Автор: Шунаева Аида Асылхановна
Должность: студент
Учебное заведение: Челябинский государственный университет
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Виды и функции государственных услуг в Российской Федерации
Раздел: дополнительное образование
Виды и функции государственных услуг в Российской Федерации
Одним
из
самых
важных
тенденций
а д м и н и с т р ат и в н о го
преобразования
поставлена
задача
увеличение
качества
государственных
услуг
формирования
нашей
страны.
Соответственно
п о н я т и е
«государственные
услуги»
в
РФ
появилось
во
время
административных
преобразований, когда в ряде стран государственные услуги уже являлись
главной формой отношений гражданина, юрлица и власти, где государство
трактуется как услугодатетель.
Качество
государственных
услуг
представляет
собой
комплекс
характерных черт услуг, раскрывающих ее способность удовлетворять спрос
приобретателя
в
отношении
результата
самой
услуги.
Данное
качество
определяется
способами
экспертной
и
социологической
оценки.
Однако
существует сложность в определении критериев качества, которое может
быть неустойчиво и в правовых актах закреплены или официальные критерии
определения качества, или же используются юридические механизмы, на базе
которых лежит отрицательное связывание.
Итак,
рассмотрим
классификацию
государственных
услуг
по
типу
заявителя:
1.
инициатива заявления относится гражданину или юридическому
лицу:
обязательные. Обязательные услуги, закрепленные в законодательстве
РФ,
нацелены
на
удовлетворение
социально важных потребностей
общества;
навязанные (квазиуслуги). Квазиуслуги
не
имеют обязательного
характера.
2.
услуги, предоставляемые вне заявительного порядка.
Источники финансирования
при
предоставлении
государственных
услуг
следующие: государственный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ,
внебюджетные
фонды,
смешанные
источники
финансирования,
средства
граждан и юридических лиц.
По
определению
о сязаемо сти
результата
к л а с с и ф и ка ц и я
государственных услуг делится на:
услуги с материальным результатом.
Здесь
население
получает
определенное
материальное
согласие
предоставления услуги (к примеру, план объекта недвижимости);
услуги с нематериальным результатом.
В данной услуге предоставления является информация (к примеру,
приобретение
информации
об
оказании
государственной
социальной
поддержки).
По
определению
сложности
государственные
услуги
бывают:
простые и сложные.
Сложные государственные услуги
относят
к себе предоставление
несколько простых услуг (сопутствующие услуги).
Согласно ФЗ №210 государственные услуги классифицируются по
субъекту оказания :
услуги,
оказываемые
органами
государственной
исполнительной
власти,
услуги,
оказываемые
органами
государственных
внебюджетных
фондов,
услуги, оказываемые органами местного самоуправления.
Александрович Е.Р. предлагает следующую классификацию
государственных услуг :
1. По наличию промежуточного результата:
государственная
услуга
простая
–
заключается
в
однократном
обращении
в
исполнительный
орган
государственной
власти
с
приобретением окончательного результата;
государственная
услуга
сложная
–
заключается
во
множественном
обращении
в
исполнительный
орган
государственной
власти
с
приобретением
промежуточных
итогов,
которые
имеют
самостоятельную
ценность.
2.
По
содержанию
результата:
информационно-консультационные,
коммуникационные,
финансовые,
предоставление
правообеспечивающих
документов.
3. По условиям предоставления: программные и нормативно-правовые.
4.
По
потребителям:
для
населения
и
для
предпринимателей
(юридические и физические лица).
Важный
критерий
услуг,
как
доступность,
то
есть
вероятность
населению без препятствий приобрести определенную услугу. А именно:
доступные услуги (приемлемы для всех граждан);
малодоступные услуги (приемлемы для определенных категорий лиц).
Доступность бывает:
физической (физическая вероятность для различных слоев населений, в
том числе инвалидов, приобрести услугу, в виде лифтов, пандусов и пр.);
временной
(отличается
удобством
для
потребителя
режима
деятельности органа, предоставляющего услугу);
территориальной (транспортная и пешеходная доступность);
информационной (достаточность и удобство приобретения информации
об услуге, способах и условиях её принятия степень информированности
потребителя о характере услуги и вероятности её получения);
финансовой (объём финансовые затраты, связанные с приобретением
услуги стоимость самой услуги и предваряющих её функций).
Для услуг по праву, их можно разделить на три вида:
бесплатные услуги, выполняющие конституционные права населения;
Безвозмездных услуг, конечно же, не существует, бесплатные же услуги
бывают.
Если
услуга
бесплатная
для
получателя,
то
она
в
обязательном
порядке
должна
быть
эквивалентно
возмещена
или
из
ресурсов
государственного
бюджета,
или
страховой
компании,
или
спонсорской
поддержки.
бесплатные
услуги,
гарантирующие
помощь
услуго-получателям
в
выполнении их правовых обязанностей;
услуги,
осуществляющие
правовые
интересы
услугополучателей
на
платной основе.
В
продолжение
данной
классификации,
если
же
учесть,
что
исполнительная власть помимо услуг еще осуществляет действия надзора, то
тогда получатель еще представляется подведомственным объектом, объясняя
тем,
что
у
услугодателя
отсутствует
стимул,
кроме
административных
механизмов влияния вышестоящих инстанций. Из опыта отечественного и
современного администрирования, помимо деклараций в области качества
услуг
гражданам,
книг
жалоб,
разборок
на
партийных
собраниях,
функциональность
этого
подхода
оказалась
бесполезной.
Возникновение
дефицита,
неимение
обратной
связи
по
бюджетированию,
зависимость
получателя
от
услугодателя
ведет
к
ослаблению
любых
мероприятий
по
результативности нужного уровня предоставления услуг. В связи с этим,
внедрение административных регламентов работы органов исполнительной
власти, как процессов, которые образуют барьеры к созданию ситуаций, когда
поведение государственных служащих, сможет увеличить результативность
государственного администрирования.
Действия
предоставления
государственной
услуги
в
виде
совокупности
элементов
следующие:
условия
предоставления
услуги,
основания
для
предоставления
услуги,
состав
услуги;
результат
от
предоставления услуги.