Авторы: Крыжановская Гульсулу Гайнислмовна, Цвилюк Анна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детям о войне"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Детям о войне»
Форма проведения: беседа
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»,
«познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие»,
«физическое развитие»;
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств;
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о
героическом прошлом народа;
- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового,
полезного, интересного об истории своей страны;
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать
музыкальное произведение;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное
участие в диалоге с воспитателем;
- Обогатить словарь детей пословицами и поговорками.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности
поколений;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ,
желание заботиться о них;
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Методы и приемы:
- практический: игра «Каким должен быть воин? », физминутка «Самолеты»;
- наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада
Победы;
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми
стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, слайды военной тематики;
Фотографии и иллюстрации боевых сражений, памятников, Парада Победы;
Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А. Александрова, В.
Лебедева-Кумача, аудиозапись со звуками стрельбы;
Георгиевские ленточки по количеству детей;
Подборка книг на военную тематику;
Санитарные сумка .
Предварительная работа:
Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о ВОВ;
Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;
Ход ООД
1. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение.
Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете?
(тепло). Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу.
Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.
А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение
птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.
Воспитатель включает звуки военных действий.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли звуки выстрелов, рева
танка в мирное время? Когда раздаются такие звуки?
Воспитатель: - Хотите узнать больше о ВОВ?
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
2. Основная часть
Воспитатель: Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились
города и села нашей Родины, с немецких аэродромов поднялись в воздух немецкие
самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы.
Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия
без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и
порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на
больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей
страны. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
Ребенок:
Тот самый длинный день в году
С его безоблочной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.
К. Симонов
Воспитатель предлагает прослушать отрывок песни «Священная война».
Воспитатель: - Люди поклялись все как один встать на защиту Родины. Четыре года воевал
с врагами наш народ. И днем и ночью сражались они за Родину. Вот тогда была написана
песня «Священная война».
Воспитатель: Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая, как можно скорее захватить
столицу – самое сердце нашей Родины (показ слайдов). Фашисты наступали и на другие
города и села. И город Санкт-Петербург в годы войны перенёс тяжелейшие испытания -
вражескую блокаду. Тогда этот город назывался Ленинградом. Фашисты окружили
Ленинград плотным кольцом. Жителям города нечего было есть. Зимой по льду
ладожского озера проходила Дорога жизни, по которой возили в город продукты. Этих
продуктов было очень мало. Но ленинградцы не сдавались. Они выстояли и не пустили
врагов в свой город. (Показ слайдов). После окончания войны городам, прославившимся
своей героической обороной во время Великой Отечественной войны, присвоено звание
городов-героев. (показ слайдов с перечеслением городов - героев). В процессе просмотра
дети дополняют рассказ воспитателя, высказывают свое мнение.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: - А сейчас, а сейчас - всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем – дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем – и опять их открываем.
Головой не верти – влево – вправо посмотри,
Глазки вверх, глазки вниз – поработай, не ленись!
Посидите ровно, прямо – и глаза закрой руками
Смело можешь показать – как умеем мы моргать.
Воспитатель: Трудное и голодное наступило время. Тяжелое оно было для всего народа, но
особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись
с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Дети нередко убегали на фронт, и вместе
со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много
героических поступков и подвигов, многие дети стали героями.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете что такое «подвиг», «героический поступок»?
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Да, ребята, героический поступок - это поступок во имя других. Во время
сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Медицинские сестры и санитарки
выносили раненых воинов с поля боя, оказывали им первую помощь. Героические
медсестры и врачи спасли жизни тысячам солдат и офицеров. Воевать на фронте,
сражаться с врагами – это конечно совсем не женское дело. Но в годы войны не только
сестры милосердия, но и отважные летчицы, связистки, стрелки, разведчицы приближали
нашу Великую победу.
Выходит ребенок с санитарной сумкой через плечо,
Читает стихотворение Е. Трутневой « Фронтовая сестричка»
…Пушки грохочут, пули свистят
Ранен осколком солдат снаряда солдат
Шепчет сестричка «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
Все позабыла: опасность и страх.
Вынесла с боя на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
Игра «Каким должен быть воин?» Дети встают в круг и бросают мяч друг другу, называют
качества воина – защитника (н – р, добрый, Храбрый, отважный)
Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?
Дети: Такого человека называют герой!
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие
воины стали героями. О героическом подвиге своего прадедушки нам расскажет Никита
Андреев.
Воспитатель: О войне было сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете,
назовите их, как вы понимаете смысл пословиц (обсуждение лексического значения
пословиц) :
Солдатское дело – воевать храбро и умело;
Друг за друга стой и выиграешь бой;
Где смелость, там и победа
С родной земли умри – не сходи!
Кто дрожит, тот и от врага бежит
Дружно за мир стоять – войне не бывать, и другие.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в военных летчиков и поиграть
в игру «Самолет».
Физкультминутка «Самолёт»:
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем ладоши.)
Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки)
И на место ты садись! (Сели на места.) .
Воспитатель: - Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война закончилась победой
нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все радовались, и в честь этой победы на
Красной площади в Москве прошел Парад Победы, возглавлял парад Г. К. Жуков. В этом
году, наша страна будет отмечать 75 годовщину со дня Победы. (Звучит отрывок песни
«День Победы»). Много людей погибло в этой страшной войне. Вечная память нашим
героям, защитившим нашу Родину. Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по
всей стране им воздвигают памятники. Какие вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: В День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто
такие ветераны? (ответы детей). Это солдаты Великой Отечественной войны, а сейчас –
бабушки и дедушки, с каждым годом их становится все меньше. Как мы должны
относиться к тем, кто подарил нам мирное небо? (ответы детей) Мы должны помнить о
той войне, о героях и их подвигах. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.
Ребенок: «Великая Победа»
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать.
Она посылала на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину-мать!
Воспитатель: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В день Победы
люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах
нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленте? Что они означают?
Ответы детей: черный – дым, оранжевый – огонь.
Воспитатель: Правильно, а сейчас я бы хотела поделиться с вами такими же ленточками,
чтобы вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших прадедов.
Воспитатель раздает георгиевские ленты.
Воспитатель: -Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Много нового мы узнали о празднике Дне победы, о героях войны.
Воспитатель: Предлагаем детям оценить свою работу на занятии.
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали на занятии.
Я думаю, что вы будете достойными защитниками нашей Родины.