Напоминание

"Красота Божьего мира в произведениях великих художников"


Автор: Курочкина Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №3 городского округа г. Воронеж
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия урока-исследования
Тема: "Красота Божьего мира в произведениях великих художников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств №3

городского округа г. Воронеж

Методическая разработка внеклассного мероприятия

урока-исследования на тему: «Красота Божьего мира в

произведениях великих художников»

Разработчик

Преподаватель художественных дисциплин

высшей квалификационной категории

МБУДО ДШИ №3 городского округа г. Воронеж

Курочкина Юлия Анатольевна

Тел.: +7-903-857-14-82

г. Воронеж, 2019

1

Анотация

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена

для

детских

художественных

школ,

школ

искусств,

учителей

рисования

общеобразовательных

школ

и

направлена

на

духовно-нравственное

воспитание подрастающего поколения, формирование эстетического вкуса,

развитие,

творческого

потенциала,

речевого

аппарата

и

аналитических

способностей.

2

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4

Организационно-деятельностная составляющая

внеклассного мероприятия………………………………………………………6

Структура внеклассного мероприятия………………………………………….8

Содержание внеклассного мероприятия……………………………………….10

Оценка результативности мероприятия………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Приложение 1 – Карточки с ребусами…………………………………………25

Приложение

2

Карточки

для

иллюстрации

ответов

о

средствах,

помогающих художникам передавать красоту природы……………………..28

Приложение 3 – Кроссворд на тему: «Красота души человека»……………..34

Приложение 4 – Вспомогательный материал для творческого задания по

созданию коллажа на тему: «Красота Божьего мира»………………………...41

Приложение 5 – Примерные варианты коллажей……………………………..53

Приложение 6 – USB-флэш-накопитель, с записанными на него слайд-шоу

для внеклассного мероприятия…………………………………………………56

3

Введение

Современный

мир

перенасыщен

разнообразными

техническими

средствами – компьютерами, телевидением, средствами связи, различного

рода

мобильными

устройствами,

которые

с

одной

стороны

значительно

облегчают

жизнь,

как

родителей,

так

и

детей,

а

с

другой

обилие

информационных технологий пагубно влияет на подрастающее поколение,

отвлекая

его

от

окружающего

мира,

общения

со

сверстниками.

Именно

поэтому сейчас так актуальны занятия, побуждающие учеников наблюдать,

созерцать,

рассуждать

и

делать

выводы,

развивать

пространственное

мышление, воображение и фантазию.

На занятиях в школе искусств мы сталкиваемся с тем, что дети, которые

только

начинают

учиться

рисовать

не

умеют

наблюдать

за

окружающей

реальностью, видеть красоту в каждом листочке и цветке. Они научены

современным миром мыслить стереотипно. Например, если ребенку дается

задание нарисовать с натуры яблоко, то он, как правило, рисует не это

конкретное яблоко, лежащее перед ним, а то яблоко, которое он видел на

картинках в азбуке или в какой-нибудь книге. Еще сложнее дело обстоит с

фантазией. Казалось бы, дети погружены в собственный яркий волшебный

мир, который по определению не может быть скучным. Но, на практике дети

не

умеют

создавать

собственные

композиции,

а

чаще

всего

пытаются

изображать то, что где-то видели, и хорошо, если это иллюстрации из книг, а

не

герои

некоторых

современных

мультфильмов

или

компьютерных

игр.

Очень важно уже на первых шагах, когда ребенок активно познает мир,

научить его замечать окружающую нас красоту, ведь мы сталкиваемся с ней

каждый день, когда идем по улице, смотрим в окно, наблюдаем за сменой

времен года.

Современное

общество

испытывает

огромный

личностный

кризис,

когда ценится, прежде всего, благосостояние, а не нравственные качества.

Дети вынуждены выживать и подстраиваться, требуя новый телефон, модную

одежду и др. Очень прискорбно, что за внешним благополучием, мы часто не

4

замечем изъянов личности. Важно вложить в детские умы и души понимание

того, что существует не только красота живой природы, внешняя красота

человека, но, что еще более значимо – красота души, которая видна через

поступки каждого, его личностные качества.

Данное

внеклассное

мероприятие

направлено

на

формирование

интереса к изобразительному искусству, окружающему миру; воспитанию

нравственных качеств и чувства патриотизма. Кроме того, оно поддерживает

межпредметные связи, помогает закреплению знаний, полученных на уроках

по

живописи,

цветоведению,

станковой

композиции,

и стори и

изобразительного искусства.

Разработанное

нами

внеклассное

мероприятие

призвано

решать

следующие цели и задачи.

