Автор: Жуйкова Ирина Андреевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 3 г. Уржума Кировской области
Населённый пункт: г. Уржум, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок по ОДНКНР 5 класс "Иудаизм и культура"
Раздел: среднее образование
Урок по предмету
«Основы духовно - нравственной культуры народов России» 5 класс
Тема: «Иудаизм и культура»
разработка урока учителя музыки
МКОУ СОШ №3 г. Уржума Кировской области
Жуйковой Ирины Андреевны
Цель урока:
формирование первичных представлений об иудаизме как национальной религии, о месте иудаизма в системе мировых
религий.
Задачи:
- познакомить учащихся с ключевыми особенностями религии иудаизм и культуры евреев;
- формировать уважение (толерантное отношение) к иудаизму, древнейшей религии мира;
- формирование ощущения творческой состоятельности, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию,
взаимоподдержке.
Планируемые результаты урока:
Предметные
-
Различать особенности иудаизма и культуры еврейского народа;
-
употреблять в устной речи слова менора, Тора, иудаизм, иудеи, синагога, звезда Давида, Палестина, Иерусалим,
Моисей.
Личностные:
-
формировать творческую личность
-
формировать знаний основ культурного наследия народов России и человечества
-
формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию
-
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
-
формировать ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде;
-
формировать готовность и способность вести диалог;
-
формировать развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные
-
Познавательные
-
выделять явление из общего ряда других явлений
-
выделять явление из общего ряда других явлений, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности, преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
-
Коммуникативные:
-
Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования деятельн речью, монологической контекстной речью;
-
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
Регулятивные:
-
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
-
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
-
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
Основные термины и понятия: Иудаизм, Тора, менора, иудеи, синагога, основатель.
Средства наглядности: демонстративный материал, видео, раздаточный материал.
Технологии: проектная деятельность, групповая работа.
Оборудование: компьютер, презентация.
Межпредметныесвязи: история, технология, ИЗО, география.
Технологическая карта урока
№ Этап
ы
Формы
работы
Результат
Деятельност
ь учителя
Деятель
ность
обучаю
щихся
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предм
етные
УУД
Организац
ионный
Подготовка к
уроку
Приветствие
Готовятся
к уроку
формировать готовность и
способность обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию на основе
мотивации к обучению и
Мотивационный момент
Визуальн
ая ,
размышле
ние
Готовность к
поиску
информации и
работе на уроке
Значение
терминов,
мотивирует,
помогает
определить
личностно-
значимую
цель проекта.
Прочитать и понять значение
терминов и работу на уроке
веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или
их отсутствию;
формировать ответственное
отношение к учению;
уважительное отношение к
труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде;
Регулятивные:
систематизировать
(в
том
ч и с л е
в ы б и р а т ь
приоритетные)
критерии
планируемых
результатов
и
оценки своей деятельности
Коммутикативные
у м е т ь
о с о з н а н н о
и с п о л ь з о в а т ь
р е ч е в ы е
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей и потребностей для
планирования деятельности
Познакомиться с терминами
«проект и проектная деятельность»
1
Актуа
лизац
ия
знани
й,
Выбо
р
темы
проек
та.
Сбор
идей для
работы
над
темой.
Фронталь
ный
опрос
Выбрали тему:
«Иудаизм и
культура».
Фиксирует
рабочие
предложения
на доске.
Предлаг
ают и
выбира
ют тему
или
вариант
ы тем.
веротерпимость,
уважительное
отношение
к
религиозным
чувствам, взглядам людей или
их отсутствию;
формировать
ответственное
о т н о ш е н и е
к
у ч е н и ю ;
уважительное
отношение
к
труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде;
Регулятивные:
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные результаты
Коммутикативные
уметь осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической контекстной
речью
2
Поста
новка
цели
и
задач
Фронталь
ный
опрос.
Уточнение целей.
Уточнение задач.
Деление на
группы
Помогает в
формировани
и проблемы,
побуждает к
высказывани
ю своего
мнения.
Выдвига
ют
задачи
урока и
проекта.
формировать
ответственное
о т н о ш е н и е
к
у ч е н и ю ;
уважительное
отношение
к
труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде;
формировать
готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими людьми и достигать в
н е м
в з а и м о п о н и м а н и я
(идентификация
себя
к а к
п о л н о п р а в н о го
с у б ъ е к т а
о б щ е н и я ,
г о т о в н о с т ь
к
ко н с т ру и р о в а н и ю
о б р а з а
партнера по диалогу, готовность
к
конструированию
образа
допустимых способов диалога,
готовность к конструированию
п р о ц е с с а
д и а л о г а
к а к
конвенционирования интересов,
п р о ц е д у р ,
г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
в е д е н и ю
переговоров)
Регулятивные:
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные результаты
Познавательные
выделять явление из общего
ряда других явлений
Коммутикативные
Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной речью,
монологической контекстной
речью
Форми
ровани
е
межпр
едметн
ых
связей.
