Автор: Маньшина Ирина Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводскоого района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ПОРТФОЛИО ЛИДЕРА"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка «Портфолио Лидера» методиста МОУ ДЮЦ
Тракторозаводского района Волгограда.
Американский портфель учащегося старшей школы Института Подготовки Лидеров
имени Джона Ф. Кеннеди в штате Мериленд, США, отражает достижения ребёнка по
целому ряду изучаемых предметов и включает следующие разделы: развитие личности,
развитие лидерских качеств, общественная работа и академические достижения. Цели
портфолио: обеспечение преемственности в обучении, развитие личности лидера и
обеспечение социальной мобильности.
За время работы с данной технологией я пришла к выводу, что её нужно внедрять уже
на
ранних
ступенях
обучения,
чтобы
формировать
и
систематически
развивать
у
учащихся
умение
представлять
свой
учебный
и
жизненный
опыт
и
отслеживать
собственные достижения.
Цели ведения портфолио: формирование устойчивого интереса учащихся и организация
их самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Задачи портфолио:
образовательная:
позволяет
учащемуся
стать
активным
участником
образовательного
процесса,
а
именно,
повышает
его
мотивацию
в
образовательном
пространстве;
учит
его
организовать
свою
самостоятельную
работу
и
определять
рациональные способы совершенствования своих умений,
развивает навык рефлексии;
педагогическая:
позволяет
педагогу
оценивать
уровень
достижений
каждого
учащегося,
повышать
их
мотивацию
в
образовательном
процессе,
вносить
корректировки в процесс обучения;
социальная:
повышает
интерес
родителей
к
образовательному
процессу,
развивает
социальную мобильность учащихся. [2]
Работа обучающегося и педагога по составлению портфолио основана на принципах:
· позитивность - доброжелательная помощь, прогресс;
·
целостность
развития
и
образования
-
важны
все
этапы/
достижения
жизни;
·
развитие
и
саморазвитие-
познание
себя
через
качественный
анализ
результатов.
Разделы портфолио:
Паспорт
способствует
формированию
автономности
обучающегося,
способности
самостоятельно учиться ..
·досье включает «лучшие» с точки зрения самого обучающегося свидетельства его
успехов в творческой жизни, автобиографические записи, стихи и рассказы, написанные
учащимся, индивидуальные и групповые проекты, письменные доклады, свидетельства
признания достижений учащегося;
· памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков( умения организовать
свою работу, написания эссе, личного и делового письма, резюме);
· рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей,
участников профильных смен в лагерях актива;
Презентация портфолио проводится ребёнком в классе, на родительском собрании или
школьной конференции или на конференции лидеров детских объединений
Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на следующие вопросы:
Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»?
Что получилось / вызвало трудности?
Как организовал информацию?
Какие технологии использовал?
Была ли работа над портфелем полезна для твоего продвижения в области данного
предмета?
Родители оценивают портфолио, отвечая на такие вопросы:
Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»?
Что вызвало у Вас чувство удивления гордости?
Насколько самостоятельно ребёнок составлял «Портфель»?
Как часто он советовался с Вами?
Какие дополнительные материалы технологии использовал?
Для учителя (педагога дополнительного образования) портфель служит инструментом
неформального оценивания достижений обучающегося по предмету и развитию его
личности. «Оценка в школе - это оценка не только знаний, но и желание знать тот или
иной предмет. Оценка – это не то, что стоит в журнале за контрольную, а это
оценка
стараний
и
трудов,
которые
приложил
ученик.
Каждый
развивается
по-
разному, и, соответственно, успеваемость разная».
Заключение
В заключение хочу отметить, что образовательная технология «портфолио» не только
создаёт возможности неформального оценивания достижений учащихся по предмету, но
также повышает их мотивацию в дальнейшем совершенствовании своих предметных и
надпредметных навыков. Кроме того, портфолио является для ученика своеобразной
книгой воспоминаний об определённом периоде его обучения/ жизни в школе. «…нет
ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-
нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства… вот какое-нибудь этакое
прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее
воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён
человек на всю жизнь». Ф. М. Достоевский
Портфель
учащегося
может
быть
эффективно
использован
учителями
разных
предметов,
преподавателями
элективных
курсов
в
предпрофильной
и
профильной
школе, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта и
достижений учащихся по изученному курсу/ циклу предметов или за определённый
период времени.
«Каждый человек — автор своей собственной жизни.»
Портфолио — маршруты развития личности
Что такое портфолио
1. Какой ты сейчас?
Раскрой свои ресурсы. Твои
потребности, жизненные
ценности, интересы
и способности.
Познай себя!
