Напоминание

"Логопункт - система помощи детям в учреждении дополнительного образования"


Автор: Светлана Анатольевна Болдинова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Логопункт - система помощи детям в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Светлана Анатольевна Болдинова,

учитель-логопед

МБОУ ДОД «Дворец детского творчества»

Логопункт – система помощи детям в учреждении

дополнительного образования

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе

воспитания

и

обучения

детей

показал,

что

количество

детей,

имеющих

отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Основной целью нашего логопункта является своевременное выявление и

оказание помощи детям, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Задачи, которые реализуются в логопункте:

диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль

за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных

тенденций,

задержек

и

недостатков

в

ее

развитии

и

правильная

их

классификация;

профилактическая – педагогическая помощь детям в нормальном речевом

развитии;

коррекционная

своевременное

полное

или

частичное

устранение

(сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;

консультативная

привлечение

родителей,

педагогов

и

психологов

к

активному

участию

в

коррекционном

процессе

по

преодолению

речевых

дефектов у детей, создание условий для сознательного включения родителей в

коррекционный процесс.

В

сентябре

2013

года

была

проведена

диагностика

речевого

развития

детей, посещающих Дворец детского творчества (филиал №2). Обследован 171

ребенок,

из

них

90

(53%)

имеют

отклонения.

Зачислено

39

детей.

На

логопедические занятия отобраны дети, имеющие фонетическое недоразвитие

(ФН),

фонетико-фонематическое

недоразвитие

(ФФН),

фонетико-

фонематические нарушения с минимальными дизартрическими расстройствами.

Как

учитель-логопед

занятия

я

провожу

индивидуально

с

каждым

ребенком. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место

при

устранении

дефектов

звукопроизношения

на

занятиях

занимает

артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта я

применяю тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. С первых

занятий

включаю

задания

на

выработку

умения

слышать,

узнавать

звук,

выделять его из потока речи, что ведет к развитию фонематического слуха и

восприятия

и

является

неотъемлемой

частью

коррекционной

работы

по

устранению

дефектов

произношения.

Выработав

правильные,

полноценные

движения

артикуляционных

органов,

приступаю

к

постановке

звуков.

Дошкольники часто подражают моей артикуляции в ходе игровых ситуаций. В

других

случаях

использую

сохранные

звуки,

близкие

по

месту,

способу

артикуляции

тем

звукам,

правильному

произношению

которых

необходимо

научить ребенка (например, сохранными звуками, опорными для постановки

звука

[ш]

могут

служить

звуки

[с],

[т],

[р]).

В

более

сложных

случаях

я

использую логопедические зонды (например, для постановки звука [р]).

Автоматизацию звука провожу с большой осторожностью и постепенным

переходом

от

изолированного

звука

к

различным

типам

слогов

и

звукосочетаний, затем к словам, предложениям, а в дальнейшем к различным

видам

развернутой

речи,

так

как

затормаживание

старых,

неправильных

динамических стереотипов и выработка новых – это трудная работа для нервной

системы ребенка. На занятиях использую картотеку по автоматизации звуков,

что облегчает процесс введения звука в речь. К этапу дифференциации перехожу

только тогда, когда оба смешиваемых звука поставлены, автоматизированы и

введены

в

речь.

Последовательность

и

постепенное

усложнение

речевых

упражнений при дифференциации применяю те же, что и при автоматизации

звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах

развернутой речи.

При подготовке и проведении индивидуального занятия стараюсь, чтобы

на протяжении всего процесса обучения у ребенка был стойкий положительный

эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься, для этого

использую сюрпризные моменты, увлекательные задания и упражнения, где

нередко сами дети становятся участниками интересных сюжетов (например,

«Идем в гости» - в гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По

дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя мои

задания или встреченных в пути персонажей).

В занятия включаю элементы

двигательной активности (физминутки). А драматизации делает занятия более

живыми, интересными, результативными.

Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка

я

применяю

комплексный

подход,

т.

е.

привлекаю

к

решению

проблемы

педагогов

дополнительного

образования

(сообщаю,

за

каким

ребенком

необходим контроль по автоматизации звука, даю рекомендации); психолога, с

которым организую консультативное сопровождение педагогического процесса,

учитывая

основные

направления

взаимосвязи

в

коррекционной

работе;

социального педагога, определяя перспективы развития практической логопедии

и

социальной

педагогики

в

учреждении

и

привлекая

внимание

широкой

общественности

к

проблемам

состояния

социально-педагогической

службы

учреждения; родителей ребенка, вовлекая в орбиту педагогической деятельности

и

используя

их

заинтересованное

участие

в

коррекционно-педагогическом

процессе.

Так

как

речевое

общение

создает

необходимые

условия

для

развития

различных

форм

деятельности,

то

для

воспитания

полноценной

личности

необходимо

устранить

все,

что

мешает

свободному

общению

ребенка

со

сверстниками и взрослыми.

Как учитель-логопед, преодолевая речевые нарушения, я стараюсь вселить

в

ребенка

уверенность

в

собственных

силах,

способствую

развитию

его

познавательных способностей.

Список литературы

Борисова Е.А.

Б

82

Индивидуальные

логопедические

занятия

с

дошкольниками.

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека журнала

«Логопед»). (5)

ISBN 978-5-9949-0031-4

Герасимова А. С.

Г37 Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с

детьми 5-6 лет / Анна Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с. –

(Внимание: дети!).

ISBN 978-5-8112-2951-2

Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А.

Е 60 Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим

нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. Пособие. – Спб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 288 с. (кабинет логопеда.)

ISBN 978-5-89814-877-5

Пожиленко Е. А.

П 46 Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по

развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:

КАРО, 2009. – 92 с.: ил. – (Серия: «Популярная логопедия»).

ISBN 978-5-9925-0305-0

Пятница Т. В.

П99 Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-

Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.: ил. + CD. – (Библиотека

логопеда).

ISBN 978-5-222-15356-7



В раздел образования