Напоминание

Программа дополнительного образования


Автор: Ерега Раиса Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: Сургут, ХМАО
Наименование материала: Лаборатория чудес
Тема: Программа дополнительного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание:

Паспорт программы ……………………………………...................................... 3

1. Пояснительная записка………………………..……………………..…....…. 5

1.1.Направленность……………………………………………….……………..... 6

1.2 Актуальность ………………………………………………………………..... 6

1.3. Цель и задачи программы ………………………………………………..…...6

1.4. Принципы реализации программы …………………………………………..7

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей….……….8

1.6. Сроки реализации ………………………………………………………..……9

1.7. Комплектование учебных групп ………………………………………..……9

1.8. Форма и режим занятий ………………………………………………..……..9

1.9.Ожидаемые результаты ……………………………………………….…...…10

1.10 Диагностический материал …………………………………………………10

2.Учебно-таметический план………………………………………………..…11

2.1. План образовательной деятельности……………………………………......11

2.2. Учебный график образовательной деятельности …….……………………11

2.3. Тематическое планирование ………………………………………..…….…13

3. Содержание программы………...……………………………………..……..15

4. Методическое обеспечение программы…………………………….....…...23

5. Список литературы…………………………………………………..….…...26

ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

МБДОУ №22«Сказка»

Н а з в а н и е

д о п о л н и т е л ь н о й

общеразвивающей программы (ДОПр)

«Лаборатория чуде»

Н а п р а в л е н н о с т ь

д о п о л н и т е л ь н о й

общеобразовательной программы

Естественнонаучная

Ф.И.О.

педагогиче ского

р а б от н и ка ,

р е а л и з у ю щ е г о

д о п о л н и т е л ь н у ю

общеобразовательную программу

Ерега Р.Ф.

Год

р а з р а б от к и

д о п о л н и т е л ь н о й

общеобразовательной программы

2019

Реквизиты локального акта об утверждении

ДОПр

Приказ № 12ДС – 22-11-373/9 от 21.08.2019 г.

Информация о наличии рецензии

-

Цель ДОПр

Цель программы: Создание условий для формирования

познавательной активности у детей дошкольного возраста

в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи ДОПр

Задачи:

1.

Формировать способность видеть многообразие мира

в системе взаимосвязей.

2.

Развивать умение обследовать предметы и явления с

разных сторон, выявлять зависимости.

3.

Включить детей в мыслительные, моделирующие и

преобразующие действия.

4.

Способствовать накоплению конкретных

представлений о предметах и их свойствах.

5.

Расширять перспективы развития поисково-

познавательной деятельности.

6.

Поддерживать у детей инициативу,

сообразительность, пытливость, критичность,

самостоятельность.

7.

Формировать опыт выполнения правил техники

безопасности при проведении физических

экспериментов с использованием приборов -

помощников (увеличительное стекло, пипетка,

микроскоп, песочные часы и т.д.).

8.

Формировать основы логического мышления.

Информация об уровне дополнительной

общеобразовательной программы

Стартовый

Ожидаемые результаты

-Развитие познавательных способностей детей:

-Проявляют любознательность к чему – то новому,

неизвестному.

-Стремятся установить взаимосвязь между предметами

окружающего мира.

-Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

-У детей сформированы умения и навыки

2

самостоятельного проведения исследовательской,

опытно-экспериментальной работы.

-Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать

гипотезы; подводить итог.

-Происходит накопление умений и навыков

самостоятельного поиска информации и материалов,

необходимых для исследований по определенной

тематике.

-Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке

собранного материала, проявляют активность в

разрешении проблемных ситуаций.

-Формируются коммуникативные

навыки.

Возраст

детей,

подлежащих

обучению

по

ДОПр

Воспитанники от 5 до 7 лет

Сроки реализации ДОПр

Учебный период (сентябрь 2019- май 2020)

Форма

образовательной

деятельности

по

ДОПр

Подгрупповая ( от 5 до 9 человек)

Общее

количество

часов

образовательной

нагрузки по ДОПр – количество занятий с

детьми (по возрастам), час.

5-7 лет: 1 раз в неделю, 36 занятий, 36 часов.

Продолжительность

занятий

по

ДОПр(по

возрастам), мин.

