Напоминание

"Герои русских былин"


Авторы: Рогачева Марина Александровна, Правило Елена Юрьевна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: г.о. Краснознаменск, Московская область
Наименование материала: конспект инклюзивного интегрированного развивающего занятия
Тема: "Герои русских былин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

Инклюзивное интегрированное развивающее занятие

"Герои русских былин"

в рамках социально-значимого проекта "Счастливые дети надежды"

Выполнили: педагоги дополнительного образования

Рогачева М.А., Правило Е.Ю., Водейко Е.М.

г.о. Краснознаменск Московской области

26.02.2020 г.

Инклюзивное интегрированное развивающее занятие

"Герои русских былин"

в рамках социально-значимого проекта "Счастливые дети надежды"

Цель: приобщение детей к героическому прошлому русского народа.

Задачи:

предметные:

закрепить знания детей о героическом прошлом русского народа, о

былинных богатырях, о доспехах, оружии богатырей;

закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга,

шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч,

лук со стрелами, булава).

метапредметные:

показать

образ

защитника

Родины

через

образы

ре а льно

существовавших

исторических

личностей,

былинных

и

сказочных

богатырей;

развивать навыки работы по вырезанию деталей, их склеиванию по

инструкции;

развивать

коммуникативные

способности

детей (умение

общаться,

отвечать на вопросы, отгадывать загадки).

личностные:

пробудить чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории

своей страны на примере исторических событий и личностей;

воспитывать уважение к героическим воинским традициям;

воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Чтение

отрывков

о

былинных

богатырях:

«Илья

Муромец

и

Соловей-

разбойник»,

«Добрыня

Никитич

и

Змей

Горыныч»,

«Алёша

Попович

и

Тугарин Змей».

Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Изобразительная деятельность: рисование плаката «Герои русских былин».

Словарная работа:

Русь,

русичи,

славяне,

богатыри,

былины;

доспехи

одежда

богатырей

(кольчуга,

щит,

шлем,

бармица);

оружие

богатырей

(копье,

меч,

лук

со

стрелами, булава); застава.

Оборудование:

Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; работы обучающихся

творческого объединения «Веселые ремесла» с изображениями богатырей,

Соловья-разбойника,

Тугарина

Змея,

Змея

Горыныча;

сказателей;

музыкального инструмента - гусли.

Интеграция

образовательных

областей:

речевое

развитие,

социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Ход занятия

ТРЕК

1. Звучит

музыка

Тема

богатырей

из

«Сказки

о

царе

Салтане» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть вас.

-

В

рамках

социально-значимого

проекта

"Счастливые

дети

надежды"

обучающиеся трех творческих объединений "Клуб "Родник", "Театр песни

"Ассоль", "Самоделкины" вместе с педагогами подготовили новое занятие

"Герои русских былин". Будьте активны, работайте прилежно. Будет работа

для ума, для рук и, конечно, музыка и песни.

2. Объявление темы занятия.

- Назовите праздник, который недавно отмечала наша страна?

- 23 февраля - День защитника Отечества. В этот день поздравляют всех, кто

стоял на страже нашей Родины. Страна наша имеет богатую историю. В

разные времена находились недруги, желавшие завоевать нашу землю. Но

всегда на защиту земли русской вставали смелые и сильные воины.

- Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии? (О

богатырях)

- Правильно, сегодня мы узнаем о наших славных русских богатырях.

3. Беседа о богатырях.

- А сейчас представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны

-древнерусского государства.

ТРЕК

2. Звучит музыка — фрагмент произведения «Богатырские

ворота»

Модеста

Петровича

Мусоргского.(слушается

начало,

затем

звучит фоном)

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были

непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили

славяне. Их соседи часто нападали на славян

,

опустошали земли, разоряли

дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне

своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких

условиях

могли

только

очень

сильные,

выносливые

и

храбрые

люди.

Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они

славились

необыкновенной

силой,

об

их

подвигах

слагались

сказки

и

былины, стихотворения.

- Кто же такие богатыри?

- Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

- Богатыри – это защитники нашей Родины в древности.

- А как вы считаете, какие были богатыри?

- Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

-

Слово «богатырь» очень древнее. Богатыри - это люди безмерной силы,

стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли

нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

Входит мальчик в доспехах богатыря.

Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок)

Силен, как вольный ветер

Могуч, как ураган,

Он защищает землю!

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

- Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья

Муромец).

