Напоминание

"Реализация дополнительной общеразвивающей программы по обучению шахматам в дошкольной организации"


Автор: Кашапова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №25
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Реализация дополнительной общеразвивающей программы по обучению шахматам в дошкольной организации
Тема: "Реализация дополнительной общеразвивающей программы по обучению шахматам в дошкольной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация дополнительной общеразвивающей программы по обучению

шахматам в дошкольной организации

Кашапова Елена Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической

направленности «Белая ладья» разработана с учетом Федерального Закона

Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

методических

рекомендаций

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки

Российской

Федерации

от

18.11.2015

№09-3242);

СанПиН

2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с

изменениями и дополнениями.

Актуальность

Актуальность программы определена тем, что в настоящее время большое

значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном

объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы.

Очень большую роль в формировании логического и системного мышления

играют

шахматы.

Занятия

шахматами

способствуют

повышению

уровня

интеллектуального

развития

детей,

умения

концентрировать

внимание

на

решение

задач

в

условиях

ограниченного

времени,

анализировать

возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное

средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать

учить детей играть в шахматы с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей

способности

ориентироваться

на

плоскости,

развитию

логического

мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать,

предвидеть

результаты

своей

деятельности,

вырабатывает

умение

вести

точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности,

смелости,

хладнокровия,

дерзости,

настойчивости

и

изобретательности,

фантазии, а также формируют волю.

Обучение

игре

в

шахматы

позволяет

наиболее

полно

использовать

развивающий

и

творческий

потенциал,

заложенный

в

древней

игре. Они

сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Шахматы - одна из

самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от

знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы -

спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на

результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть

– это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству

в шахматах

предела

нет. Шахматы

-

это

творчество,

сочетающееся

со

строгими

правилами

и

широким

простором

для

самостоятельности

и

выдумки,

и

даже

пешка,

как

Алиса

в

сказке,

может

стать королевой.

А шахматные правила достаточно просты и доступны, и играть в них можно

где угодно.

Благодаря

этой

игре

дети

учатся

быть

терпеливыми,

усидчивыми,

настойчивыми

в

достижении

поставленной

цели,

вырабатывают

в

себе

работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита

времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям

интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных

дидактических

заданий

способствует

формированию

способности

действовать в уме.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и

доступен.

Важное

значение

при

изучении

шахматного

курса

имеет

специально

организованная

игровая

деятельность,

использование

приема

обыгрывания

учебных

заданий,

создания

игровых

ситуаций.

Знакомит

дошкольников с историей развития шахмат, в простой и доходчивой форме

рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных

особенностях

доски,

об

элементарных

правилах

игры

и

некоторых

ее

принципах,

знакомит

дошкольников

со

своеобразным

миром

шахмат,

прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания,

надо поглощать их с аппетитом», – любил

повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные

сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины,

которые будут интересны дошкольникам.

Отличительной

особенностью

программы

является

то,

что

она

направлена

на

интеллектуальное

развитие

детей,

спо собствует

совершенствованию психических процессов, становление которых особенно

активно в дошкольном возрасте.

Уровень сложности и направленность программы

Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает

освоение

первоначальных

знаний

и

знакомство

со

спецификой

данного

направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность

материала

минимальная.

Направленность

программы-

социально

педагогическая.

Цель:

Развитие

интеллектуальных

способностей

обучающихся

через

овладение игрой в шахматы.

Задачи:

Способствовать освоению основных шахматных понятий ( шахматная

доска,

шахматное

поле,

шахматная

фигура,

ход

фигуры,

взятие,

начальная

позиция,

шахматная

нотация,

взаимодействие

между

фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка,

пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы,

время, отведенное на партию, т. д.) и правил игры.

Учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с

правилами.

Способствовать

активизации

мыслительной

д е я т е л ь н о с т и

дошкольника.

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.

В о с пит ы ват ь,

у с ид ч иво с т ь,

це леу с т р е мле нно с т ь,

в о л ю ,

организованность,

уверенность

в

своих

силах,

самостоятельность

в

принятии решений.

Для

решения

поставленных

задач

на

занятиях

кружка

применяются

специально

организованная

игровая

деятельность,

использование

приема

обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В ходе, которой

обучающиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают

выводы, выясняют закономерности.

Содержание программы состоит из следующих разделов: «Введение»,

«Шахматная

доска

удивительные

клетки»,

«Шахматные

фигуры»,

«Шахматные позиции», «Решение задач и этюдов». Каждый из которых,

содержит разделы и реализует отдельную задачу. основываясь, прежде всего,

на интересах детей и учитывают потребности обучающихся в применении

своих знаний и умений игры в обычной жизни и в различных турнирах,

соревнованиях

и

викторинах.

Все

разделы

предусматривают

не

только

усвоение теоретических знаний, но и формирование практических умений,

навыков.

