Автор: Бейбалаева Гюльмира Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад " Светлячок"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Секреты обучения дошкольников английскому языку"
Раздел: дошкольное образование
Секреты обучения дошкольников английскому языку
В течение последних нескольких лет, изучение иностранного языка стало не столько способом
саморазвития, сколько необходимостью. Иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не
только в школах и вузах, но и во многих дополнительных дошкольных учреждениях. Главной проблемой
обучения иностранному языку является возраст обучаемого. Всем известно, что дети лучше поддаются
обучению. До недавнего времени методика обучения была направлена на детей школьного возраста, то
теперь родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Основными целями в
обучении дошкольников иностранному языку являются:
формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;
умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и
чувств в реально возникающих ситуациях общения;
создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого
возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению
своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой
материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Есть еще
одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе
ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности:
сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные
коммуникативные задачи.
Обучение малышей - это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем
обучение школьников и взрослых. В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей
происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения
английского языка включает в себя следующие аспекты:
умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем,
носителем языка или диктором, то есть поэтапное формирование слухового внимания,
фонетического слуха и правильного произношения;
овладение, закрепление и активизация английского словаря;
овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного
высказывания.
Методика проведения непосредственной образовательной деятельности должна строиться с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть
направлена на их развитие. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и
целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на
иноязычную речь, а способом создания такой положительной мотивации является игра. Игра является и
формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас
английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок и т.д. Такая форма проведения занятий
создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность
опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке,
сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении
иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Игры в непосредственной образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и
изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие
виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой
ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.
Обучающие игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или
иному поводу. Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой дети выступают в
определенных ролях, разыгрываются различные жизненные ситуации, например: продавец-
покупатель, доктор-пациент, актер и его поклонник и т.д.
Стандартные диалоги например:
Show me (покажи мне) – когда преподаватель называет предмет, а ребенок должен подойти к
карточке с изображением нужного слова и указать на нее.
What’s this? Преподаватель показывает слова, дети называют слова.
What’s missing? (что пропало)
What’s doesn’t belong? (что лишнее)
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. В них
побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом.
Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями,
выполнение команд. Кроссворды могут быть на любую тему: животные, фрукты, овощи, мебель, игрушки и
т.д
Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с
выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько
совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например:
''Nuts and May'', “What’s your name”, “I like my friends”, “Heard, shoulders, knees and toes” и т.д.
Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и
художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно
разделить на
1. Драматизации (т.е. постановка маленьких сценок на английском языке) «В лесу» - например: в лесу
встречаются лисичка и медведь, и разыгрывается маленький диалог (Hello! I’m fox. I can run. I like fish);
«Красная Шапочка» и другие.
2. Изобразительные игры, такие как графический диктант, раскрашивание картинок и т.п. Раскрашивание
картинок, это успокаивающее, не всегда содержательное, но очень распространенное занятие. Например,
можно показать готовую картинку. Пока ребенок занимается с контуром, преподаватель многократно
повторяет слово, называет детали. Таким образом, мы заложим основу как на новом языке называется то, что
ребенок сделал сам. Графический диктант – например: на занятиях говорится детям, что какого цвета, дети
раскрашивают, а потом сравнивают получившиеся изображения с тем, по которому диктовал преподаватель.
3. Словесно-творческие (коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы),
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид
деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например,
игра в ''Репку'' или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики,
появляются новые персонажи и реплики.
Игра должна быть обучающей, и она должна быть игрой. Вводя на занятии игру, ее дидактический
результат важен для преподавателя, но не может явиться побудительным мотивом для деятельности детей.
Следовательно, игра должна изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым
преподавателем, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого
хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию.
Преподаватель не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком, потому, что
дети с большим удовольствием играют с взрослыми и потому, что игровая атмосфера разрушается под
взглядом стороннего наблюдателя. Его партнером может становиться другой ребенок, учитель, кукла,
воображаемый герой, помощник-актер или второй преподаватель, всегда играющий одну и ту же роль, и т.д.
Ещё одним из самых популярных методов обучения иностранному языку является использование
информационных и коммуникационных методов, такие как компьютерное оборудование,
мультимедийные средства, аудио и многое другое. Использование аудио, видеорассказов, сказок,
познавательного материала в непосредственной образовательной деятельности способствует
индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности дошкольников. Именно
использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности иностранного языка развивается два
вида мотивации: самомотивация, когда предлагаемый материал интересен сам по себе, и мотивация, которая
достигается тем, что дошкольнику будет показано, что он может понять язык, который изучает.
Гораздо интереснее слушать или смотреть сказку, рассказ или познавательный фильм, а не обучающую
программу. Дети очень быстро схватывают семантическую основу языка и начинают говорить сами. Тем
более, если при обучении используется метод полного погружения. Этот метод подразумевает регулярный и
глубокий контакт ребенка с иностранным языком. Детское подсознание необычайно восприимчиво, и даже
если не видно ярко выраженного результата сейчас, то через год, два вполне можно столкнуться с
необычайно развитыми лингвистическими способностями ребенка.
Аудиосказки для изучения английского языка
Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить
непосредственную образовательную деятельность с помощью аудиосказок на английском языке.
Аудиосказки можно разделить на:
Аудиосказки « в чистом виде». Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения
английского языка детьми. Для начала вполне подойдут крохотные английские рассказы. Например,
с детьми можно слушать такие сказки как «Three little kittens» ,«Three Little Pigs» или «Too Many
Daves». Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, ведь в противном случае ребенок
быстро потеряет интерес. А непосредственная образовательная деятельность без интереса не будет
настолько плодотворной и эффективной.
Аудиосказки в сочетании с иллюстративным материалом. По ходу звучания аудиосказки дети
вместе с преподавателем рассматривают картинки и одновременно проговаривают слова.
Аудиосказки и метод «полного погружения». Чтобы сделать прослушивание английских
аудиосказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование
сказки..
Видеофильмы для изучения английского языка
Целью видеофильма является изучение английского языка детьми дошкольного и младшего возраста с
использованием коммуникативного метода обучения. Программный материал является интересным для
ребенка, но в то же время образовательным. Дети включаются в познание окружающего мира, и, играя,
изучают английский язык.
Лексический и грамматический материал вводится в занимательной форме. Вводится не только лексика, но и
наглядно показывается действие, которое можно произвести с каким-то предметом, что способствует
быстрому запоминанию лексики и развитию элементарных разговорных навыков на иностранном языке.
Мультфильмы на английском языке - один из лучших помощников в обучении английскому языку. Дети
любят мультики и с удовольствием смотрят их много раз подряд. Поэтому мультфильмы на английском
языке помогают решить сразу много задач обучения иностранному языку малышей:
у ребенка не встает вопрос «зачем учить эти слова»;
ему интересно смотреть мультфильм и он с удовольствием повторяет фразы героев;
мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки
английской речи;
повторяемость – если ребенку понравился мультфильм, он готов смотреть один и тот же мультик раз
за разом, пока не выучит его наизусть.
Ролики для обучения детей иностранному языку нужно подбирать специально, лучше всего ставить ребенку
анимированные песенки и мультфильмы для малышей, рассчитанные на возраст 2-3 года (например, ролики
про мышку Мейзи – Maisy Mouse). Понимать такие мультики ребенку будет значительно проще – из-за
доступности тем – счет, названия животных и т.д. и спокойного темпа.
Таким образом, игра – это ориентированная игра на зону ближайшего развития, совмещающая
педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом деятельности.