Напоминание

Использование разнообразных форм работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.


Автор: Гневашева Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа N90 п. Кулой" структурное подразделение "Детский сад N148" Подснежник"
Населённый пункт: Архангельская область, Вельский район, п. Кулой
Наименование материала: Статья. Использование разнообразных форм работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников "Профилактика нарушения зрения у детей"
Тема: Использование разнообразных форм работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование разнообразных форм работы по формированию

здорового образа жизни у дошкольников «Профилактика нарушения

зрения у детей».

В современном мире одной из актуальных задач является укрепление и

сохранение здоровья детей, сохранение их зрения. Еще пару десятков лет

назад

нарушения

зрения

у

детей

были,

скорее,

исключением,

чем

правилом. Но времена меняются, технический прогресс не стоит на месте – и

компьютер,

телевизор

и

неправильное

питание

делают

свое

дело.

Поэтому сейчас детское зрение становится все хуже и хуже - а каждому

четвертому ребенку в возрасте шести лет ставят диагноз «близорукость» или

предшествующее ей состояние. Конечно же, родители пребывают в шоке

(особенно

если

у

них

самих

зрение

хорошее)

и

не

знают,

почему

так

происходит и что им делать. А способ сберечь детские глазки только один –

профилактика нарушений зрения у детей с самого раннего возраста!

Причины нарушений зрения у детей.

Причин нарушений зрения у детей существует немало. Первой и самой

главной из них является наследственность. Если у обоих родителей есть

проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска.

Поэтому, профилактика

нарушений

зрения

у

детей,

рожденных

такими

родителями, должна проходить с особым вниманием.

Другой

причиной

развития

заболеваний

глаз

может

быть

так

называемая ложная близорукость. Возникает она, как правило, тогда, когда

глаза ребенка начинают испытывать повышенную нагрузку, к которой они не

привыкли. Это часто происходит, когда дети идут в первый класс или уже

являются

выпускниками

школы

одним

словом,

тогда,

когда

детям

приходится сидеть за книгами или компьютером, напрягая зрение, круглые

сутки.

Отличить

ложную

близорукость

от

реальной

можно

по

одному

критерию:

ложная

близорукость

обратима,

то

есть

четкость

зрения

восстанавливается,

когда

часть

нагрузки

на

глаза

уходит.

При

истинной

близорукости этого не происходит.

Какие же ещё причины влияют на нарушение зрения? Это могут быть

частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз. Это ячмени,

конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Кроме того, спровоцировать проблемы со зрением могут и разного

рода неблагоприятные

воздействия на

глаза окружающей

среды.

Если

ребенок

будет

долго

смотреть

на

солнце,

на

искры

сварки,

постоянно

подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз,

которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором

будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением.

Недостаток

витаминов,

важных

для

зрения,

в

рационе

тоже

может причиной нарушений зрения у детей.

Развитие зрительной системы у детей от 0 до 7 лет.

Процесс формирования органа зрения условно делится на несколько

этапов. Первый и самый важный – закладка и внутриутробное развитие

зрительной системы.

Следующий этап от 0 до 1 года. В это время активно развиваются

участки

коры

головного

мозга,

в

которых

находятся

центры

зрения,

получающие

информацию

об

окружающем

мире.

После

1

года

острота

зрения

позволяет

ребенку

интересоваться

предметами

на

значительном

удалении.

Получая

мощные

зрительные

стимулы,

малыш

начинает

испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшему его

объекту.

Ко второму году младенец внимательно изучает мимику мамы при

произношении звуков и потом пытается самостоятельно произнести что то

подобное.

Разумеется,

если

уровень

развития

зрения

не

позволяет

ему

воспринимать

артикуляцию

речи,

то

навык

звука

и

словообразования

формируется труднее и дольше.

В возрасте 3х лет ребенок должен без ошибки узнавать предметы

размером около 10 см с расстояния 5 – 6 метров.

С

лет

орган

зрения

испытывает

нагрузки,

соизмеримые

со

школьными.