3
Систе
матиз
ация
знани
й,
План
ирова
ние.
Составле
ние плана
выполнен
ия
проекта в
группах.
Сформированы
группы
Составлен
план
выполнени
я проекта.
Наблюдает,
помогает в
формировани
и рабочих
групп,
уточняет
цели.
Формируют рабочие группы, планируют распределение деятельности в группах.
Обсуждают варианты выполнения проекта.
формировать
ответственное
о т н о ш е н и е
к
у ч е н и ю ;
уважительное
отношение
к
труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде;
формировать
готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими людьми и достигать в
н е м
в з а и м о п о н и м а н и я
(идентификация
себя
к а к
п о л н о п р а в н о го
с у б ъ е к т а
о б щ е н и я ,
г о т о в н о с т ь
к
ко н с т ру и р о в а н и ю
о б р а з а
партнера по диалогу, готовность
к
конструированию
образа
допустимых способов диалога,
готовность к конструированию
п р о ц е с с а
д и а л о г а
к а к
конвенционирования интересов,
п р о ц е д у р ,
г о т о в н о с т ь
и
с п о с о б н о с т ь
к
в е д е н и ю
переговоров)
Регулятивные:,
выстраивать жизненные
планы на краткосрочное
будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить
адекватные им задачи и
предлагать действия,
указывая и обосновывая
логическую
последовательность шагов
Познавательные: выделять
явление из общего ряда
других явлений
Коммутикативные
Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической контекстной
речью
4
Работ
а в
групп
ах
Поис
к
инфо
1) Чтение
текстов,
обмен
информац
ией в
группах.
Перерабо
Представляют
продукт
участникам
группы.
Наблюдает,
контролирует
выполнение
плана
проекта,
помогает (по
просьбе) в
Самосто
ятельно
изучают
материа
л по
группам
Регулятивные: находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата
употре
блять в
устной
речи
слова
менора
,
Тора,
рмац
ии.
Элем
ент
освое
ния
новог
о
матер
иала
тка
информац
ии.
Коррекци
я
дальнейш
их
действий.
анализе и
синтезе
собранного
материала.
принимать решение в
учебной ситуации и нести за
него ответственность
Познавательные выделять
явление из общего ряда
других явлений, выделять
явление из общего ряда
других явлений, находить в
тексте требуемую
информацию (в соответствии
с целями своей
деятельности,
преобразовывать текст,
«переводя» его в другую
модальность,
интерпретировать текст
Коммутикативные
Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение
иудаиз
м,
иудеи,
синаго
га,
Моисе
й,
основа
тель.
Работ
а по
созда
нию
проду
кта.
Систе
матиз
ация
знани
й.
2)Индиви
дуальная
и
групповая
работа по
созданию
продукта.
Наблюдает,
контролирует
выполнение
Делают
проект и
на его
основе
составля
ют
краткое
описате
льное
сообщен
ие.
Регулятивные: описывать
свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
принимать решение в
учебной ситуации и нести за
него ответственность
Познавательные
выделять общий признак
двух или нескольких
предметов или явлений и
объяснять их сходство,
выделять явление из общего
ряда других явлений,
создавать абстрактный или
реальный образ предмета
и/или явления
Коммутикативные
Умение организовывать
учебное сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение
употре
блять в
устной
речи
слова
менора
,
Тора,
иудаиз
м,
иудеи,
синаго
га,
хала,
маца.
Перед презентацией выполненных работ проводится физкультминутка.
5
Презентация
сообщения и
Презента
ция
Помогает в
организации
презентации.
Сообще
ние.
Задают
вопросы
.
Отстаив
ф о р м и р о в ат ь
р а з в и т о с т ь
эстетического
сознания
через
освоение
художе ственного
наследия
народов
России
и
мира, творческой деятельности
эстетического характера
Регулятивные описывать
свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса
употре
блять в
устной
речи
слова
менора
6
Оцен
ивани
е,
запис
ь д/з.
Рефле
ксия
Беседа о
том, что
получило
сь, не
получило
сь, что
можно
сделать
по-
другому.
Обмен выводами
и предложениями
для следующего
проекта.
Беседует с
учащимися,
отмечает
вклад каждого
в проект,
анализирует
работу в
группах.
Проверка
ответов
кроссворда.
Выполн
ение
задания
крооссв
орд.
Высказы
вают
свое
мнение
о
проекте,
работе
однокла
ссников,
своей
работе.
