Автор: Золина Галина Юрьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ШИ им. М.А. Балакирева
Населённый пункт: город Тольятти Самарской области
Наименование материала: Учебно - методическое пособие
Тема: Фонд оценочных средств. Тесты по сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Департамент культуры мэрии городского округа Тольятти
Муниципальное бюджетное учреждение школа искусств
имени Милия Алексеевича Балакирева
Фонд оценочных средств
Тесты
для текущего и промежуточного контроля
по учебному предмету «Сольфеджио»
предпрофессиональное образование 8 (9) лет
учебно – методическое пособие
Золина Галина Юрьевна
преподаватель теории музыки
Тольятти 2020
Пояснительная записка.
В «Рабочей программе по сольфеджио» школы искусств имени М.А.
Балакирева г. Тольятти сказано: «Сольфеджио является обязательным
учебным предметом в музыкальных школах и детских школах искусств,
реализующих программы предпрофессионального обучения. Программа
учебного предмета «Сольфеджио» ориентирована на целостное
художественно-эстетическое развитие личности обучающихся. Уроки
сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм,
помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с
теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими
занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора,
формированию музыкального вкуса, прививают любовь к музыке».
Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые навыки должны
помогать ученикам в их занятиях на инструменте и изучении других учебных
предметов программы. Гармоничное развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, мышления учащихся на уроках сольфеджио может
быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы,
предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной
взаимосвязи. При этом основными, определяющими формами работы
являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов, а
интонационные, ритмические, творческие упражнения – вспомогательными.
Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны
быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ
способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает
сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Срок
реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести
месяцев до девяти лет, составляет 8 лет». Есть девятый класс 8(9),
подготовительный для поступления в средние специальные учебные
заведения.
В каждом классе проводится аттестация,
цель которой
установить
соответствие
достигнутого
учеником
уровня
знаний
и
умений
на
определенном этапе обучения программным требованиям. Существуют 3
формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль
осуществляется
регулярно
преподавателем
на
уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную
организацию
домашних
занятий.
При
выставлении
оценок
учитываются
качество
выполнения
предложенных
заданий,
инициативность
и
самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения
ученика.
Особой
формой
текущего
контроля
является
контрольный урок в конце каждой четверти.
Промежуточный
контроль
-
контрольный
урок
в
конце
каждого
учебного года.
Итоговый контроль осуществляется по окончании курса обучения.
В
соответствии
с
требованиями
Федеральных
государственных
образовательных стандартов (ФГОС) для проведения аттестации, а именно
текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающихся в школах
искусств должен быть создан
Фонд оценочных средств (ФОС), который
входит
в
учебно
-
методический
комплекс
Программы.
Оценочные
материалы, как инновационная образовательная технология должны стать
действенным средством оценки и обучения в целом. ФОС - контрольно -
оценочный материал, с помощью которого определяется степень и качество
усвоения
части
либо
всего
изученного
учебного
предмета.
К
оценочным
материалам сольфеджио относятся
самостоятельные письменные задания -
запись
музыкального
диктанта,
выполнение
теоретического
задания
в
рабочих
тетрадях;
устные
-
слуховой
анализ,
творческие
задания
-
на
лучший
подбор
аккомпанемента,
сочинение
на
заданный
ритм,
лучшее
исполнение,
презентации, тесты.
История проверки знаний и способностей с помощью различных
заданий насчитывает около 4 тысяч лет. Но первые тесты появились не так
давно – в 1884 году. В Советском Союзе с 1936 по 1970 годы был запрет на
тесты « как буржуазные и вредные». Отношение к ним поменялось в 1995
году и с 2001 года тестирование ввели в Единый Государственный экзамен в
средней школе.
Тестирование соответствует общим тенденциям
модернизации российского образования в целом. Тесты по сольфеджио,
учебно - методическое пособие, составлены преподавателем Золиной Г.Ю. в
соответствии с Рабочей программой по учебному предмету ПО. 02 УП. 01
Сольфеджио и предназначены для учащихся школ искусств с первого по
восьмой (девятый) классы предпрофессионального обучения.
Являясь одной из новых, современных технологий обучения, тесты
преследуют следующую цель: показать преподавателю уровень подготовки
группы и выявить трудности в усвоении материала.
Задачи:
1)
применять общие знания, логику, интуицию учащихся;
2)
повышать быстроту реакции и степень их внимания;
3)
развивать самостоятельность, познавательную активность, творческую
инициативу;
4)
сделать уроки более занимательными;
5)
наладить
самоконтроль
-
самую
полезную
для
обучения
форму
контроля!
По
мнению
психологов,
тест
качественно
и
объективно
оценивает
знания. Его ценность заключается в том, что
1) все учащиеся находятся в равных условиях и субъективизм преподавателя
исключается;
2) в тест вводятся краткие, лаконичные, базовые понятия в большом объёме,
которые невозможны в устном ответе из - за недостаточности времени. При
тестировании увеличивается результативность учебного процесса;
3) тесты на контрольной работе или экзамене носят здоровьесберегающий
характер, имеют меньшую психологическую нагрузку на ученика.
Таким образом, тестирование превосходит все другие формы
педагогического контроля по объективности и скорости прохождения.
Конечно, только тестирование не даст глубоких теоретических знаний.
Это - самостоятельная работа в комплексе с другими традиционными
формами: сольфеджирование, определение на слух, написание диктанта,
подбор аккомпанемента, целостный анализ. Тесты дополняют существующие
сборники по сольфеджио и музыкальной грамоте, рабочие тетради.
Всего преподавателем разработано 9 тестов (1 - 9 классы) в среднем по
40 заданий - вопросов в каждом классе. На основе этих вопросов могут быть
внесены множество других вариантов – заданий и ответов, каждый
преподаватель имеет право вносить изменения и ежегодно обновлять тесты.
Вопросы и задания в каждом классе новые, согласно Программным
требованиям. Например, задания по теории шестого класса в седьмом классе
не дублируются, так как предстоит большой объём нового изучаемого
материала. И всё - таки, в тестах присутствуют «сквозные» темы, знания
которых являются базовыми для многих других тем. Это - определение лада,
ступеней, интервалов, аккордов, понятий ритм, размер, темп. В тестах для
девятого класса подытожен материал всего курса сольфеджио и предложено
60 заданий. Уровень сложности тестов последовательно возрастает.
