Автор: Альмухаметова Гулсия Ахмеровна
Должность: Учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Русский Юрмаш
Населённый пункт: муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа по башкирскому языку
Тема: Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ ЮРМАШ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Приложение
к образовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО),
Утвержденной приказом от______________________№________ОД
Рабочая программа
по родному (башкирскому) языку и литературе
класс: 1- 4
Уровень: основное общее образование
Срок освоения: 4 года
2019 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав
слова»
(«Морфемика»),
«Синтаксис
и
пунктуация»
ориентированы
на
формирование
у
младших
школьников
целостного
представления
о
родном
(башкирском)
языке,
его
морфологическом,
морфемном
и
синтаксическом
строе,
звукобуквенном
составе,
интонационном
и
лексическом богатстве. В соответствии с требованиями федерального государственного
стандарта начального общего образования планируемые результаты освоения выпускниками
начальной общеобразовательной организации представлены по следующим направлениям:
-
Личностные результаты –осознание роли башкирского языка как средства познания
истории,
культуры
башкирского
народа,
ознакомления
с
современной
окружающей
действительностью в республике, в России и в мире, инструмента формирования гражданской
и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и
умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.
-
Метапредметными результатами изучения башкирского(родного)
языка являются: адекватное восприятие звучащей речи, приобретение умений и навыков
правильного
произношения
слов,
звуков,
звукосочетаний,
построения
предложения,
составления диалогов, умение переводить предложения и текст с русского на башкирский
язык
и
наоборот;
умения
читать
и
пересказывать
текст;
самостоятельно
выполнять
письменные
задания;
умение
самостоятельнопроверять
свою
работу,
исправлять
ошибки;
анализировать свои знания по башкирскому языку на межпредметном уровне и др.
-Предметные
результаты освоения содержания примерной программыследующие:
приобретение
умений
и
навыков
аудирования
(восприятие
речи
на
слух
и
понимание
основного
содержания
услышанного);
знание
основных
единиц
фонетического
строя
башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги);
усвоение
слов,
грамматических
форм
и
способов
их
образования,
элементарных
синтаксических конструкций и употребление их в предложении и связной речи; знание правил
правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания); умения читать
вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и
досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.
В соответствии
с
требованиями
ФГОС
НОО
планируемые
результаты
освоения
примерной программы по родному (башкирскому) языку представлены в двух вариантах:
-
базовый уровень (блок«Выпускник научится»)представляюткоммуникативные умения и
языковые навыки, которые необходимы младшим школьникам для общения на башкирском
языке в устной и письменной форме в пределах представленных тем для начальных классов.
Базовый уровень знаний обучающихся является опорным учебным материалом, необходимым
для успешного обучения школьников в начальном и основном уровне общего образования.
-
повышенный
уровень (блок«Выпускник получит возможность научиться»)представляют
систему
учебных
действий
в
отношении
знаний,
умений,
навыков,
расширяющих
и
углубляющих
опорную
систему
или
выступающих
как
пропедевтика
для
дальнейшего
изучения башкирского языка. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей,
приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и выделяются курсивом.
Такой уровень достижений могут добиться только отдельные мотивированные и способные
учащиеся.
Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая
оценка
выпускника
начальной
общеобразовательной
организации
складывается
из
накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устногообщения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной
и
второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли,
передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи всоответствии с целями и
условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование
умений
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т.п.
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
разных
типов
(описание,
повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Ч т е н и е . Ч т е н и е
и
п о н и м а н и е
у ч е б н о го
т е к с т а ( о р ф о г р а ф и ч е с к и х
правил,грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста
по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Обучение
первоначальному
письму
и
формированиекаллиграфического
навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и
свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход
на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Изложение содержания прослушанного
и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-
повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний
разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка,
поздравление, отзыв, объявление). Создание небольших текстов (сочинений) поинтересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности(напрактическом уровне).
Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста.
Особенности
текста-повествования
и
текста-описания.
Создание
простейших
текстов
различного типа в соответствииусловиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов
образного характера (после детальной предварительной подготовки). Перевод текста с
одного языка на другой (с русского на башкирский и наоборот).
Система башкирского языка (практическое усвоение в 1-4 классах)
Фонетика и орфоэпия.
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по
фонетике
и
графике,
полученных
детьми
в
период
обучения
грамоте,
на
развитие
фонематичкого слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные.
Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные.
Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное.
Произношение
и
обозначение
на
письме
ударных
и
безударных
гласных
в
слове.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости
согласных.
Разделительное
произношение
звуков
в
слове
и
способы
их
обозначения.
Разделительные ь и ъ знаки.
Алфавит
башкирского
языка:
правильное
название
букв,
знание
и х
последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями. Употребление
прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Лексика.
Слово
и
его
значение. Словарное
богатство
башкирского
языка.Однозначные
и
многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов
использования
в
тексте,
употребление
в
собственной
речи.
Синонимы
и
антонимы:
наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Словари
башкирского
языка
и
их
использование
в
учебной
деятельности
и
повседневной жизни.
Состав слова (морфемика) (изучается в разделе лексика)
Образование новых слов с помощью окончаний. Родственные слова. Выделение и
определение
значимых
частей
слова:
корня,
окончания.
Разборслова
по
составу. Разные
способы проверки правописания слов:изменениеформы слова; подбор однокоренных слов;
использование орфографическогословаря.
Морфология.
Имя существительное.Значение и употребление.Различение именсуществительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение
существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Имена существительные с
окончаниями
принадлежности. Элементарный морфологический анализ имени существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.Образованиеприлагательных.
Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных. Элементарный
морфологический анализ прилагательных.
Местоимение.Общее представление о местоимении.Личныеместоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного
ч и с л а . Склонение
личных
местоимений.
Элементарный
морфологический
анализ
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи.Изменение глаголов повременам. Изменение
глаголов
по
лицам
и
числам
в
настоящем
и
будущем
времени.
Изменение
глаголов
прошедшего времени по родам и числам.
Имя
числительное. Значение
и
употребление
в
речи.Простые
и
сложные
числительные. Разряды
числительных:количественные
и
порядковыечислительные.
Изменение числительных по падежам.
Синтаксис.
Различение
предложения,
словосочетания,
слова
(их
сходство
и
различие).
Разновидности
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения
восклицательные
и
невосклицательные.
Знаки
препинания
в
конце
предложения:
точка,
вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных,
побудительных,
вопросительных
и
восклицательных
предложений.
Логическое
ударение
(практическое усвоение).
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Подлежащее
и
сказуемое.
Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения
с
однородными
членами
без
союзов
и
с
союзами.
Интонация
перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с правилами правописания и их
применением:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слова по слогам без стечения согласных;
-
умение использовать орфографический словарь для проверки правильности
написанного;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие связной речи.
Осознание ситуации общения на башкирском языке: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание
и др.) Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и
бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность,
обращение
с
просьбой).
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
на
конкретную
тему
с
использованием
разных
типов
речи
(описание,
повествование,
рассуждение).
Текст, его признаки, заглавие текста. Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления, приглашения, записки и
др.
Подготовительные курсы (18 часов)
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и
на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением
слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период (10 часов)
Ознакомление со спецификой произношения звуков [о], [ы], [э] [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ],
[ң] и обозначение их на письме.
Анализ буквенного состава слов.
Сравнение заглавных и строчных букв.
Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.
Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с
печатного и письменного текста слова и небольших предложений.
Послебукварный период (5 часов)
Научить правильно писать буквы и произносить башкирские звуки (Е, Ю, Я, У, Ү, С, ҫ, Е, Ә,
Ҡ, К, Г, Ғ, З, Ҙ, О, Ө, Х, Һ, Н, ң).
Развить навыки видеть и произносить слоги и предложения.
Научить читать, писать, работать с текстом.
Научить правильно читать по слогам, попозже по словам данный в учебнике материал.
Читать выразительно и с правильной интонацией текст, понять содержание и пересказ текста.
2 класс
1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Произношение
башкирских специфическихзвуков ([ү], [ө], [ә], [ҡ], [һ], [ҙ], [ң], [ғ], [ҫ] ). Правописание
вопросительных частиц –ме, -мы, -мо, -мө.
2 раздел. Моя школа (1 час).Повторить пройденное о школе в первом классе. (Диалог о
школе, классе, школьныхпредметах.). Различение имён существительных, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что?
3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Научить ответить на
вопросы “Где ты живешь?”.
Употребление глаголов в речи.