Поэтому

важно

в

этот

период

не

перегружать

зрительные

мышцы,

делать

частые

перерывы

в

занятиях

(20-30

минут

с

перерывом

15минут),

ограничивать

просмотр

телепрограмм(1час

в

день

с

промежуточным интервалом 15 – 20 минут)

К 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека, это

означает

острота

зрения

соответствует

так

называемой

1,0,

когда

глаза

различают как в дали так и на близком расстоянии. Очень важно с первых

месяцев жизни проводить регулярные осмотры у врача – офтальмолога для

коррекции возможных нарушений.

В нашем детском саду есть дети с нарушением зрения и их немало.

Только в нашей группе, по медицинским показателям, их составляет

8%.Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения, я начала в

группе работу по теме – “ Беречь зрение” Первым этапом в работе была

диагностика детей: “Что ты знаешь о глазах?” Она выявила, что 30% детей

затруднялись отвечать на вопросы: Для чего нужны глаза? Зачем нужны веки

и ресницы? Что вредно и полезно для глаз? Как надо беречь свои глаза? Я с

детьми начала проводить ряд мероприятий по этой теме. Первое направление

познавательно - речевое развитие. Беседы на темы: “Как устроены глаза?”,

”Как надо беречь свои глаза?”. Чтение: К.И. Чуковский ”Мойдодыр”,

И.Семёнова “Неболейка”, стихотворение “ Для чего глаза на свете?”.

Художественно-творческая деятельность: рисование “ Красивые глазки”,

“Моё хорошее настроение”. Для формирования зрительной гигиены

отгадывали загадки про глаза; составляли мини-рассказы “Как жил бы

человек без глаз?”. Провели конкурс мудрецов “На что полезно направлять

свой взор?”; уроки Мойдодыра; слушание рассказа “Как я метким стал?”

советы Айболита “Из каких трав получают волшебную воду?”, ”Как

промывать глаза?”, “Как отдыхают глаза?”. Следующее направление игровая

деятельность. Играли с детьми в дидактические игры: “Глаза могут не

только смотреть”, ”Глаза выражают настроение”, “ Глаза умеют принимать и

подавать сигналы”, “Что я вижу одним глазом “, “ Какие продукты полезны

для глаз”, “Есть ли у глаз помощники”, ”Полезно-вредно”,”Чудесный

мешочек”. Организовали подвижные игры “Жмурки”, ”Снайперская ходьба”,

” Мигалочки”, ”Бег с колокольчиками”. Сюжетно-ролевые игры: ”Больница”.

Следующее направление опытно-исследовательское. Дети отвечали на

вопросы “Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт?”, ”Кто как

видит?” (Видит ли рыба в воде? Как видит крот? Как видят собака и кошка?)

Для профилактики нарушения зрения провожу с детьми гимнастику для глаз:

1. «Фигуры».

Обследовать глазами контур воображаемой фигуры (круг, треугольник,

квадрат). Нарисовать глазами 6 фигур по часовой стрелке и 6 фигур против

часовой стрелки.

2. «Стрельба глазами».

Вправо – влево, вверх – вниз (по 6 раз).

3. «Цифры».

Глазами написать цифры от 0 до 9

4. «Имя»

Глазами написать своё имя и фамилии.

5. «Пружинки».

Глазами нарисовать пружинки (вверх, вниз).

6. «Глазки отдыхают»

Широко открывать и зарывать глаза с интервалом 30 секунд (5 – 6 раз);

быстро моргать в течении 1 – 2 минут.

Смотреть в даль 30 – 40 секунд. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25

– 30 см и смотреть в течении 3 – 5 секунд (3 – 5 раз).

7. «Индеец Зоркий глаз».

Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с

закрытыми.

Посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы. Вращать

глазами по кругу: вниз – вправо, вверх – влево и в обратную сторону.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади

(по 2 – 3 раза).

Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивая руки влево, вправо, следить

глазами за мячом (5 – 8раз).

Закрыть

глаза,

вообразив,

что

слишком

ярко

светит

солнце.

Поморгать

веками,

как

будто

ловишь

солнечный

луч.

«Поймав»,

закрыть

глаза,

наслаждаясь

переливами

цветов.

