Напоминание

"Воспитание положительного отношения к труду и творчеству глухих и слабослышащих детей"


Автор: Степанова Валентина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: МО, г. Коломна
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание положительного отношения к труду и творчеству глухих и слабослышащих детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству на кружковых

занятиях глухих и слабослышащих детей».

Подготовила: Степанова Валентина Алексеевна, воспитатель ВКК,

МКОУ «Школы № 19 для детей с ОВЗ»

«Человек, не испытавший радости труда, успеха,

никогда не полюбит труд…».

В докладе представлены факторы, мотивы, формы занятий, которые

превращают труд и творчество в активный стимул для получения новых знаний.

Теме труда посвящали свои произведения многие русские писатели и поэты. Для того

чтобы жизнь была интересной и полноценной, с самого раннего возраста нужно учиться

трудиться, приучать себя к порядку, воспитывать силу воли, выполнять свои обязанности

даже тогда, когда этого делать совсем не хочется.

Л. Н. Толстой как истинно народный писатель также не мог обойти эту тему стороной.

В его произведениях для детей труд представлен как истинная ценность. Лев Николаевич

заботился не только о том, чтобы научить ребят грамоте. Он старался научить их любить

труд, относиться к труду с уважением.

Развитие творчества не может существовать без труда. Отсутствие навыков труда

вызывает у ребенка чувство беспомощности. В этом случае дети вынуждены создавать не то,

что задумали, а что получается. Труд и творческий процесс, органически связаны друг с

другом, влияют друг на друга и поддерживают друг друга.

Изучив педагогическую литературы, проанализировав свой практический опыт по

проблеме формирования положительного отношения к труду и творчеству пришла к

выводу.

Анализ

показал,

что

формирование положительного

отношения

к

труду

и

творчеству у обучающихся влияют различные факторы:

-формировавшие знаний и представлений о труде взрослых, и его общественной значимости;

- развитие мотивов труда;

- усвоение умений и навыков;

- создание высоко-эмоциональной атмосферы;

- методы и приемы педагогического воздействия;

- чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда;

Учащихся дополнительного образования я условно разделить на 2 группы: младшие

школьники, старшие школьники.

У каждой группы воспитанников в формировании положительного отношения к

труду, есть свои определенные задачи:

1

Первая группа - младший школьный возраст:

- научиться играть в сюжетно-ролевые игры;

- воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий;

- формировать умения навыки самообслуживания;

- знакомится с различными профессиями;

- воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий;

- воспитывать бережное отношение к результатам труда людей;

- приобщать к общественно полезному труду.

Вторая группа старшие школьники:

- формировать стремление добросовестно работать;

- активно участвовать в общественно – полезном труде;

- формировать знания общетрудовых и производственных понятий: культура труда, трудовая

дисциплина принципы планирования.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с

самого

раннего

детства.

Первые

навыки

приобщения

к

труду

наши

воспитанники

приобретают в школе на занятиях труда, рисования, а также в процессе самообслуживания.

Всевозможные поделки, творческие работы, создаваемые ребятами на данных занятиях,

развивают творческие способности, учат правильно организовывать сам процесс труда и

творчества.

На кружковых занятиях «Умелые ручки», с учащимися в своей работе используем

различные формы занятий:

1. Ручной труд представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением

простейших элементов. Этот вид деятельности расширяет кругозор. На занятиях ребята

постигают навыки планирования предстоящей работы, учатся выполнять последовательность

ее выполнения, проводя простейший анализ, делают выводы.

Дети

осваивают

приемы

работы

с

различными

материалами,

знакомятся

с

инструментами и способами работы с ними. Ручной труд формирует самостоятельность,

настойчивость в достижении цели, развивает творческое воображение.

2. Трудовое поручение - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей

школьного

возраста.

Под

трудовым

поручением

понимается

возложение

на

ребенка

конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников.

Поручить

-

значит

обязать

ребенка

выполнить

какую-то

работу,

связанную

как

с

самообслуживанием,

так и с трудом для коллектива. Поручение как форма организации

трудовой

деятельности:

они

всегда

исходят

от

взрослого,

в

их

заключена

четкая

направленность на получение результатов, конкретно определена задача. Они представляют

2

широкие

возможности

для

индивидуальной

работы

с

детьми.

В

процессе

выполнения

ребенком поручения, удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием

трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить

работу до конца.

3.

Ознакомление

с

трудом

взрослых

ставит

цель

дать

детям

конкретные

задания

и

представление о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научит ценить его,

вызывать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

4.

