Автор: Прохоров Александр Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №10"
Населённый пункт: городского округа Самара
Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: "ПЕСНИ ПОБЕДЫ"
Раздел: дополнительное образование
Исследовательская работа
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»
ВЫПОЛНИЛ:
Прохоров Александр Викторович
педагог дополнительного
образования МБУ ДО «ДШИ №10»
г.о. Самара
1
САМАРА, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»………………………..……………………………..5
1.
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ РОССИИ
……………...….
……….5
2.
Р О Л Ь
П Е С Н И
В
С И С Т Е М Е
Ф О Р М И Р О В А Н И Я
ПАТРИОТИЗМА
……...6
3.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСЕН ВОЕННЫХ ЛЕТ:
а) «Священная война» ……
…………………………………………….8
б) «В землянке»
………….…………………………………………….9
в) «Жди меня»
…………………………………………………………9
г) «Катюша»
…………………………………………………………..10
д) «Синий платочек»
…………………………………………………..11
е) «Темная ночь»
………………………………………………………11
ж) «Огонек»
……. ………………………………….…………………12
4.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ
ГРУПП…………………………………………………………………………...
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………....17
2
ВВЕДЕНИЕ
Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти
нашего народа, народа-победителя. Советский народ в тяжелых боях и в не
менее тяжелом труде защитил независимость своей Родины.
В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в
бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали
свой
героический
труд
труженики
заводов,
фабрик,
совхозов
и
колхозов,
учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже
вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения
вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в
тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны.
Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие
сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания
военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня
всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого
сердца,
вместе
с
солдатской
книжкой
и
фотографиями
родных
хранились
блокноты с записями фронтовых песен (П1). Иной старшина даже требовал,
чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что
«фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем
огнестрельного
оружия,
потому
что
боец-песенник
будет
сражаться
до
последнего, не сдаваясь, не отступая»[3].
3
Для
исследования
мы
выбрали
тему
влияния
песен
военных
лет
на
настроение и чувства людей разных возрастных групп.
Цель исследования:
Познакомиться с историей создания песен военных и изучить их влияние
на настроение и чувства людей разных возрастных групп.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с понятием «патриотизм».
2. Определить роль песни в системе формирования патриотизма.
3. Изучить историю создания ряда песен времен Великой Отечественной
войны.
4.
Провести
социологический
опрос
людей
разных
возрастных
групп
(школьников, их родителей, а также бабушек и дедушек), с целью выяснения,
какое настроение и чувства вызывают у них прослушивание фронтовых песен.
5. Подготовить выступление на гитаре с мелодией фронтовой песни «В
землянке».
Гипотеза исследования: предполагаем, что песни военных лет оказывают
влияние на настроение и чувства людей разных возрастов.
Методы
исследования:
анализ
литературных
источников;
наблюдение;
социологический
опрос
посредством
анкетирования;
количественная
и
качественная обработка данных результатов анкет.
База исследования: школьники г.о.Самара, родители школьников, а также
их бабушки и дедушки.
Для достижения цели и
решения задач работы мы обратились к ряду
литературных источников, каждый из которых дополнял друг друга, раскрывая
различные вопросы исследования влияния песен военных лет на настроение и
чувства людей.
4
«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»
1.ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ
Свою
работу
нам
бы
хотелось
начать
с
определения
«Патриотизм».
«Патриотизм – основа мужества и героизма» [7] . Наша страна Великая Россия
всегда славилась, и всегда будет славиться своими героями.
Слово «патриотизм» происходит от греческого patris – родина, отечество.
В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что «патриот – любитель
отечества, ревнитель о благе его» [2].
Патриотизм
–
это
любовь
к
Родине,
преданность
своему
отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования,
к его защите. Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу,
гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и
поражения.
Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в
военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров.
Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в
трудные годы Великой Отечественной войны. Когда наша Родина оказалась на
краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного
сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник
генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный
характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, – писал он в своем
дневнике, – в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя
сжечь вместе с машинами» [7]. Именно благодаря патриотизму воины Красной
Армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого,
сильного врага.
5
2.
Р ОЛ Ь
П Е С Н И
В
С И С Т Е М Е
Ф О Р М И Р О ВА Н И Я
ПАТРИОТИЗМА
Велика
роль
песен,
созданных
во
времена
различных
воин.
