Авторы: Налимова Марина Николаевна, Гайнуллина Динара Сабиржановна
Должность: старший преподаватель кафедры физического воспитания
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет»
Населённый пункт: Самарская область, город Самара
Наименование материала: научная статья
Тема: Формирование у студентов социально - и профессионально-значимых качеств в процессе их занятия физической культурой и спортом
Раздел: высшее образование
Формирование у студентов социально - и профессионально-
значимых качеств в процессе их занятия физической культурой
и спортом
Гайнуллина Динара Сабиржановна
студентка 3 курса Факультета Государственного муниципального управления
Самарский Государственный Экономический Университет
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра региональной экономики и управления
Налимова Марина Николаевна
старший преподаватель
Самарский Государственный Экономический Университет
Кафедра физического воспитания
АННОТАЦИЯ
Цель: в процессе профессиональной подготовки, т.е. во время обучения
в
университете,
студент
должен
приобрести
ряд
знания
и
навыки,
без
которых невозможна его дальнейшая деятельность в выбранной профессии,
и,
кроме
того,
некоторые
социально
и
профессионально
важные
личные
качества
и
способности,
способствующие
зрелости
выпускника,
должны
быть сформированы. Они включают в себя способность управлять новыми
социальными
ролями,
быстро
принимать
решения
и
брать
на
себя
ответственность за них, формировать навыки эффективного взаимодействия с
коллегами
на
основе
общепринятых
норм
и
правил,
приготовить
себя
к
пожизненному самообразованию и осознанию важности здорового образа
жизни для успешной самореализации в обществе и в профессии.
Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ научной литературы
и статистические методы обработки экспериментальных данных.
Результат: статья содержит характеристику спортивной деятельности
как одного из наиболее эффективных факторов, способствующих социальной
адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе и развитию социально- и
профессионально-значимых личностных качеств. В будущем специалисты
должны
работать
эффективно
и
действенно
в
постоянно
меняющейся
социальной среде.
Вывод: осознание необходимости улучшения спортивной активности
студентов на основе оптимизации учебного процесса, который возможен при
использовании наиболее эффективных методов и форм занятий, расширения
прикладных средств физической подготовки.
Ключевые
слова:
физическая
подготовка,
профессиональная
подготовка,
социально-
и
профессионально-важные
личностные
качества,
спорт.
ВВЕДЕНИЕ
Обучение
в
ВУЗе
является
начальным
этапом
профессиональной
подготовки и адаптации будущих специалистов к постоянно меняющимся
условиям
социальной
среды.
Поэтому
современная
система
высшего
образование должно обеспечивать не только передачу определенных знаний,
но
и
формировать
у
специалистов
ряд
социально-
и
профессионально-
значимых
личностных
качеств.
[1,2]
Они
включают
в
себя
способность
управлять новыми социальными ролями, быстро принимать решения и брать
на себя ответственность[3,4]. Одним из наиболее эффективных факторов,
способствующих социальной адаптация студентов к условиям обучения в
учреждении
и
развитие
способности
к
быстрой
адаптации
в
обществе
является физические спортивные мероприятия, проводимые университетом
во время занятий по физическому воспитанию.
Сегодня
спорт
популярен
среди
молодых
людей.
Физические
упражнения становятся эффективным способом для улучшения здоровья,
качества жизни и человеческого самосовершенствования.
Физическое
воспитание
в
целом
имеет
достаточно
широкое
разнообразие
педагогических
и
социальных
эффектов.
Значительное
количество научных работ [6-8] описывают в деталях средства физической
культуры и спорта. Они представлены в условия потребности человека в
адаптации к новым экологическим условиям жизни, комплексной подготовке
к производственной деятельности и т.п. [9-13]. Мы не должны забывать, что
физические упражнения - это сфера деятельности, где присуща активная
адаптация личности к социальным условиям окружающей среды, то есть
социальная адаптация. В ходе спортивной деятельности учащиеся участвуют
в
общественной
жизни,
развивают
свой
опыт
социальных
отношений
и
оттачивают свои организаторские способности. В социуме развивается число
позитивных,
моральных
и
волевых
черт
личности
таких
ка к :
целеустремленность, решительность и ответственность.
Цели этого исследования включали более подробное определение роли
физического воспитания в социальной адаптации студентов ВУЗа. В качестве
особенностей социальной адаптации мы выбрали: эффективность учебной
деятельности
и
активное
участие
в
общественной
жизни
института,
соблюдение
морально-этических
норм
поведения,
хорошее
отношение
с
членами студенческого общества, а также способность выполнять функции
лидера,
ответственность
и
творческий
подход
к
реализации
учебной
деятельности.
По
мнению
многих
ученных,
[1,2,14]
эти
особенности
отражают педагогическую сущность социальной адаптация студентов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методы исследования были следующими: опрос, наблюдение, анализ
научной литературы и статистические методы экспериментальных данных,
обработка информации. В анонимном опросе приняли участие студенты 3
курса
Института
национальной
и
мировой
экономики
Федерального
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
высшего
образования «Самарский государственный экономический университет».
В опросе приняли участие 228 студентов, которые регулярно посещают
занятия по физической культуре. Из всех опрошенных - 115 мальчиков и 113
девочек.
На
физиологическом
уровне,
спортивная
деятельность
студентов,
организованная
университетом
на
основе
реализации
педагогических
принципов, сосредоточена на развитии количества физических свойств, в том
числе выносливости. Если происходит адаптации к физическим нагрузкам,
стимул
молодых
люди
учиться
повышается,
то
это
влияет
на
производительность
и
качество
профессионального
обучения[15].
