Напоминание

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по сюжетным картинкам"


Автор: Туктарова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 65
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по сюжетным картинкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе

составления рассказов по сюжетным картинкам

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому

кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному

возрасту

проявляются

существенные

различия

в

уровне

речи

детей.

Это

показывает

и

наш

опыт

педагогической

деятельности.

Главной

задачей

развития

связной

речи

ребенка

является

со ве рше н ство ван и е

монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой

деятельности:

пересказ

литературных

произведений,

составление

описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание

разных

видов

рассказов,

освоение

форм

речи

рассуждения

(объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также

составление рассказов по картине. Психологическая природа связной речи,

ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.

Выготского,

А.А.

Леонтьева,

С.Л.

Рубинштейна

и

других

авторов.

Все

исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на

необходимость специального речевого воспитания.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые

традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского. Основы методики развития

связной

речи

дошкольников

определены

в

работах

М.М.

Кониной,

А.М.

Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной.

Овладение

связной

устной

речью

составляет

важнейшее

условие

успешной подготовки к обучению в школе. Полноценное овладение детьми

навыками

связной

речи

возможно

только

в

условиях

целенаправленного

обучения, через применение всех речевых и познавательных возможностей,

одновременно способствуя их совершенствованию.

Необходимость развития связной речи при обучении рассказыванию по

серии картинок диктуется также следующими причинами:

1)

создание

связных

монологических

высказываний,

способствует

эффективности процесса формирования речевых умений, предусмотренных

действующей программой обучения и воспитания в детском саду;

2) без сформировавшегося умения передавать свои наблюдения нельзя

говорить

о

наличии

подлинной

мыслительной

и

речевой

культуры,

а

следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.

Рассказывание по серии картин является очень эффективным видом

работы по развитию связной речи. К. Д. Ушинский: «Дайте ребенку картинку,

и он заговорит». Оно исключает этап составления плана рассказа, так как

порядок чередования картин определяет последовательность изложения, что

позволяет

сэкономить

время

и

опросить

большее

количество

детей.

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных

картин позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять

задание.

Составлению

рассказа

по

серии

должна

предшествовать

подготовительная

работа.

С

помощью

дополнительных

вопросов

анализируется

содержание

будущего

рассказа,

продолжается

работа

над

лексико-грамматическим

материалом.

Новые

слова

уточняются,

закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении

рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении

диалогов применительно к конкретной ситуации.



В раздел образования