Творческие

проекты.

Так

же

методом

обучения

в

организации

творческой

самостоятельной

работы

детей

выступает

проектный

метод

обучения. Проектная

деятельность не только учит ребенка самостоятельно добывать знания, развивает навыки

исследовательской работы, но и способствует развитию творческих способностей. Проекты

могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут

быть индивидуальными, парными, групповыми.

При

выполнении

творческого

проекта

создаются

предпосылки

для

формирования

у

учащихся

активной

творческой

деятельности,

развитие

эстетического

вкуса,

образного

мышления,

пространственного

воображения.

Все

этапы

проектирования

требуют

индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска

материалов,

инструментов,

технологического

выполнения.

Так

у

школьников

возникает

дополнительная

заинтересованность

в

получении

знаний,

необходимых

для

выполнения

проекта.

Исходя из особенностей глухих и слабослышащих детей в нашей школе успешно могут

б ы т ь

р е а л и з о в а н ы

т в о р ч е с к и е

п р о е к т ы ,

и с с л е д о в а т е л ь с к и е

п р о е к т ы .

I. Творческие

проекты:

предполагающие

максимально

свободный

и

нетрадиционный

подход

к

оформлению

результатов:

альманахи,

театрализации, спортивные

игры,

произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом

проектной

деятельности

(творческим

продуктом)

будут являться

выставки,

газеты,

коллекции,

ко стюмы,

письма,

праздники,

системы

иллюстраций,

с к а з к и .

II. Исследовательские

проекты

по

структуре

напоминают

подлинно научное

исследование. Продуктом исследовательских проектов в нашей школе могут быть – научные

сообщения, статьи, презентации, фотовыставки.

Еще немецкий педагог Дистервег (последователь Песталоцци) писал, что больше пользы

приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение

десяти различных предметов одной стороны.

3

Результатом своей работы по развитию творческих способностей во внеурочное

время

считаю

работы

своих

учеников

и

участие

в

различных

проектах,

олимпиадах

и

конкурсах.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению,

шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании,

работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно

постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к

творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и

родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить

творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его

индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих

черт.

Воспитанию желания трудиться и заниматься творчеством помогают только те влияния,

которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают

личность, ее потребности и интересы. Для того чтобы ребенок с удовольствием занимался

творчеством и трудовой деятельностью, его необходимо мотивировать. Представлю вашему

вниманию самые значимые виды мотивации:

1. Эмоциональная мотивация (затрагивает чувства ребенка, влияет на такие чувства и

эмоции

как

адреналин,

удовольствие,

любопытство,

доверие,

позволяет

мотивировать

ребенка на деятельность, путем бессознательного).

Виды эмоциональной мотивации:

поощрение, одобрение, похвала;

поручение;

учебно - познавательная игра;

создание ярких наглядно-образных представлений;

создание ситуации успеха;

стимулирующее оценивание;

свободный выбор задания;

удовлетворение желания быть значимой личностью;

показ образцов труда ребенка близким, товарищам.

2. Познавательная мотивация:

выполнение творческих заданий;

«мозговая атака», «мозговой штурм».

Значимую

роль

играет

создание

психологического

климата.

Благоприятный

психологический

климат-это

атмосфера

раскрепощенности,

взаимного

уважения,

4

дружелюбия, деликатности - создает комфорт и условия для работы, раскрывает творческие

возможности личности.

Подбадривание, одобрительное отношение во время работы, внесение элемента новизны, это

отвлекает

от

трудностей,

снимает

психологические

зажимы,

способствует

творческому

проявлению каждого ребенка.

Непременное условие положительного отношения к труду и творчеству является

посильность. Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного

отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать

работу,

с

которой бы

дети

справлялись,

затрачивая

достаточные

усилия,

но

не

переутомлялись.

Советы взрослым.

Не доделывайте того, что не сделал ребенок.

В труде всегда должна быть достигнута цель.

Поддерживайте усилия, старания, интерес, самостоятельность в труде.

Заметьте успех ребенка.

Труд и творчество - главные воспитатели. В процессе формирования положительного

отношения к труду и творчеству обучающиеся познают окружающую действительность,

систематизируя и закрепляя знания, обучающиеся развивают свой кругозор. Они становятся

более прилежными в учебе, начинают интересоваться техникой, производством. Все это

превращает труд и творчество в активный стимул для получения новых знаний. Наши

педагоги стараются воспитывать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать

интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для семьи, школы и

общества в целом.

5



В раздел образования