Напоминание

"Аквариум"


Автор: Черкасова Наталия Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СМТЛ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Аквариум"
Раздел: начальное образование





Назад




"Аквариум - маленькая искусственная экосистема". Урок окружающего мира. "Школа-2100".

3-й класс

Черкасова Наталия Федоровна, учитель начальных классов

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;

познакомиться с обитателями аквариума;

научиться поддерживать экосистему аквариума;

проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;

развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;

научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

схема экосистемы поля, аквариума;

иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);

учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,

А.С.Раутиан);

медиапроектор;

презентация,

карточки с тестом.

Определение понятий урока:

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных

“профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания– последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест

предыдущего.

Три профессии:

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие

органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве

пищи готовые органические вещества.

Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие

для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на

более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

ХОД УРОКА

Слайд №1

1. Орг. момент. Приветствие.

2. Проверка знаний учащихся

1. Блиц-опрос

Учитель:

- Что такое экосистема?

Дети:

ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы

разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Учитель:

- Из каких частей состоит экосистема?

Дети:

Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители.

Учитель:

- Какие бывают экосистемы?

Дети:

Природные и искусственные

Учитель:

- Что такое искусственная экосистема?

Дети:

Экосистема, созданная человеком.

Учитель:

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке?

Дети:

Экосистема поля.

2. Тест “Экосистема поля”

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с

тестами на партах)

Поле – это…

1.

природная экосистема;

2.

искусственная экосистема.

Культурные растения – это…

1.

одуванчик, вьюнок, осот;

2.

подсолнечник, лён, рис.

Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…

1.

сорняки;

2.

яркие цветы.

Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…

1.

ядохимикатов;

2.

живых помощников.

Проверьте свою работу.

Слайд №2.

Оцените. После урока работы проверю и оценю я.

Подведём итог:

- Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека.

Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта

экосистема искусственная)

- Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение

минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители

-собирает урожай)

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1. Блиц-опрос

Учитель

- Вспомним ещё раз основные понятия темы

Дети

На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы)

ЭКОСИСТЕМА

НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ВОЗДУХ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ВОДА

ПОТРЕБИТЕЛИ

ПОЧВА

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРИРОДНАЯ

ИСКУССТВЕННАЯ

- Что такое экосистема?

(ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы

разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Назовите составные части экосистемы?

(Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители,

потребители, разрушители).

- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

(Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”))

- Что такое искусственная экосистема?

(Экосистема, созданная человеком.)

- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо

быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

Слайд №3.

Этот дом не деревянный, щелчок

Не из камня этот дом. щелчок

Он прозрачный, щелчок

Он стеклянный, щелчок

Нет и номера на нём … щелчок

И жильцы в нём не простые, щелчок

Не простые, золотые. щелчок

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.

Учитель:

- Что это? (Аквариум) Слайд №4.

- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести?

(Искусственная экосистема)

- Что можно сказать о размерах этой экосистемы?

(Она маленькая)

- Сформулируйте тему урока?

Щелчок, щелчок (Аквариум – маленькая искусственная экосистема.)

- Назовите учебные задачи урока:

(- что такое экосистема

- доказать, что аквариум это искусственная экосистема;

- познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три "профессии". )

4. Совместное открытие знаний

1. Эвристическая беседа

Слайд №5.

Учитель

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли

проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы.

(Рассматривают рисунок.)

- Какую экосистему создала Лена?(Лена создала экосистему – аквариум.)

- Какая она – природная или искусственная? Почему?

(Аквариум - это искусственная экосистема,

потому что её создаёт человек.)

- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать?

(- У Лены в аквариуме нет растений -

производителей. Они насыщают воду кислородом.)

- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме?

(Живые и неживые компоненты

экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).)

Слайд №6.

2. Объяснение нового материала.

- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли

размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Слайд №7 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

Слайд №8 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок

или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится

жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную

ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Слайд №9 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу

создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание

органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Слайд №10 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия,

элодея, риччия.

Из тропических растений распространены: криптокорины, стрельчатый эхинодорус,

глянцевитая людвигия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие,

микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим

восстановление среды обитания.

Слайд №11. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных

обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах

(географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды

(биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных,

хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому

рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

Слайд №12. В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев,

сомиков, пецилий, лимий, гирардинусов.

Слайд №13. Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или

южно-американских светящихся рыбок неонов и других.

Слайд №14. В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась,

горчак, мелкие особи щиповки, линя.

Слайд №15. А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок.

Слайд №16. В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

Учитель:

- У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

- Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением

рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для

этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою

маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или

посетите специальный сайт в Интернете.

3. Работа с учебником (групповая).

- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.74 рабочей тетради.

- Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых

организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-

потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители)

Учитель:

- Почему в аквариуме должны быть организмы разных “профессий”? (Понять это поможет задание 3 на

стр.74.)

- Что дают производители другим организмам, а что получают?

- А что дают потребители?

- Чем могут быть полезны разрушители? Заполняют таблицу.

Самопроверка и исправление ошибок учащимися.

4. Сообщения учащихся

- Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому

что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся

человеком)

- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли

(растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2. Выполнение задания 4 на стр.76.

- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных

рыбок.)

- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.)

- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок.

Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)

- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых

рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не

менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер

пятилитровой банки и рыбки (5см))

3. Выполнение задания 5 на стр.76.

- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем

подписать названия рыб.

Слайд №17.

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

Родина скалярии – Южная Америка.

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Родиной львиноголовки является Китай.

Проверка знаний по слайду (самооценка работы).

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали

все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.)

- Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?

8. Домашнее задание.

Слайд №18.

1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.74-77)

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в рабочей тетради на стр.77

3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию)

9. Релаксация.

Видеофрагмент “Коралловый рай”

Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями,

разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в

комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время

аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое

существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому

что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с

другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное

обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а

незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.

Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме.

Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за

обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей

чудесной природе.

Слайд №19.

Спасибо за работу!

Презентация урока в Приложении №1 «Аквариум».



В раздел образования