5-7 лет – 30 мин.

Наличие условий для реализации ДОПр:

-?

- кадровые условия

Ерега Р.Ф., педагог дополнительного образования

-развивающая

предметно-пространственная

среда

-

специально

о б о руд о ва н н о е

помещение (учебная зона в помещении)

Развивающая предметно-пространственная среда

оборудована в соответствии с требованиями. В кабинете

имеются парты и соответствующееоборудование. Для

организации педагогического процесса есть весь

необходимый наглядный и дидактический материал,

соответствующий принципам дидактики и санитарно-

гигиеническим нормам.

- учебно-методический комплект

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические

технологии в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2011.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом:

занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия

с дошкольниками. М., 2002.

4. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в

прошлое предметов. М.1999.

5. Занимательные эксперименты и опыты /[Ф. Ола и др.]. -

М.: АЙРИС- пресс, 2014. – 128 с.

6.Исакова Н.В. Развитие познавательных интересов у

старших дошкольников через экспериментальную

деятельность. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО

– ПРЕСС», 2015. – 64 с.

7. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! –

М: Линка - Пресс, 2004. – 72с.

8. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование.

Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э.

9. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России,

2005. – 80 с.

3

10. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с

неживой природой. Природопользование в детском саду.

– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

11. Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская

деятельность как направление развития личности

дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб.; ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 240с.

12. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. –

М.: АРКТИ, 64с.

13. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию

мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985,

№2.

14. Ребенок в мире поиска: Программа по

организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ

Сфера, 2005. – 64с.

15. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»

16. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

17. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего

дошкольного возраста по теме «Вода». – М,:

«Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.

18. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация

экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет»

19. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П.

Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2009. – 126 с.

20. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. :

Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.

21. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы

для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад

со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.

22. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек

воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство

образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.

23. Шапиро А.И Первая научная лаборатория. Опыты,

эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.:

ТЦ Сфера; СПБ.: Образовательные проекты, 2016. – 128с.

4

1. Пояснительная записка.

В

Государственном

общеобразовательном

стандарте

дошкольного

воспитания

и

обучения

говориться

о

том,

что

дошкольное

воспитание

и

обучение

обеспечивает:

познавательное

развитие

ребенка,

формирование

способов

интеллектуальной

деятельности,

развитие

любознательности,

формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной

деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать

информацию для решения жизненно важных проблем.

Экспериментирование,

исследования,

опыты

любимое

занятие

дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и

наглядно-образное

мышление,

и

экспериментирование,

как

никакой

другой

метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте

он

является

ведущим,

а

в

первые

три

года

практически

единственным

способом

познания

мира.

При

формировании

основ

естественнонаучных

и

экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод,

близкий

к

идеальному.

Знания,

почерпнутые

не

из

книг,

а

добытые

самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Считается,

что

познавательная

активность

это

самостоятельное

присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности.

Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают

дошкольное

детство

наиболее

сенситивным

периодом

для

развития

познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской

любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению,

является детское экспериментирование.

Исходной

формой

экспериментирования

является

единственная

доступная

ребенку

форма

экспериментирования

манипулирование

предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно -

манипулятивная

деятельность

возникает

в

результате

природной

любознательности

ребенка

под

целенаправленным

педагогическим

5

воздействии

переходит

на

более

высокую

стадию

формирования

познавательной активности.

К

старшему

дошкольному

возрасту

заметно

нарастают

возможности

инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение

в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового

через

экспериментальную

деятельность

в

процессе

взаимодействия,

сотрудничества, сотворчества с взрослым.

1.1. Направленность: естественнонаучная

1.2. Актуальность программы.

На современном этапе развития дошкольного образования формирование

познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно

-

экспериментальная

деятельность

позволяет

объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает

наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира,

все

познавательные

способности,

умение

изобретать,

использовать

нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исходя из этого, возникла необходимость

создания условий

для

целенаправленной

работы

по

поисково-познавательной

деятельности

старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают

детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению

творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском

саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

− Дети

получают

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания.