Цели:

Развитие мышления, воображения, речи, путем формирования умения

мотивированно отстаивать свою точку зрения;

Воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему миру и личностным качествам человека;

Формирование

личности,

способной

к

творческой

деятельности

и

работе в коллективе;

Воспитание

интереса

к

шедеврам

мировой

живописи

и

красоте

окружающего мира;

Формирование положительного эмоционально-ценностного отношения

к произведениям изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Повторение

и

закрепление

знаний,

полученных

в

ходе

изучения

живописи,

цветоведения,

станковой

композиции,

истории

изобразительного искусства;

Создание условий для отработки навыков и умений в передаче красоты

природы, глубины пространства;

5

Актуализация

знаний

о

средствах

передачи

красоты

в

пейзаже,

эмоциональном

воздействии

колорита

на

восприятие

произведения

зрителем;

Создание

условий

для

отработки

навыков

анализа

и

описания

произведения изобразительного искусства;

Расширение общего кругозора учащихся.

Развивающие:

Создание

условий

для

развития

коммуникативных

навыков

через

разнообразные виды речевой деятельности;

Создание условий для развития таких аналитических способностей, как

умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать

и делать выводы;

Создание условий для развития наблюдательности, внимательности,

фантазии и воображения.

Воспитательные:

Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в

группах и коллективе;

Способствовать формированию чувства патриотизма и толерантности в

отношении к культуре и религии своего и других народов;

Содействовать развитию эстетического вкуса и культуры речи;

Содействовать

формированию

следующих

нравственных

качеств:

доброта, милосердие, прощение, любовь к ближнему и др.

Организационно-деятельностная составляющая внеклассного

мероприятия

Дата проведения: 5 октября

Время начала мероприятия: 13-00

Место проведения: кабинет №2 МБУДО ДШИ №3 ГО г. Воронеж

Продолжительность мероприятия: 60 минут

6

Участники:

преподаватель,

учащиеся

1

класса

(5-летний

срок

обучения), 4 класс (8-летний срок обучения)

Возраст учащихся: 9-11 лет

Подготовительный этап

Во

время

подготовки

к

проведению

мероприятия

преподавателю

необходимо:

- подготовить кабинет;

- дать задание ученикам;

- подготовить техническое оснащение, оборудование и видеоматериалы.

Оборудование:

1.

Столы и стулья. Из столов и стульев сформированы три рабочие зоны.

2.

Раздаточный материал для конкурсной программы:

- листы с кроссвордами, ребусами, рабочими карточками;

- цветная бумага, плотная бумага для акварели;

- цветные карандаши, пастель, акварель, гуашь, баночки с водой, кисти,

палитры;

- бумага для записей, ручки, клеевые карандаши, ножницы.

Техническое оснащение:

1.

Телевизор с USB-входом;

2.

USB-флэш-накопитель с записанными слайд-шоу (Приложение 6);

3.

Ноутбук.

Форма и методика проведения

В

основу

внеклассного

мероприятия

положена

совокупность

следующих форм и методов воспитания

Интерактивные формы и методы,

применяемые в ходе мероприятия

Цели и задачи, решаемые с

помощью данных форм и методов

«Средства передачи красоты

природы» - командная игра с

решением ребусов

Закрепление знаний, полученных на

уроках живописи, рисунка, станковой

композиции, истории

изобразительного искусства.

Развитие коммуникативных навыков

7

и речевой деятельности.

«Красота души человека» -

коллективное задание на

разгадывание кроссворда по

репродукциям картин

Развитие аналитических

способностей, умения сопоставлять и

делать выводы. Создание условий для

формирования нравственных качеств

личности.

«Красота Божьего мира» - творческое

задание по созданию коллажа,

выполняемое в группах

Развитие творческого потенциала,

пространственного мышления,

воображения и фантазии.

Формирование умения слаженно

работать в команде.

Оформление кабинета

1.

Репродукции картин;

2.

Выставка работ учащихся на тему: «Красота Божьего мира».

Видео- и аудиоматериалы:

1.

Слайд-шоу на темы: «Красота Божьего мира в произведениях русских

художников», «Красота человека в портретах великих художников»,

«Дети рисуют красоту Божьего мира» (Приложение 6);

2.

Электронные репродукции картин хорошего качества;

3.

Музыкальное сопровождение для конкурсов.

Структура внеклассного мероприятия

п/п

Этапы мероприятия

Целевая установка

Период

времени

1

Организационный

момент

Воспитание самодисциплины и

мотивированности на

выполнение поставленных

задач.

2 минуты

2

Слайд-шоу на тему:

«Красота Божьего мира в

произведениях русских

художников»

Формирование позитивного

отношения к произведениям

изобразительного искусства,

эстетического вкуса, любви к

родной природе.

2 минуты

3

Блиц-опрос по картинам,

которые были

Закрепление знаний,

полученных на урока по истории

3 минуты

8

использованы в слайд-

шоу

изобразительного искусства.

Тренировка зрительной памяти.

Расширение общего кругозора.

4

Командная игра с

решением ребусов

«Средства передачи

красоты природы»

Развитие логического и

аналитического мышления.

Закрепление знаний,

полученных на уроках по

живописи, рисунку, композиции,

цветоведению. Формирование

навыка самостоятельного

описания и анализа картины.

5 минут

5

Подведение итогов игры

и промежуточный вывод

Развитие речевого аппарата.

Формирование умения делать

выводы на основе, полученных

знаний.

