Автор: Спасенникова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская обл.Беловский р-он п. Новый Каракан
Наименование материала: Проект
Тема: "Это великое слово победа"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение
«Новокараканский детский сад»
Проект
«Это великое слово Победа»
Составители: Т. Г. Богомазова, И. В. Спасенникова, Е. П. Попович
1
Проект
направлен
на
патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста. В процессе реализации проекта, у детей формируются
чувства
привязанности,
верности,
чувства
собственного
достоинства,
гордости за свою Родину.
Воспитывается
уважение
к
памяти
павших
бойцов.
Дошкольники
приобщаются
к
прошлому
и
настоящему
своей
страны
через
связь
поколений. Данный проект вызывает у детей желание активно участвовать в
подготовке к предстоящему празднованию дня Победы.
Данный проект адресован музыкальным руководителям, воспитателям,
педагогам дополнительного образования ДОУ.
Содержание
2
Паспорт проекта……………...………………………………………………...…4
Актуальность………………………...…………………………………………....6
Новизна…………………………………………………………………………….8
Цель и задачи проекта…………………………………………………………….8
План реализации проекта………………...……………………………………..10
Целевые группы и ориентиры проекта……...………………………………….11
Ресурсное обеспечениепроекта………………………………………………...11
Предполагаемый результат……………………………………………………...12
Продукт проекта…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение 1.……………………………………………………………………14
Приложение 2…………………………………………………………………….16
Приложение 3…………………………………………………………………….23
Паспорт проекта
Место реализации
МБДОУ «Новокараканский детский сад»
3
проекта:
Название проекта:
«Это великое слово Победа»
Проект:
долгосрочный
Тип проекта:
познавательно-творческий
Руководители
проекта:
воспитатель - Т. Г. Богомазова
воспитатель – И.В. Спасенникова
музыкальный руководитель – Е.П. Попович
Продолжительность:
февраль - май
Целевая аудитория:
воспитатели группы
музыкальный руководитель
воспитанники подготовительной к школе группы
родители (законные представители)
воспитанников.
Цель:
Создание условий для обогащения детей знаниями о
ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за
подвиг
нашего
народа
в
Великой
Отечественной
войне.
Задачи:
1. Дать представление о значении победы нашего
народа
в
ВОВ;
познакомить
с
историческими
фактами военных лет;
2. Обогащать и развивать словарный запас детей,
познакомить
с
произведениями
художественной
литературы и музыки военных лет;
4
3.Воспитывать нравственно-патриотические чувства
у дошкольников к празднику Победы, уважение к
заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной
войны.
Этапы работы над
проектом
1.Подготовительный этап.
определение цели и задач проекта,
сбор информационного материала,
создание условий для реализации проекта,
составление плана мероприятий по
организации детской деятельности: (беседы, чтение
художественной литературы,, разучивание стихов,
песен, просмотр видеозаписей .)
2.Основной этап.
Проведение запланированных мероприятий по
реализации проекта: экскурсии, физкультурный
досуг, музыкальная гостиная, праздничный концерт,
выступление детей на митинге.
3.Заключительный этап.
Выступление детей на праздничном концерте СДК,
посвященному празднованию «Дня Победы».
Участие в Бессмертном полку.
Актуальность
«Воспоминанья прежних дней
тревожат душу всё сильней»
А.С. Пушкин
5
Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе с
дошкольниками на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине,
патриотизм
в
нашей
стране
были
чертой
национального
характера.
К
сожалению,
в
последнее
время
в
обществе
утрачены
традиции
патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний
день очевидна.
Дошкольный
возраст
–
это
время,
когда
развивается
эмоционально
-
ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются
основы
нравственной
позиции
личности,
которые
проявляются
во
взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним.
Одним из основных средств нравственно - патриотического воспитания в
ДОУ
является
метод проекта.
Основываясь
на
лично
–
ориентированном
подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он
развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует
навыки
сотрудничества;
открывает
большие
возможности
в
организации
совместной
поисковой
деятельности дошкольников,
педагогов,
родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном
обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.
9 мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем
день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память
погибших. Многие десятилетия это традиция передается из поколения к
поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны,
важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей
потеряла
в
этом
кровопролитном
бою
наша
страна.
