Автор: Гашкова Наталья Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 г. Харабали им. М.А.Орлова" Астраханской области
Населённый пункт: г. Харабали, Астраханской области
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз".
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз».
Цель: закрепить умения решать задачи на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз; развивать внимательность,
мышление; воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Планируемые результаты.
предметные: закрепить умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз; повторить соотношение между частью
и целым; закрепить умения решать текстовые задачи, действовать по алгоритму.
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в
учебной деятельности;
Универсальные учебные действия.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному
учителем плану;
Познавательные: использовать полученные раньше знания, делает выводы о результате совместной работы класса и
учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную
сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование: графические карточки для обозначения чисел, таблицы-схемы задач, конверты с заданием, Приложение 1
(компьютерная презентация с использованием фрагментов мультфильма «Зарядка для хвоста») , рисунки смайликов,
компьютер, медиапроектор, экран, презентация.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной
Здравствуйте, ребята, меня
зовут…..
/Слушают учителя и
выполняют его
Личностные УУД –
мотивация к учебной
деятельности.
Я проведу у вас урок
математики.
Давайте проверим, все ли
готово к уроку? Тетради,
ручки, учебники?
Встаньте ровно и тихонько
садитесь.
-Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку
«пять»!
рекомендации/
/проверяют рабочее место/
/тихо садятся за парты/
деятельности.
2.Актуализация
необходимых знаний.
Создание проблемной
ситуации.
Ребята, к нам на урок очень
хотели попасть кот
Матроскин и пес Шарик, но
они очень заняты и не могут
попасть к нам на встречу.
Они прислали телеграмму
из Простоквашино.
Как вы думаете, что же они
пишут?
-«Дорогие дети, не
волнуйтесь и не грустите.
Мы не можем посетить вас,
но очень просим вас помочь
нам. Когда вы справитесь со
всеми заданиями, получите
сюрприз, который лежит в
посылке. /показ
/слушают учителя/
/высказывают свои
предположения/
телеграммы/
Для того, чтобы нам помочь,
вам необходимо выполнить
несколько заданий.»
- Ребята, давайте
постараемся справиться со
всеми испытаниями. Вы
согласны?
- Для начала, нам
необходимо определиться с
темой нашего урока.
-Как вы думаете, что лежит
в посылке?
-Карлсон – герой любимого
нами мультфильма, решил
помочь. Кажется, он знает,
что лежит в посылке.
Давайте посмотрим, какое у
него предположение.
Внимание на слайд.
На слайде демонстрируется
фотография Карлсона и его
слова:
- Я знаю, я знаю! В посылке
4 банки клубничного
варенья, а яблочного в 3 раза
больше.
- Ребята, что сейчас сказал
Карлсон?
- Добавьте вопрос, чтобы
получилась задача.
- У нас с вами получилась
-Согласны
/высказывают свои
предположения/
-Условие задачи
-Сколько банок яблочного
варенья в посылке?
задача. В посылке 4 банки
клубничного варенья, а
яблочного в 3 раза больше.
Сколько банок яблочного
варенья в посылке?
- Можем ли мы решать
такие задачи?
-Что значит в 3 раза больше?
-Что нужно сделать для
того, чтобы ответить на
вопрос задачи?
-Каким будет ответ задачи?
-Проверим себя. Внимание
на слайд.
-Правильно мы решили
задачу?
- Слонёнок тоже захотел
угадать, что лежит в
посылке. Прочитаем еще
одну задачу.
-В посылке 10 банок
яблочного варенья, а
клубничного в 2 раза
меньше. Сколько банок
клубничного варенья в
посылке?
- Прочитайте вопрос задачи
-Да
-На одну банку яблочного
варенья приходится три
банки клубничного варенья.
-Нужно 4 умножить на 3.
-В посылке 12 банок
яблочного варенья.
-Да, правильно
-Сколько банок клубничного
варенья в посылке?
3. Целеполагание.
-Можем ли мы ответить на
этот вопрос?
-Что для этого нужно?
-Почему вы разделили, а не
умножили?
-Каким будет ответ задачи?
-Правильно. Скажите,
задачи какого типа нам
помогли вспомнить герои
мультфильмов?
-Вы уже решали такие
задачи на предыдущих
уроках?
-Какими правилами вы
пользовались?
-Правильно, например, 12
уменьшить в 4 раза —
значит 12: 4 = 3.
Или
4 увеличить в 3 раза –
значит в 4*3 = 12.
-Таким образом можно
сделать вывод, что вы уже
знакомы с решением такого
типа задач.
