Напоминание

Работа по развитию грамотной звучащей речи студентов СПО на уроках культуры речи


Автор: Козлова Светлана Владиславовна
Должность: преподаватель русского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ УТЖТ
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Работа по развитию грамотной звучащей речи студентов СПО на уроках культуры речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Выступление на методическом объединении преподавателей естественно –

научного и гуманитарного цикла Ульяновского техникума

железнодорожного транспорта преподавателя русского языка Козловой С. В.

Тема выступления:

Работа по развитию грамотной звучащей речи студентов СПО на уроках

культуры речи

1. Вводное слово о необходимости обучения грамотному произношению слов.

Обучение студентов правильному произношению и ударению (орфоэпии)

имеет принципиально важное значение. В самом деле, каждый говорит и слушает

больше и чаще, чем пишет. Единообразие произношения способствует облегчению

понимания речи, так как говорящий и слушающий, владеющие едиными нормами

литературного

языка,

не

отвлекаются

от

понимания

речи.

Вместе

с

тем

это

не

исключает необходимости овладевания вариантами произношения, сосуществующими

в рамках литературных норм. При правильном, единообразном произношении люди

быстрее

понимают

друг

друга,

оно

облегчает

общение

между

людьми;

поэтому

привитие

орфоэпических

навыков

-

важнейшая

задача

профессионального

образования.

Обучение орфоэпии важно и с точки зрения развития речевого слуха, без чего

трудно себе представить овладение богатствами устной и даже письменной речи.

Человек

с

развитым

речевым

слухом

способен

воспринимать

и

анализировать

фонетические

особенности

своей

и

чужой

речи,

контролировать

себя

в

этом

отношении.

Наконец, обучение орфоэпии предоставляет широкие возможности для усиления

практической направленности изучения родного языка, повышения интереса к нему.

Действительно, внимание к звуковой материи языка, к ударению никогда и никого не

оставляет равнодушным, но при одном непременном условии: работа должна быть

планомерной, систематической и целенаправленной.

Работа по развитию орфоэпической грамотности должна обязательно проводиться

для студентов 2-4 курсов техникумов, колледжей на уроках культуры речи, а также

возможно (обязательно!) внедрение элементов

на уроках русского языка на 1-2

курсах. Но каждый преподаватель любой дисциплины должен 1) следить за своей

речью и 2) исправлять ошибки в речи студентов.

Конечно,

все-таки предпочтительнее, что работа эта начнет вестись с первого

урока русского языка и продолжится на уроках культуры речи,

так как овладение

нормами произношения

и ударения – процесс сложный и длительный: речевые

умения и навыки, заложенные

в первые годы жизни человека, трудно исправить,

скорректировать.

Важность повышения грамотности давно общепризнанна. И сейчас идут

поиски новых средств, более эффективных и рациональных методов формирования

грамотного письма. Стандарт современного образования требует: дать знания науки о

языке, развивать культуру речи, вооружить обучающихся умением выражать свои

мысли

в

устной

и

письменной

форме.

Работа

над

повышением

грамотности

сопровождается работой над дикцией, общим развитием речевого процесса.

2. Трудности:

А. Работа по орфоэпии на уроках систематически не проводится в течение

всего обучения в школе. На нее не обращают внимания учителя не только других

предметов среднего и старшего звена, начальной школы, но и учителя русского языка.

Причина

-

нехватка

времени,

т.

к.

уделяется

внимание

грамотному

письму

или

верному изложению фактического материала.

Б. Обучение соблюдению орфоэпических норм предусмотрено программой

Культура

речи

на

протяжении

4

часов

(2

пары).

Всего

курс

Культура

речи

составляет 32 часа. Это мизерное количество времени. В остальное время ребята

общаются со сверстниками, родителями, даже учителями и слышат неграмотную

речь.

Ошибочное

произношение

через

радио,

телевидение,

интернет

«тиражируется»

на

огромную

аудиторию,

вольно

или

невольно

усваивается

и

закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека

представление о правильности и чистоте речи.

Поскольку

в основной массе

слушатель

прежде

всего

обращает

внимание

на

содержательную

сторону

информации,

то

звуковая

сторона

им

не

контролируется,

а

фиксируется

на

подсознательном уровне.

Подсознательно у человека складывается стереотип

произношения

слов.

Переучивание

это,

каждому

понятно,

более

сложный

и

длительный процесс.

В. Учителя русского языка в школе, преподаватели в техникуме, колледже не

всегда сами владеют материалом, теряются в выборе того минимума, которым должен

овладеть

обучающийся.

Наличие

орфоэпических

словарей

не

обеспечено

ни

в

техникуме, ни дома. И в продаже они бывают крайне редко. Да и связь с интернетом

не всегда обеспечена.

3. Начало работы.

Второй курс. Первый урок Культуры речи. Был проведен входной контроль.

Студентам я раздала листочки с написанными словами. Задание: расставить ударение в

словах.

Проверка

показала,

что

все

ребята

в

большей

части

слов

допустили

орфоэпические ошибки. Вывод: Студенты абсолютно уверены в том, что владеют устной

речью и даже не представляют

себе, что они могли допустить ошибки в постановке

ударения в обычных русских словах. Необходимо указать им на допущенные ими ошибки

и показать пути их преодоления.

