Напоминание

Развивающие задания в начальных классах


Автор: Кашпанова Роза Ахметжановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Оренбургская область п.Адамовка
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие задания в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация познавательных способностей на основе системы

развивающих заданий.

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для

каждого

учителя,

особенно

начальной

школы.

Развитие

активности,

самостоятельности,

инициативности,

творческого

подхода

к

делу

это

требование самой жизни.

Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения

интереса

к

этой

деятельности.

Познавательный

интерес

должен

стать

мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является

активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового,

желание

и

умение

приобретать

знания

самостоятельно. Практическая

значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников

самостоятельно

приобретать

знания,

мыслить,

применять

свои

знания

в

практической

деятельности.

Ученик

должен

рассуждать,

анализировать

и

устанавливать нужные связи, мысленно отбирать и применять к данной ему

конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он

должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и

различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных

действий.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в

основном

не

устойчив,

эпизодичен.

Для

этого

необходимо

развивать

познавательный интерес и активность младшего школьника в различных

видах его деятельности.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности

на уроке являются:

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- работа в парах;

- групповая работа;

- проблемное обучение;

На развитие познавательных процессов у младших школьников необходимо

направить систему учебных заданий с целью усиления их математического

развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,

находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,

делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

1.

задания на развитие внимания;

2.

задания на развитие памяти;

3.

задания на совершенствование воображения;

4.

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,

направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания,

его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение

заданий

подобного

типа

способствует

формированию

таких

жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться,

вести

поиск

нужного

пути,

оглядываясь,

а

иногда

и

возвращаясь

назад,

находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Участвуя

в

играх,

школьники

учатся

пользоваться

своей

памятью

и

применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате

таких

заданий

учащиеся

осмысливают

и

прочно

сохраняют

в

памяти

различные

учебные

термины

и

определения.

Вместе

с

тем

у

детей

увеличивается

объем

зрительного

и

слухового

запоминания,

развивается

смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа

для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем

задания геометрического характера;

1.

дорисовывание

несложных

композиций

из

геометрических

тел

или

линий,

не

изображающих

ничего

конкретного,

до

какого-либо

изображения;

2.

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

3.

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

4.

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления

замаскированного рисунка;

5.

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной

фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие

мышления. С этой целью важно включать задания, которые позволяют на

доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные

суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического

освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких

упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые

виды

анализа

и

синтеза,

устанавливать

связи

между

понятиями,

учатся

комбинировать и планировать.

Разминка(4 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение

знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно

легкие.

Они

способны

вызвать интерес

у

детей,

и

рассчитаны

на

сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но

они

же

и

подготавливают

ребенка

к

активной

учебно-познавательной

деятельности. (Слайд2)

Тренировка психических механизмов лежащих в основе познавательных

способностей: памяти, внимания, воображения, мышления

Используемые

задания

не

только

способствуют

развитию

этих

так

необходимых

качеств,

но

и

позволяют,

неся

соответствующую

дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и

приемы

познавательной

деятельности,

выполнять

творческие

задания.

(Слайды 3-10)

Логически – поисковые задания

Важно

предлагать

задания,

обучающие

детей:

наблюдать,

сравнивать,

обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения,

проверять

их,

делать

выводы,

«добывать»

новую

информацию,

решать

кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На

первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание

ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся

к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная

и целенаправленная постановка вопросов, обоснование выбранного решения.

Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались

с

одновременным

повышением

доли

участия

детей

в

поиске

решения

предложенного задания. (Слайды 11-19)

Графический диктант

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на

кончиках

пальцев».

От

них,

образно

говоря,

идут

тончайшие

ручейки,

которые

питают

источник

мысли.

Чем

больше

уверенности

и

изобретательности

в

движениях

детской

руки,

тем

ярче

проявляется

творческая стихия детского ума. (Слайд 12)

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки

ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся

на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. Ребята сначала

выполняют

графический

рисунок

под

диктовку

взрослого,

а

затем

заштриховывают

его

косыми

линиями,

прямыми

линиями,

«вышивают»

фигуру крестиком или просто закрашивают.

При

регулярном

выполнении

таких

упражнений

у

ребёнка

появляется

устойчивое,

сосредоточенное

внимание,

воспитывается

трудолюбие,

усидчивость.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята

отгадывают

загадки,

читают

стихи,

песенки,

потешки,

т.е.

овладевают

выразительными

свойствами

языка.

Поэтому

в

процессе

работы

с

графическими

диктантами

формируется

внимание,

зрительная

память,

логическое мышление, активизируются творческие способности.

Таким образом, чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать

потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит,

что

в

самом

процессе

её

школьник

должен

находить

привлекательные

стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды

интереса.



В раздел образования