Напоминание

"Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по ФГОС"


Автор: Григорьева Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №18 им. Э. Д. Потапова
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по

ФГОС"

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в

ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни,

те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не

только учить, но и воспитывать человека и гражданина».

В.В. Путин

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны

они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных

государственных образовательных стандартов.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень

важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,

связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,

повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно

реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены,

капризны.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым

ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим

предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся

ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на

уроках.

Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие

родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за

детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-

тиклассник чувствует себя “беспризорником”.

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что

сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и

учеников друг другом.

Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим

учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой

умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям

конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими ,

чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя

начальных классов и основной школы по-разному смотрят на

пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос

каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для

дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый

класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более

старших классов и видит своих новых учеников маленькими

несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком

образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы

взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим

своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не

могут справиться с этими необычными для них способами обучения. И как

следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и

ухудшение здоровья учащихся.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география,

биология.

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение

четырёх лет

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой

методам

обучения

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней

школы

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Приоритетное направление развития образования - переход на новые

образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-

педагогическую среду, способствующую формированию и развитию

человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные

проекты, культурно-образовательные инициативы.

ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство

обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его

постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-

трансляционной к школе деятельностной, где

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

основная школа – самостоятельная навигация по освоенным

предметным знаниям при решении конкретных задач;

старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной

и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном

уровне подготовки.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования является принципиальным, поскольку

стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего

образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО

и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и

основной ступеней образования.

Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.

Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит

системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации

процесса обучения, в котором на первый план выходит

проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно –

деятельностный подход ориентирован на становление личностных

характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной

школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия

характеристики выпускника начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий

свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,

гражданского общества, многонационального российского народа,

человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,

науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования

для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на

практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий

свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности

перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих

результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и

окружающих образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение

профессиональной деятельности для человека.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться.

Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в

общении.

Стандарт общего образования

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Итоговая оценка выпускника

формируется на основе:

1. накопленной оценки,

зафиксированной в портфеле

достижений, по всем учебным

предметам;

2. оценок за выполнение (как

минимум 3-4) итоговых работ (по

предметам и комплексной работы на

межпредметной основе).

Итоговая оценка выпускника

формируется на основе:

1. результатов внутришкольного

мониторинга образовательных

достижений по всем предметам,

зафиксированным в оценочных

листах, в том числе за промежуточные

и итоговые комплексные работы на

межпредметной основе;

2. оценок за выполнение итоговых

работ по всем учебным предметам;

оценки за выполнение и защиту

индивидуального проекта;

3. оценок за работы, выносимые на

государственную итоговую

аттестацию ФГОС общего

образования.

ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований, сокращённо «3Т»:

требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части

ООП и части, формируемой ОУ;

требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-

техническим);

требования к результатам освоения ООП (личностным,

метапредметным и предметным).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

являются ключевой составляющей Стандарта.

Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению

обязательной части и части, формируемой участниками образовательного

процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для

основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая

участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте

основной школы возможность введения учебных предметов и курсов,

обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию

индивидуальных проектов.

Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов:

целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает

пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися

ООП и систему оценки их достижения. Всодержательном

разделе программа развития универсальных учебных действий (которая

присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами

формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и

проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени

образования и возрастными особенностями обучающихся в программу

воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная

ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры

здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП

организационный, который содержит учебный план и совершенно новый

материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями

стандартов.

В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе

ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и

познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Формировать и развивать УУД – значит:

1.

Научить выполнять учебные задания, построенные на способе

действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).

2.

Передать сам способ выполнения метапредметного действия.

3.

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при

необходимости – развивать его.

УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания,

формировать умения и компетентности, включая самостоятельную

организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает

полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной

деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения

самого предмета (опыт получения, преобразования и применения

предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей

является формирование умения у учащихся работать с информацией

(извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные

понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и

нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового

образа жизни, мотивация.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных

блока:

Личностные. К ним относится:

Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;

Сформированность мотивации к обучению;

Сформированность ценностно-смысловых установок;

Способность ставить цели и строить жизненные планы,

Познавательные включают:

Умение строить высказывания;

Формулировка проблемы;

Рефлексия деятельности;

Структурирование знаний;

Поиск информации;

Смысловое чтение;

Моделирование.

К коммуникативным относятся:

Постановка вопросов;

Разрешение конфликтов;

Умение выражать свои мысли;

Управление поведением партнера;

Планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные. К ним относятся:

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль;

Коррекция;

Оценка.

Система оценки достижения планируемых результатов

Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура

урока – современного урока.

Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик

новой формации: интеллигент, способный к самообразованию,

ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой

культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том,

что учитель несет огромную ответственность перед учеником.

Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по

ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь

учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это

самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так

организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали

информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь

актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте,

докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или

модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или

способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо

традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и

т. д.

Традиционный урок

Современный урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

1.Создание проблемной ситуации

учителем и формулирование проблемы

учениками

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

2.Актуализация учениками своих

знаний

3. Поиск решения проблемы

учениками

4. Выражение решения

5. Применение знаний учениками

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая

подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока:

От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед

классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к

взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих

учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.



В раздел образования