Теоретические

занятия

направлены

на

формирование:

знаний

обучающихся

по

предмету,

введению

обучающихся

в

мир

шахмат.

Практические занятия способствуют развитию у детей личностных качеств и

развитию

интеллектуальных

способностей.

На

занятиях обучающиеся

осваивают основные правила игры в шахматы, знакомятся с шахматными

фигурами,

решают

задачи

и

этюды,

через

игровую

деятельность,

через

сказки.

Для

восприятия

и

развития

интеллектуальных

способностей

обучающихся программой предусмотрены основные методы:

-

информационно-познавательный:

беседа,

рассказ,

объяснение,

художественное

слово,

уточнение,

сравнение,

анализ,

вопросы,

ответы

хоровые и индивидуальные и др.;

- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры,

игры малой подвижности и др.;

-

наглядный:

иллюстрации,

показ

и

др.;

-

практический:

выполнение

практических действий детьми.

-

объяснение

с

использованием

компьютерной

шахматной

программы,

свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске.

Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные

задания на анализ шахматных задач.

Характеристика

особенностей

развития

детей

старшего

дошкольного

возраста

Дети

этого

возраста

могут

испытывать

трудности

при

анализе

пространственного

положения

объектов,

особенно

если

сталкиваются

с

несоответствием

формы

и

их

пространственного

расположения.

Это

свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет

для

дошкольников

известные

сложности,

особенно

если

они

должны

одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных

признаков.

В

старшем

дошкольном

возрасте

продолжает

развиваться

образное

мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и

совершить

преобразования

объекта,

указать,

в

какой

последовательности

объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае,

если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них

можно выделить схематизированные представления, которые возникают в

процессе

наглядного

моделирования;

комплексные

представления,

отражающие

представления

детей

о

системе

признаков,

которыми

могут

обладать объекты.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является

основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей

еще

отсутствуют

представления

о

классах

объектов.

Дети

группируют

объекты

по

признакам,

которые

могут

изменяться,

однако

начинают

формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,

например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать

два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования

отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны

рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые

отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие

воображения

в

этом

возрасте

позволяет

детям

сочинять

достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения

специальной работы по его активизации.

П р од ол ж а ют

р а з в и ват ь с я

у с то й ч и в о с т ь ,

р а с п р е д е л е н и е ,

переключаемость

внимания.

Наблюдается

переход

от

непроизвольного

к

произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм

объектов;

развитие

мышления

сопровождается

освоением

мыслительных

средств

(схематизированные

представления,

комплексные

представления,

представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,

причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В у детей 6-7 лет продолжает развиваться восприятие, однако они не

всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических

отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в

значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает

развиваться

воображение,

однако

часто

приходится

констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении

со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том

числе

и

средств

массовой

информации,

приводящими

к

стереотипности

детских образов.

Продолжает

развиваться

внимание

дошкольников,

оно

становится

произвольным.

В

некоторых

видах

деятельности

время

произвольного

сосредоточения достигает 30 минут.

У

дошкольников

продолжает

развиваться

речь:

ее

звуковая

сторона,

грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях

детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,

формирующихся

в

этом

возрасте.

Дети

начинают

активно

употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей

развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов

человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;

развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К

концу

дошкольного

возраста

ребенок

обладает

высоким

уровнем

познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем

успешно учиться в школе.

У каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и

развития и то, что удается одному ребенку, совсем не обязательно будет

получаться у другого.

Объем и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 1 учебный год, для обучающихся 5-7 лет. На

полное освоение программы требуется 72 часа. Занятия проходят 2 раза в

неделю.

Форма обучения

Форма обучения – очная. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип

группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах

составляет 6 человек. Группы формируются из разновозрастных детей (5-7

лет), имеющих различный уровень базовых знаний и умений.

В кружок

принимаются все желающие освоить данный вид деятельности. Программа

так же предусматривает включение обучающихся в образовательный процесс

в течение учебного года.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы «Белая ладья» обучающиеся научатся:

Играть

в

шахматы,

соблюдая

правила

игры

и

использовать

шахматные понятия;

Действовать в шахматной партии в соответствии с правилами;

Применять мыслительные действия во время игры;

Самостоятельно находить решение логических задач;

В

результате

освоения

программы

«Белая

ладья»

обучающиеся

получат

возможность:

Реализовать

свои

интеллектуальные

способности

по

данному

направлению,

направленные

на

совершенствование

знаний,

умений

и

навыков во время турниров;

Демонстрации результатов своих достижений.

При

реализации

Программы

проводится

оценка

индивидуального

развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в

рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности

особенностей и перспектив развития ребенка.

Итогом

реализации дополнительной

образовательной

программы являются

организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.



В раздел образования