Напоминание

Использование современных логопедических технологий в работе учителя-логопеда


Автор: Черепанова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Находка Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных логопедических технологий в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №33» г. Находка Приморского края.

Номинация:

«Использование современных логопедических технологий в условиях

логопедического пункта в ДОУ».

Индивидуальная логопедическая непрерывная образовательная деятельность

Тема: «Автоматизация звука ж в открытых слогах».

Черепанова Ольга Николаевна.

Учитель-логопед.

Логопедический пункт МБДОУ, старший дошкольный возраст.

Информационно-аналитическая записка.

Цель данной работы – создать условия для автоматизации звука [ж] в

слогах и формирования грамматического строя речи.

Основными задачами образовательной деятельности являются:

«Речевое развитие»

- формировать навыки правильного звукопроизношения,

- закреплять навыки употребления в речи грамматически-правильных

конструкций,

- развивать фонематическое восприятие,

- активизировать и обогащать словарь,

«Познавательное развитие»

- активизировать мыслительные операции,

- вводить в активный словарь новые слова, понятия,

«Социально-коммуникативное развитие»

- развивать свободное общение детей и педагога,

- создавать эмоционально-комфортную атмосферу,

- способствовать соблюдению норм речи,

«Физическое развитие»

- развивать общую и мелкую моторику,

- координацию движений, темп и ритм речи,

- формировать физиологическое и речевое дыхание,

Предполагаемый результат: сформировать навыки самоконтроля над

речью при произношении звука [ж], и использовать его в грамматических

конструкциях.

Работая в условиях логопункта с детьми с общим недоразвитием речи и

фонетико-фонематическим

недоразвитием

речи

над

правильным

звукопроизношением, мы столкнулись с проблемой быстрой утомляемости

детей

от

бесконечного

повторения

речевого

материала.

Во

время

автоматизации звуков в НОД, дошкольнику сложно даже несколько минут

просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за

педагогом

определенные

слова

и

фразы,

ребенок

психологически

зажат.

Неудивительно,

что

правильно

и

достаточно

хорошо

повторив

речевой

материал, дети недолго удерживают его в памяти. Выстроив образовательную

деятельность подобным образом, согласно ФГОС, у детей повысился интерес

к усвоению материала и овладению звуками родной речи.

Предварительная работа: на 1 этапе постановка изолированного звука

с помощью артикуляционных упражнений и по подражанию. Закрепление

артикуляционного уклада.

Словарная работа: улей, ужи, чижи, сторожа, моржи.

В данной образовательной деятельности использовались технологии:

М. Лынской «Сенсорного воздействия в коррекции звукопроизношении» -

упражнение «Насекомые»; Е. Косиновой «Музыкальное сопровождение к

картинкам-символам» - «Артикуляционная гимнастика под песенку пчелки»;

И..Дуровой

«Формирование

фонематического

восприятия»

-

упражнение

«Собери

кольца»;

В.

Коноваленко

Н.

Ефименкова

«Формирование

грамматического

строя

речи»

-

упражнения

«Я

начну,

а

ты

закончи»,

«Цветочная полянка», «Наши помощники».

Оборудование: конверт с разрезной картинкой пчелы, проигрыватель,

игрушка пчелка, кубики, коробка с фасолью, игрушки-насекомые, ежик из

пластилина, семена подсолнуха, кольцеброс с кольцами, бумажные цветы с

изображением действий (сижу, хожу, глажу, лежу, режу), картонное дерево,

птицы с изображением предметов множественного числа (гаражи, чижи, ужи,

ежи, моржи, лужи, сторожа), изображение смайлика, шнурок

.

Конспект индивидуальной логопедической НОД.

Тема: «Автоматизация звука [ ж ] в открытых слогах».

Цель: создание условий для автоматизация звука [ж] в открытых слогах.

Задачи:

Коррекционно-воспитательные

воспитывать навыки самоконтроля над речью,

воспитывать интерес к НОД.