Преподаватель рекомендует чаще повторять весь пройденный материал,
начиная с младших классов. Чем раньше начнём приобщать учеников к
данной форме проверки, тем лучше они будут подготовлены к различным
испытаниям.
На выполнение письменного тестирования на уроке отводится до 20
минут. Но, если закрепляется небольшая тема, в зависимости от количества
заданий время может быть сокращено до нескольких минут. В тесте
гармонично сочетаются контроль знаний и изучение нового материала.
Тесты состоят из заданий с выбором правильного ответа - одного из
двух предлагаемых, где один - верный, другой - ошибочный.
Предполагаемые ответы составлены по разным принципам: порой прямо
противоположные верному, другие - вполне правдоподобные, требующие
небольшой поправки, третьи – совсем не к стати. Все ответы направлены на
то, чтобы как можно меньше было угадываний. Возможность угадывать
правильный ответ, конечно, существует и снижает объективность оценки.
Для этого и применяются традиционные виды контроля. При составлении
неправильных вариантов ответов были отобраны известные из практики
преподавателя наиболее часто встречающиеся ошибки учащихся. Верный
ответ ученик отмечает любым знаком: галочкой, кружком, плюсом.
Устное тестирование проводится с помощью интерактивной доски:
преподаватель выводит задания на доску и за время звучания вопроса
ученики готовят ответ. Многие учащиеся сочиняют свои вопросы, предлагают
их своим друзьям, составляют кроссворды, ребусы и головоломки из ответов
тестов. Ученик может использовать тесты как в классной так и в домашней
работе, для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам, для
самостоятельной проверки знаний.
Уровень приобретенных знаний должен соответствовать программным
требованиям. В тестировании важно, чтобы задания были выполнены в
полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует
приобретенные учеником умения и навыки. Оцениваются знания по 5-
балльной системе. Чем быстрее назван правильный ответ, тем выше баллы.
Предлагаемая шкала оценок выглядит так:
10 вопросов – 8 правильных ответов – оценка «5»
10 вопросов – 6 правильных ответов – оценка «4»
10 вопросов – 5 и менее правильных ответов – оценка «3»
Пособие может быть полезным для родителей учеников в процессе
контроля над занятиями детей.
Регулярная работа с данным пособием должна помочь обучающимся
приобрести прочные и глубокие знания, а преподавателю - вести
систематическое наблюдение за уровнем усвоения программного материала
и обеспечить качественный рост эффективности обучения учащихся.
Срок обучения 8(9) лет
1 класс
1. Сколько линеек в нотном стане?
а) семь
б) пять
2. Назвать знак в начале нотного стана:
а) скрипичный ключ
б) диез
3. Скрипичный ключ называется
а) ключ соль
б) ключ ля
4. В басовом ключе пишутся
а) высокие звуки
б) низкие звуки
5. В скрипичном ключе располагаются ноты
а) второй октавы
б) малой октавы
6. Ноты большой октавы записываются
а) в скрипичном ключе
б) в басовом ключе
7. Разные по высоте звуки образуют
а) три регистра
б) трезвучие
8. Сколько четвертных в половинной ноте
а) две
б) одна
9. Сколько шестнадцатых в четвертной
а) две
б) четыре
10. Короткий перерыв в мелодии
а) выдох
б) пауза
11. Знаки в гамме фа мажор
а) фа диез
б) си бемоль
12. В гамме ре мажор
а) нет знаков
б) фа диез и до диез
13. Строение мажорной гаммы
а) 1 тон - полутон - 2 тона – полутон – 2
тона
б) 2 тона – полутон - 3 тона - полутон
14. Сколько ступеней в гамме
а) восемь
б) семь
15. Название I - й ступени гаммы
а) вводная
б) тоника
16. I – III – V ступени гаммы
а) неустойчивые
б) устойчивые
17. Вводные ступени
а) устойчивые
б) VII и II
18. Мажор - это
а) радостный, светлый лад
б) пасмурный, печальный лад
19. Легато, нон легато, стаккато - это
а) темпы
б) штрихи
20. 2/4, 3/4, 4/4 - это
а) интервалы
б) размеры
21. Сколько четвертных в размере 3/4
а) четыре
б) три
22. Назовите темпы
а) громко, тихо
б) быстро, медленно
23. Знаки повышения и понижения звуков
а) пауза
б) диез, бемоль, бекар
24. Играть громко
а) фортиссимо
б) форте
25. Динамические оттенки
а) крещендо, диминуэндо
б) анданте, аллегро
26. В каком размере пишут польки?
а) 2/4,
б) 3/4
27. Звуки от одной сильной доли до другой
образуют
а) такт
б) лад
28. На какую долю в музыке падает
ударение?
