Напоминание

«Свободное музицирование как одна из форм мотивации детей для занятий музыкой»


Автор: Дашкеева Елена Борисовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. С.С. Прокофьева
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Свободное музицирование как одна из форм мотивации детей для занятий музыкой»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Дашкеева Елена Борисовна

преподаватель фортепиано

Тема: «Свободное музицирование как одна из форм мотивации детей для

занятий музыкой»

«Музицирование создается не талантом, но само создает

культуру и почву, на которой вырастают таланты»

Г.Г.Нейгауз

Культурное наследие нашей страны включает в себя богатейший опыт

музыкального воспитания в семье. В России складывались традиции

бытования народной и классической музыки в семейной культуре и активного

приобщения детей к различным формам музицирования. Благодаря

исследованиям В.И. Адищева

1

, Н.В.Карташева, Ю.М.Лотмана

2

,

Л.В.Матвеевой

3

, и других учёных известно, что в России на протяжении

XVIII – XIX столетий сложилась классическая дворянская модель семейного

воспитания, неотъемлемой составляющей которой являлось музыкальное

искусство. Музыка выступала константой культурного пространства семьи в

России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование,

аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование

пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда

участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие

разными музыкальными инструментами. Традиция в дворянских семьях

поддерживалась и сохранялась не одним поколением. Музыкальное обучение

в домашних условиях оказывало большое влияние на статус образованности,

как отдельных членов, так и всей семьи в целом. Включение музыки в образ

жизни при этом обеспечивался достаточно строгими требованиями к

подготовке за инструментом с детского возраста (особенно девушек, которые

считались основными хранительницами музыкальной культуры и

образованности). Всё это говорит не просто о широком проникновении в быт

русского общества европейских форм музыкальной практики, но и о том, что

домашнее семейное музицирование являлось фактором широкого

музыкального просвещения и основой эстетического воспитания в семье.

1

Адищев, В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй

половины XIX начала XX века М Музыка, 2007.

2

Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX

века Искусство, 1994)

3

Матвеева, JI.B. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье Екатеринбург, 200.

Музыка выступала средством социализации ребёнка не только в семьях,

принадлежащих к дворянскому и мещанскому сословиям. Л. В. Матвеева

4

в

своих трудах выделяет также «народную модель» семейного музыкального

воспитания,

подчёркивая

то,

что

в

народной

среде

происходило

«ненавязчивое

воздействие

на

ребёнка

естественной

«живой»

звуковой

музыкальной среды – музыкальная составляющая материнской педагогики

пестования, прикладное звучание музыки в быту и при выполнении трудовых

обязанностей».

К XIX веку домашнее музицирование прочно вошло в жизнь россиян,

став не только формой проведения досуга или семейного воспитания, но и

основой для расширения и аккумуляции просвещённых кругов общества, во

многом

обеспечивших

высокий

уровень

развития

культуры

страны

в

дальнейшем.

Об

этом

свидетельствуют

многочисленные

музыкальные

собрания, кружки и салоны, широко бытовавшие в дворянских особняках и

помещичьих усадьбах (наиболее известные – братьев Вильегорских, В.Ф.

Одоевского,

княгини

З.А.Волконской,

А.Ф.Вельтмана,

А.Ф.Львова

и

др.),

которые объединяли, подобно знаменитым итальянским академиям, не только

музыкантов, но и весь цвет литературно-артистического и художественного

сообщества. Одним из самых распространённых видов музыкального досуга,

особенно

в

провинциальных

городах,

являлись

«семейные

вечера».

Интересен тот факт, что их проведение требовало обязательного разрешения

губернатора,

соблюдения

определённых

правил

и

предполагало

контроль

местной власти – по завершению вечера, как правило, составлялся отчёт

исправника.

Биографии многих выдающихся российских писателей, поэтов, учёных

(Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, М.Ю. Лермонтова, Д.И. Менделеева, С.П.

Боткина, И.М. Сеченова, С.М. Ковалевской, А.М. Бутлерова и др.) содержат

многочисленные факты глубокого увлечения домашним музицированием

5

,

органично

присущим

их

семейной

атмосфере

и

процессу

воспитания

в

целом. Значительную роль сыграло домашнее музыкальное образование в

творческом становлении многих отечественных композиторов – М.И. Глинки,

A. C. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, H.А. Римского -

Корсакова, П.И. Чайковского,

C.B. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д.

Шостаковича и др. Общей чертой в их музыкальных судьбах стала личность

матери как первой учительницы музыки, прекрасно владевшей игрой на

фортепиано,

нередко

хорошей

певицы,

проницательного

педагога,

почувствовавшего дарование своего ребёнка.

Таким

образом,

во

многом

благодаря

глубоким

традициям

музыкального воспитания в семье, в России был основан фундамент для

развития

музыкального

просветительства

и

профе ссионального

музыкального

образования,

выразившихся

в

создании

просветительских

4

Матвеева, JI.B. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей

Екатеринбург, 2006.

5

Адищев, В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй

половины XIX начала XX век Музыка, 2007.