Они
складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало
душу, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской
службе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение,
она
была
необходима
человеку
как
воздух,
с
ней
человеческое
сердце
не
черствело.
"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах"
М. Дудин
Песни
были
необходимы
солдатам
на
войне.
В
минуты
отдыха
песня
позволяла расслабиться, сделать передышку (П2). А в решительные минуты
помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
««Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит
музыки вдвойне!» – говорят, поэт Василий Лебедев-Кумач написал эти строки,
после того, как в 1943-м, в штабе Северного флота, кто-то из высоких чинов
саркастически спросил его: «Всё песенки сочиняете? Да ведь на фронте их не
поют!». Прав, конечно, оказался поэт, а вот военачальник, видимо, плохо знал
своих солдат: с песней они коротали время в землянке, шли в атаку и погибали
в бою» [6].
Песни
сочинялись
и
непрофессиональными
композиторами
и
поэтами,
рождались в рядах бойцов, партизан, в тылу Советского Союза. Песню пели
везде и всегда, когда появлялась такая возможность: на привалах у костров, в
партизанских отрядах, на отдыхе в поле, на различных концертах, в том числе и
6
самодеятельных. В подразделениях обычно были и свои баянисты-гармонисты,
украшавшие игрой быт и отдых бойцов (П3).
О
роли
песни
в
годы
войны
хорошо
и
полно
высказал
свои
чувства
Маршал Советского Союза И.Баграмян в своей статье «После битвы»: «У
народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни,
вдохновляющие на справедливую и кровавую борьбу с врагом, которого надо
было
уничтожить,
чтобы
спасти
Родину,
будущее
наших
детей,
счастье
и
цивилизацию
мира.
Песни
рождались
народными
массами
и
приносились
массам фронтовиков нашими композиторами и певцами. Мы слышали их по
радио, с киноэкрана, с маленькой эстрады на фронте, и всегда песня достигала
своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши
собственные
чувства,
и
мы
ощущали
ее
своей
родной,
кровной
помощницей»[11]. Лучше этого и не скажешь.
По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли
всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу
эстраду
после.
В
годы
войны
оказался
нарушен
обычный
порядок
проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на
пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на
фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с
этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать - это были
народные песни, заслужившие в боях право на существование!
Песни - летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны,
боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 70 лет со дня Победы,
но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
«Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют песни военных лет?..
Что-то для нас святое скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя хочется слушать мне» [3].
7
Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил Матусовский.
8
3.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕСЕН ВОЕННЫХ ЛЕТ
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо
всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к
подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Но не
только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям,
детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой
песни своя история, свой путь, и своя судьба. Интересны истории создания
самых знаменитых военных песен.
а ) «Священная война»(Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали
стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна
огромная, вставай на смертный бой...» (П4).
Стихотворение
в
газете
прочитал
руководитель
Краснознаменного
ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на
него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день,
придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню –
«Священная война».
Еще
день
–
на
репетицию
с
оркестром,
и
вечером
-
премьера
на
Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт
боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал
второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время
исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается
исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы
потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну»[5].
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война»
была
взята
на
вооружение
нашей
армией,
всем
народом,
стала
9
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя
кремлевских курантов она звучала по радио.
б) «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова)
«Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза»[10].
Это текст известной песни «В землянке». Песня «В землянке», сразу же
безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал.
Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение. Так бы и
остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во
фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-
нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о
стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову (П5). Через неделю
новая песня пошла по всем фронтам - от Севастополя, до - Полярного. Конечно
же,
сугубо
личные
строки
Алексея
Суркова
совсем
не
случайно
стали
популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач во всей
фронтовой поэзии. «Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но
и
ласкового,
тихого
слова,
чтобы
разрядиться
от
перегрузки
всем
тем
страшным, что на него обрушила жестокая действительность» [10].
И сейчас, спустя семь десятилетий, песня эта продолжает волновать сердца
людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.
в) «Жди меня» (сл. К. Симонова, муз. М.Блантера)
Наверное,
нет
человека
в
нашей
стране,
никогда
не
слышавшего
стихотворения
Константина
Симонова
«Жди
меня».
Это
стихотворение
помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на
фронт
в
Великую
Отечественную
войну,
поэтому
значение
его
трудно
переоценить. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда
10
создал это стихотворение, посвятив его своей любимой женщине – актрисе
Валентине Серовой (П6). Слова были положены на музыку М.Блантера.