− Идет

обогащение

памяти

ребенка,

активизируется

его

мыслительные

процессы,

так

как

постоянно

возникает

необходимость

совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и

экстраполяции.

6

− Развивается

речь

ребенка,

так

как

ему

необходимо

давать

отчет

об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

− Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.

− Детское

экспериментирование

важно

и

для

формирова ния

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-

либо предметы и явления для достижения определенного результата.

− В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная

сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки,

укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной

активности.

1.3. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования познавательной активности у

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

опытно

экспериментальной

деятельности.

Задачи:

1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе

взаимосвязей.

2. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

3. Включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие

действия.

4. Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их

свойствах.

5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.

6. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,

критичность, самостоятельность.

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении физических экспериментов с использованием приборов -

помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и

т.д.).

8. Формировать основы логического мышления.

1.4. Принципы и подходы построения программы

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным

в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

7

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка в различных видах деятельности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);

- самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка

в

соответствии

с

его

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями;

-

формирования

познавательных

интересов

и

познавательных

действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной

активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний,

умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний

самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений

окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование

объектов окружающей действительности, детское экспериментирование

способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной

деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов

познания окружающей действительности,позволит ребенку стать субъектом учения,

научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет

развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное

отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на

развитие его творческих способностей, они дают детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе

эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения

и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать

обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и

накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются

как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности –

наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает

8

проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию

речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже

двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности

ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого

эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе

ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время

изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с

формированием элементарных математических представлений. Во время

проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять,

сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим

представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же

время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Особенности детей с ОВЗ (ТНР)

Для детей с ОВЗ (ТНР) характерны сложные речевые расстройства, при

которых

нарушено

формирование

всех

компонентов

речевой

системы,

относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и

интеллекте. У них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными

произношение

и

различение

звуков

на

слух,

недостаточно

полноценно

происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются

навыки

словоизменения

и

словообразования.

Словарный

запас

отстает

от

возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям;

оказывается

недоразвитой

связная

речь.

Речевой

опыт

таких

детей

ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения

удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно

связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной.

Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим

трудом

и

характеризуется

качественным

своеобразием.

Наблюдается

также

отставание

экспрессивной

речи

при

относительном,

на

первый

взгляд,

понимании обращенной.

У

дошкольников

с

речевой

патологией

наблюдаются

особенности

психического

развития.

Отмечается

недостаточность

различных

видов

восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.

Н а р у ш е н и я

з р и т е л ь н о й

с ф е р ы

п р о я в л я ю т с я

в

б е д н о с т и

и

недифференцированности

зрительных

представлений,

в

инертности

и

нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной

связи слова со зрительным образом предмета. Дети с речевыми нарушениями

затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих

местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в

собственном теле. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью,

быстрой

истощаемостью,

что

определяет

тенденцию

к

снижению

темпа

деятельности

в

процессе

работы.

Ошибки

внимания

присутствуют

на

9

протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются

детьми. Заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по

сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные

инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность

предложенных заданий. Они, как правило, не прибегают к речевому общению с

целью

уточнения

инструкций.

Однако

при

имеющихся

трудностях

у

детей

данной

категории

остаются

относительно

сохранными

возможности

смыслового, логического запоминания. Несформированность некоторых знаний

и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и

результат мыслительной деятельности, необходимости дифференцированного

подхода к детям с учетом особенностей их интеллектуального развития.

У

части

детей

с

речевыми

нарушениями

отмечается

соматическая

ослабленность

и

замедленное

развитие

локомоторных

функций.

Так,

наблюдается

отставание

в

развитии

двигательной

сферы,

которое

характеризуется

плохой

координацией

движений,

неуверенностью

в

выполнении

дозированных

движений,

снижении

скорости

и

ловкости

выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по

словесной инструкции. Эти дети отстают в воспроизведении двигательного

задания

по

пространственно-временным

параметрам,

они

нарушают

последовательность

элементов

действия,

опускают

его

составные

части.

Отмечается

недостаточная

координация

пальцев

руки,

общее

недоразвитие

мелкой моторики.

