Автор: Финченко Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 9
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методический материал
Тема: "Рабочая программа по литературе"
Раздел: среднее образование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.2.5.2.Литература
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования
предметнымирезультатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание
значимости
чтения
и
изучения
литературы
для
своего
дальнейшего
развития;
формирование
потребности
в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;
восприятие
литературы
как
одной
из
основных
культурных
ценностей
народа
(отражающей
его
менталитет,
историю,
мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметныеумения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах
можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт,
вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить
основные
изобразительно-выразительные
средства,
характерные
для
творческой
манеры
писателя,
определять
их
художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7 –9
кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к
анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как
адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести
учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада,
написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем
уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем
уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5 –
9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметныхрезультатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности
читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной
жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной
«распаковки»
смыслов;
к
художественному
миру
произведения
читатель
подходит
с
житейских
позиций.
Такое эмоциональное
непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не
является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая
на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение
к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое
чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II
уровень
сформированности
читательской
культуры
характеризуется
тем,
что
обучающийся
понимает
обусловленность
особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока
отсутствуют
У
читателей
этого
уровня
формируется
стремление
размышлять
над
прочитанным,
появляется умение
выделять
в
произведениизначимые
в
смысловом
и
эстетическом
плане
отдельные
элементы
художественного
произведения,
а
также
возникает
стремление находить и объяснять связи между ними.
Читательэтого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен
текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания
темы, проблемы и идеи художественного текста.
К
основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших
II уровня, можно отнести
устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;
наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи
между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе
стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового
анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.;
покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности,
так и внутреннего мира человека);
проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание
текста
на
этом
уровне
читательской
культуры
осуществляется
поверхностно;
ученик
знает
формулировки
теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы
композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой
целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня,
сумеет интерпретировать художественный
смысл
произведения,
то
есть
отвечать
на
вопросы: «Почему
(с
какой
целью?)
произведение
построено
так,
а
не
иначе? Какой
художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К
основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших
III уровня, можно отнести
устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а
также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада
на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
определите позицию автора и способы ее выражения;
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
напишите сочинение-интерпретацию;
напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе «распаковки» смыслов художественного текста
как дважды «закодированного» (естественным языком и специфическими художественными средствами
1
).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно
считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного
образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением
элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению,
а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность
демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся
основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных
уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько
качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите
1
свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и
выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы
книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник
литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.
Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки
как
вид
народной
прозы.
Сказки
о
животных,
волшебные,
бытовые
(анекдотические,
новеллистические).
Нравственное
и
эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к
позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради
торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…» (М. Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод.
Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки.
Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной
земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке
автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные
эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией.
Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора
в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (начальные представления).
Из литературы ХVIII века
Михаил
Васильевич
Ломоносов. Краткий
рассказ
о
жизни
писателя
(детство
и
годы
учения,
начало
литературной
деятельности).
Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случилось вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из русской литературы ХIХ века
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности,
хитрости и т. д. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие басен
И. А. Крылова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной
и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» – поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок,
мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского
«Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность,
музыкальность пушкинской сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка ХIХ века
Антоний
Погорельский.
«Чёрная
курица,
или
Подземные
жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в
литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Петрович Ершов.
«Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного
вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин.
«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос
произведения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы
рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории).
«Бородино» – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение
исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных
интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение, гипербола, эпитет 9развитие представлений0, метафора, звукопись, аллитерация (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание
светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь
перед
Рождеством».
(Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои
повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмный и светлых сил.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства
– короткая пора в жизни крестьянина.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного
чтения).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила,
достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет, пейзаж (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» и – радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение
красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Кавказский
пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» и – осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления).Речь героев
как средство создания комической ситуации.
Поэты ХIХ века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев.
«Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А. Н. Плещеев.
«Весна» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы ХХ века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли,
душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о
Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного
города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и
«дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные представления).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» – поэтизация картин малой родины как исток
художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка ХХ века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к
совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» – пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.
Художественные особенности пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие жанра литературной сказки ХХ века. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-
сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как
борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение
героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания.
Преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе
И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев.
«Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-
Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные
лирические
произведения
о
Родине,
родной
природе
как
выражение
поэтического
восприятия
окружающего
мира
и
осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов
волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы призведений для детей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Т е о р и я л и т е р а т у р ы.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя )смелость, мужество, находчивость, несгибаемость
перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная
королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.
Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда –
противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения
Тома
Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,
раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер
мальчика
–
смелость,
мужество,
изобретательность,
смекалка,
чувство
собственного
достоинства
–
опора
в
труднейших
жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ №
пп/п
Тема урока
Кол-во часов по
теме
Примечания
Введение (2 ч)
1.
Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.
1
2.
Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»
1ВЧ
Устное народное творчество (10 ч)
3.
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры
фольклора. Детский фольклор.
1
4.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,
бытовые. Сказители. Собиратели сказок.
1
5.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Светлый и тёмный мир волшебной сказки.
1
6.
Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных
формул с древними мифами.
1
7.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка. Тема
мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета.
1
8.
Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Обучение рассказу-характеристике героя. Герои сказки в оценке автора-
народа.
