Напоминание

"Рабочая программа по литературе"


Автор: Финченко Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 9
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Рабочая программа по литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.2.5.2.Литература

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного

общего

образования

предметнымирезультатами изучения предмета «Литература» являются:

осознание

значимости

чтения

и

изучения

литературы

для

своего

дальнейшего

развития;

формирование

потребности

в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального

удовлетворения;

восприятие

литературы

как

одной

из

основных

культурных

ценностей

народа

(отражающей

его

менталитет,

историю,

мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе

изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и

оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного

художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически

оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на

уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате

освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах

можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт,

вычленять фабулу (6–7 кл.);

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

находить

основные

изобразительно-выразительные

средства,

характерные

для

творческой

манеры

писателя,

определять

их

художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7 –9

кл.);

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к

анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как

адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами,

изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести

учебные дискуссии (7–9 кл.);

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада,

написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под

руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем

уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем

уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,

специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5 –

9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметныхрезультатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,

компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности

читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной

жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной

«распаковки»

смыслов;

к

художественному

миру

произведения

читатель

подходит

с

житейских

позиций.

Такое эмоциональное

непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не

является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая

на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение

к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое

чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному

алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выразительно прочтите следующий фрагмент;

определите, какие события в произведении являются центральными;

определите, где и когда происходят описываемые события;

опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

II

уровень

сформированности

читательской

культуры

характеризуется

тем,

что

обучающийся

понимает

обусловленность

особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока

отсутствуют

У

читателей

этого

уровня

формируется

стремление

размышлять

над

прочитанным,

появляется умение

выделять

в

произведениизначимые

в

смысловом

и

эстетическом

плане

отдельные

элементы

художественного

произведения,

а

также

возникает

стремление находить и объяснять связи между ними.

Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен

текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания

темы, проблемы и идеи художественного текста.

К

основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших

II уровня, можно отнести

устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;

наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи

между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе

стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового

анализа).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;

покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности,

так и внутреннего мира человека);

проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание

текста

на

этом

уровне

читательской

культуры

осуществляется

поверхностно;

ученик

знает

формулировки

теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы

композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой

целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня,

сумеет интерпретировать художественный

смысл

произведения,

то

есть

отвечать

на

вопросы: «Почему

какой

целью?)

произведение

построено

так,

а

не

иначе? Какой

художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,

проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К

основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших

III уровня, можно отнести

устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а

также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада

на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.

определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

определите позицию автора и способы ее выражения;

проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

напишите сочинение-интерпретацию;

напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста

как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами

1

).

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно

считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного

образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением

элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению,

а также при проверке качества его результатов.

Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность

демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся

основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных

уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько

качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите

1

свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и

выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы

книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник

литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки

как

вид

народной

прозы.

Сказки

о

животных,

волшебные,

бытовые

(анекдотические,

новеллистические).

Нравственное

и

эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к

позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради

торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод.

Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки.

Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной

земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке

автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых

сказках.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные

эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией.

Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора

в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).

Из литературы ХVIII века

Михаил

Васильевич

Ломоносов. Краткий

рассказ

о

жизни

писателя

(детство

и

годы

учения,

начало

литературной

деятельности).

Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случилось вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы ХIХ века

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности,

хитрости и т. д. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие басен

И. А. Крылова.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной

и фольклорной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,

мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского

«Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и

падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность,

музыкальность пушкинской сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка ХIХ века

Антоний

Погорельский.

«Чёрная

курица,

или

Подземные

жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в

литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Петрович Ершов.

«Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного

вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин.

«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос

произведения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы

рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории).

«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение

исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных

интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет 9развитие представлений0, метафора, звукопись, аллитерация (начальные

представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание

светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь

перед

Рождеством».

(Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои

повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмный и светлых сил.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства

– короткая пора в жизни крестьянина.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного

чтения).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила,

достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» и – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение

красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Кавказский

пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные

судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» и – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления).Речь героев

как средство создания комической ситуации.

Поэты ХIХ века о Родине и родной природе (обзор)

Ф. И. Тютчев.

«Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А. Н. Плещеев.

«Весна» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы ХХ века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли,

душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о

Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного

города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и

«дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные представления).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтизация картин малой родины как исток

художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Русская литературная сказка ХХ века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к

совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.

Художественные особенности пьесы-сказки.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки ХХ века. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-

сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как

борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение

героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания.

Преодоление сложных жизненных ситуаций.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе

И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев.

«Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-

Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные

лирические

произведения

о

Родине,

родной

природе

как

выражение

поэтического

восприятия

окружающего

мира

и

осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов

волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы призведений для детей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Т е о р и я л и т е р а т у р ы.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя )смелость, мужество, находчивость, несгибаемость

перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная

королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.

Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда –

противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения

Тома

Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,

раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных

жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер

мальчика

смелость,

мужество,

изобретательность,

смекалка,

чувство

собственного

достоинства

опора

в

труднейших

жизненных

обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ №

пп/п

Тема урока

Кол-во часов по

теме

Примечания

Введение (2 ч)

1.

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

1

2.

Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»

1ВЧ

Устное народное творчество (10 ч)

3.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры

фольклора. Детский фольклор.

1

4.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,

бытовые. Сказители. Собиратели сказок.

1

5.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Светлый и тёмный мир волшебной сказки.