Делают
выводы.
ф о р м и р о в ат ь
р а з в и т о с т ь
эстетического
сознания
через
освоение
художе ственного
наследия
народов
России
и
мира, творческой деятельности
эстетического характера
Регулятивные описывать
свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
оценивать продукт своей
деятельности по заданным
и/или самостоятельно
определенным критериям в
соответствии с целью
деятельности; принимать
решение в учебной ситуации
и нести за него
ответственность
Познавательные:
вербализовать
эмоциональное впечатление,
оказанное на него
источником
Коммутикативные
Умение осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для
выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической контекстной
речью.
Раздаточный материал
Группа 1
Происхождение иудаизма
Задание 1. Прочитайте с. 109 – 110 в учебнике. Ответьте на вопросы:
-
Когда возник иудаизм?
-
Где возникла изучаемая религия?
-
Кто является основателем?
-
несколько предложений о Моисее.
Иудеи — этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность
иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает
в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе.
Задание 2. На карте отметьте Палестину, заполни таблицу, приклейте карту на общий проект.
Время возникновения
религии Иудаизм
Место возникновения
Основатель
Группа 2
Тора – священное писание.
Задание 1. Прочитайте страницу 111 в учебнике. Ответьте на вопросы:
-
Как переводится слово «тора»?
-
Из каких книг состоит Тора?
-
Можно ли продать Тору?
Задание 2. Прочитайте основные заповеди Торы и её особенности.
Заповеди иудаизма – это нравственные и этические предписания, по которым должны жить правоверные евреи-иудеи.10
заповедей иудаизма были даны иудеям с помощью божественного вмешательства. Бог передал их Моисею, который, в свою
очередь, будучи посланником божьим передал их всем евреям. Заповеди были высечены на Скрижалях Завета. Данные этические
предписания и нравственные законы были даны богом не только евреям и не исключительно иудеям, они были даны всем людям
на земле, кто был готов им следовать и почитать их. Десять заповедей иудаизма включают в себя следующие. Первая и главная
заповедь касается единобожия. Религия является монотеистической, поэтому заповедь подразумевает отсутствие у верующих
мыслей и чувств в отношении иных богов, таковых просто не существует, бог один. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся
никому, кроме господа бога.
Третья заповедь касается имени бога, которое, как утверждают иудеи, было известно древним евреям, но в силу исторических или
божественных обстоятельств имя было забыто и теперь недоступно для современного человека. Третья заповедь: не вспоминай
имя бога напрасно. Субботний день по четвертой заповеди следует посвящать отдыху, как сделал бог на седьмой день творения
мира. То есть, в седьмой день, в субботу каждый иудей и другой правоверный человек должен провести за молитвами и
благодарными речами к богу.
Пятая заповедь призывает почитать отца и мать своих. Не убивай, не кради и не прелюбодействуй – наиболее известные заповеди.
Не лжесвидетельствуй, а также не желай жены ближнего своего или его дома. Все эти заповеди в той или иной форме
традиционно перекочевали в христианство, а также в переделанных и адаптированных вариантах представлены в исламе. Это что
касается десяти заповедей ислама, которые были даны Моисею. Но существуют и другие заповеди.
613 заповедей иудаизма – это заповеди, содержащиеся в Торе. Это религиозные предписания. Они делятся на две группы. Первая
группа – это запрещающие заповеди, вторая – обязывающие.
Задание 3. Создайте свиток Торы, написав в ней основные заповеди иудаизма. Добавьте материал в общий
проект.
СВИТОК ТОРЫ – 10 заповедей
Группа 3.
Синагога
Задание 1. Прочитайте страницы 111 – 113, подумайте над основными особенностями синагоги. Ответьте
на вопросы:
1.
Что такое синагога?
2.
Как евреи воспринимают синагогу? Для чего туда ходят?
3.
Какие особенности в помещении синагоги?
Задание 2. Рассмотрите на странице 112 синагоги.
Выберите из предложенных ниже рисунков синагогу. Наклейте на проект, надпишите особенности.
Группа 4
Праздники
Задание 1. Прочитайте статью про праздники.
Главный праздник иудаизма – Песах (Пасха). В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в
Землю Обетованную. Празднование Песаха продолжается семь дней. В течение праздника запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят
мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей. Это традиция связана с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто,
поэтому напекли пресных лепешек. Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда имеют
символическое значение: горькая зелень напоминает о горечи рабства, блюдо из тертых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминает
глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.
Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот (Пятидесятница) – праздник, отмечаемый в память о даровании Моисею Богом Десяти
заповедей на горе Синай. В этот день по традиции синагоги украшают цветами и зелеными ветвями. Так как праздник связан с дарованием
Торы, то обучение детей иудейским традициям обычно начинается именно с Шавуот. Во время праздника принято употреблять в пищу
молочные продукты и воздерживаться от мясного. По традиции к столу подаются блюдо из молока и меда и творожные ватрушки.
