Напоминание

Формирование исследовательских умений студентов как одно из условий успешной подготовки будущих специалистов


Автор: Михно Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательских умений студентов как одно из условий успешной подготовки будущих специалистов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Михно Ольга Анатольевна, преподаватель

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Татарский педагогический колледж»

Новосибирская область, г. Татарск, ул. К.Маркса, д.106

Номинация «Методическая система педагога»

Формирование исследовательских умений студентов как одно из условий

успешной подготовки будущих специалистов

В

условиях

нестабильного

социально-экономического

состояния

в

России

появилась

острая

необходимость

и

потребность

в

улучшении

профессиональной

подготовки

специалиста.

Обществу

требуются

люди,

способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные

сравнивать,

анализировать,

исследовать,

умеющие

находить

выход

из

нетипичных

ситуаций.

В

полной

мере

это

относится

и

к

подготовке

педагогических

кадров.

Процесс

социально

значимых

преобразований

в

обществе,

безусловно,

зависит

и

от

учителя.

В

соответствии

с

новыми

общественными

потребностями

возникла

необходимость

осуществления

поиска новых путей развития творческой личности учителя. Одним из путей

т а ко го

р а з в и т и я

я вл я е т с я

и с с л ед о ват е л ь с ка я

д е я т е л ь н о с т ь .

«Исследовательский элемент был,- как утверждает В.И. Загвязинский, - есть

и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом

практической

педагогической

деятельности».

Учитель,

владеющий

профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способный

активно

и

независимо

мыслить,

умеющий

творчески

решать

различные

педагогические

задачи,

искать

новые

варианты

решений

педагогических

ситуаций,

сможет

организовать

процесс

обучения

на

должном

уровне,

отвечающем требованиям современного общества.

Согласно

Профессиональному стандарту педагог должен

уметь

организовывать

учебно-исследовательскую

деятельность.

Это

требует

создания в образовательной практике определенных педагогических условий

для

включения

студентов

в

активную

познавательную

деятельность,

в

частности, исследовательскую.

Исходя из выше сказанного, исследовательская деятельность – это не

только

работа

над

заданной

проблемой

и

написание

студентами

исследовательской работы в виде доклада или курсовой работы. Пользуясь

словами С. Л. Рубинштейна, это есть «совместное исследование, проводимое

учителем и учеником».

Процесс формирования исследовательских умений студентов

целесообразно осуществлять по следующим этапам:

Подготовительно-мотивационный этап направлен на выявление

уровней

сформированности

исследовательских

умений

и

мотивации

к

исследовательской деятельности у студентов за счет использования таких

методов как наблюдение за студентами на лекциях, семинарах, тестирование,

анкетирование, беседы с преподавателями и студентами.

Исследовательская

работа

студентов

на

данном

этапе

включает

проведение несложных исследований в рамках

предмета.

Для

этого

на

практических

занятиях

предлагаются

задания

по

подбору

литературы

по

теме, чтение отрывков из методической литературы с критическим анализом

текста, составление плана ответа и др. В результате, студенты приобретают

один

из

важных

навыков

исследования

умение

работать

с

первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию.

На

данном

этапе

формируются

информационные,

а

так

же

операционно-гностические умения (анализировать факты и явления, делать

выводы и др.), которые постоянно отрабатываются и совершенствуются при

выполнении

опережающих

заданий,

требующих

работы

с

методической

литературой, наблюдении и анализе уроков учителей-практиков, решении

методических задач.

В

результате

приобретается

опыт

самостоятельного

поиска

информации из разнообразных источников, ее систематизации и обобщения,

анализа, составления аннотаций и других видов работ.

Операционно-деятельностный этап. На данном этапе продолжают

формироваться

операционно-гностические

умения

(находить

и

формулировать проблему и противоречия в педагогических явлениях, ставить

цели и задачи, находить и формулировать предмет и объект исследования) и

конструктивно-проектировочные умения (планировать ход исследовательской

работы,

осуществлять

отбор

теоретических

методов

исследования

в

соответствии с поставленной целью и исследовательскими задачами).

На аудиторных занятиях предлагаются студентам задания по разработке

целей, задач и плана предстоящего исследования, задания по разработке

оценке

и

защите

гипотез.

Выполнение

данных

заданий

способствует

формированию

конструктивно-проектировочных

умений

и

подготовке

студентов

к

выполнению

курсовой

работы

по

методике

преподавания

технологии.

