Автор: Альфия Гумерзяновна Мингалеева
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ СОШ 7
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологические аспекты воспитания"
Раздел: дополнительное образование
Тема «Социально-психологические аспекты воспитания»
Коллектив как социально – психологический аспект воспитания.
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за все годы
существования, получила название коллективистической и до сих пор хран
ит
свои
основные
черты
в
педагогической
теории.
Она
строилась
и
развивалась
годами
на основе
тезиса,
согласно
которому
воспитание
и полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через
коллектив. Советская
система
воспитания,
ориентировалась
на
наличие
одинаковых
условий
для
всех
детей.
Классик
советской
педагогики
Макаренко А. С. особо подчеркивал, что в воспитании важно обеспечить
взаимодействие преподавателя с коллективом воспитанников. Современный
антропоцентричный подход к обучению и воспитанию предполагает, что в
центре всех учебно-воспитательных воздействий оказывается не коллектив, а
отдельная личность. При этом, преподаватель не может не учитывать в своей
воспитательной
работе
влияния
общественной
среды
на
формирование
сознания и поведения детей и подростков.
А.С.Макаренко писал: «Нельзя представить себе коллектив, если взять
попросту
сумму
отдельных
лиц.
Коллектив
–
это
социальный
живой
организм,
который
потому
и
организм,
что
имеет
органы,
что
там
есть
полномочия,
ответственность,
соотношение
частей,
взаимозависимость,
а
если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [5,
с.298].
В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, для
которых характерны:
- высокая сплоченность;
-
коллективистское
самоопределение
в
противовес
комфортности
или
нонкомфортности, проявляющихся в группах низкого уровня развития;
- коллективистская идентификация;
- социально ценный характер межличностных выборов;
- высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
- объективность в возложении и принятии ответственности за результаты
совместной деятельности.
Подобные отношения создают условия для всестороннего и гармоничного
развития
человека,
способствуют
появлению
коллективизма
как
особого
качества в развитии группы.
Детский
коллектив
оказывает
воспитательное
влияние
на
личность
только тогда, когда он превращается в носителя воспитательных функций.
Исследователь
доктор
пед.
наук
Коротов
В.М
выделяет
три
функции
коллектива:
-
организационную - детский коллектив становится субъектом управления
своей общественно полезной деятельностью;
-
идейно-воспитательную
-
детский
коллектив
становится
носителем
и
пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
-
стимулирования
-
коллектив
способствует
формированию
нравственно
ценных
стимулов
всех
общественно-полезных
дел,
регулирует
поведение
своих членов, их взаимоотношений.[3]
Являясь
членом
общества
и
коллектива,
воспитанник
вынужден
принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому
или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими
потому,
что
хочет
быть
принятым
коллективом,
занять
в
нем
соответствующее положение, осуществляя свою деятельность. Но это не
значит, что школьник должен безропотно приспосабливаться к сложившимся
или складывающимся отношениям. Коллектив даёт возможности накопления
опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и
активного противопоставления и руководства. В коллективе формируются
социально ценные качества (гражданственность, гуманизм, инициативность,
ответственность,
социальная
справедливость
и
др.)
и
существенные
личностные
характеристики
(самооценка,
уровень
притязаний
и
самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности).
Таким образом, обязательными признаками коллектива являются:
Объединение
людей
во
имя
достижения
определенной,
социально
одобряемой
цели
(в
этом
смысле
коллективом
не
может
называться
с п л оч е н н а я ,
н о
а н т и с о ц и а л ь н а я
г ру п п а ,
н а п р и м е р ,
г р у п п а
правонарушителей).
Наличие
добровольного
характера
объединения,
п р и ч е м
п од
добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива,
а
такая
характеристика
группы,
когда
она
не
просто
задана
внешними
обстоятельствами,
но
стала
для
индивидов,
в
нее
входящих,
системой
активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.