5 минут

6

Слайд-шоу «Красота

человека в портретах

великих художников»

Развитие умения наблюдать и

видеть прекрасное в людях.

Расширение общего кругозора.

Формирование позитивного

отношения к изобразительному

искусству.

2,5

минуты

7

«Красота души

человека» - коллективное

задание на разгадывание

кроссворда по

репродукциям картин

Формирование культуры

взаимоотношений при работе в

команде. Развитие умения

наблюдать и делать выводы.

Формирование условий для

развития нравственных качеств

личности.

10 минут

8

Подведение итогов

задания и

промежуточный вывод

Развитие речевого аппарата.

Формирование умения делать

выводы на основе, полученных

знаний.

5 минут

9

Слайд-шоу с детскими

рисунками «Рисуют

дети»

Воспитание художественного

вкуса. Мотивация на

выполнение поставленной

задачи.

3 минуты

10

«Красота Божьего мира»

- творческое задание по

созданию коллажа,

выполняемое в группах

Формирование умения работать

в команде. Развитие творческого

потенциала, пространственного

мышления, фантазии,

воображения, мелкой моторики

15 минут

9

рук. Развитие образного

мышления и речевого аппарата.

11

Совместный анализ

мероприятия

Закрепление знаний,

полученных в ходе мероприятия.

Развитие речевого аппарата.

Формирование умения делать

выводы на основе, полученных

знаний.

6 минут

Содержание внеклассного мероприятия

1.

Организационный момент

Вводное слово преподавателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня перед

нами

стоит

не

простая

задача,

вам

предстоит

попробовать

себя

в

роли

искусствоведов

и

исследователей.

Как

вы

полагаете,

кто

такие

искусствоведы?

Ответ учащихся: Это люди, которые хорошо разбираются в искусстве.

Преподаватель: Верно, а кто такие исследователи?

Ответ учащихся: Это люди, которые занимаются изучением какой-то

науки, решают какие-то задачи, находят ответы на поставленные вопросы.

Преподаватель:

Вы

абсолютно

правы.

И

вот

сегодня

такими

исследователями-искусствоведами будете вы.

А задача перед вами будет

стоять не простая, и выполнять вы ее будете в командах. В заключении

мероприятия, лучшая команда получит главный сладкий приз. Сейчас вы

разделитесь на три команды и займете свои рабочие места.

Итак,

на

какие

же

вопросы

предстоит

сегодня

найти

ответы?

Подскажите, пожалуйста, чем мы с вами занимаемся на основных занятиях?

Ответ

учащихся:

Рисуем

красками

и

карандашами,

лепим

из

пластилина, делаем поделки, украшаем предметы быта.

Преподаватель: Все верно. То есть мы с вами создаем красоту. Красота

окружает нас повсюду: она приходит с первым лучом солнца, раскрашивая

10

небо

в

самые

разные

цвета,

наполняет

собой

каждый

цветок,

листик,

растение, обогащает нашу душу эмоциями и впечатлениями.

Архимандрит Трифон (Туркестанов) в своем акафисте «Слава Богу за

все» написал: «Господи, как хорошо гостить у тебя, благоухающий воздух,

горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие

золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся

полна ласки. И птицы и звери носят печать твоей любви. Благословенна мать

земля с ее скоротекущей красотою, пробуждающая тоску по вечной отчизне».

Архимандрит Трифон говорит не просто о красоте природы, а о красоте

Божьего мира. Сегодня нам с вами предстоит понять, что же это такое, и

найти ответы на вопросы:

Что включает в себя понятие «красота Божьего мира»?

С помощью каких средств художники изображают красоту Божьего

мира?

Для чего вообще художники изображают красоту?

Вы готовы? Наше исследование начинается.

2.

Слайд-шоу на тему: «Красота Божьего мира в произведениях

русских художников» (Приложение 6).

3.

Блиц-опрос

по

картинам,

которые

были

использованы

в

слайд-шоу

Преподаватель: Какие картины и каких авторов мы с вами сейчас

увидели?

Ответ

учащихся:

Шишкин

«Утро

в

сосновом

бору»,

Поленов

«Бабушкин сад», Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Золотая осень»,

Рерих «Небесный бой».

Преподаватель:

Все

эти

полотна

мы

с

вами

более

подробно

рассматривали на уроках по истории изобразительного искусства. А сегодня,

изучая репродукции этих картин и решая ребусы, вам предстоит выяснить –

11

какие

средства

использовали

художники,

для

передачи

красоты

русского

пейзажа.

4.

Командная

игра

с

решением

ребусов

«Средства

передачи

красоты природы»

Пояснения преподавателя: Каждая команда получит по две карточки с

ребусами (Приложение 1), в которых зашифрованы средства, используемые

художниками для передачи красоты природы, а так же репродукции картин

(Приложение

2).

Ваша

задача

разгадать

ребус

и,

применив

знания,

полученные

на

занятиях

по

живописи,

цветоведению

и

станковой

композиции наиболее полно рассказать, как именно то или иное средство

помогает передавать красоту окружающего мира в полотнах художников,

продемонстрировав это на конкретных примерах.

