Автор: Недбала Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Игровые технологии в речевом развитии воспитанников
дошкольной образовательной организации
ВЫПОЛНИЛА:
Недбала Светлана Николаевна,
воспитатель I кв. категории
МБДОУ г. Мурманска №125
Оглавление
Введение
Основная часть
Организация образовательной деятельности с воспитанниками
Организация взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
Проектирование развивающей предметно-пространственной
среды
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний
день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении,
в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный
запас.
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие
связанной
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной
литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка
в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, тем больше он
вовлечен в интересную для себя деятельность.
Актуальность.
Современные
дети
живут
в
мощном
потоке
информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки
пришли аудиосказка, видеофильмами телевизоры, компьютеры, планшеты,.
Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим
справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только
речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению,
постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с
задержкой
речевого
развития
[8,
с.37].
А
речь,
как
мы
знаем,
один
из
наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема
речевого
развития
детей
дошкольного
возраста
на
сегодняшний
день
особенно
актуальна,
т.к.
процент
дошкольников
с
различными
речевыми
нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в
звукопроизношении, в овладении лексико–грамматическими формами, имеют
скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи
детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны,
язык невыразителен.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к
обучению в школе. Работу по формированию правильной речи необходимо
начинать уже в дошкольном возрасте Огромную роль в этом играют игровые
технологии.
В
работе
по
развитию
речи
дошкольников
использование
игровых технологий оптимизирует развивающее воздействие, делает процесс
обучения
более
интересным
и
занимательным
для
детей.
Игра
–
вид
деятельности
в
ситуациях,
направленных
на
воссоздание
и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии»
включает
достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие
от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком –
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно–познавательной направленностью [7, с.26].
Проблема
проекта: научить детей говорить грамотной, правильной,
связной речью. Для этого необходимо много играть. Игра развивает язык, а
язык организует игру. Играя, ребенок учится, а ни одно учение немыслимо
без помощи основного учителя – языка.
Тема
проекта:
«Игровые
технологии
в
речевом
развитии
воспитанников дошкольной образовательной организации»
Образовательная область: ПР, РР, СКР, ФР, ХЭР
Вид проекта: практико–ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели), с 10.02.2020
г. по 21.02.2020 г.
Цель проекта: разработать игровые технологии в речевом развитии
воспитанников дошкольной образовательной организации.
Задачи проекта:
1)
развивать речь детей как средство общения;
2)
совершенствовать
диалогическую
и
монологическую
формы
речи;
3)
расширять,
обогащать
и
активизировать
словарь
ребенка
посредством коммуникативных игр;
4)
формировать опыт социального поведения, чувства партнерства,
умение работать в коллективе;
5)
воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую
инициативу, фантазию;
6)
развивать
эмоциональную
сферу,
чуткость,
внимание,
сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
1)
повышение уровня развития речи у детей;
2)
умение обратиться за помощью к взрослым;
3)
развитие мелкой моторики;
4)
развитие познавательной активности, творческих способностей;
5)
умение самостоятельно играть в игры.
Для педагогов:
1)
использование игровых технологий в развивающей работе будет
способствовать
повышению
мотивации
и
успешному
развитию
коммуникативных и творческих способностей детей;
2)
повышение психолого–педагогической компетенции педагогов и
родителей в вопросах воздействия игровых технологий в речевом развитии
детей;
3)
создание копилки игровых технологий для развивающей работе с
детьми старшей группы;
4)
презентация проекта для педагогов.
Для родителей:
1)
сближение с детьми и педагогами,
2)
интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Теоретическая
значимость: заключается
в
разработке
содержания,
методов
и
форм,
которые
предусматривают
поэтапную
организацию
приобщения детей к основам речевого развития.
Практическая значимость:
1)
создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной,
доступной и безопасной предметно пространственной среды (п.3.3. ФГОС
ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у
младших дошкольников;
2)
повышение
качества
образовательного
процесса
по
речевому
развитию
через
организацию
НОД
и
совместной
деятельности
детей,
педагогов и родителей;
3)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей по
приобщению
дошкольников
к
речевому
воспитанию
через
игровые
технологии;
4)
улучшения
в
группе
детского
сада
условий
для
обобщения
материала по формированию основ речевого развития у дошкольников;
5)
укрепление связи семьи и ДОУ.
Основная часть
Этапы проекта:
1–й
этап:
подготовительный (подбор
и
изучение
методической
литературы, подбор материала;
2–й этап: основной – реализация игровых технологий с детьми старшей
группы.
С
детьми
проводились
занятия
по
проекту,
была
организована
совместная
и
самостоятельная
деятельность
детей
по
ознакомлению
с
основами речевого воспитания.
3–й этап: формирующий – создание картотеки игровых технологий для
детей старшего дошкольного возраста.
Методы реализации проекта:
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и
детей,
обеспечивающий
формирование
речевых
навыков
и
умений.
Общепринятой является классификация методов по используемым средствам.
Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:
1)
наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр,
предметных, сюжетных картинок);
2)
практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);
3)
словесные (беседы, рассказы, инсценировки).
Основными методами организации работы с детьми являются занятия в
детском саду, на которых педагог использует различные игровые технологии
для развития речи. Групповая форма работы на таких занятиях помогает
преодолеть речевые проблемы детей, развивать у них интерес к общению со
сверстниками и взрослыми и сопутствующим видам деятельности (беседы,
сюжетно–ролевые игры) путем организации различных игровых ситуаций,
что повышает качество педагогической работы.