а) на слабую
б) на сильную
29. В гамме опеваются ступени
а) VII и II
б) I , III, V
30. Неустойчивые звуки разрешаются в
а) вводные
б) устойчивые
31. В песне без изменения повторяется
а) куплет
б) припев
32. Ноты пишутся со щтилями вверх
а) до третьей линейки нотного стана
б) выше третьей линейки нотного стана
33. Сложите две четвертные ноты
а) половинная
б) целая
34. От целой вычесть половинную
а) восьмая
б) половинная
35. Тоническое трезвучие - это
а) аккорд из устойчивых звуков I – III – V
б) три поступенных звука гаммы
36. Строение минорной гаммы
а) Т Т П Т Т П Т
б) Т П Т Т П Т Т
37. Звуки гаммы ля минор вниз
а) ля соль фа ми ре до си ля
б) ми до ля
38. Тоническое трезвучие в Соль мажоре
а) соль ля фа
б) соль си ре
39. фа# - ля
а) вводные звуки в До мажоре
б) вводные звуки в Соль мажоре
40. Начало мелодии со слабой доли
а) затакт
б) акцент
41. Небольшое законченное построение в
музыке
а) фраза
б) гамма
42. Штиль - это
а) палочка у головки ноты
б) точка к ноте
43. Штиль у нот выше третьей линии
пишется
а) вверх справа
б) вниз слева
44. Один взмах руки при дирижировании
равен
а) половинной
б) четвертной
45. На какую долю рука должна опускаться
вниз
а) на сильную
б) на слабую
Срок обучения 8(9) лет
2 класс
1. Количество знаков в Си бемоль мажоре,
Ре мажоре
а) два
б) три
2. Количество знаков в ми миноре, ре
миноре
а) два
б) один
3. Параллельные тональности с двумя
бемолями
а) Соль мажор и ми минор
б) Си бемоль мажор и соль минор
4. Тональности с одинаковыми ключевыми
знаками, но разными тониками
а) минорные
б) параллельные
5. фа# и до# – ключевые знаки
а) си минора
б) соль мажора
6. Название I - й ступени гаммы
а) вводная
б) тоника
8. Неустойчивые ступени гаммы
а) I – III – V
б) VII – II – IV- VI
9. Сколько шестнадцатых в размере 4/4
а) двенадцать
б) шестнадцать
10. Сколько целых в двух тактах в размере
4/4
а) четыре
б) две
11. Где пишется половинная пауза
а) под четвёртой линейкой
б) на третьей линейке
12. Сложить четверть с восьмой
а) половинная
б) четверть с точкой
13. 2 тона – полутон - 3 тона - полутон
а) строение мажорной гаммы
б) строение минорной гаммы
14. Минор со знаками параллельного
мажора
а) натуральный
б) мелодический
15. Какая ступень повышается в
гармоническом виде минора?
а) пятая
б) седьмая
16. В миноре ступени VI # - VII #
а) натуральный
б) мелодический
17. Между тоникой мажора и параллельного
минора
а) 3 полутона
б) 4 полутона
18. Радостный, светлый лад в музыке
а) минор
б) мажор
19. Темпы в музыке
а) Легато, нон легато, стаккато
б) аллегретто, адажио
20. 2/4, 3/4, 4/4 - это
а) интервалы
б) размеры
21. Динамические оттенки
а) целые
б) пиано
22. Порядок написания знаков в диезных
тональностях
а) фа, до, соль, ре, ля, ми, си
б) си, ми, ля, ре, соль, до, фа
23. Звуки ля – соль # вниз
а) целый тон
б) полутон
24. Расстояние между двумя звуками
а) интервал
б) лад
25. Какой интервал образуется между I и III
а) ч5
ступенями мажора?
б) б3
26. Какой интервал образуется между I и III
ступенями минора?
а) м3
б) ч4
27 Звуки ре - до# вниз
а) б2
б) м2
28. Сколько простых интервалов
а) 2
б) 8
29. Сколько ступеней в приме
а) одна
б) две
30. В малой терции расстояние между
звуками
а) три полутона
б) 2 тона
31. Звуки ре – ля вверх образуют
а) ч4
б) ч5
32. Интервал чистая октава состоит из
а) 6 тонов и 6 ступеней
б) 6 тонов и 8 ступеней
33. Тетрахорд -
а) четырёхступенный звукоряд
б) пятиступенный звукоряд
34. Если повысить бемоль, то получится
а) диез
б) бекар
35. Сколько звуков в трезвучии?
а) два
б) три
36. Из каких интервалов состоят трезвучия?
а) из терций
б) из примы
37. Повторение звена, мотива на другой
высоте
а) секвенция
б) тетрахорд
38. Какой интервал не имеет тонов?
а) секунда
б) чистая прима
39. Интервал, звучащий одновременно
а) гармонический
б) мелодический
40. Проведение мелодии по очереди в
разных голосах
а) канон
б) интервал
41. Названия интервалов
а) связаны с количеством ступеней
б) связаны с характером звучания
42. Повышение VII ступени в миноре
а) гармоническом
б) натуральном
Срок обучения 8(9) лет
3 класс
1. Количество знаков в Ми - бемоль
мажоре, Ля мажоре
а) три
б) два
2. Количество знаков в до миноре, фа #
миноре
а) один
б) три
3. Параллельные тональности с тремя
бемолями
а) Фа мажор и ре минор
б) Ми – бемоль мажор и до минор
4. Параллельные тональности с тремя
диезами
а) Ля мажор и фа # минор
б) Соль мажор и ми минор
5. Фа # – до # – соль # - ключевые знаки
а) Си – бемоль мажора и соль минора
б) Ля мажора и фа # минора
6. Гармонический минор вверх и вниз
пишется
а) VII #
б) VII
7. VI и VII ступени повышаются в
а) натуральном миноре
б) мелодическом миноре
8. Одинаковые ключевые знаки и звуки
имеют
а) одноименные тональности
б) параллельные тональности
9. Между тоникой мажора и параллельного
минора
а) 1 тон
б) 3 полутона
10. Разрешить звуки ми – до# в Ре мажоре
а) Ре - ре
б) Фа#- ля
11. Звуки ми # – соль # – си – ре в фа #
миноре
а) неустойчивые
б) устойчивые
12. Размер такта надо писать
а) на каждой строчке
б) в начале пьесы
13. Последний диез при ключе относится к
а) VII ступени мажора
б) VI ступени мажора
14. Предпоследний бемоль при ключе
относится к
а) I ступени мажора
б) V ступени минора
15. Измерение интервалов
а) количеством диезов и бемолей
б) количеством ступеней и тонов
16. Назвать консонансы
а) м3, б6, ч5, ч8
б) м2, б2, м7, б7
17. В мажоре б3 строятся на ступенях
а) I , IV, V
б) VI , II
18. В мажоре ч4 строятся на всех ступенях
кроме
а) VII
б) IV
19. На III и VII в мажоре не строятся
а) м2
б) б2
20. б6 в мажоре не строится на
а) I, II, IV, V
б) II, III,VI
21. Чтобы построить б7 вверх, надо
а) от ч8 вычесть м2
б) к ч8 прибавить м2
22. В каком примере сумма интервалов
равна ч4
а) ч5 + м2
б) м3 + б2
23. «Золотой» ход валторн в мажорных
тональностях
м6 ч5 б3
а) III – V - I