Коррекционно-образовательные:

закреплять

правильный

артикуляционный

уклад

при

произношении

звука [ж ],

автоматизировать звук [ж] изолированно и в слогах,

совершенствовать

умение

образовывать

суще ствительные

множественного числа,

совершенствовать умение образовывать глаголы настоящего времени,

расширять и активизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух,

развивать речевое дыхание,

развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,

совершенствовать развитие пространственных представлений,

развивать

слуховое

внимание,

произвольную

память,

словесно-

логическое мышление.

Оборудование:

конверт

с

разрезной

картинкой

пчелы,

кубики,

проигрыватель,

коробка

с

фасолью,

игрушки

насекомые,

кольцеброс

с

кольцами, ёжик из пластилина, семена подсолнуха,

бумажные цветы с

изображением действий (сижу, хожу, глажу, лежу, режу), картонное дерево,

птицы с изображением предметов множественного числа (гаражи, чижи, ужи,

ежи, моржи, лужи, сторожа), изображение смайлика, шнурок .

Ход:

l. Мотивационно-целевой этап.

Открыта форточка, на подоконнике лежит конверт.

Логопед: - Ой, я забыла закрыть форточку (логопед закрывает форточку).

Логопед: - Ветерок осенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик.

ll. Практический этап.

1. Упражнение на дыхание «Осенний ветерок».

Логопед:- … а ты можешь показать, как дует осенний ветерок?

- Вдыхай глубоко носом, плечи не поднимай, выдох через рот. Настоящий

ветерок.

Логопед:- ……. посмотри, что за вести там внутри?

Ребенок берет конверт, открывает и вместе с логопедом заглядывают внутрь.

Логопед: - Здесь картинка, хочешь её собрать?.

2. Упражнение «Сложи пчелку»

Ребенок собирает картинку.

Логопед:- Кто получился?

Логопед: - Ветер унес пчелку. А где может спрятаться пчелка от ветра?

Логопед: - Как называется дом пчелки?

- Пчелке нужно построить домик – улей, чтобы она могла там спрятаться от

ветра и дождя.

- А ты, хотела бы помочь ей?

- Для этого нужно выполнить упражнения. А поможет их выполнить песенка

пчелки.

- Напомним её язычку.

3. Артикуляционные гимнастика.

Логопед

включает музыку («Песенка пчелы») и выполняет упражнения

вместе с ребенком.

Упражнения «Улыбка», «Лопатка», «Блинчик», «Вкусное варенье», Чистим

верхние зубки», «Чашечка» заносим «чашечку за верхние зубы», «Заборчик»,

«Окошко».

Логопед выключает музыку.

Логопед:- Попробуй пожужжать как пчелка.

Вот ты и готова помогать пчелке.

4. Упражнение на фонематический слух «Собери кольца».

Логопед показывает на дорожку из колец.

Логопед: - Здесь дорожка из колец. Когда услышишь песенку пчелы, надень

кольцо на кольцеброс. Логопед называет слоги: за-са-жа-та-ша-жа-да-жа-за-

ша-жа-за-жа.

Логопед:- Молодец, у тебя есть часть улья! (В конце «дорожки» стоит кубик).

5. Упражнение «Насекомые» (проговаривание слогов).

На полу разложены насекомые, рядом коробка с фасолью.

Логопед: - Наступили холода, и эти насекомые не успели спрятаться от

холодного ветра так же как пчелка. Поможем им? Делай как я. (Логопед берет

насекомое прячет в коробку с фасолью

и говорит:- жа. Ребенок берет

насекомое и прячет в коробке, повторяет: -жа. Логопед берет следующее

насекомое,

прячет

под

фасолью

и

говорит:

-жо.

Ребенок

повторяет,

проговаривая слог. (Спрятать всех насекомых проговаривая слоги).

- Вот и еще одна часть домика-улья. Ребенок берет кубик и ставит рядом с

предыдущим.

6. Упражнение «Я начну, а ты закончи» .

На полянке ежик из пластилина.

- О! Это же ежик. Он заболел и потерял иголки. Поможешь вылечить его? Я

начинаю чистоговорку, а ты проговори последний слог и верни ежу иголки.

Логопед: Жа-жа-жа мы увидели е… Ребенок: жа-жа-жа (на каждый слог

втыкает «иголку-семечку»).

Логопед: Жу-жу-жу помоги е….