2.Каким ты хочешь стать?
Что ты хотел бы изменить
в себе? В чём ты мог бы
быть лучшим?
Поставь цель!
3. Каким ты стал?
Что изменилось в тебе? Твои
достижения и результаты.
Оцени себя!
Помоги себе сам.
4. Ты готов сделать свой выбор в жизни?
Твои жизненные планы.
Найди свой путь к успеху!
5. Что ты хочешь научиться делать хорошо?
Развивай свои умения.
Найди себя!
6. Ты умеешь добиваться своей цели?
Твои личностные качества.
Совершенствуй свой характер! Вверх
Советы по составлению документа
"Мои жизненные планы"
Данный
документ
представляет
собой
итог
серьезных
размышлений
и
требует
определенного времени, поэтому не следует торопиться с его составлением.
Несколько
рекомендаций,
приведенных
ниже,
помогут
вам
составить
более
содержательный
документ,
который
действительно
поможет
вам
определиться
с
планами на ближайшее будущее и более длительную жизненную перспективу.
1.
Ваши планы должны быть достаточно конкретными. Не стоит писать фразы типа:
"Стать
более
общительным!"
Что
это
значит?
Как
вы
сможете
измерить
свою
общительность? Количеством людей, с которыми вы здороваетесь?
Лучше написать: "Пройти курс коммуникативного тренинга длительностью 5 дней".
Здесь результат тоже не гарантирован, но это можно проконтролировать.
2.
В ваших планах должны быть указаны точные сроки. Не стоит писать: "В течение
2005
года".
Лучше
напишите:
"март
2005
года".
Тогда
вы
сможете
себя
проконтролировать.
3.
Главное - не забывайте давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?",
анализируя очередной пункт своих жизненных планов.
Советы по составлению автобиографии
Автобиография
начинается
со
слов:
Я,
[фамилия,
имя,
отчество]...,
а
дальше
вся
информация излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько
рекомендаций:
1.
Автобиография должна быть краткой, но вместе с тем достаточно развернутой,
чтобы можно было представить основные события вашей жизни.
2.
Информация, указанная в автобиографии, должна помочь вам представить свою
жизнь в максимально выгодном свете, не искажая реальных фактов и событий.
3.
Прямо указывайте на конкретные события вашей жизни, описывая не только суть
самого события, но и ваше отношение к нему и, что более важно, ваши выводы, которые
вы сделали после этого события.
4.
Текст
автобиографии
и
ее
внешнее
оформление
должны
быть
максимально
комфортными
для
чтения,
все
пишется
(печатается)
на
хорошей
бумаге,
крупным
шрифтом или разборчивым почерком.
5.
В конце текста вы должны поставить дату написания автобиографии.
6.
Автобиография должна быть подписана. Если она написана на нескольких листах, то
подписывается каждый лист.
Советы по составлению резюме
1.
Резюме должно быть кратким и правдивым.
2.
Не употребляйте название "Резюме" в заголовке. Заголовком должны быть ваши
фамилия, имя и отчество.
3.
Информация, указанная в резюме, должна быть ориентирована именно на указанную
цель, например, на искомый профиль или работу.
4.
Чётко
указывайте
ваши
биографические
данные
-
дата
и
место
рождения,
подданство, семейное положение и т.д.
5.
Для изложения сведений об образовании и опыта работы используйте обратный
хронологический порядок.
6.
Указывайте в резюме те дополнительные сведения, которые могут повысить вашу
ценность (например, содержание вашей работы, достижения, имеющиеся конкретные
знания и навыки, требуемые в данной работе).
7.
Всегда используйте принцип "НА" вместо "ДАЙ", то есть не просите, а предлагайте.
8.
Резюме может быть составлено и на иностранном языке, но только в том случае,
если работа требует знания иностранного языка.
9.
Текст и внешнее оформление резюме должны быть максимально комфортными для
чтения, все печатается на хорошей бумаге, крупным шрифтом.
10.Направляя резюме конкретному лицу или в организацию, желательно снабдить его
сопроводительным письмом, составляя которое необходимо учитывать определенные
правила.
Правила составления сопроводительного письма
1.
Знайте ваших адресатов. Постарайтесь учесть стиль компании и личные качества
адресата, если они вам известны, Если вы почти ничего не знаете о компании, можно
показать себя специалистом в данной области, упомянув об известных вам ключевых
проблемах. Самое главное - привлечь и удержать внимание.
2.
Заинтересовывайте.
Лучший
способ
привлечь
внимание
-
говорить
о
том,
что
интересует собеседника.
3.
Привлекая
внимание,
удерживайте
его.
