Напоминание

Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.


Автор: Татьяна Алексеевна Руденко
Должность: ГБОУ Школа №1554
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: стая
Тема: Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль артикуляторной

гимнастики в коррекции

нарушений звукопроизношения»

Учитель-логопед Школы № 1554 ДО 6:

Татьяна Алексеевна Руденко

Мы произносим различные звуки благодаря подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно,

в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует

артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются

полноценные движения и определенные положения органов

артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.

По мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело привычное,

знакомое, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей» –

неясно…

Язык – главная мышца

органов речи

Для языка, как и для всякой мышцы,

гимнастика просто необходима, чтобы

заставить его быть послушным и сильным.

Для чего выполнять

гимнастику перед зеркалом?

Ребенок должен видеть движения

языка. У взрослых артикуляция –

автоматизированный навык, а

ребенку необходимо через

зрительное восприятие обрести

этот автоматизм, постоянно

упражняясь.

Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза…

Необходимо повторить упражнения вместе с

ребенком, признаваясь ему:. «Смотри, у меня тоже

не получается, давай вместе попробуем».

Необходимо внушить ему веру в успех: «Я знаю,

тебе сейчас трудно, но не у всех все получается

сразу! Будет нелегко, но надо стараться».

Дети воспитываются прежде всего на примерах

старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы

привить им необходимые в будущем навыки.

Как нужно заниматься с

ребенком?

Заниматься нужно ежедневно по 5-10 минут. Во время

занятий нужно быть терпеливыми, ласковыми и

спокойными, обязательно хвалить ребенка,

стимулировать мотивацию к занятиям.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться

систематично, в противном случае новый навык не

закрепится. В процессе выполнения необходимо

следить за качеством выполнения движений, снижение

качества – признак переутомления, лучше этого не

допускать. Все упражнения должны выполняться точно

и плавно, иначе гимнастика не имеет смысла.

Итак, начинаем!

Упражнения для губ

«Улыбка»

Губы максимально

растянуты в улыбке

«Трубочка»

Сомкнутые губы

вытянуты вперед

Упражнения на

распластывание языка

Просунуть язык между зубами и

мять его зубами 5-6 раз с

произнесением слога «та». Рот

открыть и положение языка

зафиксировать

Аналогично предыдущему, но

язык мнется губами с

произнесением «па».

Пение звука И

Игровая форма упражнения

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на

счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на

нижние зубы.

«МЕСИМ ТЕСТО»

Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать

его сквозь зубы с усилием.

Упражнения на кончик

языка

Рот открыт, попеременно

фиксировать кончик языка на

верхней и нижней губе.

Аналогично предыдущему, но

кончик языка фиксируется на

верхних и нижних резцах.

Рот открыт, кончик языка

фиксируется за верхними и

нижними резцами.

«Горка». Язык упирается в нижние

резцы и выполняется горка.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу

сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать

зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Чистим зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом

не двигается.

«КИСКА СЕРДИТСЯ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть

язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в

исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов,

рот не закрывается

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в

верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Орешек» «Маляры»

Кончик языка попеременно

упирается в слизистую

правой и левой щеки

Рот открыт. Кончик языка

попеременно упирается в

слизистую правой и левой щеки.

«Лошадки» «Грибок»

Пощелкать кончиком языка за

верхними резцами

Рот открыт, язык всей массой

присасывается к твердому небу.

«ПАРУС»

Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки

(альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до

восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

«ИНДЮК»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким

передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от

губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить

голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть

широким.

Речевые дефекты все труднее

поддаются коррекции

традиционными способами,

поэтому на данное время логопеды

используют не только

артикуляционную гимнастику, но и

логопедический массаж. Он

включает в себя массаж языка,

губ, щек, скул, а так же

пальцев и кистей рук.

Спасибо за внимание!



В раздел образования