организаций

6

(«Русское

филармоническое

общество»,

«Русское

хоровое

общество»,

«Симфоническое

общество»,

«Императорское

Русское

музыкальное

общество»),

учреждений

профессионального

музыкального

образования

(консерваторий,

музыкальных

училищ

и

др.),

в

расцвете

национальных композиторской и исполнительской школ.

В силу известных исторических событий, после 1917 г. кардинально

изменился

музыкальный

быт

России.

Эмигрировала

значительная

часть

культурно-интеллектуального

слоя

нации,

интеллигенция

долгое

время

считалась «классово враждебной», а привычное звучание фортепиано или

гитары – «буржуазными пережитками». В результате социальных потрясений

традиции домашнего музицирования постепенно утрачивались.

В

ХХ

в.

стране

была

создана

фундаментальная

система

дополнительного

музыкального

образования

7

,

базовой

характеристикой

которой стало обучение всех детей по единой программе, направленной на

профессиональную ориентацию.

Зачем

же

дети

приходят

в

музыкальную

школу?

Подавляющее

большинство

детей

поступают

в

ДШИ

для

того,

чтобы

научиться

музицировать,

свободно

владеть

музыкальным

инструментом,

суметь

исполнить популярную музыку, повысить свой интеллектуальный уровень и

свой статус среди сверстников, расширить кругозор и только единицы станут

профессиональными музыкантами.

Именно

желание

свободного

творческого

музицирования

лежит

в

основе мотивации обучения в музыкальной школе.

Что же такое мотивация?

Этот термин происходит от английского «move» - двигать». Мотивация

- это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы,

влияющие

на

активность

или

пассивность

поведения.

Главным

звеном

мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения

своих потребностей.

Мотивация

-

это

основное

средство,

которое

даст

возможность

повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее

повысить личный научный или творческий потенциал.

Мотивация

современных

школьников

является

одной

из

самых

сложных

педагогических

проблем,

именно

она

играет

большую

роль

в

организации современного учебного процесса. Во время огромного объема

информации,

предоставляемых

СМИ,

интернет,

социальные

сети,

очень

сложно

мотивировать

ученика

к

обучению,

систематической

работе,

6

Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке Изд-во Урал, ун-та, 1999.

7

Апраксина, O.A. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе Акад. пед. наук

Екатеринбург, 1989.

стремлению искать новую информацию и эффективно использовать её в

процессе обучения и жизни.

Проблемой творческого развития детей в музыкальной деятельности

занимались

многие

педагоги,

психологи,

практики,

среди

которых

А.В.

Луначарский, П.П. Блонский, К.Роджерс, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В.

Асафьев, Н.Я. Брюсова, Н.Л. Гродзенский, Н.И. Сац, Г.В. Ковалева, В.Н.

Шацкая, Т.Э. Тютюнникова, В.И. Петрушин, Л.С. Выготский, О.И. Филатова

и другие.

В

своих

работах

они

указывали

на

значимость

развития

в

детях

творческого начала и непосредственного творческого самовыражения через

приобщение

к

музыкальной

деятельности,

творческому

музицированию:

подбор мелодий по слуху, чтению с листа, транспонированию, импровизации.

Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять:

создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребенка.

Очень

важно

в

процессе

обучения

формировать

положительную

мотивацию обучения музыке через творческое музицирование.

Музицирование должно быть главным видом деятельности музыканта-

исполнителя,

независимо

от

того

какой

инструмент

он

осваивает.

В

творческом багаже музыканта должны находиться произведения различных

эпох, стилей, жанров, и не важно, будут ли эти произведения исполнены

наизусть, по нотам или подобраны по слуху тут же.

Слово

"музицировать"

происходит

от

немецкого,

musizieren,

что

означает

-

заниматься

музыкой.

В

широком

понимании

-

это

игра

на

музыкальном инструменте вообще, а в понимании камерном - исполнение

музыки в домашней обстановке.

Воспитанию положительной мотивации обучения, по мнению многих

исследователей, способствуют следующие факторы:

-включенность ученика в разные виды коллективной деятельности;

-общая атмосфера в школе и классе;

-отношения

учителя

с

учащимся,

помощь

учителя

в

виде

советов,

наталкивающих самого ученика на правильное решение;

-привлечение

учителем

к

оценочной

деятельности

и

формирование

адекватной самооценки учеников и др.

Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без

создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои

способности

и

возможности.

Необходимо

воспитывать

в

детях

чувство

оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого

учителю

важно

представлять

собой

живой

пример

оптимистически

настроенного к учащимся и коллегам человека.

Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать, им

самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи,

обеспечить

проблемные

задания,

а

также

моделировать

процесс,

необходимый

для

достижения

поставленных

целей,

обеспечивая

необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на

выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо

внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей

ценить не только свои собственные, но и коллективные достижения.

«Общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы

способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника

широких

побуждений

(отрывочных,

импульсивных,

неустойчивых,

определяемых

внешними

стимулами,

сиюминутных,

неосознаваемых,

малодейственных) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой,

т.е.

