легче,
чем
беседы
даже
с
опытным
педагогом
или
психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители
выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод
рекомендаций
или
советов.
В
результате
они
не
только
обмениваются
опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят
с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции,
беседы,
тренинги,
консилиумы,
факультативы,
родительские
семинары,
групповые
и
индивидуальные
консультации,
родительские
собрания,
родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции,
день открытых дверей и т.п.
Э ф ф е к т и в н ы м и
я в л я ю т с я
и г р о в ы е
п р и е м ы
т а к и е ,
как игры-«проживания»,
игры-«драмы»,
ролевая
игра,
деловая
игра,
использование притч и коротких афоризмов, в процессе которых родители
прослеживают и проигрывают все формы семейного общения, в результате
как
бы
со
стороны
просматривая
ситуации,
замечая
порой
незаметные
нюансы общения в семье и их влияние на детей и на собственное состояние.
Совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. – эти столь
«несовременные»
методы
и
формы
работы
оправдывают
себя
своей
результативностью и сегодня.
2.
Актуальное:
конкретная
помощь
специалистов
в
преодолении
трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.
Технология индивидуального сопровождения семьи:
1.
Анализ
заявки/сигнала
о
проблеме:
у кого проблема, кто просит о
помощи.
2.
Инвентаризация
проблем:
составление
списка
всех
выявленных
проблем.
3.
Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
4.
Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
5.
Наст ройка
на
нужную
волну
помощи:
выбор
п од ход а ,
соответствующего особенностям семьи.
6.
Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
7.
Разработка плана действий.
8.
Мониторинг, оценка результативности.
9.
Выводы, рекомендации.
Таким
образом,
успешно
организованное
психолого-педагогическое
сопровождение семьи и детства способствует
повышению
компетентности
родителей
путём
расширения
психолого-педагогических знаний;
созданию
условий
для
формирования
навыков
конструктивного
взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-
родительских отношений;
улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
выработке новых навыков взаимодействия;
развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу,
осознавать важность родительского внимания и воспитания;
оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и
развитии ребёнка.
Список литературы
11. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками:
конспект Текст] / Н.Ф. Дивицына. — Ростов-на-дону, 2005.- 240С.
12. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / под
ред. Н.П. Ивановой. -М.: Владос, 2004.-312с.
13.
Зенина
О.И.
Психологическое
сопровождение
семьи
[Текст]
/
О.И.
Зенина
//
Социальная работа.- 2008.-№6.- С. 25-29.
14.
Золотухина
И.
Уровень
готовности
педагога
к
воспитательной
деятельности
[Текст] / И. Золотухина // Воспитание школьников.- 2007.-№7.- С. 9-12.
15. Иванова Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям [Текст] /
Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина.-М.: Педагогика, 1993.-240с.
16.
Иванова-Гладильщикова
Н.П.
Жизнеустройство
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной ситуации [Текст] // Н.П. Иванова-Гладильщикова // Общая газета. -1998.-С. 11-
12.
17. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семьях [Текст] / А. Иванцова //
Воспитание школьников.- 2000.-№9.-С. 16-19.
18. Иванцова А. О работе с проблемными семьями [Текст] / А. Иванцова // Воспитание
школьников.-2000.-№10.-С.19-23.
19. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей
[Текст] / А. Иванцова // Воспитание школьников.- 2000.- №7.- С.22-25.
20.
Казакова
Е.П.
Педагогическое
сопровождение.
Опыт
международного
сотрудничества [Текст] / Е.П. Казакова.- СПб.: Питер, 1995.-129с.