Автор: Кравченко Наталья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАО Белоярская СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Игры народов Севера"
Раздел: начальное образование
Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера»
в рамках внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них
- жизненная потребность,
средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем
сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в
играх детей.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа.
Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей,
живущих в разных уголках Земли. Подвижные игры, являясь прекрасным средством развития и
совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма, доставляют им
много радости и веселья. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на
различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются
в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует
совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей,
ориентированию их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и
самостоятельности.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях, способствовал
выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего
поколения – игр, состязаний.
Данная программа имеет эстетическую направленность. Программа предполагает
расширенное знакомство с историей и традициями, играми, состязаниями Народов Севера.
Народы Севера на основе жизненной практики выявили большую воспитательную,
оздоровительную, образовательную силу игр, состязаний, как комплекс средств
психологического, педагогического и физического воздействия.
Актуальность программы:
За последние сто лет уровень физической нагрузки на одного жителя земли уменьшился
в сто раз. Дети больше времени ведут малоподвижный образ жизни. У многих детей пропал
интерес к физическим упражнениям и спорту. Через проведение игр, состязаний, незаметно
появляется интерес.
По определению современных исследователей, игра – это свободная, интересная,
доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность,
удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития
ребенка, развитие его сознания. С помощью игр ребенок общается с внешним миром, познает
его, выявляет причинно- следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество. Игры
детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.
Игры имеют важнейшее значение в оздоровлении и воспитании детей. Только всесторонне
развитый человек может выполнять свое назначение в семье и государстве.
Цель программы:
Познакомить детей с играми, состязаниями, традициями Народов Севера (ханты-манси)
и с играми других народов.
Задачи:
- воспитание нравственных и эстетических качеств личности;
- укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического
развития;
- развитие жизненно важных умений, навыков, двигательных способностей.
Программа предусматривает передачу накопленных знаний об окружающей природной
среде и ее богатствах. Воспитание настоящего хозяина тайги и тундры. Применение для
укрепления здоровья естественные факторы закаливания (воздух, снег, солнце).
Подвижные игры в зависимости от погодных условий проводятся как на воздухе, так и в
помещении.
Прогнозируемый результат реализации программы:
-обучающие должны знать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой
деятельности;
-уметь применять полученные знания во время активного отдыха, на переменах, дома;
-соблюдать безопасность при проведении подвижных игр.
Список рекомендуемой литературы.
Программа данного курса разработана в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта начального образования в области «Физическая
культура», приказ №230 от 18.06.99г. Главного Управления по общему и профессиональному
образованию «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях
округа».
Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические
упражнения народов Севера.
Учебно – методическое пособие. – Ханты – Мансийск: Изд – во «Институт повышения
квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83 с. «Игры на свежем воздухе».
(Автор составитель Дмитриев В.Н.).
Детские подвижные игры (составитель: доцент Новосибирского пединститута В.И.Грижков).
Приложение к программе курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера» в
рамках внеурочной деятельности.
1 класс.
№
Дата
заняти
й
Кол
-во
часо
в
Раздел программы/тема
занятий
Требования
Формы занятий
Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту» 3 часа
1
1
Т.Б.во время игры.
Беседа: «Применение
национальных видов
спорта в профессии
охотника.
Помнить правила
игры. Познакомить с
профессией охотника.
Урок игра-беседа.
2
1
Беседа: Применение нац.
видов спорта в профессии
рыболова». Игра: «Волк и
зайцы».
Познакомить с
профессией
рыболовов.
Урок беседа - игра.
3
1
Разучивание игры «
Извилистая тропа».
Соблюдать правила
игры.
Урок игра - беседа.
Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера» 30 часов
4
1
Разучивание игры: «
Ручейки и озера».
Соблюдать правила
игры.
Урок игра.
5
1
Мифы и легенды в игре:
«Болотная женщина».
Познакомить с
мифами и легендами
Севера. Познакомить
с правилами игры.
Изучение нового
материала.
6
1
Повадки птиц и животных
в игре «Сова и евражки».
Соблюдать правила
поведения в игровой
деятельности.
Урок ознакомление.
7
1
Разучивание игры:
«Быстрая лягушка».
Познакомить с
правилами игры.
Урок игра.
8
1
Растительный мир тайги в
игре: «Собери ягоды».
Познакомить с
растительным миром
тайги, разучить игру.
Урок ознакомление.
9
1
Разучивание игры:
«Скопируй позы»
Воспроизведение поз
по показу.
Урок – игра.
10
1
Навыки охотника в игре:
«Лисья тропа».
Познакомить с
деятельностью
охотников, соблюдать
правила в игре.
Закрепление нового
материала.
11
1
Природные условия
Севера в игре: «Солнце».
Знать и выполнять
игровые действия.
Урок игра.
12
Поведение птиц в игре:
«Утята и сеть».
Разучить правила
игры. Активно
выполнять игровые
действия.
Урок – игра.
13
Повадки животных в игре:
«Хитрый соболь».
Познакомить с
повадками соболя в
лесу. Разучить
правила игры.
Урок-игра.
14
1
Животный и
растительный мир тундры
и тайги в игре: «Запомни
название».
Закрепить знания
животного и
растительного мира в
игре, познакомить с
правилами игры.
Урок игра.
15
1
Промысловая
деятельность в игре:
«Охота на песцов».
Познакомить с
промысловой
деятельностью
хантов. Соблюдать
правила игры.
Ознакомление с
новым материалом.
16
1
Повадки животных в игре:
«Важенка и оленята».
Закрепить правила о
повадках животных,
соблюдать правила
поведения в игровой
деятельности.
Закрепление
изученного материала.
17
1
Проведение состязаний в
силе рук.
Соблюдать правила
состязания.
Урок соревнования.
18
1
Игры по выбору детей.
Соблюдение техники
безопасности во время
игровой деятельности.
Урок игра.
19
1
Разучивание игры
«Ручейки и озера».
Соблюдать правила
игры
Урок игра.
20.
1
Повадки животных в игре
«Бездомный заяц».
Соблюдать правила
поведения в игровой
деятельности.
Урок игра.
21.
1
Разучивание игры «Смени
руки».
Слушать команды
ведущего, соблюдать
правила игры.
Урок соревнование.
22.
1
Повадки насекомых в игре
«Муравейник».
Выполнять правила
игры.
Урок игра.
23.
1
Разучивание игры « На
Соблюдать правила
Урок соревнование.
ощупь ».
игры.
24.
1
Повадки животных в игре
«Хитрая лиса».
Знать правила игры.
Урок игра.
25.
1
Разучивание игры «Кто
летит?»
Повторить название
птиц.
Закрепление
изученного материала.
26.
1
Разучивание игры «Тир на
снегу».
Соблюдать правила
техники безопасности.
Урок соревнование.
27.
1
Разучивание игры
«Воздух, земля, вода».
Запомнить название.
Урок игра-беседа.
28.
1
Повторение изученных
игр «Хитрая лиса»,
«Бездомный заяц».
Соблюдать технику
безопасности во время
бега.
Урок игра.
29.
1
Проведение состязания
«Заячьи прыжки».
Соблюдать правила
состязания.
Урок соревнования.
30.
1
Разучивание игры
«Извилистая тропа».
Запомнить
расположение
предмета.
Урок игра.
31.
1
Разучивание игры «Звери
и птицы».
Соблюдать правила,
слушать водящего.
Урок игра.
32.
1
Игры по выбору детей.
Соблюдать технику
безопасности
Во время игровой
деятельности.
Урок-игра.
33
1
Разучивание игры «Филин
и пташки».
Выучить название
птиц.
Дистанционный урок.