Напоминание

Формирование у студентов социально - и профессионально-значимых качеств в процессе их занятия физической культурой и спортом


Авторы: Налимова Марина Николаевна, Гайнуллина Динара Сабиржановна
Должность: старший преподаватель кафедры физического воспитания
Учебное заведение: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет»
Населённый пункт: Самарская область, город Самара
Наименование материала: научная статья
Тема: Формирование у студентов социально - и профессионально-значимых качеств в процессе их занятия физической культурой и спортом
Раздел: высшее образование





Назад




Формирование у студентов социально - и профессионально-

значимых качеств в процессе их занятия физической культурой

и спортом

Гайнуллина Динара Сабиржановна

студентка 3 курса Факультета Государственного муниципального управления

Самарский Государственный Экономический Университет

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра региональной экономики и управления

Налимова Марина Николаевна

старший преподаватель

Самарский Государственный Экономический Университет

Кафедра физического воспитания

АННОТАЦИЯ

Цель: в процессе профессиональной подготовки, т.е. во время обучения

в

университете,

студент

должен

приобрести

ряд

знания

и

навыки,

без

которых невозможна его дальнейшая деятельность в выбранной профессии,

и,

кроме

того,

некоторые

социально

и

профессионально

важные

личные

качества

и

способности,

способствующие

зрелости

выпускника,

должны

быть сформированы. Они включают в себя способность управлять новыми

социальными

ролями,

быстро

принимать

решения

и

брать

на

себя

ответственность за них, формировать навыки эффективного взаимодействия с

коллегами

на

основе

общепринятых

норм

и

правил,

приготовить

себя

к

пожизненному самообразованию и осознанию важности здорового образа

жизни для успешной самореализации в обществе и в профессии.

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ научной литературы

и статистические методы обработки экспериментальных данных.

Результат: статья содержит характеристику спортивной деятельности

как одного из наиболее эффективных факторов, способствующих социальной

адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе и развитию социально- и

профессионально-значимых личностных качеств. В будущем специалисты

должны

работать

эффективно

и

действенно

в

постоянно

меняющейся

социальной среде.

Вывод: осознание необходимости улучшения спортивной активности

студентов на основе оптимизации учебного процесса, который возможен при

использовании наиболее эффективных методов и форм занятий, расширения

прикладных средств физической подготовки.

Ключевые

слова:

физическая

подготовка,

профессиональная

подготовка,

социально-

и

профессионально-важные

личностные

качества,

спорт.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение

в

ВУЗе

является

начальным

этапом

профессиональной

подготовки и адаптации будущих специалистов к постоянно меняющимся

условиям

социальной

среды.

Поэтому

современная

система

высшего

образование должно обеспечивать не только передачу определенных знаний,

но

и

формировать

у

специалистов

ряд

социально-

и

профессионально-

значимых

личностных

качеств.

[1,2]

Они

включают

в

себя

способность

управлять новыми социальными ролями, быстро принимать решения и брать

на себя ответственность[3,4]. Одним из наиболее эффективных факторов,

способствующих социальной адаптация студентов к условиям обучения в

учреждении

и

развитие

способности

к

быстрой

адаптации

в

обществе

является физические спортивные мероприятия, проводимые университетом

во время занятий по физическому воспитанию.

Сегодня

спорт

популярен

среди

молодых

людей.

Физические

упражнения становятся эффективным способом для улучшения здоровья,

качества жизни и человеческого самосовершенствования.

Физическое

воспитание

в

целом

имеет

достаточно

широкое

разнообразие

педагогических

и

социальных

эффектов.

Значительное

количество научных работ [6-8] описывают в деталях средства физической

культуры и спорта. Они представлены в условия потребности человека в

адаптации к новым экологическим условиям жизни, комплексной подготовке

к производственной деятельности и т.п. [9-13]. Мы не должны забывать, что

физические упражнения - это сфера деятельности, где присуща активная

адаптация личности к социальным условиям окружающей среды, то есть

социальная адаптация. В ходе спортивной деятельности учащиеся участвуют

в

общественной

жизни,

развивают

свой

опыт

социальных

отношений

и

оттачивают свои организаторские способности. В социуме развивается число

позитивных,

моральных

и

волевых

черт

личности

таких

ка к :

целеустремленность, решительность и ответственность.

Цели этого исследования включали более подробное определение роли

физического воспитания в социальной адаптации студентов ВУЗа. В качестве

особенностей социальной адаптации мы выбрали: эффективность учебной

деятельности

и

активное

участие

в

общественной

жизни

института,

соблюдение

морально-этических

норм

поведения,

хорошее

отношение

с

членами студенческого общества, а также способность выполнять функции

лидера,

ответственность

и

творческий

подход

к

реализации

учебной

деятельности.

По

мнению

многих

ученных,

[1,2,14]

эти

особенности

отражают педагогическую сущность социальной адаптация студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методы исследования были следующими: опрос, наблюдение, анализ

научной литературы и статистические методы экспериментальных данных,

обработка информации. В анонимном опросе приняли участие студенты 3

курса

Института

национальной

и

мировой

экономики

Федерального

государственного

бюджетного

образовательного

учреждения

высшего

образования «Самарский государственный экономический университет».

В опросе приняли участие 228 студентов, которые регулярно посещают

занятия по физической культуре. Из всех опрошенных - 115 мальчиков и 113

девочек.

На

физиологическом

уровне,

спортивная

деятельность

студентов,

организованная

университетом

на

основе

реализации

педагогических

принципов, сосредоточена на развитии количества физических свойств, в том

числе выносливости. Если происходит адаптации к физическим нагрузкам,

стимул

молодых

люди

учиться

повышается,

то

это

влияет

на

производительность

и

качество

профессионального

обучения[15].

