Автор: Кашпанова Роза Ахметжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Оренбургская область п.Адамовка
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие задания в начальных классах
Раздел: начальное образование
Активизация познавательных способностей на основе системы
развивающих заданий.
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для
каждого
учителя,
особенно
начальной
школы.
Развитие
активности,
самостоятельности,
инициативности,
творческого
подхода
к
делу
–
это
требование самой жизни.
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения
интереса
к
этой
деятельности.
Познавательный
интерес
должен
стать
мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является
активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового,
желание
и
умение
приобретать
знания
самостоятельно. Практическая
значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников
самостоятельно
приобретать
знания,
мыслить,
применять
свои
знания
в
практической
деятельности.
Ученик
должен
рассуждать,
анализировать
и
устанавливать нужные связи, мысленно отбирать и применять к данной ему
конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он
должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и
различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных
действий.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в
основном
не
устойчив,
эпизодичен.
Для
этого
необходимо
развивать
познавательный интерес и активность младшего школьника в различных
видах его деятельности.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности
на уроке являются:
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
На развитие познавательных процессов у младших школьников необходимо
направить систему учебных заданий с целью усиления их математического
развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,
делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
1.
задания на развитие внимания;
2.
задания на развитие памяти;
3.
задания на совершенствование воображения;
4.
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания,
его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение
заданий
подобного
типа
способствует
формированию
таких
жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться,
вести
поиск
нужного
пути,
оглядываясь,
а
иногда
и
возвращаясь
назад,
находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя
в
играх,
школьники
учатся
пользоваться
своей
памятью
и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких
заданий
учащиеся
осмысливают
и
прочно
сохраняют
в
памяти
различные
учебные
термины
и
определения.
Вместе
с
тем
у
детей
увеличивается
объем
зрительного
и
слухового
запоминания,
развивается
смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа
для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем
задания геометрического характера;
1.
дорисовывание
несложных
композиций
из
геометрических
тел
или
линий,
не
изображающих
ничего
конкретного,
до
какого-либо
изображения;
2.
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
3.
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
4.
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
5.
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью важно включать задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные
суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического
освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких
упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды
анализа
и
синтеза,
устанавливать
связи
между
понятиями,
учатся
комбинировать и планировать.
Разминка(4 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно
легкие.
Они
способны
вызвать интерес
у
детей,
и
рассчитаны
на
сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но
они
же
и
подготавливают
ребенка
к
активной
учебно-познавательной
деятельности. (Слайд2)
Тренировка психических механизмов лежащих в основе познавательных
способностей: памяти, внимания, воображения, мышления
Используемые
задания
не
только
способствуют
развитию
этих
так
необходимых
качеств,
но
и
позволяют,
неся
соответствующую
дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и
приемы
познавательной
деятельности,
выполнять
творческие
задания.
(Слайды 3-10)
Логически – поисковые задания
Важно
предлагать
задания,
обучающие
детей:
наблюдать,
сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения,
проверять
их,
делать
выводы,
«добывать»
новую
информацию,
решать
кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На
первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание
ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся
к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная
и целенаправленная постановка вопросов, обоснование выбранного решения.
Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались
с
одновременным
повышением
доли
участия
детей
в
поиске
решения
предложенного задания. (Слайды 11-19)
Графический диктант
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на
кончиках
пальцев».
От
них,
образно
говоря,
идут
тончайшие
ручейки,
которые
питают
источник
мысли.
Чем
больше
уверенности
и
изобретательности
в
движениях
детской
руки,
тем
ярче
проявляется
творческая стихия детского ума. (Слайд 12)
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки
ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся
на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. Ребята сначала
выполняют
графический
рисунок
под
диктовку
взрослого,
а
затем
заштриховывают
его
косыми
линиями,
прямыми
линиями,
«вышивают»
фигуру крестиком или просто закрашивают.
При
регулярном
выполнении
таких
упражнений
у
ребёнка
появляется
устойчивое,
сосредоточенное
внимание,
воспитывается
трудолюбие,
усидчивость.
Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята
отгадывают
загадки,
читают
стихи,
песенки,
потешки,
т.е.
овладевают
выразительными
свойствами
языка.
Поэтому
в
процессе
работы
с
графическими
диктантами
формируется
внимание,
зрительная
память,
логическое мышление, активизируются творческие способности.
Таким образом, чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать
потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит,
что
в
самом
процессе
её
школьник
должен
находить
привлекательные
стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды
интереса.