Целостность,
которая
выражается
в
том,
что
коллектив
выступает
всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией,
распределением
функций,
определенной
структурой
руководства
и
управления. Особая форма взаимоотношений между членами коллектива,
которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с
развитием коллектива.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает
возможности практического освоения демократических форм организации
жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в
школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.
При
воздействии
на
личность
коллектив
использует
общественное
мнение.
Общественное
мнение
выступает
как
инструмент
формирования
личности ребенка. Используя реальную возможность высказать критические
замечания
в
адрес
товарищей,
отметить
их
достоинства
школьники
проникаются
сознанием
ответственности
за
коллектив,
учатся
жить
интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны
личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их
самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом
выступает
действенным
стимулом
его
дальнейшего
становления
и
совершенствования.
Общественное мнение коллектива для подростка является критерием
оценки собственных поступков и собственного поведения. Блонский П.П.
писал,
отмечая
влияние
коллектива
на
формирование
личности:
детский
коллектив
является
огромной
воспитывающей
силой
к
отдельным
своим
членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих
членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа
выражаться, носить шапку. Коллектив выделяется своими «лидерами». Но в
случае
конфликта
с
коллективом
ребёнок
рискует
подвергнуться
очень
сильным
мерам
воздействия
вплоть
до
насмешек,
издевательств,
побоев,
изгнания.
Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции
нравственного
контроля
за
поведением
личности,
общественное
мнение
может предупредить возможные нарушения норм поведения.
Такие
средства
воздействия
на
личность
школьника,
как
деятельность,
соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку
существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения,
то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной
ситуации, в которой находится данный школьник.
Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на
волю, и на чувства ученика. Находясь в атмосфере общественного мнения
коллектива,
школьник
испытывает
на
себе
его
влияние
и
не
будучи
специально
объектом
его
воздействия.
Но
это
влияние
значительно
увеличивается,
когда
оно
становится
объектом
целенаправленного
воздействия
общественного
мнения
коллектива
выраженного
в
форме
одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в
собственной
значимости,
приносит
ему
моральное
удовлетворение,
вдохновение, стимулирует общий подъём.
Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние
на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не
только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них
немалое
место
занимает
чувства
душевного
подъёма,
доставляемого
общественным
признанием
его
заслуг
перед
коллективом.
Стремление
заслужить общественную похвалу не следует рассматривать как проявление
тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает
нравственную
зрелость,
оно
говорит
о
том,
что
человек
высоко
ставит
общественное мнение, уважает, ценит его.
Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые
поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и
недоброжелательность.
Семья как социально-психологический фактор воспитания
Семья - направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем
несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.
Семья является «основной средой обитания и жизнедеятельности детей в
ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в
подростковый период
»
[6, c.163].
Семья
-
первый
коллектив,
который
дает
ему
представление
о
жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.
Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и
страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в
общении в противоположность отчуждения и холодности - все эти качества
личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка
задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на
его развитие (например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные
дети).
Однако
в
силу
того,
что
семьи
бывают
разными
по
своим
воспитательным
возможностям,
в
педагогике
употребляется
понятие
«воспитательный
потенциал
семьи»,
сущность
которого
раскрывается
в
содержании
его
основных
компонентов.
Важнейшим
таким
компонентом
являются
внутрисемейные
отношения. «Основная
задача
воспитания
родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их
использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть
терминологией
транзактного
анализа
при
рассмотрении
своего
поведения
и
взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и
запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это
необходимо
потому,
что
ключ
к
изменению
поведения
ребенка
лежит
в
изменении отношений между родителями и ребенком» [2, с.359].
Внутрисемейные
отношения
выступают в
форме
межличностных
отношений,
осуществляющихся
в
процессе
непосредственного
общения.
Межличностное
общение
служит
одним
из
социально-психологических
механизмов
становления
личности.
Потребность
в
нем
но сит
общечеловеческий
характер
и
является
фундаментальной
высшей
социальной потребностью человека. Нормальные воспитательные отношения
складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии
друг другу во всех видах внутрисемейных отношений.
