Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
Населённый пункт: город Архангельск,Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Раздел: начальное образование
Кузнецова Елена Владимировна,
учитель – логопед
МБУ «Центр» Леда
Город Архангельск
Архангельская область
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ,
ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Причинами
трудностей
формирования
письменной
речи
могут
быть
нарушения устной речи. Также причинами могут стать школьная незрелость,
педагогическая
и
социальная
запущенность,
сложность
образовательных
программ и другие.
Качество
учебной
деятельности
зависит
от
того,
насколько
были
сформированы следующие предпосылки в дошкольном возрасте:
· хорошее физическое развитие ребенка;
· развитый фонематический слух;
· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
· нормальное функционирование центральной нервной системы;
· владение знаниями и представлениями об окружающем мире;
·
произвольное
внимание,
опосредованное
запоминание,
умение
слушать
учителя;
·
познавательная
активность,
желание
учиться,
интерес
к
знаниям,
любознательность;
· коммуникативная деятельность.
В настоящее время 70 % детей имеют функциональную незрелость структур
головного мозга. Со временем мозг созревает, но, когда это произойдет,
ребенок упустит многое из школьной программы. И как бы потом не бились
репетиторы, грамотным он не станет, если не устранить истинную причину
1
неуспеваемости. Считается, что для формирования грамотности у
учащихся необходимо развивать орфографическую зоркость. Отсутствие
орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной
из главных причин допускаемых школьниками ошибок.
Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах,
предназначенных для записи орфограммы.
Достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается
одной из наиболее сложных задач обучения в начальных классах.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения
разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое,
артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического
материала. Для достижения этой цели, необходимо выбрать методы и
приёмы.
Упражнения:
ежедневно заниматься звуковым анализом
использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-
с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р и т.д.
приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово
получится?)
подбор слов к звуковым моделям
“Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “Найди
предметы с заданным звуком”.
«Найди лишнее» которое отличается начальным звуком от остальных
слов:
слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако
утка - улица - ухо - собака
лук - лошадь - рак- ландыш
2
«Лишнее слово» (самое короткое или самое длинное слово)
Сом, щука, карась, сазан.
Воробей, снегирь, ласточка, свиристель
Капуста, репа, картофель, помидор.
Волк, медведь, тигр, ёж.
Показ и выполнение кинезиологических упражнений.
«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять
положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в
ладоши.
«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми
яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на
цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же
выполнить левой рукой.
«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени
попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.
«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга,
коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные
тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
«Восьмёрка». В воздухе указательным пальцем рисуем знак бесконечности
как можно большего размера, следить не моргающими глазами за рукой. Те
же движения выполняем другой рукой.
«Зеркальное рисование» — рисование одновременно обеими руками на
бумаге зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Пишем вслух»
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,
проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется.
Пример "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с
малаком).
«Найди спрятавшееся слово»
3
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).
Письмо по памяти (пословицы, поговорки, загадки, подобранные по темам,
стихи. песенки, потешки, считалки и т.д)
«Назови и запиши только гласные буквы» из продиктованных слов:
Дом, дым, дам
Кошка, кашка, кишка
Мало, мыло, мяло
Стек, стук, сток
Волос, голос, колос
Молод, голод, холод
«Сколько раз…?»
Сколько раз встречается звук (т) в предложении:
Документ подписан директором
Для профилактики дисграфии используют еще такие виды упражнений:
«Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным
шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает
над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы.
Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с
которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-
6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая
подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными",
"похожими" в сознании ученика.
Задания и приемы по формированию фонематического слуха:
- чтение слоговых таблиц
- графические диктанты
- работа с деформированными словами, предложениями.
4
5