Фашистами
были
полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень,
промышленных
предприятий,
железнодорожных
путей,
разграблено
и
6
разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было
совершено
обыкновенными
русскими
солдатами,
которые,
несмотря
на
тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.
В
этом
году
Россия
отмечает 74-ую
годовщину
Победы в
великой
Отечественной
войне.
Это
хорошая
возможность
рассказать
детям,
восполнить
их
дефицит информации о
событиях
давно
минувших
дней,
привить любовь к Родине. Гордость за своих соотечественников, отдавших
жизни на поле брани ради мира на Земле.
Необходимо систематизировать знания детей о праздновании дня Победы,
поведать в полной мере о страданиях молодых солдат, ставших впоследствии
героями, грамотно донести суть происходившего во времена ВОВ и вызвать в
маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма.
Патриотическое
чувство
не
возникает
само
по
себе.
Это
результат
длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная
с
самого
детства.
В
связи
с
этим
проблема
нравственно–
патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной
из
актуальных.
В
результате
систематической,
целенаправленной
воспитательной
работы
у
детей
могут
быть
сформированы
элементы
гражданственности
и
патриотизма.
Нельзя
быть
патриотом,
не
чувствуя
личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши
предки,
наши
отцы
и
деды.
Именно
поэтому
мы
сочли
необходимым
осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной
Войны через призму истории своей семьи.
Проблема:
-Недостаточный уровень знаний у детей дошкольного возраста о Великой
Отечественной войне.
7
-Нет заинтересованности родителей в расширении знаний и воспитании
патриотических чувств у детей.
Новизна проекта:
Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить
материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая
познавательный
процесс
интересным
и
мотивационным.
Проектная
деятельность развивает творческие способности дошкольников, способствует
созданию
единого
образовательного
пространства,
вовлекает
родителей
в
совместную
деятельность
с
детьми,
помогает
педагогам
развиваться
как
творческим личностям.
Цель проекта: Создание условий для обогащения детей знаниями о Великой
Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг
нашего народа.
Задачи проекта:
1. Дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ; познакомить
с историческими фактами военных лет;
2.
Обогащать
и
развивать
словарный
запас
детей,
познакомить
с
произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
3.Воспитывать
нравственно-патриотические
чувства
у
дошкольников
к
празднику
Победы,
уважение
к
заслугам
и
подвигам
воинов
Великой
Отечественной войны.
8
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, занятия, беседы, мини-
выставки,
составление
рассказов,
физкультурный
досуг,
музыкальная
гостиная, мастер-классы для родителей и педагогов, праздничный концерт,
выступление детей на митинге.
План реализации проекта
Этапы реализации
1.Накопительный (информационно-подготовительный )
педагоги
дети
родители
1. Формулирование
1.Рассматривание
1.Круглый стол для
9
темы проекта, его
целей, задач.
2. Планирование
образовательной
деятельности.
иллюстраций, книг.
2.Беседы.
3.Чтение художественных
произведений, разучивание
стихов, песен, пословиц,
загадок, поговорок.
4.Просмотр видеозаписей.
родителей по выбору темы
проекта.
2.Оформление
рекомендаций по
нравственно-
патриотическому
воспитанию.
3.Оказание помощи в
подборе художественной
литературы и
видеоматериалов.
2.Практический
(организационный, реализация проекта)
С детьми
С родителями
1 . П р о в ед е н и е
м е р о п р и я т и й : экскурсии,
физкультурный досуг, музыкальная гостиная,
праздничный концерт, выступление детей на
митинге, участие в Бессмертном полку.
2. Изготовление поделок, плакатов, рисунков,
мини-выставок.
2.
Проведение
занятий,
тематических
бесед,
составление рассказов.
3.
Коллективный
просмотр
художественного
фильма «Девочка ищет отца».
4.
Встреча
с
ветеранами
ВОВ
в
сельской
библиотеке.
1. Привлечение родителей к
созданию познавательно-
развивающей среды в группе.
2.Оказание помощи в
пошиве военной формы.
3.Печать портретов ветеранов
ВОВ для участия в
Бессмертном полку;
4. Оформление выставки
поделок и рисунков;
5.Оформление альбома «Наша
армия сильна»;
6.Подготовка совместных работ
для выставки «Герой моей
семьи».
