Напоминание

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе


Автор: Альмухаметова Гулсия Ахмеровна
Должность: Учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Русский Юрмаш
Населённый пункт: муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа по башкирскому языку
Тема: Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ ЮРМАШ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Приложение

к образовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО),

Утвержденной приказом от______________________№________ОД

Рабочая программа

по родному (башкирскому) языку и литературе

класс: 1- 4

Уровень: основное общее образование

Срок освоения: 4 года

2019 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав

слова»

(«Морфемика»),

«Синтаксис

и

пунктуация»

ориентированы

на

формирование

у

младших

школьников

целостного

представления

о

родном

(башкирском)

языке,

его

морфологическом,

морфемном

и

синтаксическом

строе,

звукобуквенном

составе,

интонационном

и

лексическом богатстве. В соответствии с требованиями федерального государственного

стандарта начального общего образования планируемые результаты освоения выпускниками

начальной общеобразовательной организации представлены по следующим направлениям:

-

Личностные результаты –осознание роли башкирского языка как средства познания

истории,

культуры

башкирского

народа,

ознакомления

с

современной

окружающей

действительностью в республике, в России и в мире, инструмента формирования гражданской

и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и

умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.

-

Метапредметными результатами изучения башкирского(родного)

языка являются: адекватное восприятие звучащей речи, приобретение умений и навыков

правильного

произношения

слов,

звуков,

звукосочетаний,

построения

предложения,

составления диалогов, умение переводить предложения и текст с русского на башкирский

язык

и

наоборот;

умения

читать

и

пересказывать

текст;

самостоятельно

выполнять

письменные

задания;

умение

самостоятельнопроверять

свою

работу,

исправлять

ошибки;

анализировать свои знания по башкирскому языку на межпредметном уровне и др.

-Предметные

результаты освоения содержания примерной программыследующие:

приобретение

умений

и

навыков

аудирования

(восприятие

речи

на

слух

и

понимание

основного

содержания

услышанного);

знание

основных

единиц

фонетического

строя

башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги);

усвоение

слов,

грамматических

форм

и

способов

их

образования,

элементарных

синтаксических конструкций и употребление их в предложении и связной речи; знание правил

правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания); умения читать

вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и

досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.

В соответствии

с

требованиями

ФГОС

НОО

планируемые

результаты

освоения

примерной программы по родному (башкирскому) языку представлены в двух вариантах:

-

базовый уровень (блок«Выпускник научится»)представляюткоммуникативные умения и

языковые навыки, которые необходимы младшим школьникам для общения на башкирском

языке в устной и письменной форме в пределах представленных тем для начальных классов.

Базовый уровень знаний обучающихся является опорным учебным материалом, необходимым

для успешного обучения школьников в начальном и основном уровне общего образования.

-

повышенный

уровень (блок«Выпускник получит возможность научиться»)представляют

систему

учебных

действий

в

отношении

знаний,

умений,

навыков,

расширяющих

и

углубляющих

опорную

систему

или

выступающих

как

пропедевтика

для

дальнейшего

изучения башкирского языка. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей,

приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и выделяются курсивом.

Такой уровень достижений могут добиться только отдельные мотивированные и способные

учащиеся.

Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая

оценка

выпускника

начальной

общеобразовательной

организации

складывается

из

накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устногообщения. Адекватное

восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной

и

второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли,

передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи всоответствии с целями и

условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование

умений

начать,

поддержать,

закончить

разговор,

привлечь

внимание

и

т.п.

Практическое

овладение

устными

монологическими

высказываниями

разных

типов

(описание,

повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета

в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,

обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Ч т е н и е . Ч т е н и е

и

п о н и м а н и е

у ч е б н о го

т е к с т а ( о р ф о г р а ф и ч е с к и х

правил,грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста

по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение

первоначальному

письму

и

формированиекаллиграфического

навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.

Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и

свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход

на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными

правилами. Изложение содержания прослушанного

и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-

повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний

разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка,

поздравление, отзыв, объявление). Создание небольших текстов (сочинений) поинтересной

детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,

серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности(напрактическом уровне).

Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста.

Особенности

текста-повествования

и

текста-описания.

Создание

простейших

текстов

различного типа в соответствииусловиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов

образного характера (после детальной предварительной подготовки). Перевод текста с

одного языка на другой (с русского на башкирский и наоборот).

Система башкирского языка (практическое усвоение в 1-4 классах)

Фонетика и орфоэпия.

