Автор: Козлова Светлана Владиславовна
Должность: преподаватель русского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ УТЖТ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Работа по развитию грамотной звучащей речи студентов СПО на уроках культуры речи
Раздел: среднее профессиональное
Выступление на методическом объединении преподавателей естественно –
научного и гуманитарного цикла Ульяновского техникума
железнодорожного транспорта преподавателя русского языка Козловой С. В.
Тема выступления:
Работа по развитию грамотной звучащей речи студентов СПО на уроках
культуры речи
1. Вводное слово о необходимости обучения грамотному произношению слов.
Обучение студентов правильному произношению и ударению (орфоэпии)
имеет принципиально важное значение. В самом деле, каждый говорит и слушает
больше и чаще, чем пишет. Единообразие произношения способствует облегчению
понимания речи, так как говорящий и слушающий, владеющие едиными нормами
литературного
языка,
не
отвлекаются
от
понимания
речи.
Вместе
с
тем
это
не
исключает необходимости овладевания вариантами произношения, сосуществующими
в рамках литературных норм. При правильном, единообразном произношении люди
быстрее
понимают
друг
друга,
оно
облегчает
общение
между
людьми;
поэтому
привитие
орфоэпических
навыков
-
важнейшая
задача
профессионального
образования.
Обучение орфоэпии важно и с точки зрения развития речевого слуха, без чего
трудно себе представить овладение богатствами устной и даже письменной речи.
Человек
с
развитым
речевым
слухом
способен
воспринимать
и
анализировать
фонетические
особенности
своей
и
чужой
речи,
контролировать
себя
в
этом
отношении.
Наконец, обучение орфоэпии предоставляет широкие возможности для усиления
практической направленности изучения родного языка, повышения интереса к нему.
Действительно, внимание к звуковой материи языка, к ударению никогда и никого не
оставляет равнодушным, но при одном непременном условии: работа должна быть
планомерной, систематической и целенаправленной.
Работа по развитию орфоэпической грамотности должна обязательно проводиться
для студентов 2-4 курсов техникумов, колледжей на уроках культуры речи, а также
возможно (обязательно!) внедрение элементов
на уроках русского языка на 1-2
курсах. Но каждый преподаватель любой дисциплины должен 1) следить за своей
речью и 2) исправлять ошибки в речи студентов.
Конечно,
все-таки предпочтительнее, что работа эта начнет вестись с первого
урока русского языка и продолжится на уроках культуры речи,
так как овладение
нормами произношения
и ударения – процесс сложный и длительный: речевые
умения и навыки, заложенные
в первые годы жизни человека, трудно исправить,
скорректировать.
Важность повышения грамотности давно общепризнанна. И сейчас идут
поиски новых средств, более эффективных и рациональных методов формирования
грамотного письма. Стандарт современного образования требует: дать знания науки о
языке, развивать культуру речи, вооружить обучающихся умением выражать свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме.
Работа
над
повышением
грамотности
сопровождается работой над дикцией, общим развитием речевого процесса.
2. Трудности:
А. Работа по орфоэпии на уроках систематически не проводится в течение
всего обучения в школе. На нее не обращают внимания учителя не только других
предметов среднего и старшего звена, начальной школы, но и учителя русского языка.
Причина
-
нехватка
времени,
т.
к.
уделяется
внимание
грамотному
письму
или
верному изложению фактического материала.
Б. Обучение соблюдению орфоэпических норм предусмотрено программой
Культура
речи
на
протяжении
4
часов
(2
пары).
Всего
курс
Культура
речи
составляет 32 часа. Это мизерное количество времени. В остальное время ребята
общаются со сверстниками, родителями, даже учителями и слышат неграмотную
речь.
Ошибочное
произношение
через
радио,
телевидение,
интернет
«тиражируется»
на
огромную
аудиторию,
вольно
или
невольно
усваивается
и
закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека
представление о правильности и чистоте речи.
Поскольку
в основной массе
слушатель
прежде
всего
обращает
внимание
на
содержательную
сторону
информации,
то
звуковая
сторона
им
не
контролируется,
а
фиксируется
на
подсознательном уровне.
Подсознательно у человека складывается стереотип
произношения
слов.
Переучивание
–
это,
каждому
понятно,
более
сложный
и
длительный процесс.
В. Учителя русского языка в школе, преподаватели в техникуме, колледже не
всегда сами владеют материалом, теряются в выборе того минимума, которым должен
овладеть
обучающийся.
Наличие
орфоэпических
словарей
не
обеспечено
ни
в
техникуме, ни дома. И в продаже они бывают крайне редко. Да и связь с интернетом
не всегда обеспечена.
3. Начало работы.
Второй курс. Первый урок Культуры речи. Был проведен входной контроль.
Студентам я раздала листочки с написанными словами. Задание: расставить ударение в
словах.
Проверка
показала,
что
все
ребята
в
большей
части
слов
допустили
орфоэпические ошибки. Вывод: Студенты абсолютно уверены в том, что владеют устной
речью и даже не представляют
себе, что они могли допустить ошибки в постановке
ударения в обычных русских словах. Необходимо указать им на допущенные ими ошибки
и показать пути их преодоления.