1РР
9.
«Журавль и цапля» - народные представления о справедливости, добре и
зле в сказках о животных и бытовых сказках.
1
10.
«Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
1
11.
Мои любимые русские народные сказки.
1ВЧ
12.
Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской
народной сказки».
1РР
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
13.
«Повесть временных лет» как литературный памятник
1
14.
Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы
Претича»
1
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1 ч)
15.
М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились
вместе два астронома в пиру...». Понятие о юморе.
1ВЧ
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (41 ч)
16.
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра
1
17.
И. А. Крылов. Ознакомление с творчеством
1
18.
Осмеяние пороков в баснях И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья
под дубом»
1
19.
Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»
1
20.
Обучение навыкам выразительного чтения басен
1РР
21.
Басни И. А. Крылова
1ВЧ
22.
В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Народные и литературные сказки.
1
23.
В. А. Жуковский «Кубок». Герои баллады
1
24.
В. А. Жуковский «Старый рыцарь». Герой баллады
1
25.
А. С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»
1
26.
Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный » - пролог к поэме «Руслан и
Людмила»
1
27.
Обучение навыкам выразительного чтения
1РР
28.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Бродячие
сюжеты».
1
29.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнение
с народной сказкой
1
30.
Наши любимые сказки. А. С. Пушкин
1ВЧ
31.
А. Погорельский «Черная курица или подземные жители». Сказочно-
условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной
сказке».Нравоучительное содержание и причудливый сюжет
произведения.
1
32.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». Соединение сказочно-
фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической
правдивостью. Народный юмор, красочность и яркость языка .
1ВЧ
33.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» -
историческая основа стихотворения.
1
34.
Патриотический пафос произведения. Образ рядового участника
сражения.
1
35.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Общее
знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть
1
«Заколдованное место»
36.
«Заколдованное место» —Поэтизация народной жизни, сочетание
светлого и мрачного.
1
37.
«Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.
Фольклорные мотивы в создании образов героев
1ВЧ
38.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и
начало литературной деятельности)
1
39.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни
крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
1
40.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
1
41.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «Муму». Реальная основа повести.
Повествование о жизни в эпоху крепостного права.
1
42.
Портрет Герасима. Герасим и Муму. Счастливый год.
1
43.
Изложение по отрывку из «Муму». Портрет литературного героя.
1РР
44.
Герасим и его окружение. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в
деревню
1
45.
Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя —
символ немого протеста крепостного человека. Смысл финала рассказа
1
46.
Контрольное сочинение по рассказу Тургенева «Муму»
1РР
47.
Анализ контрольной работы (сочинения)
1РР
48.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»
1
49.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности). «Кавказский пленник». Историческая
основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник».
1
50.
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и
Костылин — два разных характера
1
51.
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Жилин и Дина.
Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе
человеческой жизни
1
52.
Краткость и выразительность языка рассказа «Кавказский пленник».Тест
1
1РР
53.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и
невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
1
54.
Рассказы Антоши Чехонте
1ВЧ
55.
Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н.
Плещеев. И. С. Никитин.
1
56.
Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков.
А. В. Кольцов.
1РР
Из литературы XX века (33ч.)
57.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного.
1
58.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
1
59.
Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В
дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей.
1
60.
Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.
1
61.
Изложение по тексту произведения. «Жизнь среди «серых камней»»
1РР
62.
Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся,
Тыбурций
1
63.
«Дурное общество» и «дурные дела». Вася и его отец.
1
64.
Классное сочинение по повести
1РР
65.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение
«Я покинул родимый дом...»
1
66.
«Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой
родины. Контрольное тестирование по произведениям ХIХ века.
1РР
67.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы
Хозяйка».
1
68.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.
1
69.
Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
1
70.
П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
1ВЧ
71.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб».
1
72.
«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, Природа и человек в рассказе.
1
73.
С.Есенин «Песнь о собаке», Ю. Куранов «Царевна»
1ВЧ
74.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я.
Маршака.
1
75.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные
герои. Победа добра нал злом
1
76.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита».
Быль и фантастика.
1
77.
Главный герой рассказа «Никита», единство героя с природой
1
78.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино
озеро».
1
79.
Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание
1
80.
«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
1
81.
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»
1ВЧ
82.
Контрольное сочинение. Развернутый ответ на один из проблемных
вопросов
1РР
83.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...».
1
84.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
1
85.
Война в моей семье.
1ВЧ
86.
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
1
87.
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
1
88.
Итоговая диагностическая работа. Тест 2
1
89.
Обучение выразительному чтению. Ю. Ким «Рыба - кит»
1РР
Из зарубежной литературы (12ч.)
90.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд»
1
91.
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и
необычайные приключения Робинзона Крузо Особенности
повествова¬ния в романе.
1
92.
Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед
жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека..
1
93.
Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя.
Робинзонада в литературе
1
94.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная
королева».Сюжет и герои сказки.
1
95.
Кай и Герда. Победа добра, любви и дружбы
1
96.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе
1
97.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков
1
98.
Зачет. Подготовка устного сообщения на поставленный вопрос.
1
99.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»
1
100.
Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка— опора в
труднейших жизненных обстоятельствах.
1
101.
Что читать летом.
1ВЧ
102.
Итоговый урок. Проект: Литературный праздник «Путешествие по
стране Литературии 5 класса».
1