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по

фонетике

и

графике,

полученных

детьми

в

период

обучения

грамоте,

на

развитие

фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные.

Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное.

Произношение

и

обозначение

на

письме

ударных

и

безударных

гласных

в

слове.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости

согласных.

Разделительное

произношение

звуков

в

слове

и

способы

их

обозначения.

Разделительные ь и ъ знаки.

Алфавит

башкирского

языка:

правильное

название

букв,

знание

и х

последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями. Употребление

прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Лексика.

Слово

и

его

значение. Словарное

богатство

башкирского

языка.Однозначные

и

многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов

использования

в

тексте,

употребление

в

собственной

речи.

Синонимы

и

антонимы:

наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари

башкирского

языка

и

их

использование

в

учебной

деятельности

и

повседневной жизни.

Состав слова (морфемика) (изучается в разделе лексика)

Образование новых слов с помощью окончаний. Родственные слова. Выделение и

определение

значимых

частей

слова:

корня,

окончания.

Разборслова

по

составу. Разные

способы проверки правописания слов:изменениеформы слова; подбор однокоренных слов;

использование орфографическогословаря.

Морфология.

Имя существительное.Значение и употребление.Различение именсуществительных,

отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение

существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Имена существительные с

окончаниями

принадлежности. Элементарный морфологический анализ имени существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.Образованиеприлагательных.

Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных. Элементарный

морфологический анализ прилагательных.

Местоимение.Общее представление о местоимении.Личныеместоимения, значение и

употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного

ч и с л а . Склонение

личных

местоимений.

Элементарный

морфологический

анализ

местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи.Изменение глаголов повременам. Изменение

глаголов

по

лицам

и

числам

в

настоящем

и

будущем

времени.

Изменение

глаголов

прошедшего времени по родам и числам.

Имя

числительное. Значение

и

употребление

в

речи.Простые

и

сложные

числительные. Разряды

числительных:количественные

и

порядковыечислительные.

Изменение числительных по падежам.

Синтаксис.

Различение

предложения,

словосочетания,

слова

(их

сходство

и

различие).

Разновидности

предложений

по

цели

высказывания

(повествовательные,

вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения

восклицательные

и

невосклицательные.

Знаки

препинания

в

конце

предложения:

точка,

вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных,

побудительных,

вопросительных

и

восклицательных

предложений.

Логическое

ударение

(практическое усвоение).

Главные

и

второстепенные

члены

предложения.

Подлежащее

и

сказуемое.

Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения

с

однородными

членами

без

союзов

и

с

союзами.

Интонация

перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с правилами правописания и их

применением:

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слова по слогам без стечения согласных;

-

умение использовать орфографический словарь для проверки правильности

написанного;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие связной речи.

Осознание ситуации общения на башкирском языке: с какой целью, с кем и где

происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного

мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание

и др.) Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и

бытового

общения

(приветствие,

прощание,

извинение,

благодарность,

обращение

с

просьбой).

Практическое

овладение

устными

монологическими

высказываниями

на

конкретную

тему

с

использованием

разных

типов

речи

(описание,

повествование,

рассуждение).

Текст, его признаки, заглавие текста. Комплексная работа над структурой текста:

озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления, приглашения, записки и

др.

Подготовительные курсы (18 часов)

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и

свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и

на пространстве классной доски.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением

слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их

порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

Букварный период (10 часов)

Ознакомление со спецификой произношения звуков [о], [ы], [э] [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ],

[ң] и обозначение их на письме.

Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с

печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Послебукварный период (5 часов)

Научить правильно писать буквы и произносить башкирские звуки (Е, Ю, Я, У, Ү, С, ҫ, Е, Ә,

Ҡ, К, Г, Ғ, З, Ҙ, О, Ө, Х, Һ, Н, ң).

Развить навыки видеть и произносить слоги и предложения.

Научить читать, писать, работать с текстом.

Научить правильно читать по слогам, попозже по словам данный в учебнике материал.

Читать выразительно и с правильной интонацией текст, понять содержание и пересказ текста.

2 класс

1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Произношение

башкирских специфическихзвуков ([ү], [ө], [ә], [ҡ], [һ], [ҙ], [ң], [ғ], [ҫ] ). Правописание

вопросительных частиц –ме, -мы, -мо, -мө.

2 раздел. Моя школа (1 час).Повторить пройденное о школе в первом классе. (Диалог о

школе, классе, школьныхпредметах.). Различение имён существительных, отвечающих на

вопросы «кто?» и «что?

3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Научить ответить на

вопросы “Где ты живешь?”.