7. Проведение мастер – класса
по изготовлению броши из
георгиевской ленты.
3.Заключительный
С детьми
С родителями
1.Выступление детей на праздничном
концерте СДК, посвященному
празднованию «Дня Победы».
2. Монтаж посвященный
празднованию «Дня Победы».
1.Оформление листовки « Герой моей
семьи».
2. Привлечение родителей к участию
в праздновании «Дня победы»
(монтаж, митинг).
10
Целевые группы и ориентиры проекта:
Развитие детей требует специально организованной систематической
работы. Лучшим способом организации работы является сотрудничество
педагогов:
музыкального руководителя, воспитателей и
родителей.
У
каждого
свой
вид
деятельности,
но
цель
у
всех
общая
–
развитие
и
воспитание ребенка.
Музыкальный руководитель
разучивает с детьми песни военных лет;
проводит
занятия
по
прослушиванию
музыкальных
произведений;
подготавливает музыкальные номера к празднику Дня Победы.
Воспитатели разрабатывают план реализации проекта; планируют
работу по патриотическому воспитанию детей; организовывают работу в
разных видах деятельности.
Родители разучивают стихи о ВОВ с ребенком дома, собирают материалы о
героях своей семьи.
Ресурсное обеспечение проекта:
Мультимедийное оборудование, наглядные пособия, методическая и
художественная
литература,
детские
музыкальные
инструменты, пошив
военной формы, изготовление атрибутов, оформление выставки поделок и
рисунков, оформление альбома «Наша
армия сильна», печать портретов
участников Великой Отечественной Войны.
Предполагаемый результат проекта:
- Сохранение интереса к истории своей страны;
11
-
Расширение
и
систематизация
знаний
детей
о
Великой
Отечественной
Войне;
-Осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой
Отечественной Войны, бережного отношения к семейным фотографиям и
реликвиям (медали, грамоты);
-Осознание
родителями
важности
патриотического
во спит ания
дошкольников.
Продукт проекта:
1.
Оформление выставки “История моей семьи”.
2.
Изготовление броши из георгиевской ленты.
3.
Выступление воспитанников на митинге и монтаже, посвящённому ВОВ.
Заключение
В
ходе
проекта
дети
учатся
совместно
работать,
искать
и
собирать
информацию,
анализировать
и
систематизировать
ее,
тесно
общаться
со
сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все
это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка,
воспитанию
в
нем
целеустремленности
и
самоуважения.
У
родителей
непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их
еще
с
одной
стороны:
как
активных
творцов,
способных
добиваться
поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной
помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Методическая литература:
12
1.
А л ё ш и н а
Н . В . Патриотическое
воспитание
дошкольников:
методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
2.
Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами
музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.
3.
Дошкольникам
о
защитниках
отечества:
методическое
пособие
по
патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ
“Сфера”, 2006.
4.
Журавлёва
В.Н. Проектная
деятельность
старших
дошкольников.
–
Волгоград: Учитель, 2011.
5.
Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности
дошкольного
учреждения:
Пособие
для
руководителей
и
практических
работников ДОУ. – М.: 2006.
6.
Ковалева
Г.А. Воспитание
маленького
гражданина:
практическое
пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
7.
Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших
дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.
8.
Развитие
общения
дошкольников
со
сверстниками/
Под
ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
9.
Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное
воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.
10.
Шаламова
Е.И. Организационно-методическая
работа
в
ДОУ
по
реализации
задач
патриотического
воспитания
детей.
//Дошкольная
педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
11.
Шаламова
Е.И. Патриотическое
воспитание:
создание
развивающей
среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32
Приложение 1
Сценарий выступления детей на митинге.
13
Воспитатель: Здравствуйте,
дорогие
односельчане,
ветераны,
труженики
тыла! Вот уже 71 год над нашей родной Россией светит мирное солнце. 71 год
назад
закончилась
Великая
война.
Наш
народ
победил
фашистскую
Германию.
Сегодня мы отдаем дань памяти тем, кто погиб на фронтах второй мировой
войны, кто отдал свою жизнь, чтобы сегодня мы с вами жили мирно и
счастливо.
Столько книг, стихов и песен написано о великом подвиге советского народа!
