Напоминание

"Запоминалки"


Автор: Филатова Евгения Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования Октябрьского района"
Населённый пункт: Оренбургская область, Октябрьский район, село Октябрьское
Наименование материала: Конспект открытого занятия в творческом объединении "Ступеньки роста"
Тема: "Запоминалки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования Октябрьского района».

Конспект занятия в творческом объединении

дополнительного образования детей

«Ступеньки роста»

Тема занятия: «Запоминалки»

Выполнила:

Педагог - психолог

Филатова Е.В.

Дата: 13.04.20.

с.Октябрьское,2020

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект занятия

4

III.

Список литературы

9

Пояснительная записка

Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения,

приобретения

знаний

и

умений,

то

есть память

младшего

школьника

первостепенный

психологический

компонент

учебно-познавательной

деятельности. Тренировать память необходимо прежде всего для того, чтобы

добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее

точного

воспроизведения,

что

будет

способствовать

успешной

учебной

деятельности.

Занятие

включает

развивающие

задания

с

применением

наглядного

материала, упражнениями по сохранению и укреплению психологического

здоровья младших школьников.

Содержание темы занятия разработано в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –

ФЗ (от 29.12.2012г.)

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам.

- Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой

«Ступеньки роста».

3

Технологическая карта занятия

I.

Организационная информация

Примечание

(дополнительная

информация к

конспекту)

1.1

Название дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Ступеньки роста».

1.2

Направленность дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы

Социально-педагогическая.

II.

Методическая информация

1.

Тема занятия

«Запоминалки».

2.

Основное содержание темы, термины

и понятия

Развитие слуховой, зрительной памяти, логического мышления.

3.

Методы и приемы реализации

содержания занятия.

Технология коллективного взаимодействия (задание «Кто быстрее ответит»,

Беседа с учащимися: «Чт тоакое память, для чего она нужна?»,

«Какие виды памяти существуют?», «Для чего нужно тренировать

память?»,

развивающее обучение (

«Тип памяти», «Запомни и зарисуй»,

«Парное запоминание»), здоровьесберегающая технология(

коррегирующая гимнастика для глаз: «Зоркие глазки», «Стрельба

глазами», «Моргания»; пальчиковая гимнастика «Карандаши между

пальцами»), технология рефлексивного обучения (определение

результатов собственной деятельности), беседа, опрос.

4.

Возраст обучающихся:

8 лет

5.

Цель:

-создать условия для успешного развития познавательных способностей

учащихся (различные виды памяти и мышления) на основе системы

развивающих заданий и упражнений;

- профилактика нарушений психологического здоровья младших

школьников.

6.

Задачи:

Развивающие: развивать слуховое внимание; тренировать зрительный,

с л у х о в о й ,

м о т о р н о - с л у х о в о й

т и п

п а м я т и ;

развивать

концентрацию

внимания,

гибкость

мышления,

логичность

рассуждений.

Образовательные:

научить

анализировать,

устанавливать

причинно

следственные связи, свободно оперировать понятиями.

Воспитательные: формировать основы самоконтроля, самостоятельность,

потребность в здоровом образе жизни.

7.1

Личностный результат

-самооценка работы своей и работы группы, смыслообразование (какое

значение, смысл имеет учение).

7.2

Метапредметный результат

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью педагога и

самостоятельно;

- учиться планировать свою деятельность на занятии, свои действия и

координировать действия членов своей группы;

- умение соотносить образец со своей работой.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в системе знаний;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию, извлекать

информацию, представленную в разных формах (текст, схема,

иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать

самостоятельные выводы.

5

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в

устной и письменной форме.

7.3

Предметный результат

Умение удерживать в памяти объекты для запоминания;

Уметь осуществлять обобщение, сравнение, анализ, поиск информации;

Формирование навыков сотрудничества.

8.

Организация среды для проведения

занятия (образовательной

деятельности)

Карточки с заданиями для работы в малых группах, парах,

индивидуальной работы.

9

Форма учебного занятия

Место проведения: учебный кабинет.

Форма занятия: развивающее.