ч5 б2 б3
б) I - III - V
24. Малые интервалы обращаются в
а) малые
б) большие
25. Кварта обращается в
а) секунду
б) квинту
26. Аккорд – это сочетание
а) трёх и более звуков
б) двух звуков
27. Аккорд из трёх звуков, расположенных
по терциям
а) трезвучие
б) интервал
28. Состав мажорного трезвучия
а) м3+ б3
б) б3 + м3
29. В минорном трезвучии первая ступень
(тоника) находится
а) в середине
б) внизу
30. Главные ступени лада
а) I – III – V
б) I – IV - V
31. На I – IV - V ступенях мажора и минора
строятся
а) главные трезвучия
б) неустойчивые трезвучия
32. Трезвучие имеет обращения
а) два
б) три
33. Секстаккорд – это название
а) первого обращения
б) второго обращения
34. Назови нижний интервал
квартсекстаккорда
а) секста
б) кварта
35. Т5/3 – Т6 – Т6/4 строятся на ступенях
а) I – III – V
б) II – III - V
36. На IV - VI - I ступенях находятся
аккорды
а) субдоминанты и её обращения
б) доминанты и её обращения
37. Доминантовый квартсекстаккорд
строится на
а) II ступени
б) I ступени
38. Субдоминантовое трезвучие в Ля
мажоре
а) Ля – до# - ми
б) Ре – фа# - ля
39. Строение мажорного секстаккорда вверх
а) м3 + ч4
б) б3 + ч4
40. Строение минорного квартсекстаккорда
вниз
а) ч4 + м3
б) м3 + ч4
41. Аккорд, имеющий два обращения
а) секунда
б) трезвучие
43. Allegro в переводе с итальянского
а) играть не спеша
б) играть скоро, быстро
42. В размере 3/8 одна доля равна
а) четвертной
б) восьмой
43. Ритм восьмая и две шестнадцатые надо
играть
а) легко, скоро
б) медленно, тяжело
Срок обучения 8(9) лет
4 класс
1. Ключевые знаки в Ля – бемоль мажоре и
фа миноре
а) 4 диеза (фа, до, соль, ре)
б) 4 бемоля (си, ми, ля, ре)
2. 4 диеза (фа, до, соль, ре) находятся в
тональностях
а) Ля – бемоль мажоре и фа миноре
б) Ми мажоре и до# миноре
3. Параллельная тональность к Ми бемоль
мажору
а) соль минор
б) до минор
4. Параллельная тональность к фа # минору
а) Ре мажор
б) Ля мажор
5. Главные ступени в Ми мажоре
а) I – III – V (ми – соль # - си)
б) I – IV - V (ми – ля – си)
6. Несовпадение сильных и слабых долей в
музыке
а) размер
б) синкопа
7. Вид гаммы си – до# - ре – ми – фа# -
соль# - ля# - си
а) натуральный
б) мелодический
8. Одноименные тональности
а) Фа мажор и ре минор
б) Фа мажор и фа минор
9. Интервал м7 в мажоре
а) I, II, IV, V
б) II, I II, V,VI,VII
10. Интервал б7 в натуральном миноре
а) III и VI
б) II и VI
11. Пять тонов имеет интервал
а) ч5
б) м7
12. Тритон - это
а) устойчивый интервал
б) диссонанс
13. Ув4 и ум5 - это
а) тритоны
б) трезвучия
14. Ув4 содержит
а) 4 ступени и 2,5 тона
б) 4 ступени и 3 тона
15. 5 ступеней и 3 тона в
а) ум5
б) м6
16. Тритоны в натуральном мажоре и
гармоническом миноре
а) IV и VII
б) III и VI
17. Тритон делит октаву пополам
а) да
б) нет
18. Разрешение ув4
а) встречным движением голосов
б) противоположным движением голосов
19. ум5 в тональности Ля бемоль мажор
а) соль – ре бемоль
б) ре бемоль - соль
20. Определить тональности для ув4
до – фа#
а) До мажор и до минор
б) Соль мажор и соль минор
21. Построить ум5 в Ля мажоре и ля миноре
вверх
а) соль# - ре
б) ля – ми - бемоль
22. Субдоминантовое трезвучие (S5/3) в Ля
бемоль мажоре
а) Ля бемоль, до, ми бемоль
б) Ре бемоль, фа, ля бемоль
23. Тонический секстаккорд (Т6) строится
на
а) V
б) III
24. Доминантовый квартсекстаккорд (Д6/4)
строится на
а) II
б) V
25. Субдоминантовый секстаккорд (S6)
в фа миноре вниз
а) си бемоль, фа, ре бемоль
б) ля бемоль, фа, до
26. Доминантсептаккорд (Д7) строится на
а) I ступени
б) V ступени
27. Состав Д7 вверх
а) б3 + м3 + м3
б) б3+ б3 + м3
28. Д7 разрешается в
а) тоническое трезвучие
б) тоническую терцию с утроенной тоникой
29. Разрешение Д7 в Ре мажоре
а) ре – фа# - ля - ре
б) ре – ре – ре - фа#
30. От какого звука строить Д7 в Ми
бемоль мажоре
а) от ми бемоль
б) от си бемоль
31. Аккорд, имеющий два обращения
а) трезвучие
б) Д7
32. Аккорд, начинающийся с ч4
а) секстаккорд
б) квартсекстаккорд
33. Секстаккорд имеет строение
а) 3 + 3
б) 3+ 4
34. Квартсекстаккорд, в составе которого
б3, называется
а) мажорным
б) минорным
35. Построить М6 от звука си вниз
а) си, фа#, ре
б) си, соль, ре
36. Найти ошибку в построении Б5/3 вверх
от ми
а) ми, соль, до
б) ми, соль#, си
37. Триоль из восьмых равна
а) половинной
б) четвертной
38. В основе дирижирования в размере 6/8
лежит схема
а) 4/4
б) 2/4
39. Точка к длительности звучание
а) продлевает
б) отменяет
40. При дирижировании в размере 4/4 один
взмах руки равен
а) четвертной
б) половинной
41. При дирижировании в каком размере на
один взмах руки можно спеть одну восьмую
а) 2/4
б) 3/8
42. Мелодическое движение, окружающее
снизу и сверху устойчивую ступень
а) обращение
б) опевание
Срок обучения 8(9) лет
5 класс
1. Параллельные тональности с 5 #
а) Си мажор - соль# минор
б) Ля мажор – фа # минор
2. Параллельный мажор находится от
минора
а) на м3 выше
б) на б3 ниже
3. Параллельная тональность к си – бемоль
минору
а) Соль бемоль мажор
б) Ре бемоль мажор
4. Латинское слово dur обозначает
а) мажор
б) минор
5. Буквенное название звуков ми - соль - си
а) e – g - h
б) а -f - g
6. Какие ноты «спрятались» в английском
слове Fish
а) фа - соль
б) фа# - си
7. К минорным тональностям добавляем
слово
а) dur
б) moll
8. Запиши латинскими буквами ноты си
бемоль, ля, до, си и определи композитора
а) G – A – D - E
б) В – А – С - Н
9. Найди одинаковые тональности
а) Ля бемоль мажор - Аs - dur
б) Соль мажор - С - dur
10. Суффикс es обозначает
а) диез
б) бемоль
11. Определи тональности Си бемоль
мажор и Си мажор
а) Н – dur и А - dur
б) В – dur и Н – dur
12. Переведи на русский язык названия
тональностей Е - dur, fis – moll, Des - dur
а) Соль мажор, фа минор, Ми бемоль мажор
б) Ми мажор, фа# минор, Ре бемоль мажор
13. Количество знаков в в - moll
а) 5 диезов
б) 5 бемолей
14. В каких гаммах звук ре# является V
ступенью?