Много фильмов рассказывают нам о тяжелом послевоенном времени.
И в нашем детском саду этот праздник – один из самых любимых праздников
в году.
Почему же, ребята?
Дети:
1.
Сегодня праздник – день Победы!(мальчик)
Счастливый праздник – день весны,
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
1.
Яркий день с утра, чудесный, (девочка)
Мой поселок, словно сад, расцвел,
Слышу я звучанье песен,
Праздник радостный пришел!
1.
С весною пришла к нам Победа(мальчик)
Праздник света, праздник добра.
И каждый мальчишка знает об этом,
Сколько трагедий война принесла.
14
1.
Я знаю от папы, я знаю от деда (девочка)
Девятого мая пришла к нам Победа,
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал!
1.
Этот праздник большой – День Победы. (мальчик)
Стал он дорог и мне, и тебе.
Отстояли в боях наши деды
Мир и счастье на нашей земле.
1.
Пусть гремит салют Победы, (девочка)
Этим светом мир согрет.
Нашим прадедам и дедам…
Всем желаем долгих лет!
Воспитатель:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно уснут города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит больше над головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть спокойно проходят года…
Вместе: Пусть не будет войны никогда!
Приложение 2
15
Сценарий праздника к 9 Мая в подготовительной группе «Чтобы
помнили!»
В зал входит ведущая и дети подготовительной группы.
Ведущая: Сегодня праздник-День Победы
Счастливый праздник, день весны.
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
Песня «Победный марш»
Ведущая: Прошло 74 года, как закончилась Великая Отечественная война, но
эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому, что у времени есть
своя память – история.
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и
вспомним, как всё это было…
Ведущая:
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
Звучит Голос Левитана «Начало войны».
Ребёнок:
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит- против нас.
Ребёнок:
Он хотел людей свободных
16
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Ребёнок:
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Ребёнок:
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
Ведущая: Все наши жители поднялись на защиту Родины. Воевали
женщины, и даже дети. А те, кто не воевал - работали в тылу. Они шили
одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство
оружия. Днём и ночью работали заводы, где выпускали вооружение.
- С помощью какого оружия воевали наши солдаты? (танки, самолёты,
автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
- Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете,
отгадав загадку.
17
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это ... (песня)
- Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… Зачем же она
нужна на войне? Может я ошиблась и песня – это вовсе не оружие, а так,
развлечение просто. Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая
одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему
призывает эта песня?
Песня «Священная война» .
Ведущая: Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему?
(потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)
- Да. Молодцы. Уже в первые дни войны, композитором Александром
Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-
Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и
она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против
жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов
провожали на фронт. Музыка несла в себе такую могучую силу и
искренность, что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки,
поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и
сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли,
завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты.
Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить
слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". С
этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу.
Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.
Ведущая: 22 июня в три часа пятнадцать минут немецкие войска перешли
границу Советского Союза, так называлась наша страна. Вся наша огромная
18
страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны увозили бойцов
на фронт. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой,
кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в
столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в
загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
1-ая девочка:
Ах, война, что ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
2-ая девочка:
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
3-я девочка:
Вы не гнитесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ведущая: Но на войне солдаты не только воевали, но у них было время и
на песни, и на шутки. И, конечно же, бойцы скучали по своим родным и
близким, оставшимся в тылу. В минуты затишья писали своим любимым
письма.
(стихотворение читается под фонограмму песни «Землянка»)
1.Дорогие мои, родные! Ночь. Дрожит огонек свечи.
19
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
2.Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ведущая: Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом
верности и надежды стала девушка Катюша из песни, которую сейчас все
знают – и взрослые, и дети.
Песня «Катюша»
Ведущая: Эта песня была написана ещё до войны. Ласковое имя
«Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил
самое мощное оружие тех лет – минометы. Вся гитлеровская армия дрожала
при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить!
Ведущая: Гнали русские солдаты немца до самого Берлина. А за ними
следом ехали фронтовые бригады артистов, которые поднимали боевой дух
солдатам, устраивали им концерты.
Танец с ложками «Казаки»
Ведущая: Множество жизней унесли голод и холод. Единственным
продуктом питания был ржаной хлеб, но и его не хватало. Суточная норма
составляла 125 грамм.