Одной

из

общих

закономерностей

нарушенного

развития

являются

отклонения в формировании личности. У детей-логопатов имеются трудности

социальной адаптации, сложности при взаимодействии с социальной средой.

Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений

ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Новизна программы:

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов

ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И

характеризуется структуризацией практического и диагностического материала

именно для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о

его

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

со

средой

обитания.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и

накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются

как умственные умения.

1.6. Сроки реализации: сентябрь 2019 – май 2020

1.7. Комплектование учебной группы

Для успешной реализации программы формируют группу из 9-12 человек:

- группы формируются из детей 5-7- летнего возраста

1.8. Форма занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю

10

Длительность:

- режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин. – 5-7 лет

Основная форма занятий - подгрупповая.

1.9. Ожидаемые результаты освоения программы.

1.

Развитие познавательных способностей детей:

− Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

− Стремятся

установить

взаимосвязь

между

предметами

окружающего

мира.

− Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

2.

У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения

исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

3.

Сформированы

умения

отвечать

на

вопросы,

выдвигать

гипотезы;

подводить итог.

4.

Происходит

накопление

умений

и

навыков

самостоятельного

поиска

информации

и

материалов,

необходимых

для

исследований

по

определенной тематике.

5.

Дети

начинают

проявлять

самостоятельность

в обработке

собранного

материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

6.

Формируются коммуникативные навыки.

1.10. Диагностический

инструментарий

(оценочные

материалы)

и

предполагаемый результат освоения программы воспитанниками.

Критерии диагностики (окружающий мир):

-

умение

детей

сравнивать,

классифицировать,

о б о б щ ат ь ,

систематизировать предметы окружающей действительности.

- умение проявлять инициативу и творчество в решении проблемных задач.

-

умение

детей

запоминать,

воспроизводить

усвоенный

материал,

высказывать гипотезы, предположения;

-

умение

самостоятельно

выбирать

материал

для

самостоятельной

деятельности;

-

умение

детей

работать

в

группе;

проявление

доброжелательного

отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

11

Программа предназначена

для

работы

с

детьми

5-7

лет,

которые

по

результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не

ниже среднего. Уровни усвоения программы:

Оптимальный уровень:

- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

-

Самостоятельно

объясняет

связь

фактов

(использует

причинно-

следственное рассуждение потому что…).

- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.

- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..,

то…).

-

Делает

простейшие

опыты

по

схеме,

подбирает

необходимое

оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по

завершению опыта.

- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения

Достаточный уровень:

− Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.

− При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

− Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.

− При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

− С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

− Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.

− Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

− Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.

− При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

− Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с

помощью взрослого.

− При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

− Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

Формы

проведения

итогов

реализации

программы:

зарисовки,

схемы,

картинки, таблицы

12

2. Учебно-тематический план

2.1. Учебный план образовательной деятельности

Таблица №1

Направление

образовательной

деятельности по

ДОПр

Продолжительно

сть

занятий по

ДОПр

Старший дошкольный возраст

Неделя

Год

Общее кол-во

часов

с 5-ти до 7-и лет

Естественнонаучное

30 мин

1 занятия

36 занятий

36 часов

2.2. Календарный учебный график образовательной деятельности

Таблица №2

Содержание

Возрастные группы

Группа старшего дошкольного возраста

от 5 до 7 лет

Календарная

продолжительность

учебного

периода, в том числе:

02 сентября 2019 г. - 29 мая 2020 г.

37 недель 2 день

1 полугодие

17 недель 1 день

2 полугодие

19 недель 1 день

О б ъ е м

н е д е л ь н о й

образовательной

нагрузки,

в

час, в том числе:

30 мин.

1 час

в 1-ю половину дня

00 мин.

в 2-ую половину дня

30 мин.

1 час

Праздничные дни

05 ноября 2019; 31 декабря 2019 - 09 января

2020; 23 февраля 2020; 08 марта 2020; 30

апреля 2020, 01 мая, 09 мая 2020;

12 июня

2020

3. Тематическое планирование

Содержание занятий 1 года обучение детей 5 – 7 лет (окружающий мир)

Сентябрь

13

Тема занятия

Цели

1

ВОДА:

«В

гостях

у

Капельки»

Дать

представление

о

детской

лаборатории.