5.

Подведение итогов конкурса и промежуточный вывод

Преподаватель: Команды готовы? Какие средства вы нашли в ребусах?

Ответы учащихся 1 команды: В наших ребусах были зашифрованы

понятия «колорит» и «цвет».

Колорит – это сочетание и взаимосвязь различный цветов и оттенков,

которые использует художник при создании картины. Он бывает теплый и

холодный, светлый и темный. Если художник использует в полотне теплый и

светлый колорит, то картина вызывает приятные впечатления: радость, тепло,

позитив, доброе отношение. Пример использования теплого колорита мы

нашли

в

картине

Исаака

Левитана

«Золотая

осень».

Полотно

пронизано

светом

и

погружает

нас

в

теплый

день

бабьего

лета,

когда

хочется

наслаждаться

последними

погожими

деньками.

А

когда

живописец

использует

для

создания

картины

темный

и

холодный

колорит,

то

произведение живописи вызывает чувство тревоги, печали, грусти. Так, на

картине Бориса Кустодиева «Гроза» темный колорит неба создает чувство

напряженности, ожидания ненастья.

12

Второе понятие, которое мы обнаружили – это «цвет». Он тесно связан

с колоритом. В картинах мы встречаем основные и составные, родственные и

контрастные,

теплые

и

холодные.

Они

тоже

оказывают

эмоциональное

впечатление на зрителя. Родственные цвета вызывают чувство спокойствия и

уравновешенности,

что

мы

можем

наблюдать

на

картине

Константина

Крыжицкого «Звенигород», контрастные повышают напряжение композиции,

придают ей яркость, праздничность, что мы можем видеть на картине Бориса

Кустодиева «Масленица».

Преподаватель: Верно. Вторая команда, расскажите, какие средства

передачи красоты природы вы обнаружили в ходе решения своих ребусов?

Ответ учащихся 2 группы: Наши средства – это «композиция» и

«рисунок».

Композиция – это такое расположение элементов на картине, которое

позволяет с наибольшей полнотой выразить замысел. Любая композиция

должна быть составлена таким образом, чтобы в ней не было пустых мест и,

одновременно, не наблюдалось лишних деталей, перегруженности. В любой

картине должен быть композиционный центр. Он не всегда находится в

центре.

Так,

например,

на

полотне

Василия

Поленова

«Бабушкин

сад»

композиционный центр – это девушка, ведущая под руку бабушку. А картина

«Московский дворик» того же автора – яркий пример тонко выверенной

композиции, которая будто переносит нас в летний день в один из дворов

старой Москвы.

Рисунок – это ясное, четкое изображение конкретной формы. Он может

быть

линейным,

тональным.

Линия

и

тон

очень

важные

понятия,

их

сочетание создает глубину картины, придает ей объем. Наглядным примером

являются наброски деревьев, выполненные углем Иваном Шишкиным.

Преподаватель:

Спасибо,

все

верно.

Третья

команда,

слово

предоставляется вам.

Ответ

учащихся

3

группы:

Мы

обнаружили

такие

средства,

как

«освещение» и «мазок».

13

Освещение в пейзаже создается за счет солнца и неба. В течение дня

солнце постоянно движется, меняется интенсивность его света. В течение

года освещение тоже меняется. В пейзаже освещение может быть спереди,

сзади, сбоку, сверху, оказывая различное влияние на восприятие картины

зрителем.

Так

в

картине

Исаака

Левитана

«Озеро»

показано

дневное

освещение. Огромное внимание художник уделил написанию подсвеченных

солнцем облаков, которые отражаются в озере. Все это передает ощущение

лета и прохлады, которую даже в самый жаркий день дает вода.

Мазок – это след краски, оставленный кистью на поверхности. Из

мазков

лепится

форма.

От

того,

каким

видом

мазка

будет

пользоваться

художник, зависит не только внешний вид изображенного объекта, но и

смысловое

наполнение.

Например,

в

картине

Исаака

Левитана

«Март»

живописец использовал широкие мазки, чтобы передать ощущение рыхлого,

слегка подтаявшего снега, создать ощущение первого весеннего потепления.

Обобщение

преподавателем:

Молодцы,

ребята.

Вы

очень

хорошо

справились с этим заданием. Итак, для передачи красоты природы художники

пользуются

такими

средствами

как:

цвет,

колорит,

композиция,

рисунок,

мазок,

освещение.

Но,

мы

с

вами

говорили

пока

только

о

красоте

окружающего нас мира. А что же включает в себя понятие «Божий мир», как

вы думаете?

Ответ учащихся: Это все, что создано Богом – небо, земля, деревья,

звери и птицы.

Преподаватель: А является ли частью Божьего мира человек?

Ответ учащихся: Да, конечно.