(Ведущий показывает детям на подносе кусочек хлеба весом 125 грамм -
это норма хлеба в день на одного человека.)
20
Танец «Дети Войны»
Ведущая: Много жизней унесла война, И каждый год в этот день мы
вспоминаем всех погибших в боях за Родину, низко кланяемся тем, кто
отстоял для нас мирную жизнь и свободу. Никто не забыт! Ничто не забыто!
(Стихотворение читается под фонограмму песни «Журавли»)
Песня «Журавли»
Ведущая: Победа в войне – это ликование и скорбь. Время их не
приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне,
которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День
Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те,
кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы
обязаны помнить об этом всегда. Память павших и не доживших до
сегодняшнего дня почтим минутой молчания (метроном)
Люди не теряли веры в победу, даже в самые тяжелые времена. «Враг
будет разбит, победа будет за нами» - эти слова звучали повсюду. И вот
наступил тот день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна
ликовала! На улицах пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг
друга, многие плакали от радости.
Песня «День Победы»
Ведущая.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете!
Все: (хором)
Никогда!
Никогда!
Никогда!
Ребёнок:
Ещё тогда нас не было на свете
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете,
21
Великий май, победный май.
Ребёнок:
Благодарим солдаты, вас!
За жизнь, за детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём.
За все, что есть у нас сейчас
За каждый наш счастливый час!
Ребёнок:
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Песня «Мир нужен всем»
Ведущая:
Уважаемые гости, на этом наш праздник завершается, а завтра мы
приглашаем вас на митинг к обелиску.
Приложние 3
Конспект музыкальной гостиной «С песней до Победы»
Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников.
Задачи:
22
- закреплять и расширять знания о событиях Великой Отечественной войны,
о подвиге своего народа, о роли военных песен и истории их создания;
- побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;
- формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и
исполнять песни военных лет;
- развивать мышление, речь, познавательную активность, творческие,
музыкальные способности.
Ход мероприятия.
(Дети входят под марш «Прощание славянки» музыка В.Агапкина)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте
уважаемые взрослые. Сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную в
преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша
страна. Что это за праздник? (День Победы)
Музыкальный руководитель: Что произошло в этот день? (Закончилась
Великая Отечественная война, наш народ победил фашистов)
- Да, вы, конечно, знаете, что много лет назад на нашу страну напали враги –
очень сильная и развитая страна – фашистская Германия. Началась Великая
Отечественная война. Это было очень страшное время. Наша страна не
ожидала, что Германия нападёт, потому что незадолго до начала войны
правительством Германии и России был заключён специальный документ, в
котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать
между собой. Но, не смотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день,
немецкая армия атаковала наши границы. Сотни самолётов, танков и тысячи
солдат двинулись на нашу землю. Они были очень хорошо вооружены, и их
было много. Враги сжигали города и сёла, убивали и брали в плен наших
жителей. Они никого не щадили…ни женщин, ни стариков, ни детей. Наши
солдаты отчаянно сопротивлялись, они проявляли чудеса героизма,
совершали подвиги, старались не пропустить вражеских солдат вглубь нашей
страны. Но силы были неравные, нашим солдатам не хватало оружия и в
начале войны им пришлось отступать.
Один из русских композиторов Дмитрий Шостакович написал музыку, в
которой передал эти события. Внимательно послушайте её отрывок и
подумайте, какой характер передаёт эта музыки и что можно под неё
представить?
1. Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «тема нашествия» -
слушание
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки? (жесткий,
устрашающий)
- Что можно представить? (как идут фашистские войска)
- А как изменялась громкость музыки (сначала тихо, потом громче и громче)
- Какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)
- Да, простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука
барабана, потом звук усиливается и, в конце концов, вырастает как огромная,
надвигающая волна, передавая образ беспощадного врага, наступающего на
23
нашу страну. Эту музыку стали так и называть – «тема нашествия».
Давайте ещё раз прослушаем эту тему, и будем передавать пульсацию музыки
- вначале с помощью пальцев (стучим по коленкам), когда будет громче -
ладошками по плечикам, а когда совсем громко - кулачками по коленкам.
Повторное прослушивание фрагмента с движениями.
