Напоминание

"Особенности организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"


Авторы: Кащенко Елена Вячеславовна, Елена Вячеславовна Кащенко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 482
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организации патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями нравственно-

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО и взаимодействия

педагогов с родителями.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, формы работы, взаимодействия.

В настоящее время, в современных обстоятельствах, когда происходят полнейшие перемены в

жизни общества, одним из главных направлений работы с новым поколением, становится

нравственно-патриотическое воспитание детей. В сегодняшний момент возникает необходимость

вернуться к лучшим традициям родного народа, к его вековой мудрости, к таким вечным понятиям,

как род, родство, Отчизна.

При решении задач нравственно-патриотического развития в ДОО, каждому педагогу необходимо

выстраивать свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая

следующие принципы:

1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

непрерывность и преемственность педагогического процесса;

2. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических

особенностей, возможностей и интересов;

3. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

4. деятельностный подход;

5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Поэтому, чтобы развивать чувство патриотизма у старших дошкольников, воспитателям

необходимо применять разнообразные формы и способы организации работы детей. В своей работе

педагоги могут использовать следующие формы работы:

1. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь сограждан, изменения в облике

родного города, района, своей улицы, воздвигаемых вокруг новостройках и т. п.

2. Беседы с детьми о своей стране, о своем родном городе;

3. Повествование, разъяснения педагога в комбинации с показом нужных объектов и прямыми

наблюдениями ребенка.

4. Слушание художественных произведений детских поэтов и писателей, рассматривание

репродукций картин (с последующим обсуждением);

5.Приобщение детей к устному народному творчеству (фольклору): разучивание поговорок,

пословиц, потешек; чтение сказок; прослушивание народных музыкальных произведений и др.;

6. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным творчеством;

7. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей

окружении (совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада, труд детей

на участке детского сада, и т. п.);

8. Поощрение детей за инициативу и желание самостоятельно поддерживать чистоту и порядок

в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность

выполнения поручений, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Воспитание личным примером взрослого.

Быть патриотом – значит чувствовать себя неотделимой частью общества. Это сложнейшее

чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда формируется основы ценностного отношения к

окружающему миру, и закладываются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к

детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольное детство как период становления

личности имеет свои определенные возможности для формирования высших нравственных чувств, к

которым, и относиться чувство патриотизма.

В настоящее время созрела необходимость в том, что образование должно заботиться о создании и

сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие,

могут воплотить следующее: передать культурные ценности прошлого и настоящего; познать и

сохранить их в настоящем и в будущем.

Старший дошкольный возраст, как возраст становления основ личности, имеет свои потенциальные

возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство

патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала

следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой

эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как

привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в

дошкольном возрасте учим быть привязанным к семье, к друзьям, к своему дому, к любимому делу.

Основой нравственно-патриотического воспитания является умственное, эстетическое, нравственное,

трудовое воспитание. Именно в процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые

ростки гражданско-патриотических чувств.

В роли содержательных источников нравственно-патриотического воспитания в образовательном

процессе выступает ряд принципов:

принцип личностно-ориентированного общения. Предполагает индивидуально-личностное

формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие –

приоритетные формы общения педагога с детьми.

принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее

полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного

общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

принцип свободы и самостоятельности.

Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам:

воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель,

определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия

(деятельности) и самооценке.

принцип гуманно-творческой направленности.

Данный принцип создает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во

взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами:

воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна. С другой стороны

создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых,

партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения»,

включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие

условия организации (среду).

Условия патриотического воспитания:

создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями,

веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной

улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более

сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы

способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями

других народов);

интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

эффективность деятельности воспитателя:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания,

построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы

субъектов образовательного пространства педагогов, родителей, детей, учитывается принцип

интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей

ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-

развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует

поэтапному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность

с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

использование системы мониторинга (психолого-педагогической диагностики): сочетание

разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов),

обеспечивающих объективность и точность получаемых данных;

Основным ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская

игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное

творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания;

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста:

стремление к познанию истории родного края через творческую, познавательно –

исследовательскую деятельность;

стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную

субкультуру;

воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;

воспитывать патриотизм, уважение к прошлому России;

воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики

России;

Формировать у детей старшего дошкольного возраста:

чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной истории,

культуре и традициям;

представление о России как о родной стране;

умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры;

Развивать у детей старшего дошкольного возраста:

познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и

упражнений;

представления о национальной культуре, об образе жизни людей.

Использовать следующие формы и методы работы с детьми:

прослушивание звуков или музыкальных произведений патриотического характера;

проведение НОД на патриотические темы;

изготовление подарков;

экскурсии в музей, по улицам города, к историческим и памятным местам города ;

выставки и экспозиции;

развлечения, досуги, праздники, концерты;

игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные);

коллажи, посвященные 75-летию Победы в ВОВ;

создание презентаций;

изготовление альбомов для рассматривания;

При работе с родителями использовать такие формы работы как:

анкетирование родителей;

фотовыставки;

совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков,

аппликаций);

оформление выставки книг;

родительские собрания;

консультации для родителей;

Таким образом, важнейшими условиями патриотического воспитания детей дошкольного возраста

являются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:

создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;

стимулирование детской активности, с целью формирования познавательной, социальной

мотивации ребёнка к развитию и самореализации, через изучение истории родного края;

интеграцию условий реализации содержания образования;

эффективность педагогической деятельности;

обогащение предметно-развивающей среды;

использование мониторинга;

вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Воспитание патриотизма будет наиболее эффективным, если оно осуществляется при

взаимодействии всех педагогов ДОО с семьями воспитанников, так как именно такое тесное

сотрудничество может помочь наиболее полно сформировать в ребенке такие черты характера,

которые помогут ему в дальнейшем стать уважаемым человеком и достойным гражданином

общества.

Осуществляя активный процесс нравственного воспитания с детьми старшего дошкольного возраста,

педагоги в совместной работе с родителями детей смогут заложить надежный фундамент будущей

личности. Социализация личности начинается в детстве, от ее успеха зависит, насколько личность,

усвоив моральные ценности и нормы поведения, принятые в нашем обществе, сумеет реализовать

себя в жизни. Окружающая среда, процесс социализации помогают детям понять систему прав и

обязанностей, которые помогут им занять достойное место в обществе и реализовать себя как

высоконравственную личность.



В раздел образования