Особо
положительное
значение
для
воспитания
детей
имеют
доверительные
отношения
в
семье,
а
также
социально-психологическая
готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил
человеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг
к другу, соответствующих их семейным ролям (супруг, отец, мать и т.д.).
Самыми же существенными факторами, отрицательно сказывающимися на
воспитании детей, являются
систематические
нарушения
супругами
этики
внутрисемейных
отношений;
отсутствие
взаимного
доверия,
внимания
и
заботы,
уважения,
психологической поддержки и защиты;
неоднозначность
понимания
семейных
ролей
мужа,
жены,
хозяина,
хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу.
несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их
точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру
ответственности за состояние дел в семье.
Основным
способом
практического
устранения
отрицательного
влияния перечисленных факторов на воспитание детей является достижение
взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов.
Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к
различным
средствам
воздействия:
поощряют
и
наказывают
ребенка,
стремятся стать для него образцом. Более действенна похвала от родителей, с
которыми
ребенок
находится
в
дружеских
отношениях.
Наказание
необходимо лишь тогда, когда поведение ребенка уже невозможно изменить
любым
другим
способом.
Наказание
должно
быть
справедливым,
но
не
жестоким. Наказание более эффективно, когда поступок ребенка, за который
он наказан, разумно ему объяснен.
Установлено, что ребенок, на которого часто кричат, которого часто
наказывают,
отчуждается
от
родителей,
проявляет
повышенную
агрессивность. В психологически разных условиях несколько по-разному
должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье.
Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек.
Например, мальчики, имеющие старших братьев, проявляют больше чисто
мужских черт характера и интересов, чем девочки, имеющих старших сестер,
обнаруживают у себя женские интересы и черты.
Внутрисемейные отношения - важнейший фактор превращения человека в
активного
участника
культурной
жизни
общества.
Для
оценки
внутрисемейных отношений психологи предлагают такую характеристику,
как психологическая коммуникабельность семьи, включающая следующие
виды
внутрисемейных
отношений:
интеллектуальные,
эмоциональные;
волевые.
Интеллектуальные
отношения
между
членами
семьи
определяются
такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой,
единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений,
сходство
интересов
к
книгам,
музыке,
театру
и
к
другим
направлениям
общественной
культуры.
Вот
что
по
данному
вопросу
говорит
А.С.
Макаренко: «Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые большое
внимание уделяют питанию ребёнка, его одежде, играм и в тоже время
уверены, что до школы ребёнок должен нагуляться, набраться сил и здоровья,
а в школе он уже прикоснётся к культуре. На самом деле семья не только
обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого
в
своём
распоряжении
большие
возможности,
которые
и
обязана
использовать как можно лучше» [4, с.436].
Основными
показателями эмоциональных
связей
и
отношений
служат:
единство
в
эмоциональных
переживаниях,
общность
эмоционального
настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и
желание
быть
вместе,
уважение
к
старшим
в
семье,
проявление
заботы
старших о младших членах семьи.
Признаком
волевых
отношений
является
способность
членов
семьи
к
объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.
Состояние
внутри
семейных
отношений
определяет
возможность
функционирования
и
эффективность
всех
компонентов
воспитательного
потенциала семьи.
Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная
направленность семьи и педагогическая культура родителей.
Нравственная
направленность
семьи
характеризуется
уровнем
соблюдения
и
выполнения
в
семье
нравственных
норм
и
принципов
поведения.
Этот
параметр
предполагает
определение
объективного
содержания
семейной
жизни
и
целей,
которые
семья
ставит,
мотивов,
побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и
убеждений. Наличие
общественно
полезных
целей
делает
семью
коллективом,
ячейкой
общества.