1

6.

Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных

формул с древними мифами.

1

7.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка. Тема

мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета.

1

8.

Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

Обучение рассказу-характеристике героя. Герои сказки в оценке автора-

народа.

1РР

9.

«Журавль и цапля» - народные представления о справедливости, добре и

зле в сказках о животных и бытовых сказках.

1

10.

«Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,

добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

1

11.

Мои любимые русские народные сказки.

1ВЧ

12.

Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской

народной сказки».

1РР

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

13.

«Повесть временных лет» как литературный памятник

1

14.

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы

Претича»

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1 ч)

15.

М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились

вместе два астронома в пиру...». Понятие о юморе.

1ВЧ

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (41 ч)

16.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра

1

17.

И. А. Крылов. Ознакомление с творчеством

1

18.

Осмеяние пороков в баснях И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья

под дубом»

1

19.

Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»

1

20.

Обучение навыкам выразительного чтения басен

1РР

21.

Басни И. А. Крылова

1ВЧ

22.

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Народные и литературные сказки.

1

23.

В. А. Жуковский «Кубок». Герои баллады

1

24.

В. А. Жуковский «Старый рыцарь». Герой баллады

1

25.

А. С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1

26.

Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный » - пролог к поэме «Руслан и

Людмила»

1

27.

Обучение навыкам выразительного чтения

1РР

28.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Бродячие

сюжеты».

1

29.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение

с народной сказкой

1

30.

Наши любимые сказки. А. С. Пушкин

1ВЧ

31.

А. Погорельский «Черная курица или подземные жители». Сказочно-

условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной

сказке».Нравоучительное содержание и причудливый сюжет

произведения.

1

32.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». Соединение сказочно-

фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической

правдивостью. Народный юмор, красочность и яркость языка .

1ВЧ

33.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало

литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» -

историческая основа стихотворения.

1

34.

Патриотический пафос произведения. Образ рядового участника

сражения.

1

35.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Общее

знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть

1

«Заколдованное место»

36.

«Заколдованное место» —Поэтизация народной жизни, сочетание

светлого и мрачного.

1

37.

«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.

Фольклорные мотивы в создании образов героев

1ВЧ

38.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и

начало литературной деятельности)

1

39.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни

крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.

1

40.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз,

Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

1

41.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало

литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести.

Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

1

42.

Портрет Герасима. Герасим и Муму. Счастливый год.

1

43.

Изложение по отрывку из «Муму». Портрет литературного героя.

1РР

44.

Герасим и его окружение. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в

деревню

1

45.

Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя —

символ немого протеста крепостного человека. Смысл финала рассказа

1

46.

Контрольное сочинение по рассказу Тургенева «Муму»

1РР

47.

Анализ контрольной работы (сочинения)

1РР

48.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»

1

49.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало

литературной деятельности). «Кавказский пленник». Историческая

основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник».

1

50.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и

Костылин — два разных характера

1

51.

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Жилин и Дина.

Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе

человеческой жизни

1

52.

Краткость и выразительность языка рассказа «Кавказский пленник».Тест

1

1РР

53.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало

литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и

невежества героев рассказа. Юмор ситуации.

1

54.

Рассказы Антоши Чехонте

1ВЧ

55.

Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н.

Плещеев. И. С. Никитин.

1

56.

Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков.

А. В. Кольцов.

1РР

Из литературы XX века (33ч.)

57.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало

литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного.

1

58.

Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

1

59.

Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В

дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей.

1

60.

Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.

1

61.

Изложение по тексту произведения. «Жизнь среди «серых камней»»

1РР

62.

Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся,

Тыбурций

1

63.

«Дурное общество» и «дурные дела». Вася и его отец.

1

64.

Классное сочинение по повести

1РР

65.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение

«Я покинул родимый дом...»

1

66.

«Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой

родины. Контрольное тестирование по произведениям ХIХ века.

1РР

67.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы

Хозяйка».

1

68.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.

1

69.

Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

1

70.

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

1ВЧ

71.

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб».

1

72.

«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, Природа и человек в рассказе.

1

73.

С.Есенин «Песнь о собаке», Ю. Куранов «Царевна»

1ВЧ

74.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я.

Маршака.

1

75.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные

герои. Победа добра нал злом

1

76.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита».

Быль и фантастика.

1

77.

Главный герой рассказа «Никита», единство героя с природой

1

78.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино

озеро».

1

79.

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание

1

80.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя

1

81.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

1ВЧ

82.

Контрольное сочинение. Развернутый ответ на один из проблемных

вопросов

1РР

83.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».

1

84.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

85.

Война в моей семье.

1ВЧ

86.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

1

87.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

1

88.

Итоговая диагностическая работа. Тест 2

1

89.

Обучение выразительному чтению. Ю. Ким «Рыба - кит»

1РР

Из зарубежной литературы (12ч.)

90.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд»

1

91.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и

необычайные приключения Робинзона Крузо Особенности

повествова¬ния в романе.

1

92.

Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед

жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека..

1

93.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя.

Робинзонада в литературе

1

94.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная

королева».Сюжет и герои сказки.

1

95.

Кай и Герда. Победа добра, любви и дружбы

1

96.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе

1

97.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков

1

98.

Зачет. Подготовка устного сообщения на поставленный вопрос.

1

99.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»

1

100.

Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка— опора в

труднейших жизненных обстоятельствах.

1

101.

Что читать летом.

1ВЧ

102.

Итоговый урок. Проект: Литературный праздник «Путешествие по

стране Литературии 5 класса».

1



В раздел образования