4. Пути преодоления ошибок:

-фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова и

производить орфоэпический разбор;

-анализировать свою речь с позиции правильности-неправильности и оценки дикции;

-давать аргументированную оценку речи других носителей языка;

-читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу;

-внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп

произнесения;

-читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой;

-правильно и рационально пользоваться словарями и справочниками, имеющими

орфоэпическую информацию;

-правильно, с учетом орфоэпических вариантов, произносить слова из орфоэпического

минимума, определяемого учителем, исходя из конкретных условий: состава

участников, их речевой подготовки, речевого окружения.

5. Деятельность учащихся на преодоление орфоэпических ошибок:

Памятуя о том, что обучение орфоэпии в школе, в СПО только начало возрождаться,

будет уместно перечислить основные виды орфоэпических упражнений,

рекомендуемых на занятиях:

- работа с орфоэпическим словарем, со школьным орфоэпическим словариком в

учебнике и со словарями, имеющими орфоэпические пометы;

-орфоэпический разбор слова;

- проговаривание слов, неоднократное, систематическое, проговаривание одних и тех

же слов.

- наблюдение за своей речью, речью товарищей, взрослых и, конечно, дикторов радио

и телевидения, которые всегда считались лучшими учителями, а теперь в их

выступлениях допускаются многочисленные ошибки, нахождение и исправление этих

ошибок;

-упражнения на сопоставление звуков и букв;

-упражнения, показывающие смыслоразличительную функцию русского ударения;

- чтение стихотворных текстов необходимо для отработки артикуляционной базы.

Кстати, при помощи стихотворных отрывков можно легко запомнить ударение в

некоторых словах:

Своей дремо'ты превозмочь не хочет воздух…

Театр уж полон; ложи блещут;

Парте'р и кресла, все кипит.

Вы избало'ваны природой;

Она пристрастна к вам была,

И наша вечная хвала

Вам кажется докучной одой.

Однако ж кое-как, мой дру'г,

Лишь только будет мне досу'г,

Явлюся я перед тобою.

Есть одна помощь при нахождении ударения в слове - нужно словно кого-то позвать:

трактори-и-и-ист.

6.

Нормы произношения.

Они постепенно меняются. Так, в 20 в. на смену так называемому

старомосковскому произношению (например, мягкому произнесению двойного жж в

словах типа дрожжи, твердому с в глагольных формах типа казался, смеюсь и т. п.)

приходят новые произносительные образцы, более близкие к письменному облику

слова. Иногда старая норма и новая сосуществует, т. е. в речи возможны Так,

единственно нормативным считается аканье, произнесение г взрывного,в отличие от

оканья северных городов и звука y южных говоров: [вада], [гълава], а не [вода] и

[yалава].

Отступление от правильного произношения происходит или под влиянием местных

говоров (когда произносят стокан вместо стакан, «пишуть» вместо пишут), или под

влиянием буквенного произношения (когда начинают произносить так, «как пишут»:

счет вместо «щет», что вместо «што» и т. д.), или вызываются дефектами речи.

Орфоэпические нормы, регулирующие фонетическую культуру речи, не допускает

просторечных и диалектных способов произношения: например, док

мент вместо

докум

ент, каструля вместо кастрюля,

молоко

вместо

мълако

,

yара

, а не

гара

и

т. п. Ненормативны также и различные виды манерного произношения: ко

фэ

,

муз

эй

и под.

7. Работа с аудиторией.

А. Акцентологическая разминка на расстановку правильного ударения в словах.

Слова

преподаватель

произносит

в

строгом

соответствии

с

акцентологическими

нормами.

Конфликт

может

быть

вызван

ложной

акцентологической

ситуацией,

сопутствующей

грамотному

произнесению

слова.

Например,

правильное

произнесение слова квартал преподаватель сопровождает следующим утверждением:

«Ударение падает на 1 слог». Упражнение проводится в форме игры «плюс - минус»:

если ученик соглашается с утверждением, то ставит +, если не соглашается, то ставит

-.

Дети записывают 10 цифр в строчку, слушают слова, под цифрами записывают + или

–.

Слова:

До'говор,

краси'вее,

позво'нишь,

форза'ц,

катало'г,

ходата'йствовать,

подро'стковый, асимме'трия, ба'ловать, обеспече'ние.

Запись в тетради:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- + - - + - + - - -

Б. Буквенный диктант на произношение на месте буквы Е звуков Э и О.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

о э э о о о э э о о

1.неоценённый, 2. опека, 3. оседлый, 4. манёвры, 5. осётр, 6. принёсший, 7. афера, 8.

неизреченный, 9. незаконнорождённый, 10. непроторённый

В. Мягкое и твердое произнесение согласных.

Буквенный диктант. Поставьте букву Т, если звук произносится твердо, и букву М,

если – мягко.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

м м т м м м м т м м

1. Бассейн, 2. бутерброд, 3. интернат, 4. кларнет, 5. крем, 6. лотерея, 7. сессия, 8. тезис,

9. шинель, 10. термин

Итак,

работа

по

развитию

устной

речи

студентов

нуждается

в

более

серьезном отношении к ней. Именно по устной речи человека окружающие создают

первое впечатление о нем. Профессиональные образовательные учреждения должны

делать

все

возможное

для

того,

чтобы

дать

выпускнику

не

только

практические

навыки

профессиональной

деятельности,

но

и

навыки

грамотной

речи,

ведения

диалогической и монологической речи. Современный молодой человек - это личность,

общая культура которой предполагает высокий уровень культуры труда, культуры

эмоций и чувств, интеллектуальной культуры и культурных отношений. Понятно, что

грамотная устная речь делает молодого человека, выпускника учебного заведения,

конкурентоспособным на рынке труда, успешным в личной жизни и карьере.



В раздел образования