Однако
описывайте
свои
успехи
и
предшествующий опыт кратко, избегая повторения "Я!Я!Я!".
4.
Добивайтесь абсолютной ясности в изложении своей цели. Ни в коем случае не
вставляйте в письмо куски резюме, при необходимости обязательно перефразируйте
информацию.
5.
Бейте целенаправленно в одну точку. Ваша цель - убедить читающего, что вы
представляете значительный интерес для читающего и той организации, которую он
представляет. Особенно ценно, если вы можете показать это на конкретных примерах.
Различные типы портфолио.
«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» - портфолио сертифицированных индивидуальных
образовательных
достижений.
Подобная
модель
предполагает
возможность
как
качественной,
так
и
количественной
оценки
материалов.
Итоговый
документ
представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и
оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть
помещены в приложении к портфолио.
Достоинства:
Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Недостатки:
Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой
активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«ПОРТФОЛИО РАБОТ» (портфолио процесса или показательный) представляет собой
собрание
различных
творческих
и
проектных
работ
ученика,
а
также
описание
основных
форм
и
направлений
его
учебной
и
творческой
активности:
участие
в
конференциях,
конкурсах,
учебных
лагерях,
прохождение
элективных
курсов,
различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный вариант
портфолио предполагает качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и
убедительности материалов представленных работ, ориентированности на выбранный
профиль обучения. Он оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением
его
работ,
представленных
в
виде
текстов,
электронных
версий,
фотографий,
видеозаписей.
Достоинства:
Качественная
оценка,
по
параметрам
полноты,
разнообразия
и
убедительности
материалов,
качества
представленных
работ,
ориентированности
на
выбранный
профиль
обучения;
представление
о
динамике
учебной
и
творческой
активности,
направленности интересов, характере предпрофильной подготовки.
Недостатки:
Качественная
оценка
портфолио
дополняет
результаты
итоговой
аттестации,
но
не
может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками
системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника
своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде
текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
Достоинства:
Возможность
включить
механизмы
самооценки
ученика,
что
повышает
степень
осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Недостатки:
Сложность формализации и учета собранной информации.
На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где
перечисленные выше типы являются его основными разделами.
2.
Структура комплексного портфолио.
(портфолио ученика старших классов)
содержит следующие разделы:
титульный лист,
первый раздел "Официальные документы",
раздел второй "Творческие работы и социальная практика",
раздел третий "Отзывы и рекомендации",
раздел четвертый "Общая информация",
сводная итоговая ведомость.
Остановимся подробнее на описании разделов.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс;
период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию
(телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.
РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные
достижения
в
различных
областях
деятельности.
Прежде
всего,
это
аттестат
об
окончании
основной
школы
(приоритетны
отметки
по
профилю),
сертификаты
официально
признанных
на
международном,
федеральном,
региональном,
муниципальном
уровне
конкурсов,
олимпиад,
соревнований,
свидетельство
об
окончании
музыкальной
или
художественной
школы,
удостоверение
о
наличии
спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных
документов.
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Главная
составляющая
раздела
-
зачетная
книжка.
В
зачетную
книжку
вносится
информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки.
Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат.
Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также
описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие
в
научно-практических
конференциях,
конкурсах,
образовательных
лагерях.
Также
представляются
проектные,
исследовательские
работы,
техническое
творчество
и
другие
формы
творческой
активности:
результаты
социальных
практик
(языковых,
трудовых)
-
указывается
вид
практики,
место,
где
она
проводилась,
ее
продолжительность, результат.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты,
социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что
ребенок
представляет
в
портфолио
результаты
по
каким
либо
предметам,
образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о
чем
часто
никто
не
подозревает.
В
результате
он
может
получить
рекомендации
заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального
удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию
будет
возможно,
используя
этот
раздел
портфолио.
Здесь
будет
представлена
саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с
учебной и урочной и заканчивая хобби.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Содержит информацию о школьнике.
1.
Резюме.
Составляется
по
заданной
схеме,
заполнение
официального
бланка
в
соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет
представить возможности и имеющийся деловой опыт.
2.
Автобиография.
В
свободной
форме
школьник
пишет
краткую
автобиографию,
описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые
сумел сделать из этих событий.
3.
Мои
жизненные
планы.
Данный
документ
представляет
собой
итог
серьезных
размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен
помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную
длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные
сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для
этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.
РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ»
При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а
также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания
курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной
зачетной книжке по избираемому профилю.
Примечание.
Рассмотрена типовая структура портфолио. В различных учебных заведения возможна
иная комплектация.