Автор: Светлана Анатольевна Болдинова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Логопункт - система помощи детям в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Светлана Анатольевна Болдинова,
учитель-логопед
МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»
Логопункт – система помощи детям в учреждении
дополнительного образования
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания
и
обучения
детей
показал,
что
количество
детей,
имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Основной целью нашего логопункта является своевременное выявление и
оказание помощи детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Задачи, которые реализуются в логопункте:
диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль
за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных
тенденций,
задержек
и
недостатков
в
ее
развитии
и
правильная
их
классификация;
профилактическая – педагогическая помощь детям в нормальном речевом
развитии;
коррекционная
–
своевременное
полное
или
частичное
устранение
(сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
консультативная
–
привлечение
родителей,
педагогов
и
психологов
к
активному
участию
в
коррекционном
процессе
по
преодолению
речевых
дефектов у детей, создание условий для сознательного включения родителей в
коррекционный процесс.
В
сентябре
2013
года
была
проведена
диагностика
речевого
развития
детей, посещающих Дворец детского творчества (филиал №2). Обследован 171
ребенок,
из
них
90
(53%)
имеют
отклонения.
Зачислено
39
детей.
На
логопедические занятия отобраны дети, имеющие фонетическое недоразвитие
(ФН),
фонетико-фонематическое
недоразвитие
(ФФН),
фонетико-
фонематические нарушения с минимальными дизартрическими расстройствами.
Как
учитель-логопед
занятия
я
провожу
индивидуально
с
каждым
ребенком. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место
при
устранении
дефектов
звукопроизношения
на
занятиях
занимает
артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта я
применяю тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. С первых
занятий
включаю
задания
на
выработку
умения
слышать,
узнавать
звук,
выделять его из потока речи, что ведет к развитию фонематического слуха и
восприятия
и
является
неотъемлемой
частью
коррекционной
работы
по
устранению
дефектов
произношения.
Выработав
правильные,
полноценные
движения
артикуляционных
органов,
приступаю
к
постановке
звуков.
Дошкольники часто подражают моей артикуляции в ходе игровых ситуаций. В
других
случаях
использую
сохранные
звуки,
близкие
по
месту,
способу
артикуляции
тем
звукам,
правильному
произношению
которых
необходимо
научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки
звука
[ш]
могут
служить
звуки
[с],
[т],
[р]).
В
более
сложных
случаях
я
использую логопедические зонды (например, для постановки звука [р]).
Автоматизацию звука провожу с большой осторожностью и постепенным
переходом
от
изолированного
звука
к
различным
типам
слогов
и
звукосочетаний, затем к словам, предложениям, а в дальнейшем к различным
видам
развернутой
речи,
так
как
затормаживание
старых,
неправильных
динамических стереотипов и выработка новых – это трудная работа для нервной
системы ребенка. На занятиях использую картотеку по автоматизации звуков,
что облегчает процесс введения звука в речь. К этапу дифференциации перехожу
только тогда, когда оба смешиваемых звука поставлены, автоматизированы и
введены
в
речь.
Последовательность
и
постепенное
усложнение
речевых
упражнений при дифференциации применяю те же, что и при автоматизации
звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах
развернутой речи.
При подготовке и проведении индивидуального занятия стараюсь, чтобы
на протяжении всего процесса обучения у ребенка был стойкий положительный
эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься, для этого
использую сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, где
нередко сами дети становятся участниками интересных сюжетов (например,
«Идем в гости» - в гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По
дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя мои
задания или встреченных в пути персонажей).
В занятия включаю элементы
двигательной активности (физминутки). А драматизации делает занятия более
живыми, интересными, результативными.
Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка
я
применяю
комплексный
подход,
т.
е.
привлекаю
к
решению
проблемы
педагогов
дополнительного
образования
(сообщаю,
за
каким
ребенком
необходим контроль по автоматизации звука, даю рекомендации); психолога, с
которым организую консультативное сопровождение педагогического процесса,
учитывая
основные
направления
взаимосвязи
в
коррекционной
работе;
социального педагога, определяя перспективы развития практической логопедии
и
социальной
педагогики
в
учреждении
и
привлекая
внимание
широкой
общественности
к
проблемам
состояния
социально-педагогической
службы
учреждения; родителей ребенка, вовлекая в орбиту педагогической деятельности
и
используя
их
заинтересованное
участие
в
коррекционно-педагогическом
процессе.
Так
как
речевое
общение
создает
необходимые
условия
для
развития
различных
форм
деятельности,
то
для
воспитания
полноценной
личности
необходимо
устранить
все,
что
мешает
свободному
общению
ребенка
со
сверстниками и взрослыми.
Как учитель-логопед, преодолевая речевые нарушения, я стараюсь вселить
в
ребенка
уверенность
в
собственных
силах,
способствую
развитию
его
познавательных способностей.
Список литературы
Борисова Е.А.
Б
82
Индивидуальные
логопедические
занятия
с
дошкольниками.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека журнала
«Логопед»). (5)
ISBN 978-5-9949-0031-4
Герасимова А. С.
Г37 Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с
детьми 5-6 лет / Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с. –
(Внимание: дети!).
ISBN 978-5-8112-2951-2
Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А.
Е 60 Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим
нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие. – Спб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 288 с. (кабинет логопеда.)
ISBN 978-5-89814-877-5
Пожиленко Е. А.
П 46 Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по
развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:
КАРО, 2009. – 92 с.: ил. – (Серия: «Популярная логопедия»).
ISBN 978-5-9925-0305-0
Пятница Т. В.
П99 Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-
Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.: ил. + CD. – (Библиотека
логопеда).
ISBN 978-5-222-15356-7