Конспект занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Итоговый

Образователь

ный

результат

(целевые

ориентиры в

виде

возрастных

характеристик

возможных

достижений

детей)

Используемы

е технологии,

методические

приемы

I.

Вводная часть

Приветствие детей.

Приветствуют педагога.

1.1

Введение в тему

Объяснение правил каждой игры на

активизацию и сплочение группы

учащихся: «Молекулы», «Ниндзя»,

«Запретные числа», «Сова».

Слушают, участвуют в

играх выполняя правила,

под руководством педагога-

психолога.

Регулятивные

УУД:

осуществляют

самоконтроль,

Игровая

технология.

Здоровьесбере

гающая

6

придерживаютс

я

о б щ и х

правил.

Коммуникатив

н ы е

У У Д :

умение

договариваться,

слушать

друг

друга.

технология.

1.2

Мотивация деятельности

обучающихся

Подготовка учащихся к активной

познавательной деятельности.

Упражнение - разминка «Кто быстрее

ответит»

1.Сколько медведей навестила Маша в

сказке?

2. Катался Колобок, пока не стал носком.

Что это?

3. Сколько колец у одних ножниц?

4. Какой рукой мешать чай?

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

5. Из чего делают белый хлеб?

6. Имя и отчество Пушкина?

7. Отгадай имя девочки по первым звукам

слов: дом, аист, шар, астра.

8.Какое число было три дня назад?

9.

Какой день недели будет

послезавтра?

10.

Какая буква – пятая с начала

алфавита? ( д) А пятая с конца? (ы)

11.

Он следит за чистотой и работает с

Внимательно слушают и

дают ответы.

Регулятивные

УУД:

Контроль,

оценка своей

деятельности.

Коммуникатив

ные УУД:

умение

выражать свои

мысли.

Технология

коллективного

взаимодействия

, технология

сотрудничества

, беседа.

7

метлой. Кто это? (Дворник)

12.

Назовите компоненты при

вычитании. (Уменьшаемое, вычитаемое,

разность)

13.

Горело 10 свечей. 3 погасли.

Сколько свечей осталось? (3 – остальные

догорели)

14.

Пара лошадей пробежала 20 км.

Какое расстояние пробежала каждая?

(20км)

15.

Темный цвет кожи от долгого

лежания под солнцем? (Загар)

16.

За чем мы едим (За столом)

17.

По чему утка плавает ? (По воде)

Объяснение темы и цели занятия. Беседа

с учащимися: «Что такое память, для чего

она нужна?», «Какие виды памяти

существуют?», «Для чего нужно

тренировать память?

Участвуют в коллективном

обсуждении.

Высказывают свое мнение.

Технология

коллективного

взаимодейств

ия.

1.3

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Педагог предлагает детям основные

правила хорошего запоминания.

1. Часть запомнить легче, чем

целое, если вам трудно запечатлеть в

памяти схему или картинку, вы можете

разделить ее на несколько элементов и

запомнить каждый из них.

2. Систематическое выполнение

Слушают, запоминают.

8

упражнений — это важный этап в

тренировке зрительной памяти.

3. Тренировать зрительную память

необходимо каждый день. Результаты

станут заметны только через

определенное время. Поэтому в первое

время очень важно проявить

настойчивость и постоянность в

упражнениях, и не опускать руки.

Индивидуальная работа «Запомни и

зарисуй»

Задание «Запоминание» ( работа в

малых группах).

- Очень внимательно прочитайте три раза

ряд слов, записанных на доске.

Попытайтесь их запомнить: ТРАВА,

СЕНО, ЦВЕТОК, КАША, РЫБА, БУКЕТ,

СЕЛО, СТОЛ. А затем, когда их закроют,

ответьте на вопросы:

1.

Сколько букв в последнем

слове? (4.)

Выполняют задания под

руководством педагога,

каждая группа письменно

дают ответы.

Личностные

УУД: умение

осуществлять

контроль,

самоконтроль.

Регулятивные

УУД: контроль,

оценка

действий.