Познакомить

с

понятиями:

«наука»

(познание),

«гипотеза» (предположение), о способе познания мира

– эксперименте (опыте).

Дать представления о культуре поведения в детской

лаборатории.

2

ВОДА:

Имеет

ли

вода форму и цвет?

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная,

бесцветная жидкость, без запаха, вкуса и цвета

.

3

ВОДА:

Что

такое

«растворимость»?

Уточнить

представления

детей

о

свойствах

воды.

Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить

вещества,

которые

растворяются

в

воде.

Закрепить

знания о правилах безопасного поведения при работе с

различными веществами.

4

ВОДА: Какие

предметы могут

плавать

Дать детям представление о плавучести предметов, о

том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а

от его тяжести. Активизировать знания детей о

свойстве дерева (не тонуть в воде); развивать умение

формулировать проблему, анализировать ситуации,

планировать эксперимент

Октябрь

1

ВОДА: Водяная

мельница

Дать представление о том, что вода может приводить

в движение другие предметы, познакомить детей с

умением воды работать на благо человека, закреплять

представления о свойствах воды, ее использовании,

назначении, необходимости.

2

ВОДА:

В

царстве

замерзшей воды

Познакомить

детей

с

различным

агрегатным

состоянием воды (лед — твердое вещество, плавает,

тает, состоит из воды).

Уточнить

представления

о

свойствах

л ь д а :

прозрачный,

имеет

твердую

форму,

при

нагревании

тает и превращается в воду. Дать представления об

айсбергах, их опасности для судоходства.

3

ВОДА: Жидкие

фокусы

Развивать у детей любознательность,

наблюдательность, активизировать мыслительные

процессы. Познакомить с принципом работы пипетки,

развивать умение действовать по алгоритму.

4

ВОЗДУХ: Игры

воздушных

пузырьков

Установить, окружает ли нас воздух и как его

обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды,

имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может

двигать предметы.

Ноябрь

1

ВОЗДУХ: Откуда

Дать представление об использовании свойств воздуха

14

берутся облака

человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с

процессом конденсации.

2

ВОЗДУХ:

Ветер

и

е г о

п о д р у ж к а

-

ветряная вертушка

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха,

развивать дыхание.

Выявить, как образуется ветер,

что ветер – это поток воздуха.

3

ВОЗДУХ:

Изготовление

игрушки

«Парашютист»

Развивать у детей любознательность,

наблюдательность, активизировать мыслительные

процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой

потока воздуха.

4

Вулкан

Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

Формировать представления о типах вулканов,

опасностях, которые они представляют, а также их

пользе.

Воспитывать интерес к познавательно-

исследовательской деятельности, целеустремленность,

настойчивость, самостоятельность

Декабрь

1

Апельсиновое

приключение

Развивать у детей любознательность,

наблюдательность, активизировать мыслительные

процессы.

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды,

имеет силу выталкивать предметы из воды

2

Тайные чернила

Выявить

возможность

использования

различных

веществ

вместо

чернил,

способы

их

проявления:

нагревание.

Развивать

у

детей

самостоятельность.

Продолжать развивать познавательную активность в

п р о ц е с с е

э кс п е р и м е н т и р о ва н и я ;

п о о щ р я т ь

выдвижение

гипоте з;

развивать

д руж е с к и е

взаимоотношения во время работы.

3

Волшебный шарик

Познакомить детей с понятием "статическое

электричество". Помочь установить причину его

возникновения.

4

Волшебный волчок

Познакомить

со

свойством

света

превращаться

в

спектр. Расширить представления о смешении цветов,

составляющих белый цвет.

Январь

1

Игры с тенью

Познакомить с образованием тени от предметов,

установить сходство тени и объекта, создать с

помощью теней образы. Помочь понять, как

образуется тень, ее зависимость от источника света и

предмета, их взаимоположения. Развивать творческое

15

воображение. Воспитывать наблюдательность.

2

ЗВУК: Рупор

Подвести к пониманию причин возникновения звука:

колебание предметов (с помощью линейки, натянутой

струны) Выяснить причины ослабления звука.

Подвести к пониманию возникновения эха (звук

отражается от твердых предметов).