- Как вы думаете, какова
тема нашего урока?
-Да
-Нужно разделить 10 на 2,
получим 5.
-Потому что, известно, что
клубничного варенья в 2
раза меньше.
-В посылке 5 банок
клубничного варенья.
-Задачи на увеличение и
уменьшение числа в
несколько раз.
- Да
- “Уменьшить число в
несколько раз” — это значит
разделить его на такое же
число раз.
-Увеличить число в
несколько раз – это значит
умножить его такое же
число
-Решение задач на
увеличение и уменьшение
числа.
/Сообщают о своей цели на
-Какова цель сегодняшнего
урока?
-Итак, общей целью нашего
урока будет: Закрепить
умения решать задачи на
увеличение и уменьшение
чисел в несколько раз.
-Что для этого необходимо
сделать? Какие задачи мы
можем поставить на уроке?
уроке/
-Решать задачи и примеры
на увеличение и
уменьшение числа,
выполнять устный счет,
использовать изученные
правила.
4. Основная часть
Устный счет.
/На слайде
демонстрируются
картинки с изображением
сказочных героев/.
-Ребята, посмотрите на
слайд. Что вы видите?
-Да, это волшебная стена с
изображением сказочных
героев. Она встретилась на
пути двух наших друзей.
Стена волшебная, потому
что. Если нажать на любую
картинку, то откроется
задание, которое
необходимо выполнить,
чтобы пройти дальше.
-Задания от Маши.
На слайде представлен ряд
-Изображения сказочных
героев
/Учащиеся выбирают
понравившиеся им
изображения и выполняют
задания/
15,14,21,20,45,5,22
чисел. Перечислите числа,
которые записаны, по
порядку.
-Найдите лишнее число
-Назовите те числа, которые
есть в таблице умножения
на 5
-Назовите те числа, которые
есть в таблице умножения
на 2
-Расположите числа в
порядке возрастания
-Расположите числа в
порядке убывания
Молодцы, вы справились с
заданием.
-Задания от Незнайки.
Незнайка увидел 50 звезд на
небе, а созвездий в 5 раз
меньше. Сколько созвездий
увидел Незнайка?
У Авоськи под подушкой
лежит одна сладкая
ватрушка, а Незнайка съел
10 ватрушек. Во сколько раз
больше Незнайка съел
ватрушек, чем у Авоськи
под подушкой?
-Задания от мудрой Совы.
Сова написала 7 книг по
истории, а по математике в 3
-Возможны ответы: или 22,
или 20, или 5
-15,20,45,5
-14,20
-5,14,15,20,21,22
-22,21,20,15,14,5
-10 созвездий
-В 10 раз
раза больше. Сколько книг
по математике написала
Сова?
-Задания от Вовочки
Вовочка неправильно решил
6 задач, а примеров в 2 раза
больше. Сколько примеров
Вовочка решил
неправильно?
В стране невыученных
уроков Вовочке предстояло
выполнить 10 заданий, а он
выполнил в 5 раз меньше.
Сколько заданий выполнил
Вовочка?
Задания от Золушки.
В понедельник Золушка
получила 10 заданий от
мачехи, а во вторник в 3 раза
больше. Сколько заданий
получила Золушка во
вторник?
Задания от Винни Пуха.
Решите примеры.
1. 5*2= 4. 12:4=
2. 3*8= 5. 25:5=
3. 6*7= 6. 32:4=
-Сова написала 21 книгу по
математике
-12 задач
- в 2 раза меньше
-30 заданий
1)-10,2)-24,3)-42,4)-3,5)-5,6)-
8
5. Работа с учебником
-Ребята, откройте учебник
на странице 76. Давайте
прочитаем задачу под
номером 6.
-Хорошо, теперь я еще раз
прочитаю задачу.
В ведре 8 литров воды, а в
кастрюле в 4 раза меньше.
Сколько литров воды в двух
таких кастрюлях?
-Ребята, о чем эта задача?
-Сколько литров воды в
ведре?
-Что нам известно о
количестве воды в
кастрюле?
-Что значит в 4 раза
меньше?
-Что нужно узнать?
-Какие слова возьмем для
краткой записи?
-Сейчас один ученик
запишет краткую запись на
доске, а все остальные у
себя в тетрадях.
-Ребята, что мы можем
узнать, если нам известно,
что в ведре 8 литров, а в
/Читает задачу один
ученик/
-О ведре, кастрюлях и о
воде.
-В ведре 8 литров
-В кастрюле воды в 4 раза
меньше, чем в ведре
-На каждый литр воды в
кастрюле приходится 4
литра воды в ведре.