Миллионы солдат выживали, благодаря этому стихотворению – и Симонов
не исключение. Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели
слышать стихи, и именно стихи о любви. «Это стихотворение искали, вырезали
из
газет,
переписывали,
носили
с
собой,
посылали
друг
другу,
заучивали
наизусть – на фронте и в тылу» [9].
г) «Катюша»(сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера)
Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным
социальным феноменом (П7). Миллионы людей воспринимали героиню песни
как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
Больше
того,
появилось
немало
сюжетных
продолжений
песни.
«Бойцы,
подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но
идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой
девушке, их мечте и надежде» [6].
Автор одного из вариантов текста, боец-пулеметчик Василий Шишляков,
воевал на Карельском фронте. "Мне и самому не верится, – говорил после
войны Василий Шишляков, – как, будучи рядовым солдатом, да еще в ужасных
условиях Заполярья, мог я заниматься литературным трудом. В короткие часы
отдыха где-нибудь в "лисьей норе" или за каменным карьером, называемым
огневой позицией минометчиков, рождались поэтические строки. Писал я на
фанерной дощечке, которую постоянно хранил в сумке противогаза, висевшей у
меня на левом боку" [11]. Эти дощечки были удобны тем, что заменяли не
только
бумагу,
но
и
стол.
Когда
текст
был
окончательно
отшлифован,
я
переписывал его на бумажные листы, которые мне изредка давал политрук
11
роты. Дощечку же скоблил ножом, и на ней снова можно было писать...". Вот в
таких условиях и родился один из вариантов фронтовой "Катюши".
д) «Синий платочек» (муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого )
Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли,
известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза,
композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую
мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске.
Присутствовавший
на
концерте
поэт
и
драматург
Я.М.
Галицкий
обратил
внимание на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале записал в
своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст:
Синенький, скромный платочек падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь ласковых, радостных встреч...
Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась
москвичам.
Началась
Великая
Отечественная
война.
Казалось,
что
среди
грохота
сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да
марши. «Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало
слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная
война»
в
солдатском
сердце
теплятся
тихие
лирические
слова
«Синий
платочек»»[8].
Песня
"Синий
платочек"
стала
символом
Великой
Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не
снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках
стал хрестоматийным (П8).
е)«Темная ночь» (муз. Н.Богословский, сл. В.Агатов)
Песня «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения.
В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины
Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет
12
письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову
мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства
бойца, который пишет письмо близким (П9).
Не
теряя
времени,
Леонид
Луков
обратился
к
композитору
Никите
Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были
написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком
тылу. Чуть позже была готова и музыка.
«Всенародно
любимой
военная
песня
«Темная
ночь»
стала
после
ее
исполнения Бернесом – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в
землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей» [1].
Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. При записи
песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был
слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена
слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.
ж) «Огонек»(сл. М. Исаковского, муз. народная)
19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение
Михаила
Исаковского
"Огонёк"
с
подзаголовком
"песня",
но
ни
нот,
ни
подстрочника
не
было.
Музыку
к
стихотворению
стали
сочинять
многие
композиторы и музыканты, однако все эти мелодии не имели ничего общего с
той, с которой песня обрела популярность. Песню "Огонек" с этой мелодией
пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен (П10).
«Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и
вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще
одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл» [4].
13
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
В ходе исследования мы решили узнать, влияют ли песни военных лет на
настроение и чувства людей разных возрастных групп. Для исследования нами
была разработана анкета (П11).
С помощью моих родителей был проведен
социологический
опрос
посредством
анкетирования
30-ти
человек
(по
10
человек из каждой возрастной группы: 9-15 лет; 30-45 лет; 50 лет и старше).
Заполненные анкеты приложены в конце работы.
На
второй
вопрос
анкеты
об
эмоциональном
воздействии
песен
на
человека
90%
респондентов
всех
возрастных
групп
ответили,
что
музыка
(песни) оказывает влияние на их настроение и чувства.
Третий вопрос исследования показал, что старшее поколение в возрастной
группе от 50 лет и выше знают все песни военных лет, обозначенные в анкете;
респонденты возрастной группы 30-45 лет слышали шесть из семи военных
песен;
поколение
школьников
слышали
всего
две
из
предложенных
семи
военных песен (рис.1).