а) Fis - dur и fis – moll
б) Gis - dur и gis – moll
15. Определи тональность и вид минора по
верхнему тетрахорду: фа – соль бекар – ля
бекар – си бемоль
а) f - moll натуральный
б) в – moll мелодический
16. Назови верхний тетрахорд
гармонического gis – moll вниз
а) ре диез – до диез –си - ля
б) соль диез – фа дубль диез – ми – ре диез
17. Какая секунда образуется между VI и
VII ступенями в гармоническом миноре?
а) б2
б) ув2
18. В каком варианте буквенные
обозначения тональностей не
соответствуют указанному количеству
знаков?
а) E 4#, D2#, в5ь, As4ь, H5#
б) C3#, Fis3ь, b4#, е1ь
19. Ум5/3 состоит из
а) м3 + ч4
б) м3 + м3
20. На какой ступени мажора и
гармонического минора строится ум5/3?
а) на первой
б) на седьмой
21. Разреши ум5/3 в Ре мажор, ре минор
а) ре – ре - фа#, ре – ре - фа
б) ре - фа# - ля, ре – фа - ля
22. Найди тритоны
а) ув4 и ум5
б) ув4 и ув5
23. Тритон ми – ля диез в каких
тональностях?
а) Си мажор и си минор
б) Ми мажор и до# минор
24. Звуки уменьшенного тритона в f moll
а) фа – си бекар
б) ми бекар - си бемоль
25. S6/4 в мажоре строится на ступени и
разрешается в
а) IV в Т6
б) I в Т5/3
26. На VII ступени строятся
а) S6, Ум5/3
б) Д6, Ум5/3
27. В Т6 разрешается
а) S5/3
б) Д5/3
28. М6/4 вверх
а) м3+ч4
б) ч4+ м3
29. Б6 вниз состоит
а) ч4+ м3
б) м3+ ч4
30. Где находится тоника в М6
а) внизу
б) наверху
31. б3+ Ум5/3 вверх
а) S6/4
б) Д7
32. Найди кадансовый оборот
а) Т6 - S5/3 – Т6/4 – Д7 – Т3
б) Т6 – Д6/4 – Т5/3 - S6/4 – Т5/3
33. Разрешить S6 в Аs - dur
а) es – as - c
б) es – g - b
34. ч4+ м3
а) М6/4
б) Б6/4
35.
Ритмическая группа четверть с точкой и
две шестнадцатые равна
а) одной половинной
б) одной половинной с точкой
36. Период состоит из
а) двух фраз
б) четырёх фраз
37. Сколько сильных долей в фразе?
а) одна
б) две
38. Перенос ударения на слабую долю
а) синкопа
б) секвенция
39. V7 структура вверх
а) б3 + м3 + м3
б) м3 +м3 + ч4
40. Д7 разрешается в
а) Т5/3 с удвоенной I ступенью
б) Т3 с утроенной I ступенью
41. Темп Prestо
а) не спеша
б) быстро
42. Cекстаккорд, в составе которого м3,
называется
а) Б6
б) М6
43. Квартсекстаккорд на II ступени
относится к функции
а) тонической
б) доминантовой
Срок обучения 8(9) лет
6 класс
1. Тональности с 5 ключевыми знаками
а) Си мажор - соль# минор, Ре бемоль мажор
- си бемоль минор
б) Ляь мажор – фа минор, Ми мажор - до#
минор
2. Параллельные тональности с 6 #
а) Фа# мажор – ре# минор
б) Си мажор - соль# минор
3. Параллельная тональность к ми – бемоль
минору
а) Соль бемоль мажор
б) Ре бемоль мажор
4. Правильная последовательность
тональностей по квинтовому кругу
а) Ges - Des – As – Fis - H
б) cis – fis – h - e
5. Лад с пониженной VI ступенью
а) мелодический минор
б) гармонический мажор
6. В каком виде мажора S5/3 минорное
а) натуральном
б) гармоническом
7. Д6/5 строится на
а) первой
б) седьмой
8. На II ступени обращение Д7
а) Д4/3
б) Д2
9. Разреши с – е – g - в
а) c - f – a, f –f – f –е
б) f –f – f – a, f –f – f – as
10. м3+ б2 + б3 вверх
а) Д7
б) Д4/3
11. Б5/3 + б2 вниз
а) Д2
б) Б53
12. VII – II – IV - V
а) Д7
б) Д6/5
13. Квинтовым тоном Д7 является
а) II
б) III
14. Третье обращение Д7
а) Д4/3
б) Д2
15. В составе Д6/5 терции
а) б3
б) м3
16. Местоположение б2 в Д4/3
а) внизу
б) в середине
17.
