Авторы: Кащенко Елена Вячеславовна, Елена Вячеславовна Кащенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 482
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями нравственно-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО и взаимодействия
педагогов с родителями.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, формы работы, взаимодействия.
В настоящее время, в современных обстоятельствах, когда происходят полнейшие перемены в
жизни общества, одним из главных направлений работы с новым поколением, становится
нравственно-патриотическое воспитание детей. В сегодняшний момент возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям родного народа, к его вековой мудрости, к таким вечным понятиям,
как род, родство, Отчизна.
При решении задач нравственно-патриотического развития в ДОО, каждому педагогу необходимо
выстраивать свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая
следующие принципы:
1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
2. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических
особенностей, возможностей и интересов;
3. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
4. деятельностный подход;
5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Поэтому, чтобы развивать чувство патриотизма у старших дошкольников, воспитателям
необходимо применять разнообразные формы и способы организации работы детей. В своей работе
педагоги могут использовать следующие формы работы:
1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь сограждан, изменения в облике
родного города, района, своей улицы, воздвигаемых вокруг новостройках и т. п.
2. Беседы с детьми о своей стране, о своем родном городе;
3. Повествование, разъяснения педагога в комбинации с показом нужных объектов и прямыми
наблюдениями ребенка.
4. Слушание художественных произведений детских поэтов и писателей, рассматривание
репродукций картин (с последующим обсуждением);
5.Приобщение детей к устному народному творчеству (фольклору): разучивание поговорок,
пословиц, потешек; чтение сказок; прослушивание народных музыкальных произведений и др.;
6. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным творчеством;
7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей
окружении (совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада, труд детей
на участке детского сада, и т. п.);
8. Поощрение детей за инициативу и желание самостоятельно поддерживать чистоту и порядок
в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность
выполнения поручений, за хорошее поведение в общественных местах;
9. Воспитание личным примером взрослого.
Быть патриотом – значит чувствовать себя неотделимой частью общества. Это сложнейшее
чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда формируется основы ценностного отношения к
окружающему миру, и закладываются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к
детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольное детство как период становления
личности имеет свои определенные возможности для формирования высших нравственных чувств, к
которым, и относиться чувство патриотизма.
В настоящее время созрела необходимость в том, что образование должно заботиться о создании и
сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие,
могут воплотить следующее: передать культурные ценности прошлого и настоящего; познать и
сохранить их в настоящем и в будущем.
Старший дошкольный возраст, как возраст становления основ личности, имеет свои потенциальные
возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство
патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала
следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой
эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как
привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в
дошкольном возрасте учим быть привязанным к семье, к друзьям, к своему дому, к любимому делу.
Основой нравственно-патриотического воспитания является умственное, эстетическое, нравственное,
трудовое воспитание. Именно в процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые
ростки гражданско-патриотических чувств.
В роли содержательных источников нравственно-патриотического воспитания в образовательном
процессе выступает ряд принципов:
принцип личностно-ориентированного общения. Предполагает индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее
полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного
общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам:
воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель,
определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия
(деятельности) и самооценке.
принцип гуманно-творческой направленности.
Данный принцип создает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во
взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами:
воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна. С другой стороны
создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых,
партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения»,
включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие
условия организации (среду).
Условия патриотического воспитания:
создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями,
веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной
улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более
сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы
способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями
других народов);
интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
эффективность деятельности воспитателя:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания,
построенного на приоритете национально-государственных ценностей;
единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы
субъектов образовательного пространства педагогов, родителей, детей, учитывается принцип
интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей
ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-
развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует
поэтапному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность
с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
использование системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики): сочетание
разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов),
обеспечивающих объективность и точность получаемых данных;
Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская
игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное
творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания;
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста:
стремление к познанию истории родного края через творческую, познавательно –
исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную
субкультуру;
воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;
воспитывать патриотизм, уважение к прошлому России;
воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики
России;
Формировать у детей старшего дошкольного возраста:
чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной истории,
культуре и традициям;
представление о России как о родной стране;
умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры;
Развивать у детей старшего дошкольного возраста:
познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и
мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и
упражнений;
представления о национальной культуре, об образе жизни людей.
Использовать следующие формы и методы работы с детьми:
прослушивание звуков или музыкальных произведений патриотического характера;
проведение НОД на патриотические темы;
изготовление подарков;
экскурсии в музей, по улицам города, к историческим и памятным местам города ;
выставки и экспозиции;
развлечения, досуги, праздники, концерты;
игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные);
коллажи, посвященные 75-летию Победы в ВОВ;
создание презентаций;
изготовление альбомов для рассматривания;
При работе с родителями использовать такие формы работы как:
анкетирование родителей;
фотовыставки;
совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков,
аппликаций);
оформление выставки книг;
родительские собрания;
консультации для родителей;
Таким образом, важнейшими условиями патриотического воспитания детей дошкольного возраста
являются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:
создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
стимулирование детской активности, с целью формирования познавательной, социальной
мотивации ребёнка к развитию и самореализации, через изучение истории родного края;
интеграцию условий реализации содержания образования;
эффективность педагогической деятельности;
обогащение предметно-развивающей среды;
использование мониторинга;
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Воспитание патриотизма будет наиболее эффективным, если оно осуществляется при
взаимодействии всех педагогов ДОО с семьями воспитанников, так как именно такое тесное
сотрудничество может помочь наиболее полно сформировать в ребенке такие черты характера,
которые помогут ему в дальнейшем стать уважаемым человеком и достойным гражданином
общества.
Осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми старшего дошкольного возраста,
педагоги в совместной работе с родителями детей смогут заложить надежный фундамент будущей
личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность,
усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать
себя в жизни. Окружающая среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и
обязанностей, которые помогут им занять достойное место в обществе и реализовать себя как
высоконравственную личность.