Автор: Кисловская Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель поклассу фортепиано
Учебное заведение: МОУ ДОД " ДШИ им.Ф.Шопена"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: "П.Ф.Юон -русский Брамс"
Раздел: дополнительное образование
Павел
Фёдорович
Юон
Русский
Брамс
Автор
:
Кисловская
Н
.
Н
.
ВСТУПЛЕНИЕ
.
Как
ни
странно
,
идея
написания
этой
статьи
пришла
совершенно
неожиданно
.
Как
-
то
,
прогуливаясь
по
набережной
реки
Мотлава
в
Гданьске
,
я
увидела
маленький
антикварный
букинистический
магазинчик
,
а
в
нём
наткнулась
на
сборник
фортепианных
пьес
для
начинающих
.
На
самодельной
старой
обложке
было
написано
Paul Juon.
Немец
или
француз
? –
подумала
я
,
и
купила
.
Ноты
неизвестные
,
может
и
неплохо
…
Когда
решила
спросить
в
интернете
,
кто
он
,
как
я
была
удивлена
–
Павел
Фёдорович
Юон
–
вот
и
ответ
.
Я
заинтересовалась
и
стала
изучать
более
основательно
.
В
нашей
стране
этой
темой
занимается
кандидат
искусствоведения
Т
.
Неровная
.
Её
диссертацию
я
использовала
как
основной
материал
в
данной
статье
.
КРАТКАЯ
БИОГРАФИЯ
.
В
искусстве
есть
имена
,
волей
судьбы
оказавшиеся
забытыми
на
долгое
время
.
Однако
,
пристальный
взгляд
на
художественное
бытие
этих
авторов
позволяет
убедиться
в
их
несомненной
значимости
для
культурно
-
исторического
процесса
.
К
таким
фигурам
относится
Павел
Фёдорович
Юон
–
композитор
,
исполнитель
,
педагог
,
ученый
,
родившийся
и
учившийся
в
Москве
,
однако
большую
часть
жизни
проведший
в
Германии
и
Швейцарии
.
Был
он
вторым
из
семи
детей
,
рожденных
в
браке
Теодора
Фридриха
Юона
(
служащего
страховой
компании
),
происходившего
родом
из
швейцарского
кантона
Гризон
,
и
его
русско
-
немецкой
жены
Эмилии
Готвальд
,
которая
увлекалась
искусством
-
немного
пела
и
музицировала
.
Учился
в
немецкой
средней
школе
в
Москве
,
вызвался
на
службу
в
русскую
армию
.
Позже
учился
в
Московской
консерватории
.
По
слухам
,
именно
тогда
Юона
наградил
прозвищем
«
Русский
Брамс
»
его
однокурсник
Сергей
Рахманинов
.
Впрочем
,
прозвище
это
ему
в
будущем
пришлось
разделить
с
Метнером
,
Глазуновым
и
Танеевым
.
После
Московской
консерватории
Юон
преподавал
теорию
музыки
и
скрипичное
мастерство
в
Бакинской
консерватории
(1896-1897).
К
началу
работы
в
Баку
в
1896
г
.
Юон
уже
выдержал
при
московской
консерватории
экзамен
на
звание
свободного
художника
.
Затем
,
после
Баку
,
Юон
перебрался
в
Берлин
,
сменив
Йозефа
Иоахима
на
посту
профессора
композиции
Берлинской
Высшей
школы
музыки
.
В
1901
г
.
Юону
была
присуждена
двухлетняя
стипендия
имени
Листа
;
еще
раньше
он
получил
премию
Мендельсона
.
После
октябрьской
революции
1917
года
в
Россию
больше
не
возвращался
.
А
в
1934
году
,
дабы
избежать
«
коричневой
чумы
»,
эмигрировал
в
Швейцарию
,
откуда
его
дед
-
булочник
когда
-
то
приехал
в
царскую
Россию
.
ФОРМИРОВАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИЧНОСТИ
.
Свое
обучение
в
Московской
консерватории
Юон
посвящает
игре
на
скрипке
у
известного
в
то
время
скрипача
Яна
Гржимали
(
чеш
. Jan Hřímalý),
а
также
искусству
композиции
у
Антона
Аренского
и
Сергея
Танеева
.
Гржимали
(1844-1915),
урожденный
чех
,
стоял
во
главе
московской
скрипичной
школы
рубежа
веков
.
Среди
его
учеников
были
еще
два
русских
композитора
–
Рейнгольд
Глиэр
(1875-1956)
и
Николай
Рославец
(1881-1944).
Представляя
восточнославянскую
ветвь
исполнительских
традиций
звука
скрипки
,
Гржимали
воспитывал
принципы
будущего
композитора
-
приоритет
мелодической
горизонтали
и
тематизм
вокальной
природы
.