Преподаватель: Вы правы, человек – это тоже творение Божие. Во все

времена художники много внимания уделяли изображению человека с его

неповторимыми особенностями и характером. Ведь в нашем огромном мире

нет двух абсолютно одинаковых людей, каждый из нас уникален. Именно эту

уникальность

и

непохожесть

стремятся

передать

живописцы

в

своих

полотнах.

В

качестве

моделей

зачастую

выбираются

не

самые

красивые

14

люди, а те, которые согревают своей душевной теплотой, интригуют богатым

жизненным

опытом

и

внутренним

миром,

нравственными

качествами

личности.

Сейчас

мы

с

вами

посмотрим

небольшое

слайд-шоу,

включающее

самые известные произведения портретной живописи, отражающие красоту

души человека.

6.

Слайд-шоу на тему: «Красота души человека»

Преподаватель: Посмотрите, ребята, как много разных лиц: молодых и

старых, пропорциональных и асимметричных, но художникам удалось все их

наполнить внутренним светом, показать красоту их души. Как вы полагаете,

что делает нашу душу красивее. Почему к одному человеку мы тянемся, а от

другого отстраняемся?

Ответ учащихся: Наши поступки и отношение к другим людям.

Преподаватель: Вы абсолютно правы. Картины многих художников

посвящены

теме

нравственности.

Они

составляют

основу

сюжетной

живописи. Давайте вспомним, что такое сюжетная живопись?

Ответ учащихся: Это картины, отражающие какой-то бытовой сюжет,

то, что встречается в повседневной жизни.

Преподаватель:

Верно.

Теме

сюжетной

живописи

и

нравственных

качеств человека посвящен следующий конкурс.

7.

«Красота

души

человека»

-

коллективное

задание

с

разгадыванием кроссворда по репродукциям картин.

Пояснения

преподавателя:

Каждой

команде

будет

предложен

кроссворд

(Приложение

3),

где

слово,

которое

необходимо

разгадать

зашифровано в картине одного из художников. Если вы правильно отгадаете

все слова, то откроете главное слово – отражающее одну из самых важных

христианских добродетелей.

15

8.

Подведение итогов задания и промежуточный вывод

Преподаватель: Команды готовы? Итак, первой с заданием справилась

вторая команда. Расскажите, пожалуйста, какие слова получились у вас под

номерами 1, 4 и 6 по вертикали?

Ответ учащихся: Под номером 1 по вертикали у нас получилось слово

«милосердие»

-

это

готовность

помочь

кому-либо

из

человеколюбия

и

сострадания,

что

мы

и

видим

на

картине

Пабло

Пикассо

«Знание

и

милосердие»,

где

близкие

люди

помогают

больному,

проявляют

свое

милосердие.

Под номером 4 по вертикали было загадано слово «забота». Забота –

это внимание к ближнему, когда человек беспокоится о нуждах людей или

домашних питомцев. Заботу о братьях наших меньших мы видим на картине

Фредерика Моргана «Кормление кроликов».

Под

номером

6

по

вертикали

у

нас

получилось

слово

«доброта».

Доброта

это

душевное

расположение

к

кому-либо.

Именно

доброта

заставляет лица людей как будто светиться, что мы и видим на картине

Гаэтано Беллей «Бабушка и внучата».

Преподаватель: Молодцы ребята. Первая команда вы тоже успешно

справились

с

заданием.

Расскажите,

какие

слова

у

вас

получились

под

номером 8 по вертикали и номерами 1, 2 по горизонтали.

Ответ учащихся: Слово «щедрость» у нас получилось под номером 8

по вертикали. Это качество присуще тем людям, которые могут бескорыстно

оказывать

помощь

другим.

На

картине

Фредерика

Мо р г а н а

«Благотворительность» мы видим, как маленькая девочка щедро делится

угощением с проходящими ребятами.

Под номером 1 по горизонтали у нас получилось слово «Милостыня» -

это

помощь,

которую

каждый

из

нас

может

оказать

ближнему.

Эту

добродетель

мы

видим

на

картине

Андрея

Алексеевича

Шишкина

«Милостыня», где маленькие дети угощают уставшего и голодного путника

яблоком.

16

Под номером 2 по горизонтали нам открылось слово «нежность» - это

теплота, привязанность к кому-либо. Она делает нас мягче и добрее. Именно

нежность мы видим в отношениях мамы и дочки на картине Эмиля Мюнье

«Прощение мамы».

Преподаватель: Вы абсолютно правы. Третья команда, порадуйте нас

своими ответами. Какие слова вы разгадали под номерами 3, 5, 7, 9 по

горизонтали.

Ответ учащихся: Под номером 3 по горизонтали у нас получилось

слово «сострадание» - это умение сопереживать кому-либо. Джеймс Хейллар

в своей картине «У постели больного» отразил, как сопереживает больному

дедушке маленькая девочка.

Под номером 5 по горизонтали мы отгадали слово «жертвование» - это

способность человека интересы другого поставить выше своих собственных,

поделиться

последним,

не

думая

о

себе.

Именно

этот

момент

показал

художник

Андрей

Яковлев

в

своей

картине

«Сострадание»,

когда

одна

бабушка-пенсионерка отдает последнюю копейку другой бабушке, просящей

милостыню.