Ритмические фигуры с шестнадцатыми
в размерах 3/8, 6/8
а) можно группировать рёбрами все доли
такта
б) нельзя объединять все доли такта
18. Правильное расположение ступеней в
аккордах Т5/3 – S6 - S6г – Т6/4 – Д7- Т3
а) I – IV – VI – V – V - I
б) I – VI – VIг – V – V - I
19. Четвёртое обращение септаккорда
называется
а) терцквартаккордом
б) не бывает
20. В гармоническом мажоре ум5 и ув4
а) II – и VIг
б) VII и IV
21. ув4 и ум 5 в натуральном миноре
а) VI - II
б) IV и VII
22. Строение гаммы гармонического
мажора
а) 2 тона – полутон – 3 тона - полутон
б) 2 тона – полутон – тон – полутон –
полтора тона - полутон
23. Повышение или понижение
неустойчивой ступени лада на полтона
а) отклонение
б) альтерация
24. Альтерация в мажоре и миноре
а) повышается IV,
б) понижаются III, VI
25. Ум5/3 в гармоническом мажоре
а) V
б) II
26. м3 + м3
а) М5/3
б) Ум5/3
27.На II и VII Ум5/3
а) в гармонических ладах
б) в натуральных ладах
28. Знак увеличения длительности звука
а) лига
б) синкопа
29. Переход из одной тональности в другую
а) хроматизм
б) модуляция
30. Отклонение -
а) переход из одной тональности в другую
б) смена тональности внутри построения без
закрепления новой тоники
31. Модуляция из Е- dur в тональность
Доминанты
а) А - dur
б) Н - dur
32. Энгармонически равные тональности с 6
знаками
а) Ges – es, Fis - dis
б) As – f, E - cis
33. Fis - dur - dis - moll - Fis - dur
а) модуляция
б) отклонение
34. Диезные тональности в квинтовом круге
располагаются
а) по чистым квинтам вверх
б) по малым терциям вниз
35. По чистым квартам вверх
располагаются
а) бемольные тональности
б) диезные тональности
36.
Ритм триоль (шестнадцатые) равен
а) одной восьмой
б) одной четвертной
37. Организованное одноголосное
изложение звуков
а) мелодия
б) гармония
38. По ступеням определи аккордовую
цепочку V – IV - IV – III – II – II - I
а) T6/4 - S5/3 - S5/3г - T6 - D6/4 – D4/3 -T5/3
б) T6/4 - S5/3 - S5/3г - T6 - D5/3 - D6/5 - T5/3
39. Обозначение темпа Moderato
а) умеренно
б) не торопясь
40. Вид размера 4/4
а) сложный
б) составной
41. Гармонический ув. тритон в миноре
строится
а) IV
б) II
42. Звуки D6/5 в Еs – dur вниз
а) b – as – f - d
б) as – f – d - b
Срок обучения 8(9) лет
7 класс
1. Параллельные тональности с 7#
а) Си мажор - соль# минор
б) До# мажор – ля# минор
2. Нижний тетрахорд Фа# мажора вниз
а) си- ля# - соль# - фа #
б) фа# - ми# - ре#- до#
3. Параллельная тональность к ля бемоль
минору
а) Соль бемоль мажор
б) До бемоль мажор
4. Разница в знаках D – dur и gis - moll
а) 3#
б) 4#
5. Гамма состоит из
а) двух тетрахордов
б) двух ладов
6. Интервалы, которые встречаются только в
гармонических ладах
а) гармонические
б) характерные
7. Ступень строения ум4 в миноре
а) VII#
б) VI г
8. На III ступени в мажоре
а) ум4
б) ув5
9. Интервал энгармонически равный м3
а) б3
б) ув2
10. Звуки ум7 в f - moll
а) e - des
б) e - с
11. Интервал, в который разрешается ув5
а) м6
б) б6
12. На всех, кроме устойчивых
а) тритоны
б) характерные интервалы
13. ув2 на VI строится
а) в гармоническом миноре
б) в гармоническом мажоре
14. Родственные тональности для А - dur
а) fis, d, D, h, E, cis
б) gis, cis, H, e, Fis, g
15. фа - соль#, до - ре#, ля - си#
а) тритоны
б) ув2
16. Увеличенные характерные интервалы в
мажоре на
а) VIг ступени
б) III ступени
17. На VII # в миноре характерные
интервалы
а) увеличенные
б) уменьшённые
18. Одностороннее разрешение
а) ум4, ув5
б) ув4, ум5
19. Разрешить es – a в 4 тональности
а) B, g, b, G
б) Е, сis, es, Cis
20. Альтерация в мажоре
а) повышаются II и IV, понижаются II, VI,
VII
б) повышаются II и IV, понижаются III, VI
21. IV, VI, VII повышаются в….
II и IV понижаются
а) мажоре
б) миноре
22. «Чёрная» тональность в музыке
а) h - moll
б) b - moll
23. На какой ступени минора нет
тонического трезвучия родственной
тональности
а) VI
б) II
24. Вводные септаккорды состоят из
а) неустойчивых звуков
б) устойчивых и неустойчивых звуков
25. м.вв.VII7 строится на …. состоит из…
а) VII ступень м3+м3+м3
бывает только в натуральном мажоре
б) VII ступень м3+м3+б3
26. В гармонических ладах строится
а) м.вв.VII7
б) ум.вв.VII7
27. до# - ми - соль – си разрешается
а) ре – ре – фа - ля
б) ре - фа# - фа# - ля
28. Разрешить фа - соль#
а) фа - ля
б) ми - ля
29. Семиступенный лад с высокой IV
а) мелодический
б) лидийский
30. Пентатоника в мажоре
а) без IV и VII
б) без II и VI
31. Лад по белым клавишам от ми
а) фригийский
б) миксолидийский
32. Отличительные признаки дорийского
лада
а) минор с высокой VI
б) мажор с низкой VI
33.
