Автор: Туктарова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 65
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по сюжетным картинкам"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе
составления рассказов по сюжетным картинкам
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому
кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному
возрасту
проявляются
существенные
различия
в
уровне
речи
детей.
Это
показывает
и
наш
опыт
педагогической
деятельности.
Главной
задачей
развития
связной
речи
ребенка
является
со ве рше н ство ван и е
монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой
деятельности:
пересказ
литературных
произведений,
составление
описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание
разных
видов
рассказов,
освоение
форм
речи
–
рассуждения
(объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также
составление рассказов по картине. Психологическая природа связной речи,
ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.
Выготского,
А.А.
Леонтьева,
С.Л.
Рубинштейна
и
других
авторов.
Все
исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на
необходимость специального речевого воспитания.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые
традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского. Основы методики развития
связной
речи
дошкольников
определены
в
работах
М.М.
Кониной,
А.М.
Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной.
Овладение
связной
устной
речью
составляет
важнейшее
условие
успешной подготовки к обучению в школе. Полноценное овладение детьми
навыками
связной
речи
возможно
только
в
условиях
целенаправленного
обучения, через применение всех речевых и познавательных возможностей,
одновременно способствуя их совершенствованию.
Необходимость развития связной речи при обучении рассказыванию по
серии картинок диктуется также следующими причинами:
1)
создание
связных
монологических
высказываний,
способствует
эффективности процесса формирования речевых умений, предусмотренных
действующей программой обучения и воспитания в детском саду;
2) без сформировавшегося умения передавать свои наблюдения нельзя
говорить
о
наличии
подлинной
мыслительной
и
речевой
культуры,
а
следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.
Рассказывание по серии картин является очень эффективным видом
работы по развитию связной речи. К. Д. Ушинский: «Дайте ребенку картинку,
и он заговорит». Оно исключает этап составления плана рассказа, так как
порядок чередования картин определяет последовательность изложения, что
позволяет
сэкономить
время
и
опросить
большее
количество
детей.
Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных
картин позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять
задание.
Составлению
рассказа
по
серии
должна
предшествовать
подготовительная
работа.
С
помощью
дополнительных
вопросов
анализируется
содержание
будущего
рассказа,
продолжается
работа
над
лексико-грамматическим
материалом.
Новые
слова
уточняются,
закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении
рассказов по серии картин дети одновременно упражняются в составлении
диалогов применительно к конкретной ситуации.