Коммуникатив

ные: умение

договариваться,

слушать друг

друга,

выражать свои

мысли.

Развивающие

тезнологии.

Здоровьесбере

9

2.

Сколько слов состояло только из

одного слога? (1.)

3.

Назовите два слова, которые

отличаются лишь одной буквой.

(Сено и село.)

4.

Назовите третье с начала

слово. (Цветок.)

5.

Встречалась ли в названных

словах буква «У»? (Да, в слове

букет.)

6.

Назовите два слова, в которых

была буква «К». (Цветок, букет.)

- Какую работу вы выполняли?

- Как вы считаете, вы справились?

Оцените себя.

Динамическая пауза «Карандаши между

пальцами»

«Работа в парах». Найди две одинаковые

снежинки и обведи их на карточке.

Проверка работы в парах.

Выполняют упражнение

под руководством педагога.

Выполняют задание,

объясняют свой выбор.

гающая.

Развивающая

технология.

Беседа

10

- По каким признакам вы сравнивали

снежинки? (цвету, форме, узорам)

Педагог подводит итог по основным

заданиям.

Чему мы сейчас учились? Над чем

работали?

1.4

Применение и закрепление

обучающимися нового

знания

Коррегирующая гимнастика для глаз.

«Зоркие глазки», «Стрельба глазами»,

«Моргания».

Задание «Тип памяти»

Педагог предлагает для зрительного,

слухового, моторно-слухового и

комбинированного типа запоминания

ряды слов.

1.

Стол, дом, ведро, окно, пила,

забор, ворона.

2.

Ваза, курица, фонарь, земля,

яблоко, дерево, комар.

3.

Река, лопата, молоко, камень, юла,

собака, кино.

4.

Рука, зима, сова, тетрадь. Масло,

арбуз, лодка, зверь.

Выполняют упражнение

под руководством педагога.

Применяют ранее

полученную информацию.

Выполняют задание

индивидуально.

Регулятивные

УУД: волевая

саморегуляция,

,

прогнозирован

ие,

планирование,

контроль.

Познавательны

е УУД:

постановка,

решение

проблемы.

Здоровьесбере

гающая

технология

Развивающее

обучение.

Фронтальный

опрос

II.

Заключительная часть

Какую группу легче всего было

запомнить? Почему?

Фронтальная проверка

Высказывают свое мнение.

Оценивают себя.

Личностные

УУД : умение

осознавать

способы

действий,

приведших к

Беседа.

Технология

11

работы.Определение преобладающего

типа запоминания. Самооценка.

успеху-

неуспеху.

Регулятивные:

умение

оценивать

правильность

выполнения

своей работы

на уровне

адекватной

оценки

рефлексивног

о обучения.

2.1

Рефлексия деятельности

обучающихся

Педагог задает вопрос: «По какому типу

памяти у вас лучший и худший

результат?», «Сможете ли вы

самостоятельно тренировать типы

памяти?», «Что будет влиять на

результат?».

Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

умение

оценивать

правильность

выполнения

своей работы

на уровне

адекватной

оценки

Беседа.

III.

Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся

3.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.),

вид деятельности (спортивная,

художественно-творческая и

т.п.)

Где, в каких темах, видах деятельности, продуктах будет востребован детский опыт

(содержание мероприятия, роли и функции каждого обучающегося (конкурсы,

конференции, соревнования, профессиональные пробы, выставки и др.)

3.2

Занятия «Ступеньки роста»

Разработка памяток для одноклассников с заданиями для тренировки типов памяти.

12

3.3

3.4

Примечание: указываются временные затраты; авторство использованных методик и технологий; другое …

13

14

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

:

1. 2 класс курс «РПС», информатика, логика, математика, автор А.О. Холодова

«Юным умникам и умницам»

2. Методическое пособие 2 класс Программа курса "РПС" "Юным умникам и

умницам" " Информатика, логика, математика"

3. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей».

Москва, Педагогика, 2013г.

4. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога- Ростов н/Д: Феникс, 2014

5. 8. Львов М.Р. «Школа творческого мышления». – Москва, 2013г.

15

16



В раздел образования