Внутритактовая синкопа образуется
а) между тактами
б) внутри такта
34. Сложные
размеры
а) 4/4, 4/2, 6/4, 6/8
б) 3/2, 5/4, 5/8, 7/4
35. Интервалы - консонансы
а) б3, ч4, ч8, м6, ч1
б) м2, б7, б2, м7
36. Строение главных трезвучий
гармонического мажора
а) Т5/3 и Д5/3 мажорные, S5/3 минорное
б) все трезвучия мажорные
37. Тонические трезвучия строятся на
ступенях данных гамм
а) тональности одноименные
б) тональности I степени родства
38. Изменение количества долей на
протяжении всего произведения или его
части
а) сложный размер
б) переменный размер
39. Vivo
а) штрих
б) темп
40. Вольта
а) знак, указывающий на повторение
б) название последней части произведения
41. Нежно по - итальянски
а) cantabile
б) dolce
42. Кода
а) вступление
б) заключение
Срок обучения 8(9) лет
8 класс
1. Разрешение Д7 в VI5/3
а) прерванный оборот
б) заключительный оборот
2. Прерванный оборот встречается
а) в I ступень
б) внутри построений
3. Прерванный оборот отличается
противоположным ладовым наклонением
а) нет
б) да
4. Разрешение Д7 в VI5/3 возможно в
а) натуральном мажоре и гармоническом
миноре
б) в пентатонике
5. Проходящий хроматизм
а) хроматический звук между двумя
соседними ступенями
б) хроматический звук в аккорде
6. Хроматический звук между повторением
одной и той же диатонической ступени
а) вспомогательный хроматизм
б) случайный знак
7. Ля –си- си# - до# в А - dur
а) проходящий хроматический звук
б) вспомогательный хроматический звук
8. Гамма, строящаяся по полутонам
а) хроматическая
б) диатоническая
9. Нижний тетрахорд хроматического
g – moll вверх
а) g – gis - a - b – h - c
б) g – as - a - b – h - c
10. Не изменяются III и VI
а) минорная хроматическая гамма вверх
б) мажорная хроматическая гамма вверх
11. Минорная хроматическая гамма вниз
а) как одноимённый мажор
б) как параллельный мажор
12. Аккорд, крайние звуки которого
образуют ув5
а) Ув5/3
б) Б5/3
13. Разрешить ля - до# - ми# в миноре
а) ля - до# - фа#
б) соль# - до# - ми#
14. Группировка длительностей -
а) объединение нот в группы по количеству
долей в такте
б) аккордовая цепочка
15. Сколько групп длительностей в размере
4/4
а) 2 группы
б) 4 группы
16. Особые ритмические фигуры
а) триоль, квинтоль, секстоль
б) мордент, форшлаг, трель
17. В размерах 9/8, 12/8
а) одна сильная доля
б) несколько сильных долей
18. От звука фа# построить и разрешить в 2
тональности V6/5 вверх
а) фа# - ля – до – ре (G – dur, g – moll)
б) фа# - ля# - до – ре (Fis – dur, fis - moll)
19. Интервальный состав V4/3 вниз
а) б3+б2+м3
б) м3+м3+б3
20. Какое обращение V7 разрешается в Б6
а) V2
б) V6/5
21. Вид септаккорда фа – ля – до - ми
а) большой мажорный септаккорд
б) малый мажорный септаккорд
22. Септаккорд III ступени в мажоре
а) малый минорный септаккорд
б) большой минорный септаккорд
23. В миноре на III и VI септаккорды
а) большие мажорные
б) уменьшённые
24. На каких ступенях натурального мажора
а) II, III,VI
септаккорды минорные
б) II, IV,VI
25. В мажоре м.вв.II7 или малый минорный
септаккорд относится к
а) субдоминантовым септаккордам
б) доминантовым септаккордам
26. В гармоническом мажоре и натуральном
миноре в основе ум.вв.II7
а) Ум5/3
б) М5/3
27. Разрешение септаккордов II ступени
а) м.вв.II7 – Д4/3 – Т5/3
б) м.вв.II7 – Д2 - Т6
28. м.вв.II6/5 структура и разрешение
а) б3+м3+б2 V2 – Б6
б) м3+м3+б2 V6/5 – М6
29. Нона, децима, ундецима, дуодецима
а) составные интервалы
б) сложные аккорды
30. м.вв.VII7 и ум.вв.VII7 разрешаются
а) Т5/3 с удвоенной терцией
б) Т5/3 развёрнутое
31. Второе обращение ум.вв.VII7
а) ум.вв.VII2
б) ум.вв.VII 4/3
32. Способ звукоизвлечения
а) оттенки
б) штрихи
33. Тональности С и сis
а) параллельные
б) однотерцовые
34.Соединение длительностей лигой через
тактовую черту
а) междутактовые синкопы
б) сложный размер
35. В V4/3 нижний звук является
а) IV
б) II
36. В V7 примовый звук
а) нижний
б) второй
37. м.вв.VII7 в Es - dur
а) d – f – as - c
б) d – f – g - h
38. Нюансы
а) способ извлечения звука
б) динамические оттенки
39. meno mosso
а) ускоряя
б) менее подвижно
40. Очень медленные темпы
а) largo, lento, adagio, grave
б) andante, sostenuto, grave
41. Мелодический мажор строится
а) тон – тон – полутон – тон – полутон – тон -
тон
б) 2 тона – полутон – 3 тона - полутон
Срок обучения 8(9) лет
9 класс
1.Система появления тональностей и в них
знаков
а) лад
б) кварто - квинтовый круг
2. Последовательность тональностей по
кварто - квинтовому кругу
а) Fis, H, D, A
б) As, Es, B, F
3. H - dur VIг
а) соль бекар
б) фа бекар
4. фа - дубль диез = VII #
а) gis
б) ais
5. V - VI# - VII# - I
а) фригийский лад
б) мелодический минор
6. Des - dur гармонический вниз от V
а) as – ges – f – es – des
б) b - as - f – es – des
7. Энгармонически равные тональности
а) A, fis
б) Fis, Ges
8. Разница в знаках H - h
а) 4
б) 3
9. Минор с ключевыми знаками
а) миксолидийский
б) натуральный
10. Мелодический мажор
а) повышаются VI и VII
б) понижаются VI и VII
11. Одноимённые тональности
а) одинаковые ключевые знаки, но разные
тоники
б) разные ключевые знаки, но одинаковые
тоники
12. Тональности одинаковые по высоте, но
различные по названию
а) энгармонически равные
б) параллельные
13. Вниз от III миксолидийский А
а) до# - си – ля – соль - фа# - ми - ре
