Автор: Смирнова Екатерина Юрьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: научная статья
Тема: Выявление нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Раздел: дошкольное образование
Выявление нарушений речи у детей младшего дошкольного
возраста с детским церебральным параличом.
Смирнова Е.Ю.
Студентка 4-го курса
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-
педагогический университет» г.Пермь
Гирилюк Т.Н
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и
коммуникативных технологий.
Аннотация: в статье анализируется нарушения речи у детей младшего
дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, опорно-двигательный
аппарат, нарушения, дизартрия.
Детский церебральный паралич ( далее именуемый ДЦП)- заболевание
центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и
двигательных проводящих путей головного мозга[1].
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит
собирательный
характер
и
включает
в
себя
двигательные
расстройства,
имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также
органические повреждения головного мозга и травмы опорно- двигательного
аппарата[2].
Следует
заметить,
что
ДЦП
не
является
прогрессирующим
заболеванием.
С
возрастом
при
правильно
подобранной
медицинской
и
педагогической помощи, состояние ребенка может заметно улучшиться.
Степень тяжести двигательных нарушений имеет большой диапазон.
Начиная
от
минимальных
нарушений
и
заканчивая
грубейшими
нарушениями.
Психические
и
речевые
расстройства,
также
как
и
двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться
большое число различных сочетаний [4].
Двигательные нарушения в свою очередь оказывают неблагоприятное
влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому
очень
важно
как
можно
раньше
выявить
нарушения
в
двигательном,
познавательном и речевом развитии ребенка.
Довольно
часто у
ребенка с
детским
церебральным
параличом
встречается дизартрия. Причины возникновения обеих патологий схожи и
связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в
процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в
первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.
Дизартрия- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата[3].
Специфику
нарушений
речи
определяет
различная
локализация
поражений мозга при отдельных формах ДЦП.
Самая
тяжелая
форма
ДЦП
-
двойная
гемиплегия-
тетрапарез,
характеризующийся особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних
конечностей. Более чем у 90% таких детей наблюдается псевдобульбарная
дизартрия
или
анартрия
(полная
невозможность
речи
из-за
паралича
речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции).
При
спастической
диплегии
–
тетрапарезе,
при
котором
руки
поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги, иногда минимально
(эта болезнь еще носит название «болезнь Литтля»), - речевые нарушения
отмечаются в 80% случаев. При этой форме ДЦП речевые нарушения имеют
выраженную тяжесть поражения с наблюдением дизартрических нарушений.
При
гемипаретической
форме
ДЦП
(парезы
или
параличи
одной
стороны
тела)
при
псевдобульбарной
дизартрии.
При
левостороннем
гемипарезе
среди
различных
нарушений
(в
основном-
псевдобульбарная
дизартрия)
также
наиболее
частой
является
задержка
речевого
развития,
иногда со своеобразно недостаточной интонационно- музической стороной
речи.
Гиперкинетическая
форма
ДЦП,
характеризуется
двигательными
расстройствами
в
виде
насильственных
непроизвольных
движений-
гиперкинезов,
чаще
проявляется
в
речи
в
форме
гиперкинетической
(экстрапирамидальной, подкорковой) дизартрии.
При атонически- астатической форме церебрального паралича, которая
характеризуется
низким
тонусом
мышц
при
наличии
патологических
тонических
рефлексов,
отсутствием
или
недоразвитием
установочных
рефлексов
и
высокими
сухожильными
рефлексами,
наблюдается
речевые
расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.
При
ДЦП
взаимосвязь
двигательных
и
речевых
расстройств,
проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Нарушения речи у детей с церебральным параличами включают:
-
фонетико-фонематические,
проявляющиеся
при
разных
формах
дизартрии;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
-
нарушения
грамматического
строя,
связанные
с
лексическими
и
фонетико-фонематическими
нарушениями,
так
как
их
формирование
осуществляется как единый процесс;
-
нарушения
формирования
связной
речи
и
понимание
речевого
сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с ДЦП;
-
вс е
формы
дислексии
и
дисграфии,
что
о бу с л о вл е н о
несформированностью
зрительно-моторных
и
оптико-пространственных
систем.
Таким образом, частота и характер речевых нарушений при
различных
формах
ДЦП
неодинаковы.
При
большинстве
форм
наиболее
частыми речевыми нарушениями являются дизартрии, причем наибольшая
тяжесть
поражения
артикуляционного
аппарата
совпадает
с
наибольшей
тяжестью поражения рук.
Библиографический список.
1.
Алехина С.В. (ответственный редактор) Создание специальных
условий
для
детей
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата
в
общеобразовательных
учреждениях.
Методические
рекомендации.
Серия
«Инклюзивное образование» - М., 2012
2.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.:
Изд-во АПН РСФСР. - 2013. — 500 с.
3.
Гросс
Н.А.
Современные
методики
физиче ской
реабилитации
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
[Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
4.
Цукер
М.Б.
Детские
церебральные
параличи,
в
кн.:
Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М.: Новая наука, 2015,
233 с.