Адаптивность к стрессовым ситуациям способствует также психологической
адаптации студентов к учебной деятельности [16].
Образовательная деятельность является частью социальной адаптации
и
социализация
личности[17].
В
течение
занятия
студенты
приобретают
новые
навыки.
Занятие
спортом
способствует
приобретению
прикладных
навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, для
повышения социальной и гуманитарной компетентности и т.п. Занятия по
физической
культуре,
помимо
основных
задач
(улучшение
двигательной
активности
студентов
во
время
обучения
и
формирование
физической
культуры
человека,
который
обеспечит
возможность
эффективного
физического
самоулучшение),
имеет
задачу
обеспечить
понимание
необходимости ведения здорового образа жизни.
Спортсмены, обычно практикующие командный спорт характеризуется
интернационализмом взглядов и чувством общности. Во время коллективной
деятельности человек чувствует поддержку единомышленников, что дает ему
уверенность. Круг социальных контактов увеличивается, и навыки общения
развиваются. Молодые люди изучают новые социальные роли в команде и
развивают
индивидуализированные
подходы
и
стиль
поведения.
Навыки
работы в команде будет использоваться в будущем в различных областях
производственной деятельности.
Следует отметить, что в спорте соперничество способствует развитию
выносливости,
самоконтролю
и
других
возможностей,
которые
помогают
справиться с психологической интенсивностью тренировочной деятельности,
а во время экзаменационной сессии, с эмоциональными перегрузками, что
также
может
быть
рассмотрено
из
перспектив
содействия
социальной
адаптации в сложной жизненной ситуации.
Социальная активность развивалась в процессе спортивной активности
и
стала
одной
из
важнейшей
характеристикой
личности.
Это
всегда
проявляется в сфере общественной деятельности: членство в студенческом
совете
университета,
участие
в
фестивалях,
конкурсах,
волонтерских
движениях,
социальная
помощь
и
т.п.
Личные
способности,
которые
характеризуют
социальную
адаптивность
человека
также
являются
необходимыми
качествами
специалиста,
прошедшего
обучение
в
университете.
7 6 %
р е с п о н д е н т о в
з а я в и л и ,
ч т о
п р о ц е с с
ф и з и ч е с ко г о
совершенствования
и
участия
в
студенческих
конкурсах
помогает
им
сформировать волевую
личность,
добавляет
решимость
и
настойчивость.
13% респондентов не согласны с
этим утверждением, а остальные не
определились.
Тот
факт,
что
физические
тренировки
способствовали
развитию
нравственных
качеств
(таких
как
дисциплина,
доброта,
честность
и
ответственность)
подтвердились
в
73%
студентов.
9%
респондентов
не
разделяют эту точку зрения, и 18% затруднились дать положительный или
отрицательный ответ на этот вопрос.
Вопрос о том, спортивная деятельность формирует навыки управления
командой
и
это
способствует
развитию
новых
социальных
ролей
положительно
ответили
58%
респондентов,
отрицательно
29%,
а
13%
респондентов воздержались от ответа.
59% респондентов дали положительный ответ на вопрос о влиянии
спорта на формирование авторитета в студенческой команде, в то время как
41% указали на увеличение активности в общественной жизни университета
(хотя
на
самом
деле
только
43%
из
228
респонденты
занимаются
общественной деятельностью).
69%
респондентов
отметили
влияние
спортивных
занятий
на
повышение самооценки; 72% - на самореализацию; 31% - на прогресс в
достижении целей.
Некоторые
из
вопросов
были
о
качестве
организации
спортивного
воспитания в институте. В целом, 88% респондентов дают положительную
оценку
существующей
системе
физического
воспитания,
которая
обеспечивает
тренировки,
спорт,
походы,
физические
и
развлекательные
мероприятия
и
праздники.
Знания
и
навыки,
приобретенные
в
ходе
теоретических
и
практических
занятий,
по
мнению
81%
респондентов,
способствуют
формированию
мотивации
к
различной
деятельности
(они
принимают физическую подготовку как неотъемлемую часть своей жизни и
чувствую необходимость в этом).
Анализ результатов опроса показал, что, большинство респондентов
(68%) считают, что необходимо заниматься спортом не менее, чем 3 раза в
неделю, только 47% респондентов действительно находят время для этого, а
остальные считают, что занятий в университете по физической культуре
будет достаточно. К сожалению, только 22% считают, что нужно заниматься
спортом больше 4-5 раз в неделю. Большинство студентов считают, что опыт
и
знания,
приобретенные
в
ВУЗе,
помогут
правильно
организовать
самостоятельную физическую активность.
ВЫВОД
Наблюдение,
анализ
научной
литературы
и
результаты
опроса
позволяют
нам
сделать
определенные
выводы.
Адаптация
студентов
к
условиям обучения и активность в ВУЗе зависит от многих объективных и
субъективных
факторов.
Субъективные
факторы
включают
те,
которые
связаны с личными психологическими и физиологическими особенностями
студентов,
а
именно
их
врожденные
способности
и
личные
стремления.
Следует отметить, что физическая подготовка, высокий уровень здоровья и
производительности,
имеющие
положительное
влияние
на
социальную
адаптацию
студентов,
достигается
в
процессе
физической
подготовки.
Объективные
факторы
социальной
адаптации
должны
включать
условия
педагогической и психосоциальной среды, в которой происходит процесс
формирования личности.
В заключение стоит отметить, что необходимо повысить спортивную
активность студентов на основе оптимизации учебного процесса, используя
наиболее эффективные методы и формы занятий, развить способность к
социальной
адаптации,
которая
рассматривается
как
обязательство
к
постоянному образованию и фактору профессиональной компетентности.