Логопед: Жа-жа-жа вылечи е…

Логопед: Жи-жи-жи довольны все е…

- Ежик говорит тебе спасибо за помощь. Можешь взять еще одну часть для

домика. (Ребенок берет кубик и строит домик.)

7. Упражнение «Цветочная полянка». (образовывать глаголы настоящего

времени)

На полу корзинка с бумажными цветами.

Логопед: - Посмотри, корзинка с необычными цветами. На них картинки. Из

них получится красивая полянка.

Разложи их в следующем порядке: сижу, режу. (Ребенок берет цветы, на

которых эти картинки и раскладывает). Разложи следующие: хожу, лежу,

глажу. Договори слова.

Логопед:- ре…ребенок:-..жу

- хо… (…жу)

- си… (… жу)

- ле… (…жу)

- гла… (…жу)

- Скажи столько раз –жа- сколько белых цветов.

-Скажи столько раз –жо- сколько желтых цветов.

-

Логопед::

-Красиво!

Тебе

нравиться

полянка?

Хочешь

поиграть

в

маленькую пчелку?

8. Физ.минутка: «Пчелка».

На лужайке, на ромашке делаем руками круг, потом ладошками –

цветок

В полосатенькой рубашке, показываем ладошками полоски на рубашке

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Машем руками,

Над полянками кружу. кружимся, руки в стороны

Тихо по ветру качаюсь, руки в стороны качаемся

Низко-низко наклоняюсь. наклоняемся, руки в стороны

Вновь взлетаю, опускаюсь, поднимаемся, присаживаемся

Замедляю свой полет,

И сажусь я на цветок. руками делаем цветок.

9. Упражнение «Наши помощники».

Логопед:-

Ветер занес пчелу высоко, она не может сама слететь. Кто тебе

поможет? (логопед показывает на стол, там разложены птицы с наклеенными

картинками).

Логопед:

-

Это

не

просто

птицы,

они

принесли

тебе

отгадки.

Если

ты

отгадаешь загадки и правильно рассадишь птиц, пчела сможет спуститься и

поселиться в улье. Попробуешь?

- Логопед: - Птица дружит с теми, кто носит иголки длинные и колкие.

Ребенок берет птицу с картинкой «ежи».

Логопед: - е.. (ребенок договаривает – жи)

Логопед: - Она полетит над пчелой.

Ребенок крепит картинку птицы.

Логопед: - Что за странные веревки, по земле ползут так ловко?

Ребенок находит птицу с картинкой «ужи»

Логопед: - У.. (ребенок договаривает слог)

Логопед: - Эта сядет справа от пчелы.

Ребенок садит птицу.

Логопед: - Какая птица дружит с морскими животными?

Ребенок находит птицу с картинкой «моржи».

Логопед: - Мор…

Логопед: - Её ветка слева от пчелы.

Логопед: - Где машины любят спать, чтобы шинами шуршать?

Ребенок находит птицу.

Логопед: - Гара…

Логопед: - Сядет на ветку под пчелой..

Логопед: - Они ночью не спят, с ружьем сторожат.

Ребенок находит птицу.

Логопед: - Сторо…

Логопед: - Эту птицу посади куда захочешь.

Логопед: - Кто, так здорово поет, что каждый сразу узнает?

Ребенок берет картинку.

Логопед: - Чи…

Логопед: - Выбери ей любую ветку.

Логопед: - Дождь прошел, они остались, на асфальте распластались.

Ребенок берет картинку.

Логопед: - Лу…

Логопед: - Птица полетит над деревом.

Логопед: - Теперь пчела может спуститься, а ты достроить улей. Логопед дает

ребенку крышу от домика-улья. Ребенок достраивает домик. Логопед снимает

пчелу.

- Пчелка, очень рада, что подружилась с тобой. Посели её в улей. ( Ребенок

селит в домик пчелку).

lll. Рефлексивно-оценочный этап.

- Ты молодец! Построила дом для пчелки. Теперь ей не страшен сильный

ветер. А как называется дом для пчелки? А какой звук тебе помогал?

- Покажи свое настроение, выложи улыбку смайлику.

- Пчелка очень рада, что ты помог ей. Скажи ей до свидания.



В раздел образования