Автор: Черепанова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Находка Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование современных логопедических технологий в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №33» г. Находка Приморского края.
Номинация:
«Использование современных логопедических технологий в условиях
логопедического пункта в ДОУ».
Индивидуальная логопедическая непрерывная образовательная деятельность
Тема: «Автоматизация звука ж в открытых слогах».
Черепанова Ольга Николаевна.
Учитель-логопед.
Логопедический пункт МБДОУ, старший дошкольный возраст.
Информационно-аналитическая записка.
Цель данной работы – создать условия для автоматизации звука [ж] в
слогах и формирования грамматического строя речи.
Основными задачами образовательной деятельности являются:
«Речевое развитие»
- формировать навыки правильного звукопроизношения,
- закреплять навыки употребления в речи грамматически-правильных
конструкций,
- развивать фонематическое восприятие,
- активизировать и обогащать словарь,
«Познавательное развитие»
- активизировать мыслительные операции,
- вводить в активный словарь новые слова, понятия,
«Социально-коммуникативное развитие»
- развивать свободное общение детей и педагога,
- создавать эмоционально-комфортную атмосферу,
- способствовать соблюдению норм речи,
«Физическое развитие»
- развивать общую и мелкую моторику,
- координацию движений, темп и ритм речи,
- формировать физиологическое и речевое дыхание,
Предполагаемый результат: сформировать навыки самоконтроля над
речью при произношении звука [ж], и использовать его в грамматических
конструкциях.
Работая в условиях логопункта с детьми с общим недоразвитием речи и
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
над
правильным
звукопроизношением, мы столкнулись с проблемой быстрой утомляемости
детей
от
бесконечного
повторения
речевого
материала.
Во
время
автоматизации звуков в НОД, дошкольнику сложно даже несколько минут
просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за
педагогом
определенные
слова
и
фразы,
ребенок
психологически
зажат.
Неудивительно,
что
правильно
и
достаточно
хорошо
повторив
речевой
материал, дети недолго удерживают его в памяти. Выстроив образовательную
деятельность подобным образом, согласно ФГОС, у детей повысился интерес
к усвоению материала и овладению звуками родной речи.
Предварительная работа: на 1 этапе постановка изолированного звука
с помощью артикуляционных упражнений и по подражанию. Закрепление
артикуляционного уклада.
Словарная работа: улей, ужи, чижи, сторожа, моржи.
В данной образовательной деятельности использовались технологии:
М. Лынской «Сенсорного воздействия в коррекции звукопроизношении» -
упражнение «Насекомые»; Е. Косиновой «Музыкальное сопровождение к
картинкам-символам» - «Артикуляционная гимнастика под песенку пчелки»;
И..Дуровой
«Формирование
фонематического
восприятия»
-
упражнение
«Собери
кольца»;
В.
Коноваленко
Н.
Ефименкова
«Формирование
грамматического
строя
речи»
-
упражнения
«Я
начну,
а
ты
закончи»,
«Цветочная полянка», «Наши помощники».
Оборудование: конверт с разрезной картинкой пчелы, проигрыватель,
игрушка пчелка, кубики, коробка с фасолью, игрушки-насекомые, ежик из
пластилина, семена подсолнуха, кольцеброс с кольцами, бумажные цветы с
изображением действий (сижу, хожу, глажу, лежу, режу), картонное дерево,
птицы с изображением предметов множественного числа (гаражи, чижи, ужи,
ежи, моржи, лужи, сторожа), изображение смайлика, шнурок
.
Конспект индивидуальной логопедической НОД.
Тема: «Автоматизация звука [ ж ] в открытых слогах».
Цель: создание условий для автоматизация звука [ж] в открытых слогах.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные
воспитывать навыки самоконтроля над речью,
воспитывать интерес к НОД.
Коррекционно-образовательные:
закреплять
правильный
артикуляционный
уклад
при
произношении
звука [ж ],
автоматизировать звук [ж] изолированно и в слогах,
совершенствовать
умение
образовывать
суще ствительные
множественного числа,
совершенствовать умение образовывать глаголы настоящего времени,
расширять и активизировать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух,
развивать речевое дыхание,
развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,
совершенствовать развитие пространственных представлений,
развивать
слуховое
внимание,
произвольную
память,
словесно-
логическое мышление.