с

доминированием

и

преобладанием

отдельных

мотивов

и

избирательностью, что создает индивидуальность личности, включающую в

себя

действенные,

перспективные

и

осознанные

мотивы,

цели,

эмоции,

опосредуемые целостной «внутренней позицией

» (

пишет А.Б. Орлов).

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению,

нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает

ему

полноценно

использовать

свои

ресурсы.

Среди

таких

факторов

выделяются следующие:

• Отсутствие самостоятельности в принятии решений и

последствий собственных действий;

• Отсутствие реальной помощи при изучении сложного учебного материала;

• Отсутствие единой системы поведения взрослых в

требовании по отношению к себе и к ребенку.

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому

мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться отдельно в

каждом

человеке,

но

и

сливаться

воедино,

формируя

различные

мотивационные системы.

В современном образовательном пространстве на первый план выходит

не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а

личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую

структуру

потребностно-мотивационной

сферы.

Именно

характер

потребностей

и

мотивов,

лежащих

в

основе

деятельности,

определяет

направление и содержание активности личности, в частности вовлеченность

или

отчужденность,

активность

или

пассивность,

удовлетворенность

или

неудовлетворенность происходящим.

Основная цель современного образования заключается в том, чтобы

готовить

подрастающее

поколение

к

будущей

жизни.

В

связи

с

этим

в

педагогических

коллективах

идет

постоянная,

серьезная

работа

по

обновлению содержания обучения, которого ждут от них родители с позиции

не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня.

Само

собой,

разумеющимся

является

факт,

что

способность

мотивировать учащихся - это ключевой навык учителя.

Однако, как говорил Г.Г. Нейгауз «Хорошие родители важнее хороших

педагогов», имея в виду то, что самые лучшие педагоги будут бессильны,

если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих

детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке,

проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать

занятия в семье и музыкальный досуг.

К сожалению, в настоящее время такая область семейного воспитания и

обучения как домашнее музицирование, равно как и семейное чтение, в России

почти

утрачена,

постепенно

исчезают

и

народные

музыкальные

традиции

воспитания. Сейчас ситуация с музыкальным воспитанием в семье далеко не

благополучна. Большинство родителей забывают о том, что духовная пища для

ребенка нисколько не уступает материальным потребностям. В большинстве

семей сегодня утеряны лучшие традиции пения и музицирования. В некоторых

семьях

мало

обеспокоены

музыкальным

воспитанием

детей,

даже

с

очень

хорошими способностями, так как родители не видят в этом практической

пользы.

К

музыке

у

них

отношение

лишь

как

к

средству

развлечения,

предпочтение

отдается

лишь

музыке

развлекательного

жанра,

который

существенно не влияет на духовное развитие детей, а только способствует

«потреблению» музыки, нежели ее «живому» воспроизведению и осмыслению.

В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку,

потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны, их музыкальный

кругозор весьма ограничен.

Во избежание формирования потребительского отношения к искусству и

односторонности

развития

музыкальных

предпочтений

подрастающего

поколения,

семье

необходимо

активно

включаться

в

воспитание

у

детей

интереса к художественно ценным музыкальным произведениям, классической

музыке, воспитывать музыкальный вкус.

Почему же именно к академической музыке нужно прививать интерес?

Именно

потому,

что

мировые

шедевры

формируют

высокую

шкалу

эстетических ценностей. Классика – это глубина и обширный объем знаний и

чувств.

Кроме

этого,

в

процессе

домашнего

музицирования

развиваются

музыкальные

способности

и

музыкальное

мышление

лично сти,

активизируется

её

творческий

потенциал,

вместе

с

этим

происходит

музыкальное

самообразование

родителей,

одновременно

с

обучением

их

детей в специальном учебном заведении.

К

сожалению, во многих семьях, где ребенок получает музыкальное

образование, весь процесс музыкального воспитания полностью возлагается

на

образовательное

учреждение

8

.

Родители

в

силу

различных

причин

устраняются от участия в этом процессе, тем самым лишая себя и своего

ребёнка радости духовной близости в совместном творчестве. Совместное

музицирование духовно объединяет всех членов семьи, вносит гармонию в

их отношения, делает семью более дружной и крепкой.

Безусловно,

сегодня

дворянская

модель

семейного

музыкального

воспитания

не

может

быть

воссоздана

в

её

классическом

виде.

Однако

определённые шаги в направлении включения семьи в процесс эстетического

и

духовно-нравственного

развития

детей

средствами

музыки,

начинают

возрождаться

и

должны

принести

благотворный

результат:

возможность

самовыражения

и

самостоятельной

творческой

деятельности,

проявление

субъективной позиции обучающихся.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством

привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной

мелодии

открывает

перед

ребенком

собственную

красоту

маленький

человек осознает своё достоинство» В.А. Сухомлинский.

Анализируя всё вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что

творческое

музицирование

обладает

наибольшим

потенциалом

эмоционального,

психологического

и

социального

воздействия.

Через

приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется

творческий

потенциал,

идет

развитие

интеллектуального

и

чувственного

начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их

проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

8

Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях

Академия, 2002.



В раздел образования