Автор: Татьяна Алексеевна Руденко
Должность: ГБОУ Школа №1554
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: стая
Тема: Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии.
Раздел: дополнительное образование
«Роль артикуляторной
гимнастики в коррекции
нарушений звукопроизношения»
Учитель-логопед Школы № 1554 ДО 6:
Татьяна Алексеевна Руденко
Мы произносим различные звуки благодаря подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно,
в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует
артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются
полноценные движения и определенные положения органов
артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
По мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело привычное,
знакомое, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей» –
неясно…
Язык – главная мышца
органов речи
Для языка, как и для всякой мышцы,
гимнастика просто необходима, чтобы
заставить его быть послушным и сильным.
Для чего выполнять
гимнастику перед зеркалом?
Ребенок должен видеть движения
языка. У взрослых артикуляция –
автоматизированный навык, а
ребенку необходимо через
зрительное восприятие обрести
этот автоматизм, постоянно
упражняясь.
Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза…
Необходимо повторить упражнения вместе с
ребенком, признаваясь ему:. «Смотри, у меня тоже
не получается, давай вместе попробуем».
Необходимо внушить ему веру в успех: «Я знаю,
тебе сейчас трудно, но не у всех все получается
сразу! Будет нелегко, но надо стараться».
Дети воспитываются прежде всего на примерах
старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы
привить им необходимые в будущем навыки.
Как нужно заниматься с
ребенком?
Заниматься нужно ежедневно по 5-10 минут. Во время
занятий нужно быть терпеливыми, ласковыми и
спокойными, обязательно хвалить ребенка,
стимулировать мотивацию к занятиям.
Артикуляционная гимнастика должна проводиться
систематично, в противном случае новый навык не
закрепится. В процессе выполнения необходимо
следить за качеством выполнения движений, снижение
качества – признак переутомления, лучше этого не
допускать. Все упражнения должны выполняться точно
и плавно, иначе гимнастика не имеет смысла.
Итак, начинаем!
Упражнения для губ
«Улыбка»
Губы максимально
растянуты в улыбке
«Трубочка»
Сомкнутые губы
вытянуты вперед
Упражнения на
распластывание языка
Просунуть язык между зубами и
мять его зубами 5-6 раз с
произнесением слога «та». Рот
открыть и положение языка
зафиксировать
Аналогично предыдущему, но
язык мнется губами с
произнесением «па».
Пение звука И
Игровая форма упражнения
«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на
счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на
нижние зубы.
«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать
его сквозь зубы с усилием.
Упражнения на кончик
языка
Рот открыт, попеременно
фиксировать кончик языка на
верхней и нижней губе.
Аналогично предыдущему, но
кончик языка фиксируется на
верхних и нижних резцах.
Рот открыт, кончик языка
фиксируется за верхними и
нижними резцами.
«Горка». Язык упирается в нижние
резцы и выполняется горка.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу
сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать
зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом
не двигается.
«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть
язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в
исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов,
рот не закрывается
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в
верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Орешек» «Маляры»
Кончик языка попеременно
упирается в слизистую
правой и левой щеки
Рот открыт. Кончик языка
попеременно упирается в
слизистую правой и левой щеки.
«Лошадки» «Грибок»
Пощелкать кончиком языка за
верхними резцами
Рот открыт, язык всей массой
присасывается к твердому небу.
«ПАРУС»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки
(альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до
восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от
губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить
голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть
широким.
Речевые дефекты все труднее
поддаются коррекции
традиционными способами,
поэтому на данное время логопеды
используют не только
артикуляционную гимнастику, но и
логопедический массаж. Он
включает в себя массаж языка,
губ, щек, скул, а так же
пальцев и кистей рук.
Спасибо за внимание!