- А как вы думаете, что такое былины? (Это русские народные песни.)

- Кто рассказывал эти былины? (Сказатели - гусляры.)

- Под какой музыкальный инструмент? (Гусли.)

4. Рассматривание картины Васнецова «Богатыри» (1898 г.).

К

теме

Богатырской

силы

и

отваги

в

искусстве

часто

обращались

композиторы и художники. Примером тому могут послужить прослушанные

в

начале

фрагменты

музыкальных

произведений:

тема

богатырей

из

симфонической «Сказки о царе Салтане» Николая Андреевича Римского-

Корсакова

и

произведения

«Богатырские

ворота»

Модеста

Петровича

Мусоргского. Сейчас вы услышите еще один фрагмент из «Богатырской

симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

ТРЕК

3. Звучит

музыка

Главная

партия

из

«Богатырской

симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

- Какие чувства и эмоции вызывают у вас эта музыка? (ответы детей)

- Замечательно. А теперь давайте внимательно рассмотрим вот эту картину.

Её автор – известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а

называется она? (дети отвечают - «Богатыри»).

- Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, чем перекликаются между собой

музыка и эта картина? (ответы детей). Давайте рассмотрим картину.

- В центре Илья Муромец. Он, как старший, рассудителен и серьезен. В нем

чувствуется спокойная неимоверная сила. Даже конь его стоит спокойно,

воинственно смотрит в сторону угрозы.

- По правую руку нетерпеливо задрал морду белый конь Добрыни Никитича.

Этот всадник уже готов обнажить свой меч. Он может выполнять самые

сложные поручения.

- Богатырь слева с лукавым взглядом — самый младший — Алеша Попович.

Он полон отваги, смелости, он, душа-парень, певец и гусляр. У него в руках

лук со стрелами, а к седлу прикреплены гусли.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит

о надежности этих защитников Русской земли.

- Что скажете о конях? Если бы они были маленькими, выдержали бы они

своих богатырей? У богатырей и кони богатырские.

Физкультминутка:

1, 2, 3 — Мы теперь богатыри.

Руки вверх мы поднимаем,

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо.

Ни в морях,

Ни в небесах

Не пропущен будет враг.

5. Загадки.

- Если отгадаете загадки, ребята, то узнаете название костюма и вооружения

богатыря. (Показать детям отдельные иллюстрации, на которых изображены

кольчуга, шлем, щит, меч.)

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Оружие — это не просто поднять,

Не просто поднять и в руках удержать.

Снести им легко было голову с плеч,

Ну, что, догадались? Конечно же, … (меч)

Железная шапка с острым концом,

А впереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Бармица — элемент шлема в виде кольчужной сетки, обрамляющей шлем по

нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы.

Чтобы грудь защищать от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и круглый … (щит)

Булава -

ударно-дробящее холодное оружие в виде рукояти с шаровидной

ударной частью — навершием.

6. Работа с плакатом «Герои русских былин».

Дети с педагогом заранее нарисовали плакат «Герои русских былин». На

занятии

дети

вырезают

по

шаблонам

фигуры

богатырей,

их

доспехи

и

приклеивают к плакату.

7. Пословицы о богатырях.

Пословица написана на двух листах. К одной половине пословицы подобрать

по смыслу вторую половину.

Один в поле не … воин.

Один за всех и … все за одного.

Тяжело в учении – легко … в бою.

Тот герой, кто за Родину … горой.

Кто смел, тот на коня … сел.

Сам погибай, а товарища … выручай.

Жить — Родине … служить.

Если дружба велика, будет Родина … крепка.

За правое дело … стой смело.

8. Итог занятия.

- Что нового узнали о прошлом нашей страны?

- В мае этого года мы будем праздновать 75 лет Великой Победы. Следующее

занятие «Они сражались за Родину» в рамках социально-значимого проекта

"Счастливые дети надежды" будет посвящено защитникам нашей страны в

Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

- Ребята, вы все вместе, дружно работали на этом занятии. У нас получился

замечательный плакат «Герои русских былин»! Молодцы!

Рассказали мы про дела старые,

Что про старые, про бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет слава русская!

-

Мы

прощаемся

с

вами.

А

в

завершении

вы

услышите

песню

группы

«Цветы» - «Богатырская сила».

ТРЕК

4. Звучит

музыка

Песня

«Богатырская

сила»

группы

«Цветы».



В раздел образования