Употребление глаголов в речи.

4 раздел. Я и моя семья (6 часов). Диалог-опрос о членах своей семьи, предпочтениях в еде,

распорядке дня, части тела,посуде, зиме. Значение и употребление местоимения, глагола,

прилагательных в речи.

5 раздел. Я и мои друзья. Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных).

Произношение согласных звуков [ц],[ч], [щ]. Различие парных (глухих и звонких) согласных.

6 раздел. Мир вокруг меня (7 часов).Беседа на тему «Мир вокруг меня» (Мой

дом/квартира/комната, прогноз погоды,времена года, весна, работа в огороде, деревья и

растения, дикие животные и птицы). Нахождение главных членовпредложения: подлежащего

и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).

Виды предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

3 класс

1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Применение

следующих правил правописания:

-

к словам, отвечающим на вопрос “Ҡайҙа?-Где?”, присоединяются окончания –ла, -да,

-та, -ҙа (слова с твердыми гласными), окончания –лә, -дә, -тә, -ҙә (слова с мягкими

гласными);

-

к словам, отвечающим на вопрос ҡайҙан? (откуда) присоединяются окончания –нан,

-дан, -тан, -ҙан (слова с твердыми гласными), -нән, -дән, -тән, -ҙән (слова с мягкими

гласными);

2 раздел. Моя школа (1 час). Повторить пройденное о школе во втором классе. (Диалог о

школе, классе, школьныхпредметах.). Антонимы.

3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Исконно башкирские и

заимственные слова.

4 раздел. Я и моя семья (5 часов).Беседао членах своей семьи, любимом занятии, спорте,

зиме, зимних играх.

Составление родословной. Сравнение звуков [ә], [э], [у], [ү], [ғ], [г], [ҡ], [к], [н], [ң], [с], [ҫ], [в],

[w].

5 раздел. Я и мои друзья (3 часа). Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных),

дне рождения, правилэтикета, любимых игрушках. Повторение произношения согласных

звуков [ц], [ч], [щ]. Применение правила правописания: чередование согласных.если основа

слова заканчивается на букву ҙ , то к нему (основе) присоединяются окончания

множественного числа –ҙар/-ҙәр; если на т – то присоединяются окончания множественного

числа –тар/-тәр: ҡыҙҙар, ат-аттар;Различение имён существительных, отвечающих на

вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.Изменение имён

существительных по падежам.

6 раздел «Мир вокруг меня» (6 часов). Беседа о природе, лечебных растениях, лошади,

пернатых друзьях, весеннихпраздниках. Закрепление тем: Имена существительные.

Изменение имён существительных по падежам. Употребление глаголов в речи (умение

опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? «что делал? «что сделает?»), имён

прилагательных (степени сравнения), местоимений (личных) в речи.

4 класс

1 раздел. Знакомство (2 часа). Понимание случаев использования устной и письменной речи;

обсуждение возможностейаудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи;

наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения

слов.Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок,

вопросам и опорным словам.

2 раздел. Моя школа (6 часов). Беседа, составление предложений, диалогов о школе, классе,

столовой, огороде. Понятие иприменение слов обращения в речи.Различение предложения,

словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,

вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и

сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).

3 раздел. Моя республика. (4 часа) Беседа о Родине, башкирском народе, башкирских песнях

и танцах,мёде, кумысе,курае.Знание употребления существительных в речи. Умение

опознавать имена собственные и нарицательные. Изменение существительных по падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

4 раздел. Я и мои друзья. (2 часа) Беседа о дне рождение, мужских поступках и словах,

дружбе. Значение и употреблениеимён прилагательных в речи. Формы степеней сравнения и

синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных

5 раздел. Мир вокруг меня (4 часа). Беседа, диалог-опрос на тему «Природа – наш дом».

Глаголы повелительного иизъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного

наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор

глаголов.Контрольная работа № 4. Лето.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоения каждой темы

Название темы

Количество часов по классам

1 кл.

2 кл.

3кл.

4кл.

Знакомство. Произношение башкирских специфических

звуков.

2

2

4

Моя республика. Глагол.

2

2

8

Моя школа. Кто?. Антонимы.

3

3

12

Моя семья.Число.

12

10

1

Мои друзья. Изменение существительных по числам.

2

6

4

Окружающая среда. Виды предложений.

14

8

8

Подготовительные курсы. Куда?

36

Букварный период. Буквы и звуки.

20

Послебукварный период. Собственные, нарицательные

имена существительные.

10

66

35

35

35



В раздел образования