Напоминание

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)


Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
Населённый пункт: город Архангельск,Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Раздел: начальное образование





Назад




Кузнецова Елена Владимировна,

учитель – логопед

МБУ «Центр» Леда

Город Архангельск

Архангельская область

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ,

ИМЕЮЩИМИ НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Причинами

трудностей

формирования

письменной

речи

могут

быть

нарушения устной речи. Также причинами могут стать школьная незрелость,

педагогическая

и

социальная

запущенность,

сложность

образовательных

программ и другие.

Качество

учебной

деятельности

зависит

от

того,

насколько

были

сформированы следующие предпосылки в дошкольном возрасте:

· хорошее физическое развитие ребенка;

· развитый фонематический слух;

· развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

· нормальное функционирование центральной нервной системы;

· владение знаниями и представлениями об окружающем мире;

·

произвольное

внимание,

опосредованное

запоминание,

умение

слушать

учителя;

·

познавательная

активность,

желание

учиться,

интерес

к

знаниям,

любознательность;

· коммуникативная деятельность.

В настоящее время 70 % детей имеют функциональную незрелость структур

головного мозга. Со временем мозг созревает, но, когда это произойдет,

ребенок упустит многое из школьной программы. И как бы потом не бились

репетиторы, грамотным он не станет, если не устранить истинную причину

1

неуспеваемости. Считается, что для формирования грамотности у

учащихся необходимо развивать орфографическую зоркость. Отсутствие

орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной

из главных причин допускаемых школьниками ошибок.

Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах,

предназначенных для записи орфограммы.

Достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается

одной из наиболее сложных задач обучения в начальных классах.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения

разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое,

артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического

материала. Для достижения этой цели, необходимо выбрать методы и

приёмы.

Упражнения:

ежедневно заниматься звуковым анализом

использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-

с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р и т.д.

приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово

получится?)

подбор слов к звуковым моделям

“Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “Найди

предметы с заданным звуком”.

«Найди лишнее» которое отличается начальным звуком от остальных

слов:

слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако

утка - улица - ухо - собака

лук - лошадь - рак- ландыш

2

«Лишнее слово» (самое короткое или самое длинное слово)

Сом, щука, карась, сазан.

Воробей, снегирь, ласточка, свиристель

Капуста, репа, картофель, помидор.

Волк, медведь, тигр, ёж.

Показ и выполнение кинезиологических упражнений.

«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за

противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять

положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в

ладоши.

«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми

яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на

цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же

выполнить левой рукой.

«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени

попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.

«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга,

коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные

тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

«Восьмёрка». В воздухе указательным пальцем рисуем знак бесконечности

как можно большего размера, следить не моргающими глазами за рукой. Те

же движения выполняем другой рукой.

«Зеркальное рисование» — рисование одновременно обеими руками на

бумаге зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,

проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется.

Пример "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с

малаком).

«Найди спрятавшееся слово»

3

Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), щель (ель), коса (оса).

Письмо по памяти (пословицы, поговорки, загадки, подобранные по темам,

стихи. песенки, потешки, считалки и т.д)

«Назови и запиши только гласные буквы» из продиктованных слов:

Дом, дым, дам

Кошка, кашка, кишка

Мало, мыло, мяло

Стек, стук, сток

Волос, голос, колос

Молод, голод, холод

«Сколько раз…?»

Сколько раз встречается звук (т) в предложении:

Документ подписан директором

Для профилактики дисграфии используют еще такие виды упражнений:

«Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным

шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает

над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы.

Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с

которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-

6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая

подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными",

"похожими" в сознании ученика.

Задания и приемы по формированию фонематического слуха:

- чтение слоговых таблиц

- графические диктанты

- работа с деформированными словами, предложениями.

4

5



В раздел образования