Напоминание

"Игры народов Севера"


Автор: Кравченко Наталья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАО Белоярская СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Белый Яр, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Игры народов Севера"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера»

в рамках внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них

- жизненная потребность,

средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем

сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в

играх детей.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа.

Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей,

живущих в разных уголках Земли. Подвижные игры, являясь прекрасным средством развития и

совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма, доставляют им

много радости и веселья. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на

различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются

в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует

совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей,

ориентированию их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и

самостоятельности.

Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях, способствовал

выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего

поколения – игр, состязаний.

Данная программа имеет эстетическую направленность. Программа предполагает

расширенное знакомство с историей и традициями, играми, состязаниями Народов Севера.

Народы Севера на основе жизненной практики выявили большую воспитательную,

оздоровительную, образовательную силу игр, состязаний, как комплекс средств

психологического, педагогического и физического воздействия.

Актуальность программы:

За последние сто лет уровень физической нагрузки на одного жителя земли уменьшился

в сто раз. Дети больше времени ведут малоподвижный образ жизни. У многих детей пропал

интерес к физическим упражнениям и спорту. Через проведение игр, состязаний, незаметно

появляется интерес.

По определению современных исследователей, игра – это свободная, интересная,

доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность,

удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития

ребенка, развитие его сознания. С помощью игр ребенок общается с внешним миром, познает

его, выявляет причинно- следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество. Игры

детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения.

Игры имеют важнейшее значение в оздоровлении и воспитании детей. Только всесторонне

развитый человек может выполнять свое назначение в семье и государстве.

Цель программы:

Познакомить детей с играми, состязаниями, традициями Народов Севера (ханты-манси)

и с играми других народов.

Задачи:

- воспитание нравственных и эстетических качеств личности;

- укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического

развития;

- развитие жизненно важных умений, навыков, двигательных способностей.

Программа предусматривает передачу накопленных знаний об окружающей природной

среде и ее богатствах. Воспитание настоящего хозяина тайги и тундры. Применение для

укрепления здоровья естественные факторы закаливания (воздух, снег, солнце).

Подвижные игры в зависимости от погодных условий проводятся как на воздухе, так и в

помещении.

Прогнозируемый результат реализации программы:

-обучающие должны знать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой

деятельности;

-уметь применять полученные знания во время активного отдыха, на переменах, дома;

-соблюдать безопасность при проведении подвижных игр.

Список рекомендуемой литературы.

Программа данного курса разработана в соответствии с Федеральным компонентом

государственного образовательного стандарта начального образования в области «Физическая

культура», приказ №230 от 18.06.99г. Главного Управления по общему и профессиональному

образованию «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях

округа».

Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические

упражнения народов Севера.

Учебно – методическое пособие. – Ханты – Мансийск: Изд – во «Институт повышения

квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83 с. «Игры на свежем воздухе».

(Автор составитель Дмитриев В.Н.).

Детские подвижные игры (составитель: доцент Новосибирского пединститута В.И.Грижков).

Приложение к программе курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера» в

рамках внеурочной деятельности.

1 класс.

Дата

заняти

й

Кол

-во

часо

в

Раздел программы/тема

занятий

Требования

Формы занятий

Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту» 3 часа

1

1

Т.Б.во время игры.

Беседа: «Применение

национальных видов

спорта в профессии

охотника.

Помнить правила

игры. Познакомить с

профессией охотника.

Урок игра-беседа.

2

1

Беседа: Применение нац.

видов спорта в профессии

рыболова». Игра: «Волк и

зайцы».

Познакомить с

профессией

рыболовов.

Урок беседа - игра.

3

1

Разучивание игры «

Извилистая тропа».

Соблюдать правила

игры.

Урок игра - беседа.

Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера» 30 часов

4

1

Разучивание игры: «

Ручейки и озера».

Соблюдать правила

игры.

Урок игра.