Оборудование:
конверт
с
разрезной
картинкой
пчелы,
кубики,
проигрыватель,
коробка
с
фасолью,
игрушки
–
насекомые,
кольцеброс
с
кольцами, ёжик из пластилина, семена подсолнуха,
бумажные цветы с
изображением действий (сижу, хожу, глажу, лежу, режу), картонное дерево,
птицы с изображением предметов множественного числа (гаражи, чижи, ужи,
ежи, моржи, лужи, сторожа), изображение смайлика, шнурок .
Ход:
l. Мотивационно-целевой этап.
Открыта форточка, на подоконнике лежит конверт.
Логопед: - Ой, я забыла закрыть форточку (логопед закрывает форточку).
Логопед: - Ветерок осенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик.
ll. Практический этап.
1. Упражнение на дыхание «Осенний ветерок».
Логопед:- … а ты можешь показать, как дует осенний ветерок?
- Вдыхай глубоко носом, плечи не поднимай, выдох через рот. Настоящий
ветерок.
Логопед:- ……. посмотри, что за вести там внутри?
Ребенок берет конверт, открывает и вместе с логопедом заглядывают внутрь.
Логопед: - Здесь картинка, хочешь её собрать?.
2. Упражнение «Сложи пчелку»
Ребенок собирает картинку.
Логопед:- Кто получился?
Логопед: - Ветер унес пчелку. А где может спрятаться пчелка от ветра?
Логопед: - Как называется дом пчелки?
- Пчелке нужно построить домик – улей, чтобы она могла там спрятаться от
ветра и дождя.
- А ты, хотела бы помочь ей?
- Для этого нужно выполнить упражнения. А поможет их выполнить песенка
пчелки.
- Напомним её язычку.
3. Артикуляционные гимнастика.
Логопед
включает музыку («Песенка пчелы») и выполняет упражнения
вместе с ребенком.
Упражнения «Улыбка», «Лопатка», «Блинчик», «Вкусное варенье», Чистим
верхние зубки», «Чашечка» заносим «чашечку за верхние зубы», «Заборчик»,
«Окошко».
Логопед выключает музыку.
Логопед:- Попробуй пожужжать как пчелка.
Вот ты и готова помогать пчелке.
4. Упражнение на фонематический слух «Собери кольца».
Логопед показывает на дорожку из колец.
Логопед: - Здесь дорожка из колец. Когда услышишь песенку пчелы, надень
кольцо на кольцеброс. Логопед называет слоги: за-са-жа-та-ша-жа-да-жа-за-
ша-жа-за-жа.
Логопед:- Молодец, у тебя есть часть улья! (В конце «дорожки» стоит кубик).
5. Упражнение «Насекомые» (проговаривание слогов).
На полу разложены насекомые, рядом коробка с фасолью.
Логопед: - Наступили холода, и эти насекомые не успели спрятаться от
холодного ветра так же как пчелка. Поможем им? Делай как я. (Логопед берет
насекомое прячет в коробку с фасолью
и говорит:- жа. Ребенок берет
насекомое и прячет в коробке, повторяет: -жа. Логопед берет следующее
насекомое,
прячет
под
фасолью
и
говорит:
-жо.
Ребенок
повторяет,
проговаривая слог. (Спрятать всех насекомых проговаривая слоги).
- Вот и еще одна часть домика-улья. Ребенок берет кубик и ставит рядом с
предыдущим.
6. Упражнение «Я начну, а ты закончи» .
На полянке ежик из пластилина.
- О! Это же ежик. Он заболел и потерял иголки. Поможешь вылечить его? Я
начинаю чистоговорку, а ты проговори последний слог и верни ежу иголки.
Логопед: Жа-жа-жа мы увидели е… Ребенок: жа-жа-жа (на каждый слог
втыкает «иголку-семечку»).
Логопед: Жу-жу-жу помоги е….