Рисунок 1
Знакомы ли различным возрастным группам социума песни военных лет
14
Следующим был задан вопрос, о том, как часто в семье респондента
слушают песни военных лет, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Варианты ответов/
Возрастные группы
Школьники
9-15 лет
Родители
30-45 лет
Бабушки и дедушки
50 лет и старше
Часто
0
1
7
Время от времени
2
6
3
Только 9 мая
2
2
0
Никогда
6
1
0
Итого:
10
10
10
Ответы на данный вопрос анкеты
показывают, что младшее поколение
гораздо меньше интересуется песнями военных лет, чем старшее поколение.
При ответах на вопросы
5 и 6 респонденты всех возрастных групп
прослушали
музыкальные
произведения:
«Священная
война»
(муз.
А.
Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) и «В землянке» (муз. К.Листова, сл.
А.Суркова)
с
целью проверить
какие
чувства
и
эмоции
они
испытывали,
слушая данные песни. Как же для них звучали данные произведения?
А. Александров, В. Лебедева-Кумач
«Священная война»
К.Листов, А.Сурков
«В землянке»
торжественно – 33%
ликующе - 10%
победно - 7%
сурово - 50%
задушевно – 30%
лирично – 10%
сердечно - 60%
По результатам исследования мы пришли к выводу, респонденты всех
возрастных групп чувствуют музыку, и она влияет на их настроение.
Подводя итоги данного опроса, становится ясным, что результаты нашей
работы
дали
возможность
не
предполагать,
а
утверждать,
что
военно-
патриотическая песня
во
все
времена
оказывает
мощное
влияние
на
15
эмоциональное
состояние
людей
всех
возрастных
групп.
С
прискорбием
приходится констатировать тот факт, что для поколения школьников военные
песни практически утратили былую популярность.
5.ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ
МЕЛОДИИ
ПЕСНИ
«В
ЗЕМЛЯНКЕ»
Чтобы почувствовать влияние музыки военных лет на человека я разучил
мелодию песни «В землянке» (музыка композитора К.Листова).
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя
выпускать
из
памяти
времен
связующую
нить.
Заботясь
о
культурном
и
нравственном
воспитании
наших
подростков,
молодежи
и
воинов,
наше
общество
обязано
делать
ставку
на
нетленные
духовные
ценности
своего
народа, его армии, его родного Отечества» [7].
17
Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде.
Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой
Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет.
В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу,
любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.
Мы не считаем, что нам надо постоянно жить прошлым, естественно
необходимо
развитие
и
совершенство.
Просто
хотелось
бы,
чтобы
мои
сверстники больше мыслили, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы
"мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как
денежная плата за услуги. Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая
родилась во время войны. Культурное наследие нашей страны всегда отличало
нас
от
других
государств
-
так
давайте
же
чтить
и
оберегать
фронтовые
патриотические песни (П12).
Решая задачи исследования, мы собрали материал о фронтовых песнях,
подобрали
иллюстрации
(фото-,
аудио-,
видео-),
провели
социологический
опрос. Доказали, фронтовая военно-патриотическая песня и сегодня влияет на
настроение и чувства людей разных возрастов, подтверждая выдвинутую в
начале исследования гипотезу.
Полагаем, что задачи, поставленные нами, решены, и цель исследования
достигнута, а название темы оправдано.
18
ЛИТЕРАТУРА
1.
Агатов В. Тёмная ночь// Антология военной песни. – М: Эксмо,
2006.
2.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.:Эксмо-Пресс,
2002.
3.
Друзья - однополчане // Рассказы о песнях, рожденных войной /
Сост. А. Луковников. М., 1980.
4.
Исаковский
М.Огонёк//
Антология
военной
песни.
–
М:
Эксмо,
2006.
5.
Лебедев-Кумач В.И. Священная война//Антология военной песни. –
М: Эксмо, 2006.
6.
Манаенков А.Культурный фронт в годы войны. М. 1976.
7.
Максакова Л. В., Куманев В. А. Советская культура – духовное
оружие народа в Великой Отечественной войне // 40 лет Великой Победы. М.,
1987.
8.
Максимов М. и Галицкий Я., Синий платочек// Антология военной
песни. – М: Эксмо, 2006.
9.
Строки мужества и любви. - Лирика военных лет. М., 1985.
10.
Сурков А. В землянке// Антология военной песни. – М: Эксмо, 2006.
11. Павлюткина И. Музыкальноей оружие Победы//Красная звезда, 2008, 30
апреля.
19