Под номером 7 по горизонтали у нас получилось слово «подаяние» -

это

добровольная

раздача

своих

денег,

продуктов,

вещей

нуждающимся.

Художница

Наталья

Климова

в

своей

картине

«Иулиания

Лазаревская»

показала момент, когда Святая от всей души раздает подаяние нуждающимся.

Под номером 9 по горизонтали было спрятано слово «трудолюбие» -

это любовь к труду. На картине Сергея Ефошкина «Преподобный Сергий» мы

видим, с какой сосредоточенностью и самоотдачей Преподобный Сергий

трудится над строительством храма.

Преподаватель: Молодцы ребята, все слова в кроссворде вы отгадали

правильно. И какое же итоговое слово у вас получилось?

Ответ учащихся: Любовь.

17

Преподаватель: Верно. Любовь – это христианская добродетель. Она

не

требует

оснований,

причин,

лишена

корысти,

способна

прощать

и

оправдывать любые недостатки и поступки.

Таким

образом,

мы

с

вами

исследовали

черты

характера

человека,

которые делают душу чище и светлее, богаче внутренний мир, придают

поступкам

глубину

и

наполненность.

Именно

поэтому

во

все

времена

художники, передавая красоту Божьего мира, обращали внимание не только

на красоту природы, но и на красоту внутреннего мира человека и его

поступки.

Не только взрослые состоявшиеся живописцы обращаются в своих

полотнах к теме красоты Божьего мира, но и юные художники, такие как вы.

Давайте посмотрим, какие работы рисовали учащиеся нашего отделения на

протяжении нескольких лет.

9.

Слайд-шоу с детскими рисунками «Рисуют дети»

Преподаватель:

Видите,

ребята,

какие

яркие,

эмоциональные

и,

одновременно,

глубокие

работы

представляли

нашу

школу

на

конкурсе

«Красота

Божьего

мира».

Давайте

проанализируем,

какие

средства

использовали

дети

для

передачи

красоты

окружающей

природы

и

души

человека.

Ответ учащихся: Композиция, освещение, цвет, колорит, плановость.

Преподаватель: Верно. А какие качества личности отражены в этих

работах?

Ответ учащихся: Доброта, взаимопомощь, любовь, милосердие.

Преподаватель: Молодцы, ребята, вы очень внимательно смотрели

слайд-шоу.

А

сейчас

вам

предстоит

выполнить

коллективное

творческое

задание.

10.

Выполнение

творческого

задания

в

группах

по

созданию

коллажа на тему: «Красота Божьего мира».

18

Пояснения преподавателя: В своих группах вы создадите коллаж на

тему: «Красота Божьего мира», используя имеющиеся в вашем расположении

материалы (Приложение 4). Но для начала, давайте вспомним, что такое

коллаж?

Ответ

учащихся:

Это

работа,

в

которой

сочетаются

различные

материалы и техники.

Преподаватель: Правильно. В вашем распоряжении: лист бумаги для

основы,

цветная

бумага,

картинки

(Приложение

4),

которые

вы

можете

использовать для вырезания, кисти, краски и карандаши, ножницы и клей.

Ваша

задача

не

просто

создать

коллаж,

но

и

придумать

ему

название,

обосновать, почему именно вы выбрали те или иные материалы, какими

средствами

пользовались,

какой

смысл

хотели

передать.

В

заключении

конкура путем общего голосования мы выберем лучшую работу. Задание

понятно? Приступаем.

11. Совместный анализ мероприятия

Преподаватель:

Молодцы,

ребята,

вы

все

успешно

справились

с

заданием. Сейчас каждая из команд расскажет о своем коллаже. Первая

команда, вам слово.

Примерный

ответ

учащихся:

Наш

коллаж

называется

«Дорога

к

храму» (Приложение 5, рис. 1). Для его создания мы использовали: цветные

карандаши, с помощью которых создали задний план и небо; на среднем

плане мы разместили вырезанные картинки храмов и деревьев; на переднем

плане

для

детализации

мы

использовали

картон,

на

котором

нарисовали

гуашью цветы, и поместили главных персонажей нашей работы – маму и

девочку, идущих в храм. Мы хотели показать в своем коллаже, что дорога к

храму у каждого своя.

Преподаватель: Какая интересная работа. Молодцы. Вторая команда,

представьте ваш коллаж.

19

Примерный ответ учащихся: Наша работа называется «Дружба не

знает границ» (Приложение 5, рис. 2). В ней мы использовали сочетание

пастели для создания неба и радуги, краски для передачи дождя. На среднем

плане использовали вырезанные картинки, изображающие церковь и деревья.

Главными персонажами нашего коллажа являются бегущие дети и ребенок в

инвалидной

коляске,

которые

показывают

нам,

что,

не

смотря

на

индивидуальные особенности, все мы одинаковые и можем дружить.

Преподаватель:

Замечательно.

Вы

хорошо

потрудились.