Задания

по

проведению

анкетирования,

опроса,

интервьюирования

способствуют

воспитанию

таких

качеств

личности

как

толерантность,

эмпатия, доброта и другие, необходимые будущему специалисту.

Немаловажную

роль

в

формировании

исследовательских

умений

студентов играет выполнение проектов. Поэтому на практических занятиях

студентам

целесообразно

предлагать

выполнит

материальные,

интеллектуальные

и

сервисные

проекты,

которые

позволяют

развивать

творческую

самостоятельность,

умение

анализировать

противоречия,

целеполагания, планирования и организации своей деятельности, оценивать

и корректировать конечные и промежуточные результаты.

Организации исследовательской деятельности на аудиторных занятиях

способствуют такие методы как проблемная и эвристическая беседа, диспут,

совместный поиск и методы активизации творческого мышления.

Урок-дискуссия,

семинарское

занятие,

использование

ИКТ

также

ориентированы на развитие исследовательских умений, так как в условиях

моделирования

педагогической

деятельности

приобретают

опыт

формулировки и разрешения проблемных педагогических задач.

Наблюдение за профессиональным и личностным ростом учащихся

приводит

к

выводу:

исследовательская

деятельно сть

дол ж н а

организовываться на основании мотивов общественной значимости. Поэтому

принципиально

важно,

чтобы

деятельность,

организуемая

в

учебном

процессе, давала возможность переживания успешности. Данная проблема

решается через выступление учащихся на студенческих конференциях, где

они

демонстрируют

умения

пропагандировать

и

отстаивать

актуальность

проблемы,

пути

ее

решения,

аргументированность

выводов,

собственные

исследовательские позиции.

В ходе выполнения курсовой работы и проведения пробных уроков

студенты

учатся

моделировать

познавательные

и

профессиональные

педагогические задачи, анализировать полученные результаты, накапливают

диагностические методики, проектировать и осуществлять учебный процесс

в начальной школе с использованием исследовательских методов, осознают

ценность

и

важность

исследовательской

деятельности

в

своей

профессиональной

подготовке.

Практика

пробных

уроков

позволяет

не

только стабилизировать эти умения, но и внести необходимую коррекцию.

Показать

на

практике

формирование

исследовательских

умений

младших

школьников

позволяет

проведение

мастер-классов

и

открытых

уроков в базовых школах, а также последующий анализ с участием учителей

базовых школ и студентов.

Показателем

эффективности

данного

этапа

является

подготовка

и

защита ВКР. Выполнение выпускной квалификационной работы показывает

степень сформированности исследовательских умений: владение студентами

методикой работы с источниками информации, обобщения и систематизации

материала, анализа и оценки полученных результатов. Указанные умения

служат

основой

для

освоения

целого

ряда

диагностических

умений:

планировать,

организовывать

и

проводить

опытно-экспериментальную

работу, собирать и обрабатывать данные, полученные в результате опытно-

экспериментальной работы, наглядно их представлять в виде письменных

отчетов, графиков, таблиц, схем.

Преддипломная

практика

позволяет

определить

степень

готовности

выпускников

к

использованию

исследовательских

подходов

в

профессиональной

деятельности,

степень

проявления

творчества

и

самостоятельности, способности к анализу и оценочной деятельности. Это

можно

проследить

через

проведение

опытно-экспериментальной

работы,

описания

ее

результатов

и

подготовку

выступлений

на

студенческих

конференциях.

Рефлексивный

этап

формирования

исследовательских

умений

у

студентов предполагает осознание действий, выполненных на каждом этапе,

выявление ошибок и причин, ставших помехой для достижения цели,

соотнесение

полученных

результатов

в

процессе

формирования

исследовательских умений с запланированным результатом.

Литература

1.

Государственный образовательный стандарт СПО.

2.

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)

"Об

утверждении

профессионального

стандарта

"Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования)

(воспитатель,

учитель)"

(Зарегистрировано

в

Минюсте

России

06.12.2013 N 30550)

3.

Загвяздинский В.И. Исследовательская деятельность педагога – М.:

Академия, 2010.

4.

Коротаева

Г.Н.

Об

исследовательской

работе

студентов

//

ж.

«Специалист» - № 10, 2003.

5.

Кухтина

Г.М.

Исследовательская

деятельность

студентов

и

ее

результативность // ж. «Специалист» - №11, 2003.



В раздел образования