4 раздел. Я и моя семья (6 часов). Диалог-опрос о членах своей семьи, предпочтениях в еде,
распорядке дня, части тела,посуде, зиме. Значение и употребление местоимения, глагола,
прилагательных в речи.
5 раздел. Я и мои друзья. Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных).
Произношение согласных звуков [ц],[ч], [щ]. Различие парных (глухих и звонких) согласных.
6 раздел. Мир вокруг меня (7 часов).Беседа на тему «Мир вокруг меня» (Мой
дом/квартира/комната, прогноз погоды,времена года, весна, работа в огороде, деревья и
растения, дикие животные и птицы). Нахождение главных членовпредложения: подлежащего
и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).
Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
3 класс
1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Применение
следующих правил правописания:
-
к словам, отвечающим на вопрос “Ҡайҙа?-Где?”, присоединяются окончания –ла, -да,
-та, -ҙа (слова с твердыми гласными), окончания –лә, -дә, -тә, -ҙә (слова с мягкими
гласными);
-
к словам, отвечающим на вопрос ҡайҙан? (откуда) присоединяются окончания –нан,
-дан, -тан, -ҙан (слова с твердыми гласными), -нән, -дән, -тән, -ҙән (слова с мягкими
гласными);
2 раздел. Моя школа (1 час). Повторить пройденное о школе во втором классе. (Диалог о
школе, классе, школьныхпредметах.). Антонимы.
3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Исконно башкирские и
заимственные слова.
4 раздел. Я и моя семья (5 часов).Беседао членах своей семьи, любимом занятии, спорте,
зиме, зимних играх.
Составление родословной. Сравнение звуков [ә], [э], [у], [ү], [ғ], [г], [ҡ], [к], [н], [ң], [с], [ҫ], [в],
[w].
5 раздел. Я и мои друзья (3 часа). Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных),
дне рождения, правилэтикета, любимых игрушках. Повторение произношения согласных
звуков [ц], [ч], [щ]. Применение правила правописания: чередование согласных.если основа
слова заканчивается на букву ҙ , то к нему (основе) присоединяются окончания
множественного числа –ҙар/-ҙәр; если на т – то присоединяются окончания множественного
числа –тар/-тәр: ҡыҙҙар, ат-аттар;Различение имён существительных, отвечающих на
вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.Изменение имён
существительных по падежам.
6 раздел «Мир вокруг меня» (6 часов). Беседа о природе, лечебных растениях, лошади,
пернатых друзьях, весеннихпраздниках. Закрепление тем: Имена существительные.
Изменение имён существительных по падежам. Употребление глаголов в речи (умение
опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? «что делал? «что сделает?»), имён
прилагательных (степени сравнения), местоимений (личных) в речи.
4 класс
1 раздел. Знакомство (2 часа). Понимание случаев использования устной и письменной речи;
обсуждение возможностейаудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи;
наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения
слов.Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок,
вопросам и опорным словам.
2 раздел. Моя школа (6 часов). Беседа, составление предложений, диалогов о школе, классе,
столовой, огороде. Понятие иприменение слов обращения в речи.Различение предложения,
словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).
3 раздел. Моя республика. (4 часа) Беседа о Родине, башкирском народе, башкирских песнях
и танцах,мёде, кумысе,курае.Знание употребления существительных в речи. Умение
опознавать имена собственные и нарицательные. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
4 раздел. Я и мои друзья. (2 часа) Беседа о дне рождение, мужских поступках и словах,
дружбе. Значение и употреблениеимён прилагательных в речи. Формы степеней сравнения и
синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных
5 раздел. Мир вокруг меня (4 часа). Беседа, диалог-опрос на тему «Природа – наш дом».
Глаголы повелительного иизъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного
наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор
глаголов.Контрольная работа № 4. Лето.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоения каждой темы
Название темы
Количество часов по классам
1 кл.
2 кл.
3кл.
4кл.
Знакомство. Произношение башкирских специфических
звуков.
2
2
4
Моя республика. Глагол.
2
2
8
Моя школа. Кто?. Антонимы.
3
3
12
Моя семья.Число.
12
10
1
Мои друзья. Изменение существительных по числам.
2
6
4
Окружающая среда. Виды предложений.
14
8
8
Подготовительные курсы. Куда?
36
Букварный период. Буквы и звуки.
20
Послебукварный период. Собственные, нарицательные
имена существительные.
10
66
35
35
35