Абсолютно
естественно
в
этой
связи
,
что
Юону
близки
интенсивность
лирического
переживания
,
стилевая
широта
,
но
,
особенно
, –
ярко
выраженная
национальная
основа
творчества
Чайковского
.
Юон
перевёл
на
немецкий
язык
,
известное
всем
изучающим
композиторское
искусство
, «
Руководство
по
практическому
изучению
гармонии
.
Учебное
пособие
»
авторства
П
.
И
.
Чайковского
,
а
также
монографии
о
П
.
И
.
Чайковском
,
написанные
его
братом
Модестом
Ильичем
.
Книги
одновременно
вышли
в
Москве
и
Лейпциге
в
1903
году
по
случаю
десятилетия
со
дня
смерти
композитора
.
В
это
же
время
Юон
составляет
и
издает
«
Приложение
к
учебнику
гармонии
П
.
Чайковского
.
Сборник
практических
упражнений
,
содержащий
1000
задач
» (
Москва
, 1900),
а
также
составляет
и
издает
на
немецком
языке
собственный
учебник
по
изучению
гармонии
"Praktische Harmonielehre"
в
двух
томах
(
Берлин
, 1901).
ОЦЕНКА
ТВОРЧЕСТВА
.
С
одной
стороны
,
работу
Павла
Юона
можно
рассматривать
как
факт
просветительской
деятельности
в
Германии
,
а
с
другой
–
как
безусловную
дань
любви
и
поклонения
главе
московской
композиторской
школы
.
Один
из
современных
критиков
назвал
Юона
«
промежуточным
звеном
между
Чайковским
и
Стравинским
»,
в
силу
охвата
исторического
диапазона
1890-1920-
х
,
отраженного
в
образном
,
жанровом
и
языковом
облике
композитора
.
Павел
Юон
,
без
сомнения
,
относится
к
поколению
учеников
,
воспитанных
на
универсальных
принципах
мастерства
.
Его
отличают
качества
,
ставшие
явлением
времени
,
признаками
художника
нового
типа
:
природная
скромность
,
высочайший
художественный
вкус
,
глубокая
внутренняя
культура
и
,
вместе
с
тем
,
отсутствие
демонстративности
и
личностной
патетики
.
Романтическая
тема
странствия
сопровождает
судьбу
и
самого
композитора
,
и
его
музыку
–
создается
впечатление
,
что
тень
«
бездомности
»
падает
не
только
на
его
жизнь
,
но
и
творческое
наследие
.
В
скупых
источниках
,
связанных
с
исследованиями
биографии
Юона
,
проскальзывает
интонация
застенчивого
смущения
:
не
швейцарец
,
не
русский
,
не
немец
.
Сомнения
вызывает
и
неоднозначность
стилевой
принадлежности
композитора
в
условиях
пестрой
картины
рубежа
веков
,
дававшая
критикам
повод
увидеть
в
нем
эклектика
.
Неоспоримым
остается
только
одно
–
художественное
достоинство
его
музыки
и
искренняя
,
впечатляющая
индивидуальность
автора
.
ПОВТОРНОЕ
ОТКРЫТИЕ
.
И
сегодня
,
спустя
столетие
,
время
дает
нам
полное
право
на
опыт
реставрации
этой
забытой
страницы
истории
и
восстановить
имя
Павла
Фёдоровича
Юона
.
В
течение
двух
последних
десятилетий
,
в
Европе
и
США
(
особенно
активно
в
Швейцарии
,
Австрии
и
Германии
),
сочинения
Юона
возвращаются
к
жизни
,
а
также
систематизируются
связанные
с
автором
архивные
документы
.
Создание
в
1998
году
международного
юоновского
общества
–
еще
один
факт
признания
художника
.
Появляются
исследовательские
работы
и
статьи
,
определяющие
значительную
роль
композитора
в
истории
музыкальной
культуры
:
изданная
в
1998
году
монография
Томаса
Бадрутта
и
организованная
в
2010
году
выставка
-
конференция
,
посвященная
творчеству
П
.
Ф
.
Юона
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Вот
так
прогулка
по
набережной
реки
Мотлавы
нечаянно
открыла
для
меня
совершенно
новую
,
ни
на
кого
не
похожую
музыку
,
лиричную
,
драматичную
,
образную
,
яркую
….
В
интернете
я
вышла
на
сайт
Венской
библиотеки
–
теперь
у
меня
19
сборников
нот
начала
20
века
(1905-1912
гг
.).
В
репертуаре
моих
учеников
теперь
обязательно
использую
произведения
моего
любимого
композитора
Павла
Фёдоровича
Юона
.