5

1

Мифы и легенды в игре:

«Болотная женщина».

Познакомить с

мифами и легендами

Севера. Познакомить

с правилами игры.

Изучение нового

материала.

6

1

Повадки птиц и животных

в игре «Сова и евражки».

Соблюдать правила

поведения в игровой

деятельности.

Урок ознакомление.

7

1

Разучивание игры:

«Быстрая лягушка».

Познакомить с

правилами игры.

Урок игра.

8

1

Растительный мир тайги в

игре: «Собери ягоды».

Познакомить с

растительным миром

тайги, разучить игру.

Урок ознакомление.

9

1

Разучивание игры:

«Скопируй позы»

Воспроизведение поз

по показу.

Урок – игра.

10

1

Навыки охотника в игре:

«Лисья тропа».

Познакомить с

деятельностью

охотников, соблюдать

правила в игре.

Закрепление нового

материала.

11

1

Природные условия

Севера в игре: «Солнце».

Знать и выполнять

игровые действия.

Урок игра.

12

Поведение птиц в игре:

«Утята и сеть».

Разучить правила

игры. Активно

выполнять игровые

действия.

Урок – игра.

13

Повадки животных в игре:

«Хитрый соболь».

Познакомить с

повадками соболя в

лесу. Разучить

правила игры.

Урок-игра.

14

1

Животный и

растительный мир тундры

и тайги в игре: «Запомни

название».

Закрепить знания

животного и

растительного мира в

игре, познакомить с

правилами игры.

Урок игра.

15

1

Промысловая

деятельность в игре:

«Охота на песцов».

Познакомить с

промысловой

деятельностью

хантов. Соблюдать

правила игры.

Ознакомление с

новым материалом.

16

1

Повадки животных в игре:

«Важенка и оленята».

Закрепить правила о

повадках животных,

соблюдать правила

поведения в игровой

деятельности.

Закрепление

изученного материала.

17

1

Проведение состязаний в

силе рук.

Соблюдать правила

состязания.

Урок соревнования.

18

1

Игры по выбору детей.

Соблюдение техники

безопасности во время

игровой деятельности.

Урок игра.

19

1

Разучивание игры

«Ручейки и озера».

Соблюдать правила

игры

Урок игра.

20.

1

Повадки животных в игре

«Бездомный заяц».

Соблюдать правила

поведения в игровой

деятельности.

Урок игра.

21.

1

Разучивание игры «Смени

руки».

Слушать команды

ведущего, соблюдать

правила игры.

Урок соревнование.

22.

1

Повадки насекомых в игре

«Муравейник».

Выполнять правила

игры.

Урок игра.

23.

1

Разучивание игры « На

Соблюдать правила

Урок соревнование.

ощупь ».

игры.

24.

1

Повадки животных в игре

«Хитрая лиса».

Знать правила игры.

Урок игра.

25.

1

Разучивание игры «Кто

летит?»

Повторить название

птиц.

Закрепление

изученного материала.

26.

1

Разучивание игры «Тир на

снегу».

Соблюдать правила

техники безопасности.

Урок соревнование.

27.

1

Разучивание игры

«Воздух, земля, вода».

Запомнить название.

Урок игра-беседа.

28.

1

Повторение изученных

игр «Хитрая лиса»,

«Бездомный заяц».

Соблюдать технику

безопасности во время

бега.

Урок игра.

29.

1

Проведение состязания

«Заячьи прыжки».

Соблюдать правила

состязания.

Урок соревнования.

30.

1

Разучивание игры

«Извилистая тропа».

Запомнить

расположение

предмета.

Урок игра.

31.

1

Разучивание игры «Звери

и птицы».

Соблюдать правила,

слушать водящего.

Урок игра.

32.

1

Игры по выбору детей.

Соблюдать технику

безопасности

Во время игровой

деятельности.

Урок-игра.

33

1

Разучивание игры «Филин

и пташки».

Выучить название

птиц.

Дистанционный урок.



В раздел образования