Музыкальный руководитель: Молодцы, какое настроение передала эта
музыка? (Ответы детей)
- Да, музыка грозная, какая – то бездушная, и кажется, что никто не сможет
победить эту злую силу....
Уже в первые два года войны фашистская армия заняла многие города, взяла
в осаду один из главных городов России - Ленинград и подходила к столице
нашей Родины – Москве. Но наш народ нашёл в себе силы и остановил
врагов.
Музыкальный руководитель: Все наши жители поднялись на защиту
Родины. Воевали женщины, и даже дети. А те, кто не воевал - работали в
тылу. Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было
налажено производство оружия. Днём и ночью работали заводы, где
выпускали вооружение.
- С помощью какого оружия воевали наши солдаты? (танки, самолёты,
автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
- Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете,
отгадав загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это ... (песня)
- Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… Зачем же она
нужна на войне? Может я ошиблась и песня – это вовсе не оружие, а так,
развлечение просто.. Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая
одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему
призывает эта песня?
2. Фрагмент песни «Священная война» музыка А.Александрова, слова
В.Лебедева-Кумача - слушание
Музыкальный руководитель: К чему призывает песня? (поднимает народ
на борьбу с врагами)
- Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам?
(мужественное, храброе)
- Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому
что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)
- Да. Молодцы. Уже в первые дни войны, композитором Александром
Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-
Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и
она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против
жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов
24
провожали на фронт. Музыка несла в себе такую могучую силу и
искренность, что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки,
поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и
сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли,
завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты.
Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить
слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так
начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на
фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Музыка звучит как боевой гимн,
призывающий на поединок с врагом. Дослушаем эту песню стоя.
Песня «Свящённая война» - слушание продолжения песни.
Ребёнок: Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают в двадцать первом веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен
Музыкальный руководитель: Однажды суровой зимой 1941 года, во время
битвы под Москвой произошёл такой случай. Молодой солдат, лейтенант
Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его
товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле,
где сам тоже мог погибнуть в любую минуту. Вот где “до смерти четыре
шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст он
показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты
переписывали его и отсылали своим жёнам и невестам. Оно стало
популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин
Листов и сочинил музыку. Получилась песня, которая стала одной из самых
известных в дни войны.
- Что эта за песня, определите по интонации? («В землянке»)
- Какое настроение передаёт? (нежное, ласковое)
- О чём в ней рассказывается? (как боец вспоминает свою любимую)
- Исполним песню вместе, постарайтесь передать задушевное и ласковое
настроение.
3.Песня «В землянке» музыка К.Листова, слова А.Суркова - исполняют
дети.
Музыкальный руководитель: Как вы считаете, как эта песня помогала
нашим солдатам воевать? (вспоминали своих близких, песня придавала им
силы, солдаты знали, что воюют за своих жён, матерей, невест, за свой дом)
- Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту
смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А оказывается - всё
совсем наоборот. Солдатам песни помогали в трудные минуты. А в тех, кто
их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним
25
невредимыми.
(На фоне мелодии «Журавли»)
Ребёнок: Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
Я до песен с давних пор охочий…
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела:
Музыкальный руководитель: Одной из таких песен, которые поддерживали
бойцов, стала песня «Темная ночь». Она была написана во время войны для
фильма «Два бойца». Эта песня была на устах буквально у каждого
фронтовика. Внимательно послушайте и скажите для кого солдат поёт эту
песню?
4. Песня “Темная ночь” музыка Н. Богословского, слова В. Агатова –
слушание.
-Для кого солдат поёт песню? (для родного человека, для жены)
-Почему вы так решили? (Ответы детей по характеру и содержанию)
Дополнительные вопросы: Какой характер песни? О чём в ней говорится?
Музыкальный руководитель: Да, ребята. Эта песня выражает душевное
состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно,
веру, надежду в победу и возвращение домой.
Ребёнок: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
(Звучание военной частушки в записи)
Музыкальный руководитель: Ребята, что за музыку вы сейчас услышали?
(частушки)
- Какой характер у частушек? (шутливый, задорный, весёлый)
- Зачем на войне нужна весёлая частушка? (игра гармониста и задорная
частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым
духом перед сражением)
- Молодцы. Во время войны, частушка мгновенно откликалась на все
события фронта и тыла.