Пришла

очередь третьей команды показать свою работу.

Примерный

ответ

учащихся:

Мы

назвали

свою

работу

«Грани

прекрасного» (Приложение 5, рис. 3). Для ее создания мы использовали:

акварельные карандаши, вырезанные картинки леса, деревьев и домиков. А

на переднем плане мы разместили главных действующих лиц – дедушку и

бабушку, которые сидят обнявшись. Мы хотели показать, что прекрасна не

только

природа,

окружающая

нас,

но

и

старенькие

дедушка

и

бабушка,

которые может быть и утратили красоту молодости, но за годы жизни вместе

приобрели красоту души.

Преподаватель: Молодцы, ребята. Вам удалось создать глубокие и

содержательные работы. А теперь давайте вместе ответим на те вопросы,

которые мы ставили вначале нашего мероприятия. Первый вопрос – что

включает в себя понятие «Красота Божьего мира»?

Ответ учащихся: Это красота окружающего нас мира – природы,

животных,

а

так

же

красота

души

человека,

которая

проявляется

в

его

поступках.

Преподаватель: Правильно. Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос –

какие средства используют художники для изображения красоты Божьего

мира?

Ответ учащихся: Средствами, помогающими художникам передавать

красоту

Божьего

мира

являются:

композиция,

цвет,

колорит,

освещение,

рисунок, мазок.

20

Преподаватель: Верно. Молодцы, ребята. И, наконец, третий вопрос –

для чего художник вообще изображает красоту?

Ответ учащихся: Если мы видим красивое летнее утро или закатное

небо, раскрашенное разными оттенками, то хотим остановить это мгновение,

чтобы

показать

его

другим.

А

сделать

это

можно

либо

с

помощью

фотографии, либо с помощью рисунка. Но, когда мы рисуем, мы вкладываем

в

работу

еще

и

частичку

себя,

свое

собственное

отношение.

А

какое

удовольствие доставляет смотреть на результат своего труда или подарить его

кому-нибудь из близких, чтобы поднять им настроение, порадовать.

Преподаватель: Вы верно заметили, художник творит не только для

собственного удовлетворения, но, прежде всего, для других, желая донести

до зрителя тот момент, который поразил его, вызвал эмоциональный отклик,

заставил задуматься. Наше сегодняшнее исследование подошло к концу. Вы

славно потрудились, узнали много нового.

А

сейчас,

давайте

определим

победителя

нашего

мероприятия.

Аплодисментами вы выразите свое отношение к каждой итоговой работе.

Победителей ждут шоколадки, а остальных маленькие утешительные призы.

Оценка результативности мероприятия

В качестве критериев результативности мероприятия выступили:

Усвоение и закрепление знаний, полученных на уроках по живописи,

станковой композиции, цветоведения, истории изобразительного искусства;

Развитие умения грамотно и обоснованно выражать свои мысли;

Развитие индивидуальности и творческих способностей;

Развитие умения слаженно работать в команде, сплочение коллектива;

Развитие наблюдательности и внимания к деталям;

Пробуждение

интереса

к

окружающему

миру

и

людям

его

населяющим;

Формирование позитивного отношения к изобразительному искусству;

Воспитание нравственных качеств личности.

21

Заключение

Проблему воспитания эстетически-развитой, духовно-нравственной,

культурной личности ученые изучают давно. Во все времена вопросы морали

и нравственности вызывали и вызывают много споров и обсуждений. Особую

актуальность

и

значимость

эта

проблема

приобретает

в

современном

обществе.

Умение

видеть

прекрасное

в

окружающем

мире

и

поступках

человека имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном

развитии

личности.

Духовность

и

нравственность

являются

одной

из

важнейших составляющих общенациональной идеи Российской Федерации.

Наше

государство

заинтересовано

в

том,

чтобы

как

можно

большее

количество детей получали не только обязательное среднее образование, но и

дополнительное,

помогающее

в

формировании

всесторонне

развитой

культурной личности.

На наших занятиях дети не только учатся рисовать, но и видеть

прекрасное, ценить и понимать произведения искусства. Но, к сожалению, в

ходе

учебной

деятельности,

которая

строго

регламентирована

учебным

планом и программами, не всегда удается в должной мере уделить внимание

вопросам

морали

и

нравственности.

А

ведь

именно

мы,

преподаватели,

можем

создать

благоприятную

почву

для

формирования

положительных

качеств у учеников, зародить зерна добра, взаимопомощи, дружбы в душах

маленьких людей. Научить любить ближнего невозможно, но преподаватель

обязан создать все предпосылки для пробуждения этого чувства.

Именно

поэтому

так

важны

внеклассные

мероприятия,

которые

позволяют не только повторить и закрепить материал, пройденный во время

занятий,

но

и

выполняют

задачи

воспитания

нравственных

качеств,

способствуют развитию художественного вкуса и познавательного интереса,

укрепляют и сплачивают детский коллектив.

Каждое

мероприятие

это

совместный

труд

преподавателя

и

учеников.