-Сколько литров воды в двух
кастрюлях.
-Ведро и кастрюли
/записывают краткую
запись/
В ведре – 8 л
В кастрюле -? л, в 4 раза м
В двух кастрюлях -? Л
-Мы можем количество
воды в ведре разделить на 4
и узнать сколько литров
кастрюле в 4 раза меньше.
-Если мы узнаем, сколько
литров в 1 кастрюле, что мы
сможем узнать?
-Как мы это сделаем?
-Теперь мы запишем
решение задачи с
пояснением.
-Ребята, как мы запишем
ответ?
воды в одной кастрюле.
-Теперь мы можем узнать
сколько литров воды в двух
кастрюлях.
-Количество литров в одной
кастрюле умножим на 2.
/Один из учеников
записывает решение на
доске/
1) 8:4=2(л) – в одной
кастрюле
2) 2*2 = 4(л) – в двух
кастрюлях.
-4 литра воды в двух
кастрюлях.
6. Работа в парах.
-Теперь попрошу отложить
учебники в сторону и
приготовиться к
следующему заданию. Для
того, чтобы к нему
приступить, необходимо
вспомнить, как правильно
провести ось симметрии?
-Правильно. Ось симметрии
-это середина объекта,
которая делит его на две
части, и отображение одной
части в зеркале даёт другую
часть.
-Нужно провести ось
фигуры так, чтобы в
согнутом состоянии обе ее
части совпали.
-У вас на партах лежит
раздаточный материал в
файлах. Достаньте его и
скажите, что это?
-
У
каждого ряда свои фигуры. 1
ряд – матрешка, 2 ряд –
пирамида, 3 ряд – цветок. Я
предлагаю вам поработать в
парах. Вам необходимо
провести ось симметрии
так, чтобы ваш объект
разделился на две равные
части. Будьте внимательны,
возможно, что у кого – то из
вас будет не одна ось
симметрии, а несколько.
Приступайте к работе.
-Ребята, давайте проверим,
правильно ли выполнили
задание. Начнем с первого
ряда. Какая у вас фигура?
-Сколько осей симметрии у
вас получилось?
-Хорошо, покажите, как вы
ее провели?
-Почему вы решили, что вы
провели ось симметрии
правило?
-Матрешка, пирамида и
цветок.
-Матрешка
-Одна
-Вертикально, точно по
середине.
-Молодцы, правильно.
Сложите свою фигуру
пополам и покажите всему
классу.
-Какая фигура была у
второго ряда?
-Получилось ли у вас
провести ось симметрии?
-Сколько осей симметрии вы
провели?
-Почему вы решили, что вы
провели ось симметрии
правило?
-Молодцы, правильно.
Сложите свою фигуру
пополам и покажите всему
классу.
-Третий ряд, что изображено
на вашей картинке?
-Вам удалось провести оси
симметрии и сколько их?
-Как вы провели оси
симметрии?
-Почему вы решили, что вы
провели ось симметрии
правило?
-Молодцы, правильно.
Сложите свою фигуру
пополам и покажите всему
классу.
-Действительно, у объектов
-Если сложить матрешку
пополам по этой оси, то ее
края совпадут.
/Показывают сложенную
фигуру/
-Пирамида
-Да.
-Одну
-Если сложить пирамиду
пополам по этой оси, то ее
края совпадут.
/Показывают сложенную
фигуру/
-Цветок
-Да, их две.
-Горизонтально и
вертикально.
-Если сложить цветок
пополам по одной и другой
оси, то ее края совпадут.
/Показывают сложенную
может быть не только одна
ось симметрии, но и 2 и
даже больше.
фигуру/
7.Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- А теперь тихо садимся за
парты. Спины выпрямили,
руки положили ровно и
продолжили работать.
9.Самостоятельная работа
-Найдите номер 9 на
странице 77. Я предлагаю
всем вместе выполнить
первую строчку. Я буду
записывать на доске, а вы у
себя в тетради.
Запишем первый пример
38-(6-5)
В каком порядке
выполняются действия?
-Хорошо, сначала решаем в
скобках. Какой ответ будет в
скобках?
-Какое действие
выполняется следующее?
-Сколько получим?
-Правильно, значит
38-(6-5) = 37
-Таким же образом решим
следующие примеры.
(3-2)-4
-Каким будет первое
действие?
-Какое следующее действие?
-Правильно, следующий
пример. (32:8):2
-Как будем выполнять
действия?
-Первое действие в скобках,
потом выполняется
оставшееся действие
- 6-5 = 1
-38 – 1
-37
3-2=1
-По – порядку
32:8=4
-Правильно. Остальные
примеры выполните
самостоятельно.