Представить,

что

луч

ускользнул

и

расслабиться.

8.«Восьмёрка»

Закрыть

глаза;

не

открывая

глаз,

пальцами

одной

руки

провести

перед

ними

горизонтальную

восьмёрку,

следя

за

движениями

пальцев. Продолжать «рисовать», увеличивая размеры восьмёрки.

Проводила игровые упражнения, для снятия зрительного утомления:

Упражнение «Самолёт».

Пролетает самолет

(смотреть вверх на одну руку, которая качается; то же другой рукой),

С ним собрался я в полёт.

Правое крыло отвёл – посмотрел

(смотреть на правую руку, отведенную в сторону),

Левое крыло отвел – поглядел

(то же левой рукой).

Я мотор завожу

(сжать кулак и водить по кругу перед собой; кулаком другой руки водить в

противоположную сторону)

И внимательно гляжу

(смотреть на кулак).

Поднимаюсь ввысь, лечу

(руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу

(медленно отпуская руки, следить за ними глазами).

Упражнение «Любопытная Варвара».

Смотрит влево (голова влево),

Смотрит вправо (голова вправо),

А потом опять вперед (голова прямо).

Пусть Варвара отдохнет (отдых; шея расслаблена).

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, дальше всех (наклон головы назад).

Возвращается обратно (голова прямо),

Расслабление приятно (отдых).

Массажный тренинг.

Мы начинаем сейчас тренаж:

Делай сам себе массаж.

Пальцы ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движения смело,

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик ещё раз.

Во время режимных моментов в детском саду с детьми провожу

глазодвигательные тренинги:

Перемешать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в

разных

местах

комнаты.

Если

рассматриваемый

предмет

воспринимается

нечётко, то надо перевести взгляд на чётко воспринимаемый предмет и снова

вернуться к хуже видимому.

Если смотришь на предмет.

И не видишь, есть он, нет,

На него ты не гляди,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо – влево взгляд бросай.

Снова глянешь на предмет –

Изображения чётче нет!

В результате целенаправленной работы по реализации данной темы дети

постепенно начали понимать, что глаза - это важный орган. Они помогают

многое узнать об окружающем мире, помогают быстрее и точнее выполнять

различные

действия

с

предметами.

Дети

познакомились

с

основными

правилами охраны зрения, у них сформировались представления о том, что

вредно для зрения, а что полезно. Дети освоили приёмы оказания помощи

своему зрению: гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги. Путём

экспериментирования

было

установлено,

как

видят

человек

и

некоторые

животные.

При проведении повторной диагностики “Что ты знаешь о глазах” ответы

детей значительно изменились. Все дети обладали достаточными знаниями о

глазах, о важности сохранения и укрепления зрения. На все вопросы дети

давали достаточно полные, развёрнутые ответы.

Большое внимание уделяла работе с родителями по профилактике

нарушения зрения у детей. Провела занятие - практикум “Профилактика

нарушения зрения”. Оформление мини - стенда на тему “Бережём глаза

ребёнка”, памяток для родителей. Предложила советы взрослым: Любая

двигательная активность помогает глазам лучше работать, поэтому следите за

тем, чтобы ребёнок больше бегал, прыгал, играл в подвижные игры. Следите

за осанкой ребенка: если он сидит криво, у него нарушается кровоснабжение

головного мозга, что провоцирует проблемы со зрением. Ребенок не должен

подолгу сидеть возле телевизора или компьютера.

Для тренировки зрения полезно играть яркими игрушками, которые вертятся,

прыгают

и

катаются.

Объясните

ребёнку,

что

нельзя

допускать

прямого

попадания

солнечного

света

и

света

яркой

лампы

в

глаза,

так

как

это

приводит к сильному утомлению, а иногда к снижению зрения.

Превратите гимнастику для глаз в ежедневную увлекательную игру.

Зрение – чудесный дар природы, благодаря которому человек

воспринимает внешний мир. Мы видим солнце и звезды, находящиеся на

расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей

природы, людей и всё что создано ими. Глаза дают нам возможность читать и

знакомиться с культурой поколений, с достижениями современной науки.

Глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе.



В раздел образования