Логопед: Жа-жа-жа вылечи е…
Логопед: Жи-жи-жи довольны все е…
- Ежик говорит тебе спасибо за помощь. Можешь взять еще одну часть для
домика. (Ребенок берет кубик и строит домик.)
7. Упражнение «Цветочная полянка». (образовывать глаголы настоящего
времени)
На полу корзинка с бумажными цветами.
Логопед: - Посмотри, корзинка с необычными цветами. На них картинки. Из
них получится красивая полянка.
Разложи их в следующем порядке: сижу, режу. (Ребенок берет цветы, на
которых эти картинки и раскладывает). Разложи следующие: хожу, лежу,
глажу. Договори слова.
Логопед:- ре…ребенок:-..жу
- хо… (…жу)
- си… (… жу)
- ле… (…жу)
- гла… (…жу)
- Скажи столько раз –жа- сколько белых цветов.
-Скажи столько раз –жо- сколько желтых цветов.
-
Логопед::
-Красиво!
Тебе
нравиться
полянка?
Хочешь
поиграть
в
маленькую пчелку?
8. Физ.минутка: «Пчелка».
На лужайке, на ромашке делаем руками круг, потом ладошками –
цветок
В полосатенькой рубашке, показываем ладошками полоски на рубашке
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Машем руками,
Над полянками кружу. кружимся, руки в стороны
Тихо по ветру качаюсь, руки в стороны качаемся
Низко-низко наклоняюсь. наклоняемся, руки в стороны
Вновь взлетаю, опускаюсь, поднимаемся, присаживаемся
Замедляю свой полет,
И сажусь я на цветок. руками делаем цветок.
9. Упражнение «Наши помощники».
Логопед:-
Ветер занес пчелу высоко, она не может сама слететь. Кто тебе
поможет? (логопед показывает на стол, там разложены птицы с наклеенными
картинками).
Логопед:
-
Это
не
просто
птицы,
они
принесли
тебе
отгадки.
Если
ты
отгадаешь загадки и правильно рассадишь птиц, пчела сможет спуститься и
поселиться в улье. Попробуешь?
- Логопед: - Птица дружит с теми, кто носит иголки длинные и колкие.
Ребенок берет птицу с картинкой «ежи».
Логопед: - е.. (ребенок договаривает – жи)
Логопед: - Она полетит над пчелой.
Ребенок крепит картинку птицы.
Логопед: - Что за странные веревки, по земле ползут так ловко?
Ребенок находит птицу с картинкой «ужи»
Логопед: - У.. (ребенок договаривает слог)
Логопед: - Эта сядет справа от пчелы.
Ребенок садит птицу.
Логопед: - Какая птица дружит с морскими животными?
Ребенок находит птицу с картинкой «моржи».
Логопед: - Мор…
Логопед: - Её ветка слева от пчелы.
Логопед: - Где машины любят спать, чтобы шинами шуршать?
Ребенок находит птицу.
Логопед: - Гара…
Логопед: - Сядет на ветку под пчелой..
Логопед: - Они ночью не спят, с ружьем сторожат.
Ребенок находит птицу.
Логопед: - Сторо…
Логопед: - Эту птицу посади куда захочешь.
Логопед: - Кто, так здорово поет, что каждый сразу узнает?
Ребенок берет картинку.
Логопед: - Чи…
Логопед: - Выбери ей любую ветку.
Логопед: - Дождь прошел, они остались, на асфальте распластались.
Ребенок берет картинку.
Логопед: - Лу…
Логопед: - Птица полетит над деревом.
Логопед: - Теперь пчела может спуститься, а ты достроить улей. Логопед дает
ребенку крышу от домика-улья. Ребенок достраивает домик. Логопед снимает
пчелу.
- Пчелка, очень рада, что подружилась с тобой. Посели её в улей. ( Ребенок
селит в домик пчелку).
lll. Рефлексивно-оценочный этап.
- Ты молодец! Построила дом для пчелки. Теперь ей не страшен сильный
ветер. А как называется дом для пчелки? А какой звук тебе помогал?
- Покажи свое настроение, выложи улыбку смайлику.
- Пчелка очень рада, что ты помог ей. Скажи ей до свидания.