1 вариант решает 1 и 2
пример из второй строчки, 2
вариант решает 2 и 3 пример
из второй строчки.
-Закончили работу. Теперь
прошу обменяться каждого
своей тетрадью с соседом по
парте и проверить,
правильно ли он решил
пример. Если ваш товарищ
не допустил ошибок,
поставьте плюс. Если ваш
товарищ допустил одну или
две ошибки поставьте
вопрос.
-Поднимите руки, у кого ни
одной ошибки.
-Поднимите руки, кто
допустил одну ошибку.
-Какую ошибку вы
допустили? Давайте вместе
исправим.
4:2=2
/Выполняют
самостоятельную работу/
/Проводят взаимопроверку/
/Поднимают руки те, у кого
ни одной ошибки/
/Поднимают руки те, кто
допустил одну ошибку/
/Исправление ошибок/
10.Работа в рабочей тетради
-Откройте рабочую тетрадь
на странице 36. Прочитайте
задание номер 8.
-Начертите отрезок, длина
которого в 5 раз больше
длины данного отрезка.
Запиши в дециметрах длину
построенного отрезка.
-Что требуется в задании?
-Можем ли мы сразу
начертить такой отрезок?
-Почему?
-Что нужно для того, чтобы
узнать длину данного
отрезка?
-Давайте возьмем линейку и
приложим ее к отрезку в
учебнике. Какой длины
отрезок?
-Что нужно сделать для
того, чтобы начертить
другой отрезок?
-Какой длины получится
наш отрезок?
-Теперь мы можем
начертить отрезок
-Как нужно записать ответ?
-Что нужно для того, чтобы
/читают задание/
-Начертить отрезок, длина
которого в 5 раз больше
длины данного отрезка.
-Нет
-Мы не знаем длину отрезка,
данного в учебнике.
-Измерить отрезок
/Называют длину отрезка/
-Умножить длину данного
отрезка на 5.
/называют длину в
сантиметрах/
/чертят отрезок/
-в дециметрах
перевести в сантиметры в
дециметры?
-Почему?
-Какой запишем ответ?
-Правильно, запишите ответ
в тетрадях.
-Нужно длину полученного
отрезка разделить на 10.
-Потому что 1 см = 10 дм
/называют ответ в
дециметрах/
11. Математический диктант
-Теперь отступите одну
строчку. Проведем
математический диктант. Я
диктую пример, вы
записываете только ответ в
тетради в строчку, через
запятую.
-Увеличьте число 2 в 3 раза
-Уменьши число 18 в 2 раза
-Какое число надо
увеличить в 6 раз, чтобы
получить 30?
-Уменьшите число 9 в 3 раза
-Запишите произведение
чисел 6 и 8
-Запишите частное чисел 15
и 3
-Запишите произведение
чисел 4 и 2
-Увеличьте число 6 в 4 раза
-Увеличьте число 5 в 5 раз
-Запишите частное чисел 14
-Записывают ответ в
тетради.
6
-9
-5
-3
-48
-5
-8
-24
-25
-2
и 7
-Закончили работу. Теперь
проверим ответы. Внимание
на слайд.
12.Итог урока. Рефлексия.
-Наш урок подошел к концу.
Ребята, вы сегодня молодцы.
Вы справились со всеми
заданиями. Давайте
вспомним цель нашего
урока
-Удалось ли нам достичь
цели урока и почему?
-Хорошо. В начале урока мы
читали письмо, которое нам
прислали из
Простоквашино. За нашу
работу Матроскин и Шарик
позволили нам открыть их
посылку. В этой посылке
лежат цветы. Как вы
-
закрепить умения решать
задачи на увеличение и
уменьшение чисел в
несколько раз
-Да, мы закрепили умение
решать задачи на
увеличение и уменьшение
чисел в несколько раз. Для
этого мы повторили таблицу
умножения, правила
решения таких задач,
выполнили устный счет,
математический диктант и
решили задачи.
думаете, почему нам
прислали именно цветы?
-Правильно. Сейчас я
раздам каждому из вас по
два цветка. Один цветок с
фиолетовыми лепестками,
другой – с желтыми. Если
урок вам понравился и вам
было интересно работать, то
поднимите вверх цветок с
желтыми лепестками, если
вам было неинтересно и
скучно, то поднимите цветок
с фиолетовыми лепестками.
-Спасибо за урок, мне было
интересно с вами работать.
-Потому что сейчас весна.
/анализируют свою
деятельность, показывают
цветок/