Напоминание

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ФЛОРЕНТИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КОНЦА XV в. (НА МАТЕРИАЛЕ "ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ")


Автор: Потапова Елена Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2 УИП им. В.П.Тихонова"
Населённый пункт: Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ФЛОРЕНТИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КОНЦА XV в. (НА МАТЕРИАЛЕ "ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ")
Раздел: среднее образование





Назад




Е. С. Потапова

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ О ФЛОРЕНТИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

КОНЦА XV в.

(НА МАТЕРИАЛЕ «ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ»)

Аннотация: Данная статья посвящена описанию флорентийского общества конца

XV в. Для этого рассматривается трактат итальянского мыслителя Никколо Макиавелли

«История Флоренции». Даны краткая биография этого философа и причины создания им

одного

из

своих

трудов.

В

результате

анализа

источника,

автор

статьи

показывает

драматичность ситуации в Италии того времени, а так же отношения жителей Флоренции

к королю, к Отечеству и своим союзникам в войнах

Ключевые слова: Никколо Макиавелли, «История Флоренции», Эпоха Возрождения,

Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепный, отношения государя и подданных, Флоренция,

флорентийское общество.

Годы жизни Никколо Макиавелли (1469-1527) пришлись на важнейшую

историческую

эпоху

в

истории

Италии.

Страна

переживала

страшные

времена. Конец XV в. был ознаменован падением тирании Медичи в Италии

и становлением там республиканского строя. К тому же, именно в это время

на

территории

Италии

существовало

несколько

конфликтовавших

между

собой государственных образований, которые превратили страну в арену

борьбы королей Испании и Франции, а в итоге Итальянских войн (1494-1559)

большинство их оказалось под управлением или влиянием Испании [6, с. 117-

118]. Государство утрачивало не только гражданские свободы, но и свою

национальную независимость. Да и местные, верховные понтифики сами

были совершенно не прочь поучаствовать в этих непрекращающихся войнах,

дабы округлить собственные владения за счет соседа. [5, с. 138].

Безусловно, эта борьба не обошла стороной и Флоренцию. Как бы они

не хотели держать нейтралитет в этой ситуации, некоторое время спустя в

награду

за

успехи

испано-швейцарским

войскам

разрешено

было

занять

Флоренцию и взять с нее контрибуцию.

Столь тяжелый исторический этап требовал появления личностей с

неистощимой энергией мысли и огромной силой воли и характера [1, с. 384].

Никколо Макиавелли (1469-1527), секретарь флорентийского правительства в

период

антимедичейской

республики,

стал

таким

человеком,

который

«намечал

главные

направления

политического

мировоззрения

Нового

времени» [4, с. 28].

Стоит

отметить,

что,

будучи

еще

молодым

человеком,

Никколо

Макиавелли

приобщился

к

основам

юридической

и

коммерческой

наук,

которыми занимался его отец. Именно благодаря своим успехам в изучении

этих областей, он смог добиться своего назначения на должность канцлера

второй канцелярии – секретаря синьоров 19 июня 1498 г., а 14 июля того же

года был назначен канцлером-секретарем Совета десяти [4, с. 28]. Таким

образом,

его

обязали

заниматься

внутренними

и

военными

делами

Флорентийской республики. Естественно, что за 14 лет службы Никколо

набрался широкого и разнообразного практического опыта.

М а к и а в е л л и

о бл а д а л

и с к л юч и т е л ь н ы м и

с п о с о б н о с т я м и ,

дипломатическим

даром,

страстным

патриотизмом

и

глубокой

верой

в

творческие силы народа, что, несомненно, способствовало благоприятному

исходу решения даже самых сложных вопросов. «Он был патриотом своего

народа,

он

мечтал

об

изгнании

из

Италии

ее

захватчиков

и

верил

в

справедливое будущее» [2, с. 557].

Но

его

безупречная

карьера

была

прервана

гибелью

республики.

В

результате этого Никколо был лишен поста и права занимать какую-либо

должность, далее выслан на год в отдаленные земли и владения Флоренции.

Крушение республики и свое отстранение от участия в политической жизни

Макиавелли

воспринял

как

огромную

личную

трагедию

[5,

с. 140].

Но

именно с этого момента начинается новый этап его жизненного пути –

литературное творчество. Одним из первых был написана книга «История

Флоренции».

Эта книга была заказана 8 ноября 1520 года представителем правящей

семьи – Джулио Медичи, который в это время возглавлял Флорентийский

университет. Планировалось, что она будет всего лишь описанием истории

города, но Макиавелли не останавливается на этом. Автор охватывает период

от Древнего Рима до смерти Лоренцо Медичи в 1492 году. В этой книге он

анализирует деятельность государей и пытается выявить образ идеального

правителя,

дав

характеристику

качеств

каждого

из

них,

выражая

свое

отношение к ним. В этом произведении он пытался выделить «историческую

правду», реалистичность и направленность событий, происходящих в жизни

города, обнажить закономерную связь внутренней и внешней политики, дав

четкую оценку отдельных событий.

Эта книга, написанная на пороге Нового времени, представляет собой

нечто новое. Это не просто исторический труд, он подкреплен философскими

мыслями

и

рассуждениями

самого

автора.

Она

представляет

собой

насыщенный, убедительный и характерный образец политической мысли.

Благодаря своему непревзойденному изложению, автор заставляет нас

почувствовать всю суть реальной эпохи, обстановки того времени, пытаясь

показать читателю живую Флоренцию.

Цель доклада состоит в характеристике флорентийского общества конца

XV века на материале «История Флоренции» Никколо Макиавелли.

Безусловно,

конец

XV

в.