4. Пути преодоления ошибок:
-фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и
производить орфоэпический разбор;
-анализировать свою речь с позиции правильности-неправильности и оценки дикции;
-давать аргументированную оценку речи других носителей языка;
-читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу;
-внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп
произнесения;
-читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой;
-правильно и рационально пользоваться словарями и справочниками, имеющими
орфоэпическую информацию;
-правильно, с учетом орфоэпических вариантов, произносить слова из орфоэпического
минимума, определяемого учителем, исходя из конкретных условий: состава
участников, их речевой подготовки, речевого окружения.
5. Деятельность учащихся на преодоление орфоэпических ошибок:
Памятуя о том, что обучение орфоэпии в школе, в СПО только начало возрождаться,
будет уместно перечислить основные виды орфоэпических упражнений,
рекомендуемых на занятиях:
- работа с орфоэпическим словарем, со школьным орфоэпическим словариком в
учебнике и со словарями, имеющими орфоэпические пометы;
-орфоэпический разбор слова;
- проговаривание слов, неоднократное, систематическое, проговаривание одних и тех
же слов.
- наблюдение за своей речью, речью товарищей, взрослых и, конечно, дикторов радио
и телевидения, которые всегда считались лучшими учителями, а теперь в их
выступлениях допускаются многочисленные ошибки, нахождение и исправление этих
ошибок;
-упражнения на сопоставление звуков и букв;
-упражнения, показывающие смыслоразличительную функцию русского ударения;
- чтение стихотворных текстов необходимо для отработки артикуляционной базы.
Кстати, при помощи стихотворных отрывков можно легко запомнить ударение в
некоторых словах:
Своей дремо'ты превозмочь не хочет воздух…
Театр уж полон; ложи блещут;
Парте'р и кресла, все кипит.
Вы избало'ваны природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Однако ж кое-как, мой дру'г,
Лишь только будет мне досу'г,
Явлюся я перед тобою.
Есть одна помощь при нахождении ударения в слове - нужно словно кого-то позвать:
трактори-и-и-ист.
6.
Нормы произношения.
Они постепенно меняются. Так, в 20 в. на смену так называемому
старомосковскому произношению (например, мягкому произнесению двойного жж в
словах типа дрожжи, твердому с в глагольных формах типа казался, смеюсь и т. п.)
приходят новые произносительные образцы, более близкие к письменному облику
слова. Иногда старая норма и новая сосуществует, т. е. в речи возможны Так,
единственно нормативным считается аканье, произнесение г взрывного,в отличие от
оканья северных городов и звука y южных говоров: [вада], [гълава], а не [вода] и
[yалава].
Отступление от правильного произношения происходит или под влиянием местных
говоров (когда произносят стокан вместо стакан, «пишуть» вместо пишут), или под
влиянием буквенного произношения (когда начинают произносить так, «как пишут»:
счет вместо «щет», что вместо «што» и т. д.), или вызываются дефектами речи.
Орфоэпические нормы, регулирующие фонетическую культуру речи, не допускает
просторечных и диалектных способов произношения: например, док
мент вместо
докум
ент, каструля вместо кастрюля,
молоко
вместо
мълако
,
yара
, а не
гара
и
т. п. Ненормативны также и различные виды манерного произношения: ко
фэ
,
муз
эй
и под.
7. Работа с аудиторией.
А. Акцентологическая разминка на расстановку правильного ударения в словах.
Слова
преподаватель
произносит
в
строгом
соответствии
с
акцентологическими
нормами.
Конфликт
может
быть
вызван
ложной
акцентологической
ситуацией,
сопутствующей
грамотному
произнесению
слова.
Например,
правильное
произнесение слова квартал преподаватель сопровождает следующим утверждением:
«Ударение падает на 1 слог». Упражнение проводится в форме игры «плюс - минус»:
если ученик соглашается с утверждением, то ставит +, если не соглашается, то ставит
-.
Дети записывают 10 цифр в строчку, слушают слова, под цифрами записывают + или
–.
Слова:
До'говор,
краси'вее,
позво'нишь,
форза'ц,
катало'г,
ходата'йствовать,
подро'стковый, асимме'трия, ба'ловать, обеспече'ние.
Запись в тетради:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + - - + - + - - -
Б. Буквенный диктант на произношение на месте буквы Е звуков Э и О.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
о э э о о о э э о о
1.неоценённый, 2. опека, 3. оседлый, 4. манёвры, 5. осётр, 6. принёсший, 7. афера, 8.
неизреченный, 9. незаконнорождённый, 10. непроторённый
В. Мягкое и твердое произнесение согласных.
Буквенный диктант. Поставьте букву Т, если звук произносится твердо, и букву М,
если – мягко.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
м м т м м м м т м м
1. Бассейн, 2. бутерброд, 3. интернат, 4. кларнет, 5. крем, 6. лотерея, 7. сессия, 8. тезис,
9. шинель, 10. термин
Итак,
работа
по
развитию
устной
речи
студентов
нуждается
в
более
серьезном отношении к ней. Именно по устной речи человека окружающие создают
первое впечатление о нем. Профессиональные образовательные учреждения должны
делать
все
возможное
для
того,
чтобы
дать
выпускнику
не
только
практические
навыки
профессиональной
деятельности,
но
и
навыки
грамотной
речи,
ведения
диалогической и монологической речи. Современный молодой человек - это личность,
общая культура которой предполагает высокий уровень культуры труда, культуры
эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений. Понятно, что
грамотная устная речь делает молодого человека, выпускника учебного заведения,
конкурентоспособным на рынке труда, успешным в личной жизни и карьере.