Автор: Кудряшова Ксения Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Стародубское
Населённый пункт: Долинский район Сахалинской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учебно-методический комплект по физической культуре для учащихся 5-9-х классов
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(5-9 классы)
Разработчик:
Кудряшова Ксения Геннадьевна,
учитель физической культуры
2017 г.
с. Стародубское
Аннотация
Урок
физической
культуры
–
это
не
только
выполнение
физических
упражнений,
но и получение теоретических знаний, формирование организационных и инструкторских уме -
ний и навыков, судейская практика, формирование навыков контроля и самоконтроля при
выполнении физических упражнений, наконец, это хозяйственные незначительные работы в
спортивном зале.
Если ученики с первых классов привыкли приходить в спортивный зал и учиться,
а не присутствовать на уроках, а учиться, то и желающих быть освобожденными уменьшиться
на много. Не можешь заниматься вместе со всеми - выполняй посильные задания, но по звонку
все ученики должны стоять в строю, в спортивной форме, получить своё задание на урок
и отчитаться в выполнении этого задания в конце урока, а учитель должен выставить за него
оценки.
Какой арсенал средств и методов имеет учитель, чтобы подготовить такие задания? Всё
зависит от желания самого учителя и его творческих способностей. Учебно-методический
комплекс учителя физической культуры должен содержать самые разные задания, их можно раз -
делить по классам, задачам и необходимым видам работы.
Данная
методическая
разработка
создана
для
работы
с
детьми,
освобожденными
от практических занятий по физкультуре, для сравнения учебных достижений школьников
с планируемыми к усвоению объемом знаний, умений, навыков, а также позволяющая сравнить
уровень обученности учащихся с теми требованиями, которые заложены в государственном об-
разовательном стандарте. Задания помогут формированию организационных и
инструкторских умений и навыков, судейской практики, как в спортивных, так и подвижных
играх,
формированию
навыков
контроля
и
самоконтроля
при
выполнении
физических
упражнений, а также получению теоретических знаний.
Методическая
разработка
включает
учебно-методический
комплект,
методические
публикации по данному предмету.
Данная
разработка
поможет
учителю
в
проведении
проверки
знаний
учащихся
по пройденным темам в течение четверти, года.
Введение
В наше время многие дети бесцельно гуляют на улице, большую часть своей жизни про
водят за компьютером, мало двигаются. В длинный зимний период дети чаще болеют, и
освобожденных
учащихся
от
уроков
физкультуры
после
болезни
становится
значительно
больше. Следствием этого являются рецидивирующие простудные заболевания, заболевание
сердечно-сосудистой
системы,
опорно
-двигательного
аппарата,
а
затем
—освобождение
от
физкультуры
в
школе.
Растет
число
учащихся,
которым
рекомендовано
освобождение
от занятий физической культурой по медицинским показаниям на длительный срок (3 месяца,
6 месяцев, учебный год).
Все вышеназванные школьники должны быть аттестованы и иметь оценку по предмету
«Физическая культура» за четверть, полугодие, год. Врач может рекомендовать освободить
ученика от физических нагрузок, реализуемых в процессе физической подготовки и от некоторых
видов физических упражнений (в зависимости от показаний). Ученик должен быть оценен
по уровню теоретической подготовленности (физкультурные знания) и по уровню владения
техникой
отдельных
физических
упражнений
(по
показаниям).
Педагогический
долг
и обязанность учителя состоит в том, чтобы привлечь к регулярным занятиям даже тех детей,
которые по состоянию здоровья частично или совсем освобождены от физкультуры или отнесены
к специальной медицинской группе.
Важность учебно-методических комплектов (дальше УМК) в том, что они помогают
учителю оценить теоретические знания, умения и навыки учащихся, которые имеют временное
освобождение
от
занятий
физической
культурой,
либо
имеющих
медицинские
отводы
по
выполнению
определённых
упражнений.
Учащимся
УМК
помогают
расширить
свой
кругозор, заработать оценки, чтоб в будущем быть аттестованными как в четверти, так и за год.
Педагогическая ценность в том, что УМК открывают перед ребенком путь применения
полученных знаний в жизненной практике.
Новизна разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации
совместной деятельности учителя и учащихся, а именно в познавательно-игровой деятельности.
Новизна
педагогического
опыта
заключается
в
адаптации
классно-урочной
системы
к возможностям и потребностям каждого ученика, в направленности обучения на развитие
креативных, когнитивных, коммуникативных, организационно-деятельных умений учащихся.
Цель
методической
разработки: формирование
объективной
оценки
посредством
многоуровневой проверки знаний учащихся по предмету физическая культура.
Задачи, сформулированные для реализации поставленной цели, следующие: создать
условия для объективного оценивания деятельности детей;
1.
учить
самостоятельно или в группе сверстников осуществлять продуктивную деятельность,
направленную на поиск новых знаний;
2.
разви-
вать творческий потенциал детей.
Основное
направление
методической
деятельности
–
разработка
тестовых
заданий,
индивидуальных карточек, контрольных работ по пройденному материалу для многоуровневой
проверки знаний по физкультуре для учащихся 5-9-х классов.
Реализация методической системы предполагает следующие виды деятельности в рамках
урочного
и
внеурочного
времени:
учебно-познавательную,
проектно-исследовательскую,
художественно-творческую.