связан

с

таким

флорентийским

государственным деятелем как Лоренцо Медичи, впоследствии названном

«Великолепным». Он оказался преемником своего отца – Пьеро Медичи,

скончавшегося в 1469 году. По словам Никколо Макиавелли, на то время все

было

спокойно

и

внутри

республики

и

вовне,

однако

вскоре

возникла

непредвиденная смута. Глава одного из итальянских семейств – Сальвестро

Нарди, будучи изгнанным из страны и объявленный мятежником еще во

времена отца Лоренцо, возглавил вооруженную оппозицию главе государства.

Прежде чем вторгнуться в саму Флоренцию, он занял город Прато, призывая

его жителей к борьбе за свободу. Один из братьев Сальвестро, Бернардо,

пытался

объяснить

Совету

восьми,

что

всем

нужно

объединиться,

дабы

обрети мир и вечную славу. Но несмотря его речь не была воспринята

должным образом, ведь, как отмечает Никколо Макиавелли, жители Прато и

флорентийское общество не желают никакой другой свободы, как служить

магистратам, которые управляют Флоренцией, ибо никогда не знали от них

обид. Флорентийский народ был глубоко верен своим правителям, искренно

уважал их, не допуская мыслей о мятеже [3, с. 425-428]. В итоге выступление

было подавлено. Городской голова Чезаре Петруччи с местным ополчением

повесили мятежников на городской площади.

После

подавления

мятежа

жители

начали

жить

привычной

для

них

жизнью. Молодые люди придавались празднествам, тратили все больше и

больше денег на развлечения, изысканную одежду, пиршества и женщин.

Единственным

интеллектуальным

развлечением

было

состязание

в

красноречии и остроумии. Таким образом, флорентийское общество в это

время погрязло в наслаждениях, нравы были испорчены, гражданская жизнь

была совершенно не упорядочена.

Неизвестно, как дальше развивались события, если бы не трагедия,

разыгравшаяся в церкви Сан-Спирито на торжестве в честь сошествия Духа

Святого

на

апостолов.

Церковь

сгорела,

и

жители

города

Флоренции

восприняли это как доказательство гнева Божьего за их испорченный образ

жизни. Настроения в обществе переменились, сформировалось убеждение в

том,

что

нужно

навести

порядок,

восстановить

нравы,

законным

путем

установить предел для роскоши [3, с. 430-431]. Это свидетельствует о том,

что обмирщения сознания в полной мере еще не произошло, роль религии

для флорентийского общества была по-прежнему высока.

В силу ряда причин Италия того времени оказалась разделенной на две

группы государств, противостояние которых усиливалось с каждым днем. С

одной стороны находилась Флоренция, Венеция и герцог Миланский, а с

другой – папа и король Неаполитанский. В итоге был составлен заговор во

главе с Франческо Пацци и поддержанный папой, который стоил жизни брату

Лоренцо Великолепного. Сам государь остался жив. Заговорщики активно

призывали народ «на помощь себе и свободе». Но народ остался верен

своему правителю. Франческо был повешен рядом с другими сообщниками.

Народ совершенно не церемонился с обидчиками своего правителя. Каждый

гражданин считал себя обязанным явиться в дом Лоренцо и предложить ему

свою помощь и поддержку [3, с. 454-457].

Смены власти благодаря заговору не произошло. В итоге папа решился

на открытую войну. Сильного войска у флорентинцев не было, да и их

союзники не торопились на помощь. Горожане испытывали страх, страдали

от

жестоких

болезней,

но

своих

позиций

не

сдали,

они

всеми

силами

пытались

защитить

свое

Отечество.

В

результате

Лоренцо

пришлось

заключить мир с Фердинандом I – королем Неаполя, по которому Флоренция

сохранила за собой все свои владения [3, с. 469-474].

Далее происходят нападения турок на Италию. Флорентинцы решают

обратиться

за

помощью

к

папе,

запросив

у

него

мира.

Благодаря

сложившейся ситуации с турками, папа простил послов, дабы объединить все

силы страны в борьбе против иноземных захватчиков [3, с. 478]. В результате

войны он понял, что флорентийский народ самоотвержен в борьбе с врагом

[3, с. 498].

К

сожалению,

несмотря

на

свою

самоотдачу

в

помощи

другим,

в

трудных ситуациях флорентийский народ не видел такого же отношения к

себе. Союзники всегда оставляли их в беде, но дух флорентийского общества

был не сломлен. Они по-прежнему обороняли свой город [3, с. 499].

В

конце

концов,

война

была

закончена.

Благодаря

своим

качествам

мудрого

правителя,

Лоренцо

Медичи

возвеличил

свое

Отечество.

Флорентийское

общество

жило

в

глубочайшем

благополучии

вплоть

до

смерти государя в 1492 [3, с. 503].

Примечания

1.

История Италии: в 3 т. М.: Наука, 1970. Т. 1.

2.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: «Мысль», 1978.

3.

Макиавелли Н. История Флоренции. СПб.: Азбука-Аттикус, 2015.

4.

Темнов Е. И. Макиавелли. М.: Юридическая литература, 1990.

5.

Хлодовский

Р.И.

Кризис

в

ренессанской

Италии

и

гуманизм

Макьявелли: трагедия «Государя» // Из истории социальных движений

и общественной мысли. М., 1981. С. 133–157.

6.

Юсим М. А. Италия в XVI веке // Всемирная история: в 6 т. Т. 3: Мир в

раннее Новое время / отв. ред. В. А. Ведюшкин, М. А. Юсим. М.: Наука,

2013. С. 117-135.



В раздел образования