Эх, частушка, ты частушка, Слово каждое — снаряд:
Бьет фашистов по макушкам,
Помогает воевать
5.Военные частушки. Исполняют дети.
26
Ребёнок: Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей…
Музыкальный руководитель: Солдаты пели разные песни – задорные
частушки и песни, которые поднимали их на бой. С первых дней войны
рядом с мужественными и призывными строками песни «идёт война
народная» слышались тёплые искренние строки песни «Синий платочек».
Она была написана ещё до войны и напоминала солдатам о мирном времени,
которое надо было обязательно вернуть, прогнав захватчиков с родной земли.
Эта песня стала одной из самых знаменитых песен военных лет. Давайте,
ребята, постараемся характер этой песни выразить с помощью танца.
6. Танец под песню «Синий платочек» музыка Е. Петерсбурский, слова Я.
Гольденберга
Музыкальный руководитель: Молодцы. Одни песни помогали солдатам
справиться с тяготами войны, вспомнить о мирном времени, другие - быть
сильными и смелыми в бою. А какую бодрую, решительную военную песню
вы ещё знаете? ( Песня «Три танкиста»)
- О чем в ней говорится? (Ответы детей)
- Где служили танкисты? (На границе)
- Эта песня была написана ещё до войны и впервые прозвучала в фильме
«Трактористы» в исполнении Николая Крючкова? Песня эта прожила долгую
жизнь, она и сегодня является неформальным гимном танковых войск.
7.Песня «Три танкиста» музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина -
исполняют дети
Музыкальный руководитель: С новой силой эта песня зазвучала в дни
Великой Отечественной войны.
На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой
замечательной довоенной песни.
Расскажи-ка, песенка-подруга,
Как дерутся с черною ордой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.
Не дают они фашистским танкам
Темной ночью в тыл забраться к нам, —
Без пощады бьют фашистов с фланга,
Угощают крепко по зубам.
Не одну фашистскую гадюку
Укротили силой огневой
Три танкиста, три веселых друга,
27
Экипаж машины боевой.
( звучит фрагмент песни «Огонёк»)
Музыкальный руководитель: В тяжелую пору войны на фронт прилетела
по радио песня «Огонек». И эта песня так понравилась солдатам, что стала
боевым и духовным орудием фронтовиков. Поэтический образ огонька в
окошке, который зажигала невеста или жена, провожая любимого на войну,
приобрёл тогда новое значение - не погас наш огонёк и никогда не погаснет –
мы победим, ради своих любимых и близких, не отдадим врагам нашу землю!
В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о
возлюбленной помогают сражаться за Родину. В них гнев и любовь, ярость и
вера в победу! Послушайте эту песню в исполнении воспитателей.
8. Звучит песня «Огонек». Исп. вокальный ансамбль воспитателей
Музыкальный руководитель: Спасибо, замечательное исполнение. Много
мы с вами песен сегодня послушали и исполнили. Но, какую же песню
военных лет мы можем услышать очень часто, и её, наверное, все знают?
(«Катюша»)
- Что вы знаете об этой песне? (Ответы детей)
Да. Эта она было написана тоже ещё до войны, но когда становилось ясно,
что, защищать родную землю скоро придётся и первый удар на себя примет
воин-пограничник. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало
грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – минометы.
Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как
гимн и помогала воевать и победить! Давайте, её исполним все вместе.
9.Музыка М. Блантера, слова М.Исаковского «Катюша» исполняют
участники вместе со зрителями.
Ребёнок:
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война!
10.“День Победы” музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова - совместное
исполнение.
Музыкальный руководитель: Вот она долгожданная Победа! Все ликуют и
радуются! Но почему же в этой песне есть такие строчки: «Этот День Победы
порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Мы должны помнить, как тяжело досталась
нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину.
Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой
подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить - за всё,
что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто
воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне
Ребёнок: Будем жить, встречать рассветы,
28
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Ребёнок: Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Вместе: Помним!
Ребёнок: Тех, кто воевал за нас и победил!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Павших и живых!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Генералов и рядовых!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Мы будем помнить все, что делалось тогда
И обещаем Родину свою сберечь
Вместе: Для дела, мира и труда!
29