Напоминание

Выявление нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом


Автор: Смирнова Екатерина Юрьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: научная статья
Тема: Выявление нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выявление нарушений речи у детей младшего дошкольного

возраста с детским церебральным параличом.

Смирнова Е.Ю.

Студентка 4-го курса

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-

педагогический университет» г.Пермь

Гирилюк Т.Н

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и

коммуникативных технологий.

Аннотация: в статье анализируется нарушения речи у детей младшего

дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, опорно-двигательный

аппарат, нарушения, дизартрия.

Детский церебральный паралич ( далее именуемый ДЦП)- заболевание

центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и

двигательных проводящих путей головного мозга[1].

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит

собирательный

характер

и

включает

в

себя

двигательные

расстройства,

имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также

органические повреждения головного мозга и травмы опорно- двигательного

аппарата[2].

Следует

заметить,

что

ДЦП

не

является

прогрессирующим

заболеванием.

С

возрастом

при

правильно

подобранной

медицинской

и

педагогической помощи, состояние ребенка может заметно улучшиться.

Степень тяжести двигательных нарушений имеет большой диапазон.

Начиная

от

минимальных

нарушений

и

заканчивая

грубейшими

нарушениями.

Психические

и

речевые

расстройства,

также

как

и

двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться

большое число различных сочетаний [4].

Двигательные нарушения в свою очередь оказывают неблагоприятное

влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому

очень

важно

как

можно

раньше

выявить

нарушения

в

двигательном,

познавательном и речевом развитии ребенка.

Довольно

часто у

ребенка с

детским

церебральным

параличом

встречается дизартрия. Причины возникновения обеих патологий схожи и

связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в

процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в

первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Дизартрия- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное

недостаточностью иннервации речевого аппарата[3].

Специфику

нарушений

речи

определяет

различная

локализация

поражений мозга при отдельных формах ДЦП.

Самая

тяжелая

форма

ДЦП

-

двойная

гемиплегия-

тетрапарез,

характеризующийся особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних

конечностей. Более чем у 90% таких детей наблюдается псевдобульбарная

дизартрия

или

анартрия

(полная

невозможность

речи

из-за

паралича

речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции).

При

спастической

диплегии

тетрапарезе,

при

котором

руки

поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги, иногда минимально

(эта болезнь еще носит название «болезнь Литтля»), - речевые нарушения

отмечаются в 80% случаев. При этой форме ДЦП речевые нарушения имеют

выраженную тяжесть поражения с наблюдением дизартрических нарушений.

При

гемипаретической

форме

ДЦП

(парезы

или

параличи

одной

стороны

тела)

при

псевдобульбарной

дизартрии.

При

левостороннем

гемипарезе

среди

различных

нарушений

основном-

псевдобульбарная

дизартрия)

также

наиболее

частой

является

задержка

речевого

развития,

иногда со своеобразно недостаточной интонационно- музической стороной

речи.

Гиперкинетическая

форма

ДЦП,

характеризуется

двигательными

расстройствами

в

виде

насильственных

непроизвольных

движений-

гиперкинезов,

чаще

проявляется

в

речи

в

форме

гиперкинетической

(экстрапирамидальной, подкорковой) дизартрии.

При атонически- астатической форме церебрального паралича, которая

характеризуется

низким

тонусом

мышц

при

наличии

патологических

тонических

рефлексов,

отсутствием

или

недоразвитием

установочных

рефлексов

и

высокими

сухожильными

рефлексами,

наблюдается

речевые

расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.

При

ДЦП

взаимосвязь

двигательных

и

речевых

расстройств,

проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Нарушения речи у детей с церебральным параличами включают:

-

фонетико-фонематические,

проявляющиеся

при

разных

формах

дизартрии;

- специфические особенности усвоения лексической системы языка;

-

нарушения

грамматического

строя,

связанные

с

лексическими

и

фонетико-фонематическими

нарушениями,

так

как

их

формирование

осуществляется как единый процесс;

-

нарушения

формирования

связной

речи

и

понимание

речевого

сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с ДЦП;

-

вс е

формы

дислексии

и

дисграфии,

что

о бу с л о вл е н о

несформированностью

зрительно-моторных

и

оптико-пространственных

систем.

Таким образом, частота и характер речевых нарушений при

различных

формах

ДЦП

неодинаковы.

При

большинстве

форм

наиболее

частыми речевыми нарушениями являются дизартрии, причем наибольшая

тяжесть

поражения

артикуляционного

аппарата

совпадает

с

наибольшей

тяжестью поражения рук.

Библиографический список.

1.

Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных

условий

для

детей

с

нарушением

опорно-двигательного

аппарата

в

общеобразовательных

учреждениях.

Методические

рекомендации.

Серия

«Инклюзивное образование» - М., 2012

2.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.:

Изд-во АПН РСФСР. - 2013. — 500 с.

3.

Гросс

Н.А.

Современные

методики

физиче ской

реабилитации

детей

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

[Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.

4.

Цукер

М.Б.

Детские

церебральные

параличи,

в

кн.:

Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М.: Новая наука, 2015,

233 с.



В раздел образования