Адаптивность к стрессовым ситуациям способствует также психологической

адаптации студентов к учебной деятельности [16].

Образовательная деятельность является частью социальной адаптации

и

социализация

личности[17].

В

течение

занятия

студенты

приобретают

новые

навыки.

Занятие

спортом

способствует

приобретению

прикладных

навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, для

повышения социальной и гуманитарной компетентности и т.п. Занятия по

физической

культуре,

помимо

основных

задач

(улучшение

двигательной

активности

студентов

во

время

обучения

и

формирование

физической

культуры

человека,

который

обеспечит

возможность

эффективного

физического

самоулучшение),

имеет

задачу

обеспечить

понимание

необходимости ведения здорового образа жизни.

Спортсмены, обычно практикующие командный спорт характеризуется

интернационализмом взглядов и чувством общности. Во время коллективной

деятельности человек чувствует поддержку единомышленников, что дает ему

уверенность. Круг социальных контактов увеличивается, и навыки общения

развиваются. Молодые люди изучают новые социальные роли в команде и

развивают

индивидуализированные

подходы

и

стиль

поведения.

Навыки

работы в команде будет использоваться в будущем в различных областях

производственной деятельности.

Следует отметить, что в спорте соперничество способствует развитию

выносливости,

самоконтролю

и

других

возможностей,

которые

помогают

справиться с психологической интенсивностью тренировочной деятельности,

а во время экзаменационной сессии, с эмоциональными перегрузками, что

также

может

быть

рассмотрено

из

перспектив

содействия

социальной

адаптации в сложной жизненной ситуации.

Социальная активность развивалась в процессе спортивной активности

и

стала

одной

из

важнейшей

характеристикой

личности.

Это

всегда

проявляется в сфере общественной деятельности: членство в студенческом

совете

университета,

участие

в

фестивалях,

конкурсах,

волонтерских

движениях,

социальная

помощь

и

т.п.

Личные

способности,

которые

характеризуют

социальную

адаптивность

человека

также

являются

необходимыми

качествами

специалиста,

прошедшего

обучение

в

университете.

7 6 %

р е с п о н д е н т о в

з а я в и л и ,

ч т о

п р о ц е с с

ф и з и ч е с ко г о

совершенствования

и

участия

в

студенческих

конкурсах

помогает

им

сформировать волевую

личность,

добавляет

решимость

и

настойчивость.

13% респондентов не согласны с

этим утверждением, а остальные не

определились.

Тот

факт,

что

физические

тренировки

способствовали

развитию

нравственных

качеств

(таких

как

дисциплина,

доброта,

честность

и

ответственность)

подтвердились

в

73%

студентов.

9%

респондентов

не

разделяют эту точку зрения, и 18% затруднились дать положительный или

отрицательный ответ на этот вопрос.

Вопрос о том, спортивная деятельность формирует навыки управления

командой

и

это

способствует

развитию

новых

социальных

ролей

положительно

ответили

58%

респондентов,

отрицательно

29%,

а

13%

респондентов воздержались от ответа.

59% респондентов дали положительный ответ на вопрос о влиянии

спорта на формирование авторитета в студенческой команде, в то время как

41% указали на увеличение активности в общественной жизни университета

(хотя

на

самом

деле

только

43%

из

228

респонденты

занимаются

общественной деятельностью).

69%

респондентов

отметили

влияние

спортивных

занятий

на

повышение самооценки; 72% - на самореализацию; 31% - на прогресс в

достижении целей.

Некоторые

из

вопросов

были

о

качестве

организации

спортивного

воспитания в институте. В целом, 88% респондентов дают положительную

оценку

существующей

системе

физического

воспитания,

которая

обеспечивает

тренировки,

спорт,

походы,

физические

и

развлекательные

мероприятия

и

праздники.

Знания

и

навыки,

приобретенные

в

ходе

теоретических

и

практических

занятий,

по

мнению

81%

респондентов,

способствуют

формированию

мотивации

к

различной

деятельности

(они

принимают физическую подготовку как неотъемлемую часть своей жизни и

чувствую необходимость в этом).

Анализ результатов опроса показал, что, большинство респондентов

(68%) считают, что необходимо заниматься спортом не менее, чем 3 раза в

неделю, только 47% респондентов действительно находят время для этого, а

остальные считают, что занятий в университете по физической культуре

будет достаточно. К сожалению, только 22% считают, что нужно заниматься

спортом больше 4-5 раз в неделю. Большинство студентов считают, что опыт

и

знания,

приобретенные

в

ВУЗе,

помогут

правильно

организовать

самостоятельную физическую активность.

ВЫВОД

Наблюдение,

анализ

научной

литературы

и

результаты

опроса

позволяют

нам

сделать

определенные

выводы.

Адаптация

студентов

к

условиям обучения и активность в ВУЗе зависит от многих объективных и

субъективных

факторов.

Субъективные

факторы

включают

те,

которые

связаны с личными психологическими и физиологическими особенностями

студентов,

а

именно

их

врожденные

способности

и

личные

стремления.

Следует отметить, что физическая подготовка, высокий уровень здоровья и

производительности,

имеющие

положительное

влияние

на

социальную

адаптацию

студентов,

достигается

в

процессе

физической

подготовки.

Объективные

факторы

социальной

адаптации

должны

включать

условия

педагогической и психосоциальной среды, в которой происходит процесс

формирования личности.

В заключение стоит отметить, что необходимо повысить спортивную

активность студентов на основе оптимизации учебного процесса, используя

наиболее эффективные методы и формы занятий, развить способность к

социальной

адаптации,

которая

рассматривается

как

обязательство

к

постоянному образованию и фактору профессиональной компетентности.



В раздел образования