3

Фокусы с монеткой.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее

назначением. Развивать у детей любознательность,

наблюдательность, активизировать мыслительные

процессы.

4

Твердые – жидкие

Понять изменение агрегатного состояния вещества в

зависимости от тепла

Февраль

1

Магнит - что это?

Познакомить детей с физическим явлением

«магнетизм», с особенностями магнита; помочь

выявить материалы, которые могут стать

магнетическими; показать способ изготовления

самодельных компасов.

2

Притягиваются – не

притягиваются

Познакомить с предметами, взаимодействующими с

магнитом, определить материалы, которые с магнитом

не взаимодействуют.

3

Фокусы с магнитом

Формировать представление детей о свойствах

магнита и их использовании человеком.

Как действуют магниты на предметы.

Расширить логический и естественнонаучный опыт

детей.

4

Почему все падает на

землю

Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения

Март

1

Волшебное стекло

Познакомить

детей

со

стеклом,

его

свойствами;

ф о рм и р о ват ь

п р ед с т а вл е н и я

о

п р е д м е т а х ,

изготовленных из стекла, их особенностях

2

Цветное молоко

Познакомить

с

процессом

растворения

краски

в

молоке

при

помешивании

палочкой,

смоченной

в

жидком мыле. Развивать мыслительную активность,

умение

делать

выводы

на

основе

наблюдений,

формировать чувство цвета.

3

Плывет, плывет

кораблик

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать

познавательный интерес в процессе

экспериментирования, наблюдательность,

любознательность

4

Удивительные

свойства мыльных

Формировать представления детей о свойствах мыла.

Пронаблюдать удивительные свойства мыльных

16

пузырей

пузырей на опытах.

Апрель

1

Вращающаяся Земля

Расширение представлений детей о солнечной

системе, о космическом пространстве, о планете

Земля, с использованием элементов исследовательской

деятельности.

2

КОСМОС: «Моя

планета»

Познакомить детей с элементарным опытом рисования

красками по соде. Продолжать развивать

познавательную активность в процессе

экспериментирования

3

КОСМОС:

«Почему

кажется,

что

звёзды

двигаются»?

Установить,

почему

звезды

движутся

по

кругу

с

помощью оптического опыта

4

Песчаное

путешествие

Познакомить со свойствами и качествами песка, его

происхождением, цветом, структурой. Учить

установить свойства песка. Обучить детей возможным

действиям обследования, учить проводить несложные

опыты.

Май

1

Своды и песчаные

тоннели

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не

раздавливаются им, а выбираются целыми и

невредимыми.

2

Дивный цветок

Формирование у детей основ знаний и представлений

о бумаге, её свойствах в воде

3

Соломинка - пипетка

Развивать у детей любознательность,

наблюдательность, активизировать мыслительные

процессы.

4

Мониторинг

Выявление уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью.

17

4. Методическое обеспечение

Основные направления и содержание деятельности:

− эвристические беседы, дискуссии;

− наблюдения за объектом;

− просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;

− постановка и решение вопросов проблемного характера;

− моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой

природе);

− проведение опытов и экспериментов;

− фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

− использование художественного слова;

− дидактические игры;

− ситуация выбора.

− опыты и исследовательская деятельность».

Особенности работы с детьми с ОВЗ (ТНР)

При обучении дошкольников с ТНР используются принципы наглядности, от

простого к сложному, учет реальных возможностей возраста, индивидуальных

особенностей

(обусловленных

имеющимся

речевым

или

сопутствующим

дефектом), опоры на сохранные анализаторы. Также образовательный процесс

строится на основе принципов:

содействия

и

сотрудничества

детей

и

взрослых,

признания

ребенка

полноценным участником образовательного процесса;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

формирования

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребенка в различных видах деятельности.

Структура занятия

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую

структуру проведения:

1.

Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2.

Выдвижение

предположений,

отбор

способов

проверки,

выдвинутых

детьми;

3.

Проверка гипотез;

4.

Подведение итогов, вывод;

5.

Фиксация результатов (если это необходимо);

6.

Вопросы детей.