Во время сорокалетнего странствия по Синайской пустыне евреи жили в шалашах, поэтому на Суккот они должны были постоить шалаш
(суку) и, по возможности, прожить в нем некоторое время.
Ханука празднуется в память чуда, произошедшего после победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда
властвовавшим в Палестине. Восставшим удалось захватить Иерусалим, и они решили освятить Храм, оскверненный царем. Для ритуала
было необходимо особое оливковое масло, однако в храме удалось найти только один сосуд, которого хватило бы на один день. Но, согласно
преданию, совершилось чудо: заправленный маслом светильник горел 8 дней. Поэтому праздник отмечается 8 дней. В первый его день
зажигают одну свечу, во второй – две и так до 8 дня, в который зажгут 8 свечей.
Задание 2. Выпишите название праздников и из основные особенности.
Группа 5
Символы иудаизма
Задание 1
Прочитайте информацию про символы иудаизма.
Звезда Давида, щит Давида – признанный иудейский символ. Но всегда ли так было? На самом деле большую часть времени эмблема не
имела для евреев особой ценности. В иудаизме знак использовался в качестве декора, а потому встречался исключительно на предметах
бытового характера – на посуде или менорах (подсвечниках). Позже он стал появляться на синагогах, а со временем даже на надгробиях.
Национальным атрибутом для евреев Давидов знак стал лишь в XVIII-XIX веках, утвердившись также в качестве символа иудаизма.
Шестиконечная звезда постепенно стала еврейским аналогом христианского креста или исламского полумесяца.
Многих интересует, почему звезда Давида называется именно так, а не иначе. Одно из сказаний прослеживает взаимосвязь символа и некогда
жившего царя Давида. Согласно ей, царь использовал звезду с шестью концами в качестве личной подписи. На иврите имя царя писалось
всего из трех букв: Далет, Вав и снова Далет.Буква «Д» изображалась в виде треугольника, что повлекло за собой появление монограммы, где
две фигуры сливаются в звезду.
На данный момент знак расшифровывается с разных точек зрения, каждая из которых имеет под собой определенные основания:
гармоничное соединение мужского и женского начала;
переплетение космоса и земли, то есть духовного и физического тела человека;
отождествление со стихиями, сочетающимися друг с другом; выражение четырех чувств, два из которых противопоставляются:
ярость-покой, жестокость-сострадание;
символ мироздания, а также количество дней, за которые Бог создал землю.
Мено́
ра (] букв. «светильник») — золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей (семисвечник), который находился в
Скинии собрания, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до его разрушения. Является одним из древнейших символов иудаизма и
еврейских религиозных атрибутов.
Задание 2. Перерисуйте на проект символы и подпишите их.
Группа 6
Израиль
Задание 1. Прочитайте информацию про Израиль. Подумайте, почему Иерусалим называют «город мира», «город
трех религий»?
Изра́
иль , официально — Госуда́
рствоИзра́
иль — государство на Ближнем Востоке, население на 1 января 2019
года 8 972 000 человек, территория — 22 072 км².
Расположен на Ближнем Востоке, у восточного побережья Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-
востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе —
с Египтом и сектором Газа
Столица — Иерусалим. Государственный язык — иврит, арабский язык обладает особым статусом.
Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и
определяется в Декларации независимости как «еврейское государство». Закон о возвращении Государства Израиль даёт
право всем евреям, а также людям, имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.. В то же время,
Израиль — демократическое государство, где по закону равные права с евреями имеют и все прочие религиозные и
этнические группы.
Задание 2. Рассмотрите флаг и герб Израиля. Скажите, какие символы иудаизма отображены на них.
Задание 3. Выпишите название государства, столицу и сделайте рисунок рядом с гербом Израиля.
Кроссворд
Вопросы :
1. Земля обетованная
2.Какому пророку была ниспослана Тора
3.Семисвечник
4. Пятикнижье
5.Чья звезда является символом иудаизма 6.
6.центр еврейской общины
7.Как переводится с иврита слово "Тора"
Кроссворд
Вопросы :
1. Земля обетованная
2. Какому пророку была ниспослана Тора
3.Семисвечник
4. Пятикнижье
5. Чья звезда является символом иудаизма 6.
6. центр еврейской общины
7. Как переводится с иврита слово "Тора"
Фамилия Имя
Оценка
Фамилия Имя
Оценка
Фамилия Имя
Оценка
Фамилия Имя
Оценка
Фамилия Имя
Оценка
Фамилия Имя
Оценка