б) до# - си – ля - соль# - фа# - ми - ре - до#
14. У Ре и си при ключе
а) 3ь
б) 2#
15. В мажоре на I, IV,V не строятся
а) б3
б) м3
16. м6 в мажоре
а) III,VI,VII,VIII, IX
б) кроме I, II, IV,V
17. Тональности I степени родства к а -
moll
а) C, d, e, F, G, Е
б) C,G,D,A,E, H, Fis
18. Тональности, тонические трезвучия
которых строятся на ступенях данных
гамм
а) одноимённые
б) родственные
19. Буквенные обозначения тональностей:
фа минор, ми мажор, ля бемоль мажор, си
бемоль минор
а) f - moll, E - dur, As - dur ,b - moll
б) f - moll, Es - dur, A - dur, H - moll
20. Хроматическое изменение
неустойчивых ступеней лада
а) ладовая альтерация
б) фактура
21. В хроматической мажорной гамме вниз
а) меняются I и V
б) не меняются I и V
22. В хроматической минорной гамме
вверх
а) не меняются III VI
б) не меняются I V
23. В миноре на III и VI септаккорды
а) большие мажорные
б) уменьшённые
24. На каких ступенях гамм строятся
септаккорды
а) на всех
б) на вводных
25. Название м.вв.II7
а) субдоминантовый септаккорд
б) доминантовый квартсекстаккорд
26. В гармонических ладах в основе
ум.вв.VII7
а) Ум5/3
б) М5/3
27. Разрешение септаккордов II ступени
а) м.вв.II7 – Д4/3 – Т5/3 развёрнутое
б) м.вв.II7 – Д2 - Т6 с удвоенной тоникой
28. Сколько обращений у септаккордов
а) два
б) три
29. Септаккорд III ступени в мажоре
а) малый минорный септаккорд
б) большой минорный септаккорд
30. Что общего между малым мажорным
М7 и малым минорным м7 септаккордами
а) крайние звуки малая септима
б) крайние звуки большая септима
31. V2
а) третье обращение малого мажорного
б) пятая ступень трезвучия
32. Вид септаккорда фа – ля – до - ми
а) большой мажорный септаккорд Б7
б) нонаккорд
33. Характерные интервалы
а) определяют характер музыки
б) строятся в гармонических ладах
34. ум4 в cis - moll
а) a - cis
б) his - e
35. g – dis разрешить в 2 тональности
а) e – moll, H - dur
б) e – moll, G - dur
36. Количественная и качественная
величины б6
а) 5 тонов и 6 ступеней
б) 4,5 тона и 6 ступеней
37. Интервал из 6 тонов
а) децима
б) октава
38. м7 от ми#
а) ми# - ре#
б) ми# - ре
39. Энгармонически равные тритоны
а) fis – c, ges - c
б) fis –h, ges - c
40. as – d разрешить в 4 тональности
а) Es, es, c, C
б) Es, es, cis, Cis
41. м3 =
а) б3
б) ув2
42. Аккорды на III в мажоре
а) I6, III5/3, VI6/4, I6/5, III7,IV2
б) I6/4, V2, I6 ,VI6/4
43. II6/4 в As - dur
а) f – b - des
б) b – des - f
44. d – f – b (d – moll)
а) s6/4
б) VI 6
45. V6 строится в тональности и
разрешается
а) II в Т5/3
б) VII в Т5/3
46. IV6/4 строится в тональности и
разрешается
а) I ступень в IV6
б) I ступень в I5/3
44. Четвёртая разновидность мажора и
минора
а) дважды гармонические лады
б) пентатоника
45. «Неаполитанский» аккорд в миноре (II
низкая ступень)
а) мажорный
б) минорный
46. «Золотая» секвенция
а) диатоническая
б) хроматическая
47. Всего 24 тональности квинтового круга
а) да
б) нет
48. Квартсекстаккорды главных ступеней
строятся на
а) V, I, II
б) VII, I, IV
49. Хроматические интервалы
а) увеличение или уменьшение одного или
двух звуков диатонического интервала
б) уменьшение больших интервалов
50. ре – фа бемоль
а) ум3
б) б2
51. Строение Ув6/4 и разрешение в мажоре
а) б3 + б3 V, I, III
б) ум4+ б3 III, V, I
52. ля диез – до диез – фа дубль диез в
миноре
а) Ум6 gis moll
б) Ув6 cis moll
53. Энгармонизм Ув5/3 и УмVII7
а) б3+ум4 и м3+м3+ув2
б) б3+б3 и б3+б3+м3
54. Особые разновидности периода
а)
расширенный, с дополнением
б) повторный, не повторный
55. Последовательность звуков или
аккордов, завершающих часть или
произведение в целом
а) предложение
б) каденции
56. Заключительная каденция D - T
а) плагальная
б) автентическая
57. Самая крупная часть периода
а) предложение
б) фраза
58. Распределение длительностей в такте по
долям в соответствии с размером
а) группировка
б) метр
59. Гомофонно – гармоническая фактура
а) мелодия с сопровождением
б) последовательность аккордов
60. Расположение ступеней T6 – II7 – D4/3 –
T5/3 – S6/4г – T5/3
а) III – II – II – I – I - I
б) III – II – IV - III – I – I
Список источников
1.Боровик Т. Практический материал 2 – 3 выпуски – Гродно.,1996
2.Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки – М., «Музыка» 1995
3.Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио «Музыка»
М., 1978
4.Вахромеева Т. Тесты по музыкальной грамоте и сольфеджио – М.,
«Музыка» 1999
5.Давыдова Е.В. Сольфеджио 3 - 5 класс М. «Музыка», 1998
6.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио «Музыка» М.,1986
7. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио 6 – 8 классы - М., 2003
8. Калинина Рабочие тетради 1 -7 класс. – М., 2016
9.Калужская Т. Сольфеджио 6 класс – М. «Музыка» 1998
10.Металлиди Ж. и Перцовская А. Сольфеджио 5 - 6 класс. - Композитор
СПб.,2016
11.Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1999.
12. Рабочая программа по сольфеджио разработчик Левкович О.Р. Тольятти
2014
13.Филатова О. Пособие по теории музыки для ДМШ М., «Престо» 1995
14.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте М.,
«Музыка» 1998
15.Фролова Ю. Сольфеджио: 5 - 7 класс. - Ростов н/Д, 2006.
16. Электронный словарь Википедия
17. Infourok ru>proverka – znaniy
18.Kuznetsova – books. ru