Для

положительной

мотивации

деятельности

дошкольников

воспитатели

используют различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

ситуация выбора.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Согласно

требований

ФГОС

дошкольного

образования,

развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства

группы,

а

также

материалов,

оборудования

и

инвентаря

для

развития

детей

дошкольного

возраста

в

соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления

их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Принципы развивающей предметно-пространственной среды

-содержательно-насыщенная;

- трансформируемая;

-полифункциональная;

- вариативная;

-доступная;

-безопасная.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

это

специфическое

образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определенными

принципами разделения пространства группы.

Под образовательной средой понимается весь комплекс условий, которые

обеспечивает

развитие

детей

в

ДОО,

в

том

числе

развивающая

предметно-

пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская

игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие

условия, перечисленные в Стандарте.

2

Образовательная

область

Методические пособия

Игровой центр

познания

Познавательное

развитие

(окружающий мир)

1. Дыбина О. В. Творим, изменяем,

преобразуем: занятия с

дошкольниками. М., 2002.

2.

Дыбина О. В. Неизведанное

рядом: занимательные опыты

и эксперименты для

дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. Что было до…:

Игры – путешествия в прошлое

предметов. М.1999.

4.Занимательные эксперименты и

опыты /[Ф. Ола и др.]. - М.:

АЙРИС- пресс, 2014. – 128 с

5.Рыжова Н. «Игры с водой и

песком»

6.Рыжова Н. «Опыты с песком и

глиной»

7.Скорлупова О.А. Занятия с

детьми старшего дошкольного

возраста по теме «Вода». – М,:

«Издательство Скрипторий 2003»,

2010. – 96с.

8. Тит, Т. Научные забавы [Текст] /

Т. Тит. – М. : Издательский дом

Мещерякова, 2008 – 223 с.

9. Шатокина, Е. К. Я –

экспериментатор: Игры и забавы

для светлой головы [Текст] / Е. К.

10. Шатокина// Детский сад со всех

сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12;

№18. – С. 2 – 8.

11. Шапиро, А. И. Секреты

знакомых предметов. Пузырек

воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. –

СПб. : Агенство образовательного

сотрудничества, 2007. – 48 с.

12. Шапиро А.И Первая научная

лаборатория. Опыты,

эксперименты, фокусы и беседы с

дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера;

СПБ.: Образовательные проекты,

2016. – 128с.

Дидактические игры;

Игры малой подвижности;

Пальчиковые игры.

3

Список литературы

1.

Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. –

М.: Детство – Пресс, 2011.

2.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты

и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3.

Дыбина

О.

В.

Творим,

изменяем,

преобразуем:

занятия

с

дошкольниками. М., 2002.

4.

Дыбина

О.

В.

Что

было

до…:

Игры

путешествия

в

прошлое

предметов. М.1999.

5.

Занимательные эксперименты и опыты /[Ф. Ола и др.]. - М.: АЙРИС-

пресс, 2014. – 128 с.

6.

Исакова

Н.В.

Развитие

познавательных

интересов

у

старших

дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. – 64 с.

7.

Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка -

Пресс, 2004. – 72с.

8.

Куликовская,

И.

Э.

Детское

экспериментирование.

Старший

дошкольный

возраст

[Текст]

/

И.

Э.

Куликовская.

М.

:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

9.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество

России, 2003. – 80с.

10.

Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как

направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты,

игры: - СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015. –

240с.

11.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

12.

Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления

дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

4

13.

Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной.

– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

14.

Рыжова Н. «Игры с водой и песком»

15.

Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»

16.

Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по

теме «Вода». – М,: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с.

17.

Е.А.

Мартынова,

И.М.

Сучкова

«Организация

экспериментальной

деятельности детей 2 – 7 лет»

18.

Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего

дошкольного

возраста

[Текст]

/

Г.

П.

Тугушева,

А.

Е.

Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.

19.

Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом

Мещерякова, 2008 – 223 с.

20.

Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой

головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007.

- №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.

21.

Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст]

/ А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества,

2007. – 48 с.

22.

Шапиро

А.И

Первая

научная

лаборатория.

Опыты,

эксперименты,

фокусы

и

беседы

с

дошкольниками.

М.:

ТЦ

Сфера;

СПБ.:

Образовательные проекты, 2016. – 128с.

5



В раздел образования