Автор: Григорьева Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №18 им. Э. Д. Потапова
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по ФГОС"
Раздел: начальное образование
Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по
ФГОС"
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в
ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни,
те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не
только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны
они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень
важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,
связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,
повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно
реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены,
капризны.
Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым
ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим
предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся
ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на
уроках.
Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие
родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за
детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-
тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что
сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и
учеников друг другом.
Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим
учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой
умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям
конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими ,
чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя
начальных классов и основной школы по-разному смотрят на
пятиклассников.
Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос
каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для
дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый
класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более
старших классов и видит своих новых учеников маленькими
несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком
образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы
взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим
своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не
могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как
следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и
ухудшение здоровья учащихся.
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география,
биология.
3.Большое количество учителей вместо одного
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение
четырёх лет
5.Совпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой
методам
обучения
10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней
школы
11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
Приоритетное направление развития образования - переход на новые
образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-
педагогическую среду, способствующую формированию и развитию
человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные
проекты, культурно-образовательные инициативы.
ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство
обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его
постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-
трансляционной к школе деятельностной, где
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным
предметным знаниям при решении конкретных задач;
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной
и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном
уровне подготовки.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования является принципиальным, поскольку
стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего
образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО
и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и
основной ступеней образования.
Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.
Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит
системно - деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации
процесса обучения, в котором на первый план выходит
проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно –
деятельностный подход ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной
школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия
характеристики выпускника начальной школы.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования
для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на
практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться.
Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в
общении.
Стандарт общего образования
ФГОС НОО
ФГОС ООО
Итоговая оценка выпускника
формируется на основе:
1. накопленной оценки,
зафиксированной в портфеле
достижений, по всем учебным
предметам;
2. оценок за выполнение (как
минимум 3-4) итоговых работ (по
предметам и комплексной работы на
межпредметной основе).
Итоговая оценка выпускника
формируется на основе:
1. результатов внутришкольного
мониторинга образовательных
достижений по всем предметам,
зафиксированным в оценочных
листах, в том числе за промежуточные
и итоговые комплексные работы на
межпредметной основе;
2. оценок за выполнение итоговых
работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту
индивидуального проекта;
3. оценок за работы, выносимые на
государственную итоговую
аттестацию ФГОС общего
образования.
ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований, сокращённо «3Т»:
требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части
ООП и части, формируемой ОУ;
требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-
техническим);
требования к результатам освоения ООП (личностным,
метапредметным и предметным).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
являются ключевой составляющей Стандарта.
Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для
основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте
основной школы возможность введения учебных предметов и курсов,
обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию
индивидуальных проектов.
Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов:
целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися
ООП и систему оценки их достижения. Всодержательном
разделе программа развития универсальных учебных действий (которая
присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами
формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и
проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени
образования и возрастными особенностями обучающихся в программу
воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная
ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры
здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП
– организационный, который содержит учебный план и совершенно новый
материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями
стандартов.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе
ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и
познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит:
1.
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе
действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
2.
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
3.
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при
необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания,
формировать умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает
полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной
деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения
самого предмета (опыт получения, преобразования и применения
предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей
является формирование умения у учащихся работать с информацией
(извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные
понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и
нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового
образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
блока:
Личностные. К ним относится:
Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению;
Сформированность ценностно-смысловых установок;
Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
Умение строить высказывания;
Формулировка проблемы;
Рефлексия деятельности;
Структурирование знаний;
Поиск информации;
Смысловое чтение;
Моделирование.
К коммуникативным относятся:
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Умение выражать свои мысли;
Управление поведением партнера;
Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценка.
Система оценки достижения планируемых результатов
Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура
урока – современного урока.
Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик
новой формации: интеллигент, способный к самообразованию,
ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой
культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том,
что учитель несет огромную ответственность перед учеником.
Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по
ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь
учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это
самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так
организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали
информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь
актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте,
докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или
модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или
способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо
традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и
т. д.
Традиционный урок
Современный урок
1.Проверка д/з учеников учителем
2.Объявление темы учителем
1.Создание проблемной ситуации
учителем и формулирование проблемы
учениками
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
2.Актуализация учениками своих
знаний
3. Поиск решения проблемы
учениками
4. Выражение решения
5. Применение знаний учениками
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая
подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее
применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока:
От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед
классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к
взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих
учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.