И

каким

будет

результат

этого

труда,

зависит

от

нашего

22

положительного настроя на результат, умения зажечь огонь интереса в душах

детей.

Данная методическая разработка может быть интересна не только для

преподавателей художественных школ и школ искусств, но и для учителей

рисования

общеобразовательных

школ.

Рекомендовано

проводить

данное

мероприятие после ознакомления с основными терминами живописи в ходе

учебного

процесса.

Для

учителей

рисования

общеобразовательных

школ

целесообразно перед проведением внеклассного мероприятия дать задания

детям для углубленного самостоятельного изучения по следующим темам:

«Колорит и цвет», «Влияние освещения в живописи», «Композиция и ее

значение».

Смысл нашей методической разработки в том, чтобы дети научились

самостоятельно, без подсказки со стороны взрослых, видеть красоту в каждой

капельке росы ранним утром, в каждом взмахе крыльев бабочки, в улыбке

младенца, в морщинках на лице родной бабушки, то есть ценить каждый миг

своей жизни. Ведь человек, который трепетно относится к миру, любит и

понимает его, просто не может быть плохим. В каждом из нас есть что-то

хорошее. Дети, которые находятся в процессе формирования, это чистый

холст художника, на котором можно использовать яркую палитру оттенков, а

можно темный мрачный колорит. Какой будет в итоге картина, зависит от нас

– преподавателей!

Список литературы

1.

Милова Н.П. Основы цветоведения: учебное пособие / Н.П. Милова,

Т.А. Зайцева, Т.А. Кравцова; отв. ред. Н.П. Милова; Владивостокский

государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток:

Изд-во ВГУЭС, 2016. – 150 с.

2.

Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: «Издательство В. Шевчук»,

2014. – 144 с.

23

3.

Могилевцев В.А. Основы живописи. – М.: 4 арт, 2014. – 96 с.

4.

Барщ

А.О.

Рисунок

в

средней

художественной

школе.

М.:

Издательство академии художеств СССР, 1963. – 250 с.

5.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.

– 189 с.

6.

Сокольникова

Н.М.,

Сокольникова

Е.В.

История

изобразительного

искусства. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

7.

Акафист Слава богу за все. – М.: Христианская жизнь, 2010. – 16 с.

Приложение 1

Карточки с ребусами

24

Ответ: колорит

Ответ: цвет

25

Ответ: композиция

Ответ: рисунок

26

Ответ: мазок

Ответ: освещение

27

Приложение 2

Карточки для иллюстрации ответов о средствах, помогающих

художникам передавать красоту природы.

Исаак Левитан «Март»

Исаак Левитан «Золотая осень»

28

Борис Кустодиев «Гроза»

Николай Рерих «Небесный бой»

29

Василий Поленов «Московский дворик»

________________________________________________________________

Иван Шишкин «Облачный день»

30

Иван Шишкин «Утро в сосновом бору»

Борис Кустодиев «Масленница»

31

Константин Крыжицкий «Звенигород»

Исаак Левитан «Озеро»

32

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

__________________________________________________________________

Иван Шишкин Наброски деревьев

33

Приложение 3

Кроссворд на тему: «Красота души человека»

1

1

2

6

4

1

2

3

4

5

6

3

6

3

8

5

5

7

4

9

2

1.

По вертикали:

34

Готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из человеколюбия и

сострадания, отраженная в картине Пабло Пикассо «Знание и ……».

__________________________________________________________________

1.

По вертикали:

Уход за кем-то. Проявление внимания к нуждам ближнего, отраженное в

картине Фредерика Моргана «Кормление кроликов».

6.

По вертикали:

35

Душевное расположение к людям, выраженное в картине Гаэтано Беллей

«Бабушка и внучата».

8.

По вертикали:

36

Добродетель,

связанная

со

способностью

оказывать

бескорыстную

помощь

другим,

отраженная

на

картине

Фредерика

Моргана

«Благотворительность»

_____________________________________________________________

1.

По горизонтали:

Посильная помощь нуждающимся, отраженная в одноименной картине

Андрея Алексеевича Шишкина.

2.

По горизонтали:

37

Форма привязанности к кому-либо, отличающаяся теплым отношением,

отраженное в картине художника Эмиля Мюнье «Прощение мамы».

3.

По горизонтали:

38

Умение сопереживать чужие боль и горе, как свои, показанное в картине

Джеймса Хейллара «У постели больного».

________________________________________________________________

2.

По горизонтали:

Черта

характера

человека,

способного

жертвовать

своими

интересами

радо другого, выраженная в картине Андрея Яковлева «Сострадание».

7.

По горизонтали:

39

Добровольная

раздача

своих

денег,

продуктов,

вещей,

показанная

в

картине Натальи Климовой «Иулиания Лазаревская».

______________________________________________________________

9.

По горизонтали:

Черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду,

выраженная в картине Сергея Ефошкина «Преподобный Сергий».

Приложение 4

40

Вспомогательный материал для творческого задания по созданию

коллажа на тему: «Красота Божьего мира»

41



В раздел образования