Целью изучения физической культуры являются: формирование здоровьесберегающей
культуры как неотъемлемой части развития школьников, формирование основ нравственного
воспитания, введение детей в многообразный мир физической культуры и спорта, овладение
практическими
умениями
и
навыками
в
учебно-творческой
деятельности,
воспитание
устойчивого интереса к физкультуре.
Целью учебно-методического комплекса является повышение двигательной активности
детей,
проверка
всех
знаний,
умений
и
навыков,
приобретенных
на
уроках
физкультуры.
К предложенному материалу приобщена диагностика, цель которой также является контроль
и
оценка
знаний
и
умений
учащихся,
выявляемых
через
различные
тесты,
проверочные,
итоговые, контрольные работы.
Практика
показывает,
что
выполнение
работ
такого
типа
требует
большой
меры
познавательной самостоятельности. Есть такие задания, где учащиеся самостоятельно должны
ответить на вопросы, раскрыть полноту своих мыслей.
Методическая разработка предназначена для учителей физической культуры среднего об -
щего образования.
Учебно-методический комплект
для проверки теоретических знаний, умений и навыков
Пояснительная записка
Содержание
тестовых
заданий
разработано
на
основе
примерной
программы
по
физической
культуре
5-9-ые
классы.
При
разработке
данных
материалов я опиралась на государственные требования к уровню об-
щеобразовательной подготовки учащихся по физической культуре.
Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты
для проведения проверки знаний учащихся по пройденным темам в течение года,
в конце четверти и в конце года для учащихся, освобожденных от занятий физиче-
ской культурой.
Тесты
созданы
для
сравнения
учебных
достижений
школьников
с
планируемыми
к
усвоению
объемом
знаний,
умений,
навыков,
а
также
позволяют
сравнить
уровень
обученности
учащихся
с
теми
требованиями,
которые заложены в государственном образовательном стандарте.
Цель
тестовых
заданий
— способствовать
формированию
объективной
оценки и самооценки знаний учащихся по предмету «Физическая культура».
Контроль является важным фактором управления учебно-воспитательным
процессом,
одним
из
действенных
средств
повышения
эффективности
познавательной
деятельности.
Контролирующий
этап
обучения
включает
проверку,
оценку,
учет
и
является
основной
составляющей
диагностирования
объективного определения результатов обучения.
Особенностью
системы
оценивания
достижений
учащихся
по
предмету
«Физическая
культура»
является
её
многофункциональность,
поскольку
происходит разностороннее влияние на развитие личности ученика в процессе
привлечения
его
к
спорту,
направленной
на
целостное
формирование
физкультурно-оздоровительной культуры учащихся, предусматривающей:
формирование у учащихся знаний и представлений о физической культуре
и спорта;
развитие физических качеств, качеств личности;
расширение спортивного опыта, умений и навыков в области физкультурной
деятельности, потребности в спортивно-творческой самореализации.
При осуществлении контрольно-оценочной деятельности нужно учитывать
следующие требования:
1. Важную роль играет стимулирующе- мотивационная функция оценки:
учитель
должен
способствовать
росту
у
учащихся
интереса
к
спорту,
стимулировать
желание
и
обеспечивать
возможности
физкультурной
самореализации, воспитывать потребность в самообразовании.
2. Система оценивания знаний основывается на позитивном отношении
к каждому ученику; оценивается не уровень его недостатков, а уровень лич-
ностных компетенций — обобщенного результата по сравнению с его преды-
дущими достижениями.
3. Комплексная проверка, которая интегрирует результаты различных видов
деятельности
учащихся
—
информационно-познавательной,
практической,
творческой — позволяет учителю объективно и гуманно оценить тех, кто не имеет
ярко
выраженных
умственных
способностей,
однако
характеризуется
тщательностью, активностью, добросовестным отношением к учебе.
Учебно-методический комплект включает:
- анкетирование учащихся с целью выявления степени проявления интереса
к занятиям физической культуры;
-
ведение
учителем
физкультуры
индивидуальных
карт
физического
развития учащихся;
-самостоятельные работы по итогам изучения темы четверти, полугодия,
направленных
на
констатацию
успешности
изучения
учебной
темы,
с последующей обработкой результатов;
-
использование
срезов,
тестов,
тестовых
заданий
для
учащихся
с последующей обработкой ответов;
- учет проявления активности учащихся во внеурочных и внешкольных фор-
мах физкультурно-спортивной деятельности.
Итоговую оценку, которая выставляется ученику на основании текущего
и
тематического
оценивания,
рассматриваем
как
оценку,
воспроизводящую
конечный
обобщенный
результат
работы
ученика
в
течение
учебного
года,
а не среднеарифметический балл, выведенный чисто механически из предыдущих
оценок.
Следует,
однако,
помнить,
что
частичное
или
даже
полное
отсутствие
у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых
дискриминационных
решений,
а
всего
лишь
указывает
на
необходимость
индивидуальной
коррекционной
работы
с
данным
ребенком
в
течение
адаптационного периода и направления этой работы.
Следует отметить, что предложенная технология тестирования не является
единственно возможным способом оценки знаний.
Тестовые задания (закрытый доступ)