Напоминание

Стереотипы поведения подростков


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: заведующий отделением сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Стереотипы поведения подростков
Раздел: полное образование





Назад




Стереотипы поведения подростков или подростковые реакции

Каждая

возрастная

группа

характеризуется

рядом

психологических

особенностей. Специфику поведения подростков во многом помогают объяснить

присущие им стереотипы поведения, или подростковые реакции, которые выявил

и описал А. Е. Личко.

Реакция

эмансипации

-

стремление

высвободиться

от

навязчивой

опеки,

руководства,

контроля,

покровительства

взрослых

(родителей,

учителей,

воспитателей,

наставников).

Реакция

может

распространяться

не

только

на старших лиц, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы,

на все, что ценится и уважается в обществе, - идеалы, нравственные нормы,

духовные ценности и т. д. Эта реакция является для подростков одной из форм

самоутверждения.

У

мальчиков

она

бывает

выражена

сильнее,

чем

у

девочек.

Факторами,

способствующими

усилению

реакции

эмансипации,

выступают

чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением,

лишение

его

минимальной

самостоятельности,

третирование

подростка

как

ребенка,

пренебрежительное

отношение

к

его

интересам

и

желаниям.

Проявления этой реакции весьма разнообразны - от эпизодического "бунта" против

родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда

и везде поступать "самостоятельно", "по-своему".

Реакция

увлечения

-

хо б б и - р е а к ц и я

-

н а и б ол е е

х а р а к т е р н а я

для

подросткового

возраста

особенность.

С

психологической

точки

зрения

увлечения представляют собой разновидность мотивов, занимая промежуточное

место

между

влечениями,

с

одной

стороны,

и

наклонностями

и

интересами,

с другой. В отличие от последних увлечения всегда более эмоционально окрашены

и

обладают

большей

побудительной

силой.

Подросток

может

посвящать

тому

или иному увлечению все свободное время даже в ущерб учебной деятельности,

отдыху.

В зависимости от целевой установки А. Е. Личко выделяет следующие виды

подростковых увлечений:

Интеллектуально-эстетические

увлечения

могут

проявляться

в

глубоком

интересе к радиотехнике, рисованию, музыке, литературе, истории, изобретению

и конструированию и т. п. Как правило, подростку доставляет наслаждение сам

процесс занятий - достижение результатов стоит на заднем плане.

Телесно-мануальные увлечения включают все, что способствует укреплению

силы, выносливости, приобретению ловкости, определенных умений и навыков.

Наиболее распространенными являются занятия разнообразными видами спорта,

вождение мотоцикла или машины, вязание и вышивание (у девочек). Здесь уже

большее удовольствие доставляет достигаемый результат.

Лидерские увлечения сводятся к стремлению быть вожаком, предводителем

среди сверстников.

Накопительские

увлечения

проявляются,

прежде

всего,

во

всех

видах

коллекционирования марок, открыток и т. д.

Эгоцентрические увлечения питаются стремлением быть в центре внимания

окружающих,

что

может

достигаться

внешней

привлекательно стью,

оригинальностью,

а

то

и

экстравагантностью

одежды,

обладанием

теми

или

другими,

как

правило,

"престижными",

материальными

ценностями,

занятием

модными

увлечениями

-

гимнастикой

йогов,

изучением

редкого

иностранного

языка и т. д. Главная цель всех этих занятий - продемонстрировать свои успехи,

блеснуть необычностью увлечения, оригинальностью натуры.

Азартные

увлечения

питаются

своеобразной

жаждой

обогащения

и проявляются в тяготении к картежным играм, ставкам, лотереям, эмоционально

насыщенным спортивным соревнованиям и т. д. Наряду с результатом удовольствие

подростку доставляет само чувство риска.

Информативно-коммуникативное

хобби

заключается

в

поиске

легкой,

эффектной информации на уровне поверхностных сведений, новостей, которыми

подростки

обмениваются.

Это

увлечение

проявляется

в

многочасовой

пустой

болтовне

со

случайными

приятелями,

в

обсуждении

приключенческих,

детективных или фантастических фильмов. Не будучи осмысленной, полученная

информация легко забывается.

Один

и

тот

же

предмет

увлечения

может

удовлетворять

несколько

потребностей.

Так,

занятие

музыкой

может

удовлетворять

как

эстетическую

потребность,

так

и

потребность

в

самореализации

путем

привлечения

к себе внимания, получения признания среди сверстников.

Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным

тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые

группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью,

борьбой

за

господство

над

своей

территорией

(во

дворе,

на

своей

улице),

примитивной символикой (свой "язык", клички, особые отметки на одежде и т. д.).

Реакция

отказа,

более

характерная

для

детей,

но

встречающаяся

и

у

подростков,

возникает

при

резкой

перемене

ситуации

(отрыв

от

семьи

и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство

и т. п.) и проявляется в отказе от контактов, игр, другой какой-нибудь деятельности.

Реакция

оппозиции

возникает

как

активный

протест

против

чрезмерных

требований, предъявляемых к подростку (отлично учиться при одновременных

занятиях спортом, музыкой и т. д.), а также как следствие резкого уменьшения

привычного

внимания

со

стороны

взрослых,

родителей

или

близких

лиц.

Эта

реакция

может

проявляться

весьма

разнообразно

-

от

прогулов

в

школе

и

побегов

из

дома

до

кражи

и

попыток

самоубийства,

всегда

несерьезных

и демонстративных.

Реакция

имитации

проявляется

в

подражании

определенному

лицу

или образу. Чаще всего подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более

популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Нередко

предметом

подражания

становятся

кумиры

молодежной

моды.

Модель

для

подражания,

как

правило,

диктует

своя

компания,

группа,

к

которой

принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя (так называемая

референтная

группа).

Взрослый

также

может

стать

объектом

имитации,

если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда

в роли такого образца для подражания выступает отрицательный "герой", нередко

имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики.

Отрицательная

реакция

имитации

выражается

в

том,

что

все

поведение

строится

как

противоположное

определенному

образцу

модели

(по

механизму

реактивного образования). В качестве иллюстрации А. Е. Личко приводит пример

подростка,

который

подчеркнуто

отказывался

от

всяких

предлагаемых

семьей

материальных

благ,

от

возможности

по

знакомству

поступить

в

престижное

учебное

заведение

и

предпочитал

немодную

поношенную

одежду,

непривлекательную

работу,

компанию

неудачников.

Все

его

поведение

было

противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий делец

и стяжатель. Или другой пример. Подросток, наблюдавший с раннего возраста

сцены унижения и издевательства над своим вечно пьяным отцом со стороны

соседей,

будучи

трудновоспитуемым,

социально

запущенным,

тем

не

менее,

всячески избегал употребления спиртных напитков.

Реакция

компенсации

проявляется

в

том,

что

свою

слабость

и

неудачи

в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Например,

болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди

сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение

своей

неполноценности

отличными

успехами

в

учебе

или

поражающими

сверстников

подробнейшими

сведениями

из

интересующих

их

видов

спорта.

И, наоборот, неудачи в школе могут компенсироваться (восполняться) смелостью,

отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.

Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении подростка

добиться

успехов

(признания

среди

сверстников)

именно

в

той

области,

где

он

слаб.

Например,

хилый

мальчик

усиленно

занимается

акробатикой

и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах

сверстников

смелым,

в

силу

гиперкомпенсации

(по

механизму

реактивного

образования) может совершить озорные, а то и безрассудные действия, граничащие

с хулиганством.



В раздел образования