Когда
цели
семьи
противоречат
целям
общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными,
то такая семья не может быть названа коллективом. Условно ее можно назвать
семьёй - корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в
поведении членов семьи она превращается из временного изолированного
состояния
в
устойчивый
коллектив:
создается
семья
-
корпорация,
отличающаяся
семейным
эгоизмом,
семейным
индивидуализмом
по
отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к
обществу в целом).
В
нравственной
направленности
семьи
значительную
роль
играет
соответствующая
направленность
наиболее
авторитетных
ее
членов,
в
особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания
определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в
понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них
чувства
ответственности,
гражданского
долга
перед
обществом
по
воспитанию
детей.
Показательны
в
этом
плане
активность
родителей
в
производственной и общественной деятельности, соотношение личного и
общественного в поступках, мнениях и т.д.
Критериями педагогической культуры родителей служат их умение
учитывать
возрастные
особенности
детей
(находить
верный
тон
в
отношениях с ними в зависимости от возраста),
выявлять и объективно
оценивать
их
положительные
и
отрицательные
черты;
стремление
к
педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в
школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и
желание использовать его на практике; достижение единых требований к
детям.
Итак,
при
изучении
таких
факторов
семейного
воспитания,
как
благоприятные супружеские отношения, вовремя замеченные и правильно
разобранные проблемные ситуации, умение поощрять успех всей семейной
команды, внешняя и внутренняя мотивация семьи и др., было обнаружено,
что
они
оказывают
существенное
влияние
на
положительное
развитие
ребенка. Выявлена корреляция между стилем родительского поведения и
взаимоотношениями между родителями и ребенком. Стиль родительского
поведения
стабильно
связан
с
познавательным
и
личностным
развитием
человека.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его
социальный опыт. Рассмотрев вопрос о воспитательном потенциале семьи и
специфике
семейного
воспитания,
мы
пришли
к
выводу,
что
на
воспитательный
потенциал
семьи
оказывает
существенное
влияние
благосостояние
семьи,
традиции
и
ценностные
ориентации
семьи
и
профессиональная
деятельность
супругов.
Отсюда
следует,
что
семья
является
одним
из
главных
социально
–
психологических
аспектов
воспитания, тем более что большую часть своего времени ребёнок проводит в
семье.
Доктор
педагогических
наук,
автор
ряда
работ
по
проблемам
воспитания Ю.
П.
Азаров, рассматривая
вопрос
семьи
и
семейного
воспитания,
в
своей
книге
«Семейная
педагогика»,
считал
наиболее
существенным такое
во спитание,
которое
должно
опираться
н а
индивидуальные
потребности
каждого
ребёнка,
стремясь
тем
самым
к
воспитанию гармонично развитой, здоровой и, пожалуй, самое главное -
счастливой личности. Он был твёрдо убеждён в том, что «наука о воспитании
- это наука о том, как сделать человека счастливым» [1, с. 37].
Список использованных источников
1.Азаров
Ю.П.
Семейная
педагогика.
-
2-е
изд.,
перераб.
и
доп. /
Ю.П.
Азаров - М.: Политиздат, 1985. - 238 с., ил.
2.Гамезо
М.В.,
Петрова
Е.А.,
Орлова
Л.М.Возрастная
и
педагогическая
психология:
Учеб.
пособие
для
студентов
всех
специально стей
педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
3.Коротов
В.М. Развитие
воспитательных
функций
коллектива
[Текст]
:
(Проблемы общей методики воспитат. процесса). - Москва : Педагогика,
1974. - 278 с.;
4. Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками / В
кн.: «Формирование личности ребенка в общении» (ред. А.Г. Рузская). - СПб.:
Питер, 2009.
5.Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] // О
воспитании
детей
в
семье:
Избранные
педагогические
сочинения
/А.
С.
Макаренко; под ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1955. С. 197–311.
6. Психология и педагогика: учебное пособие / Николаенко В. М., Залесов Г.
М., Андрюшина Т. В. и др.; отв. ред.
кан.
философ.наук,
доцент
В.
М.
Николаенко.
—
М.:
ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 175 с.