Автор: Черкасова Наталия Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СМТЛ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Аквариум"
Раздел: начальное образование
"Аквариум - маленькая искусственная экосистема". Урок окружающего мира. "Школа-2100".
3-й класс
Черкасова Наталия Федоровна, учитель начальных классов
Вид урока: комбинированный урок
Цели урока:
познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
познакомиться с обитателями аквариума;
научиться поддерживать экосистему аквариума;
проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
схема экосистемы поля, аквариума;
иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,
А.С.Раутиан);
медиапроектор;
презентация,
карточки с тестом.
Определение понятий урока:
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных
“профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Цепь питания– последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест
предыдущего.
Три профессии:
Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие
органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве
пищи готовые органические вещества.
Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие
для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на
более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.
ХОД УРОКА
Слайд №1
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Проверка знаний учащихся
1. Блиц-опрос
Учитель:
- Что такое экосистема?
Дети:
ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы
разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Учитель:
- Из каких частей состоит экосистема?
Дети:
Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.
Учитель:
- Какие бывают экосистемы?
Дети:
Природные и искусственные
Учитель:
- Что такое искусственная экосистема?
Дети:
Экосистема, созданная человеком.
Учитель:
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?
Дети:
Экосистема поля.
2. Тест “Экосистема поля”
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с
тестами на партах)
Поле – это…
1.
природная экосистема;
2.
искусственная экосистема.
Культурные растения – это…
1.
одуванчик, вьюнок, осот;
2.
подсолнечник, лён, рис.
Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
1.
сорняки;
2.
яркие цветы.
Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
1.
ядохимикатов;
2.
живых помощников.
Проверьте свою работу.
Слайд №2.
Оцените. После урока работы проверю и оценю я.
Подведём итог:
- Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека.
Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта
экосистема искусственная)
- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение
минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители
-собирает урожай)
Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
1. Блиц-опрос
Учитель
- Вспомним ещё раз основные понятия темы
Дети
На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы)
ЭКОСИСТЕМА
НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
ВОЗДУХ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
ВОДА
ПОТРЕБИТЕЛИ
ПОЧВА
РАЗРУШИТЕЛИ
ПРИРОДНАЯ
ИСКУССТВЕННАЯ
- Что такое экосистема?
(ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы
разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Назовите составные части экосистемы?
(Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители,
потребители, разрушители).
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
(Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”))
- Что такое искусственная экосистема?
(Экосистема, созданная человеком.)
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?
2. Постановка проблемы
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо
быть волшебником.
Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.
Слайд №3.
Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
Учитель:
- Что это? (Аквариум) Слайд №4.
- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?
(Искусственная экосистема)
- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?
(Она маленькая)
- Сформулируйте тему урока?
Щелчок, щелчок (Аквариум – маленькая искусственная экосистема.)
- Назовите учебные задачи урока:
(- что такое экосистема
- доказать, что аквариум это искусственная экосистема;
- познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три "профессии". )
4. Совместное открытие знаний
1. Эвристическая беседа
Слайд №5.
Учитель
- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли
проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы.
(Рассматривают рисунок.)
- Какую экосистему создала Лена?(Лена создала экосистему – аквариум.)
- Какая она – природная или искусственная? Почему?
(Аквариум - это искусственная экосистема,
потому что её создаёт человек.)
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать?
(- У Лены в аквариуме нет растений -
производителей. Они насыщают воду кислородом.)
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме?
(Живые и неживые компоненты
экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).)
Слайд №6.
2. Объяснение нового материала.
- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли
размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.
Слайд №7 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)
Слайд №8 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок
или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится
жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную
ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
Слайд №9 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу
создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание
органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
Слайд №10 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия,
элодея, риччия.
Из тропических растений распространены: криптокорины, стрельчатый эхинодорус,
глянцевитая людвигия.
Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие,
микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим
восстановление среды обитания.
Слайд №11. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных
обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах
(географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды
(биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных,
хищных – от нехищных.
В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому
рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
Слайд №12. В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев,
сомиков, пецилий, лимий, гирардинусов.
Слайд №13. Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или
южно-американских светящихся рыбок неонов и других.
Слайд №14. В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась,
горчак, мелкие особи щиповки, линя.
Слайд №15. А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок.
Слайд №16. В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
Учитель:
- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?
- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением
рыб?
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для
этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою
маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или
посетите специальный сайт в Интернете.
3. Работа с учебником (групповая).
- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.74 рабочей тетради.
- Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых
организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-
потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители)
Учитель:
- Почему в аквариуме должны быть организмы разных “профессий”? (Понять это поможет задание 3 на
стр.74.)
- Что дают производители другим организмам, а что получают?
- А что дают потребители?
- Чем могут быть полезны разрушители? Заполняют таблицу.
Самопроверка и исправление ошибок учащимися.
4. Сообщения учащихся
- Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
5. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление изученного материала.
1. Беседа
- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому
что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся
человеком)
- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли
(растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)
2. Выполнение задания 4 на стр.76.
- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных
рыбок.)
- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)
- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок.
Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)
- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых
рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не
менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер
пятилитровой банки и рыбки (5см))
3. Выполнение задания 5 на стр.76.
- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем
подписать названия рыб.
Слайд №17.
Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).
Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).
Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).
Родина скалярии – Южная Америка.
Барбус родился в Южной Азии (Индия).
Родиной львиноголовки является Китай.
Проверка знаний по слайду (самооценка работы).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали
все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?
8. Домашнее задание.
Слайд №18.
1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.74-77)
2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в рабочей тетради на стр.77
3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию)
9. Релаксация.
Видеофрагмент “Коралловый рай”
Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями,
разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в
комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время
аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое
существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому
что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с
другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное
обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а
незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.
Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме.
Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за
обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей
чудесной природе.
Слайд №19.
Спасибо за работу!
Презентация урока в Приложении №1 «Аквариум».