Автор: Игнатова Алевтина Николаевна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Зеленодольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Положение кисти правой руки"
Раздел: дополнительное образование
ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ ПРАВОЙ РУКИ
Кисть правой руки должна быть компактной, четыре пальца ее (от указательного до мизинца)
согнутыми (но так, чтобы концы их не касались ладони), и обязательно сомкнутыми по всех их
длине, чтобы создать массив, равносильный большому пальцу и противоположный ему по действию
(при сжатии медиатора).
Указательный и большой пальцы должны описывать овал. Медиатор
удерживается между первой фалангой указательного пальца и подушечкой большого; большой палец,
прижимающий медиатор к указательному, должен быть немного согнут в суставе первой и второй
фаланги. Если большой палец будет прямым или вогнутым, то он неизбежно развернет медиатор и
поставит его или плашмя к струне, или ребром, противоположным заточке. Кроме того, при согнутом
пальце, увеличивается сила давления на медиатор. Не следует, однако, впадать в крайность и ставить
первую фалангу большого пальца торцом к медиатору; в этом случае медиатор буде «намертво» зажат
с двух сторон и звук станет жестким.
В некоторых школах-самоучителях имеются указания на то, что кисть правой руки не должна
касаться инструмента. Это совершенно не верно. Кисть должна иметь опору и не находиться во
время игры на весу. Для этого мизинец и безымянный пальцы слегка разгибаются в суставе первой и
второй фаланги и краями ногтей (рис.) ставятся на панцирь домры, по которому скользят во время
игры и служат подвижной опорой для кисти руки. Ногти, скользящие по панцирю домры, не должны
отрываться от него.
Иногда учащиеся, в частности на альтовых домрах, не могут достать медиатором до 3-й
струны, так безымянный (опорный) палец упирается в 1-ю струну. Причиной этого является узкая
кисть или вообще маленькие руки, из-за чего уменьшается расстояние от кончика медиатора до
безымянного пальца. Этот момент надо предусмотреть в самом начале обучения и определять
учащихся на инструмент, исходя из их физических данных. Правда, расстояние от медиатора до
пальца можно увеличить, опираясь только на один мизинец, но это хуже, так как он будет более
слабой опорой. С целью увеличения расстояния нельзя распускать пальцы, отделяя их друг от друга.
От этого кисть станет легковесной. Если опорный палец во время игры на 3-й струне будет касаться
1-й, это не помешает игре.
ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПЛЕЧЬЯ ПРАВОЙ РУКИ
Правая рука плоской стороной предплечья должна лежать на краю деки, немного выше
нижнего порожка с таким расчетом, чтобы медиатор приходился посредине между голосником и
14-м ладом. Точнее – медиатор должен ударять по струнам в том месте, где на домре получается
наиболее
красивый
и
сочный
звук.
Обязанность
педагога,
изучив
акустические
свойства
инструмента, указать ученику это место.
Правильное
положение
руки
показано
на
рис.
Поставив
руку
таким
образом,
ученик
приступает к освоению движения (тремолированию).
РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ
Рассмотрение двигательного процесса связано с вопросом о свободе движения, основой
которого
является
не
расслабленность
мышц,
а
правильная
организация
движения
руки,
рациональное использование ее конструктивных возможностей и двигательных устройств. Важно,
чтобы в движении не принимали участия ненужные части руки и управляющие ими мышцы.
Предельной
свободы
и
выносливости
можно
достичь
только
в
том
случае,
если
движения
производятся меньшей частью руки, в данном случае – кистью. На рис. показан сгиб руки в
запястном
суставе.
Это
сгиб
является
основным
условием,
дающим
возможность
строить
двигательный процесс на одной кисти. При наличии сгиба кисть руки уподобляется маятнику,
укрепленному на оси (предплечье). При покачивании кисти из стороны в сторону предплечье будет
слегка разворачиваться в противоположном направлении, что и обеспечит свободный ход кисти в ту и
другую стороны.
Предплечье при работе кисти должно оставаться на месте, а не двигаться в одном направлении
с кистью, иначе движение будет строиться не на развороте предплечья, а на сгибании и разгибании
руки в локтевом суставе. Это потребует большей затраты сил во время игры, так как для управления
большим участком руки будут включены более крупные мышцы.
При кистевом движении надо особенно внимательно следить за тем, чтобы ученик не вращал
предплечьем сознательно, так как разворот его – лишь следствие отклонения кисти вправо и влево, а
не способ для того, чтобы привести ее в движение.
Очень сильно изгибать руку в суставе не надо. Большой изгиб делает кисть висящей, отчего
увеличивается амплитуда ее колебания. Кисть по физическому состоянию становится «хлыстоватой»,
медиатор шлепает по струнам, а тремоло получается рыхлым. Маленький изгиб плох тем, что при
быстрой игре он делает более вероятным вовлечение предплечья в единое движение с кисть. Однако
сгиб, каким бы он ни был, сам по себе не предотвращает перехода на принцип игры «от локтя»; он
только дает возможность «обособить» кисть в движении.
При работе кисти нужно следить, чтобы она двигалась в ту и другую сторону плавно, без
фиксации в нижнем и верхнем положении. Учащийся должен как бы помахивать кистью, а не двигать
ею активно из стороны в сторону. Если в процессе освоения движения будет проявляться тенденция
подключать к работе кисти и предплечье, то педагог может придерживать предплечье рукой, но
только слегка и больше для напоминания о том, что всей рукой двигать нельзя, чем для остановки ее
движения.
Тремолирование следует начинать на открытой струне ре. Поддерживать домру за гриф не
надо, так как для ее устойчивости вполне достаточно трех точек опоры. Поддержка грифа, при
внимании направленном на движения правой руки, может повлечь за собой неверное положение
левой. Неправильное положение, но близкое к обычному игровому, может войти в привычку, что
усложнит работу над постановкой левой руки. Если ученику трудно освоить характер движения
кисти правой руки, можно предварительно без инструмента и медиатора показать ему, как это
делается на балалайке. Это выглядит рельефнее, так как движения более размашисты, и у ученика не
будет скованности, которая возникает в связи с боязнью оторваться от струны и «потерять» ее.
Учащийся должен держать руку с распущенной кистью, как показано на рис.
Ощущение при движении должно быть таким, как будто ученик пытается отбрасывать кисть
вправо (вниз), ударять ею при мнимой преграде, или встряхивать рукой в воздухе, как при ожоге
пальцев. Но при этом движения (встряхивания) должны быть более спокойными и соразмерными.
Возвращение кисти вверх является только пассивным замахом. Потом учащийся делает эти движения
так же, но собранной кистью, как на домре; следующий этап – уже с медиатором и на инструменте:
размахивая только кистью, с небольшой амплитудой и не отрывая скользящих пальцев от панциря
домры.
Движения
правой
руки,
до
постановки
левой,
должны
быть
доведены
до
некоторой
автоматизации,
чтобы
учащийся
мог
«забыть»
о
работе
правой
руки,
и
отступление
от
приобретенных навыков должно быть исключено или, по крайней мере, стало наименее вероятным.