Работу
по
развитию
речи
планируется
проводить по
трем
направлениям:
первое
направление,
реализующееся
через
формирование
у
дошкольника понимания себя как субъекта общения и восприятия сверстника
в
качестве
объекта
взаимодействия,
т.е.
описывается
необходимость
в
проведении
работы
по
формированию
восприятия
сверстников
на
положительном
эмоциональном
уровне,
работы
по
развитию
делового
сотрудничества, взаимодействия и общих игровых интересов;
второе
направление,
состоящее
в
развитии
у
дошкольников
способностей
воспринимать
и
использовать
различные
невербальные
и
вербальные
коммуникативные
средства
(словесные,
эмоционально–
мимические, жестовые, визуальные, пантомимические);
третье
направление, обеспечивающее
формирование
у
дошкольников
социальных
представлений,
формирование
способностей
к
осознанию и воссозданию различных видов социальных отношений в игре.
Содержание проекта представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Содержание проекта в речевом развитии воспитанников
дошкольной образовательной организации посредством игровых технологий
Дни
Название игры
Цель игры
Оборудование
Содержание игры
1
день
Игра
«Вместе
играем»
Цель:
н ау ч е н и е
детей
вежливому
о б р а щ е н и ю
и
взаимодействию
друг с другом.
Оборудование:
парные
игрушки
(желобок–
шарик,
вагончик–
паровозик,
кубики–
машинка).
Педагог
детям
раздает
игрушки,
расставляет
п а р а м и
д е т е й ,
п р е д л а г а е т
в м е с т е
поиграт ь .
Зат ем
о н
к а ж д о м у
и з
д е т е й
помогает
выполнять
в
с о о т в е т с т в и и
с
назначением
каждой
игрушки
предметно–
игровые
действия.
В
конце
игры
п ед а го г
фиксирует,
кто
с
кем
играл, называет по
Продолжение таблицы 1
Дни
Название игры
Цель игры
Оборудование
Содержание игры
1
день
Игра
«Вместе
играем»
Цель:
н ау ч е н и е
детей
вежливому
о б р а щ е н и ю
и
взаимодействию
друг с другом.
Оборудование:
парные
игрушки
(желобок–
шарик,
вагончик–
паровозик,
имени каждого ребенка:
«Аня играла с Дашей –
шарик
катали,
Дима
с
Васей играл –паровозик
возили,
Петя
играл
с
Леной
–
нагружали
и
в о з и л и
в
м а ш и н к е
кубики–
машинка).
кубики».
2
день
И г р а
« Н а ш е
солнце»
Цель:
способствование
взаимодействию
и
объединению
детей в группе.
Оборудование:
в а т м а н ,
с
нарисованным
к р у г о м
и
ладонями
детей.
Педагог
на
ватма не
рисует
большой
круг.
Затем
ладони
д е т е й
обрисовывает,
создавая
лучики
солнца
таким
образом.
При
помощи
п е д а г о г а
д е т и
нарисованные
ладошки
раскрашивают.
В
итоге
получается разноцветное
к р а с и в о е
с о л н ц е ,
к о т о р о е
в
г р у п п е
вывешивается.
Педагог говорит: «Петя,
иди
ко
мне,
за
мной
становись, держи за пояс
меня,
вот
так.
Теперь,
Ваня, сюда иди, встань
за Петей, держи за пояс
его». После того как все
д е т и
в ы с т р о и л и с ь ,
« п о е з д »
в
п у т ь
отправляется.
Педагог,
имитируя
д в и ж е н и е
паровоза
«Чух–чух,у–у–
у!»,
предлагает
детям
п о в т о р и т ь
з ву к и
и
двигаться
всем
вместе
как паровозик.
3
день
Игра «Ласковое
имя»
Ц е л ь :
н а у ч и т ь
детей
взаимодействовать
друг
с
д р у г о м ,
называть
вежливо,
по–доброму
имя
других детей.
____
Дети в круг встают, по
очереди каждый из них в
центр
выходит.
В с е
о с т а л ь н ы е
д е т и
называют
при
помощи
взро слого
л а с ко в ы е
варианты
имени
того
ребенка
Продолжение таблицы 1
4
день
И г р а
« К т о
пришел к нам в
гости?»
Цель:
способствование
развитию
у
детей
самоуважения;
активизирование
доброжелательного
отношения детей к
сверстникам.
___
П е д а го г
в
с т о р о н у
отводит
двоих–троих
детей
из
группы
и
с
ними
договаривается
о
том,
что
дети
будут
животных
изображать,
которые пришли в гости
к
детям.
Дети
решают,
к а к и х
о н и
б у д у т
животных изображать.
Дети
в
круг
встают.
Гости входят по очереди
в круг. Педагог говорит
детям:
«По смотрите,
к а к о й
к
н а м
замечательный
зверь
пришел, какие глазки у
него,
как
он
движется
красиво
и
т.п.»
Детям
нужно догадаться, какие
к ним пришли звери и
к а к о е
б ы л о
у
н и х
настроение.
5
день
И г р а
« К т о
лучше
разбудит»
Цель:
способствование
формированию
у
детей
готовности
любить и понимать
окружающих.
Оборудование:
костюм котенка
(маска, лапы,
хвост), мягкий
коврик.
О д и н
р е б е н о к
становится
кошечкой
и
засыпает
–
ложиться
в
ц е н т р е
г р у п п ы
н а
коврик.
Педагог
просит
по очереди детей будить
«спящего
котенка».
Но
важно делать это это по–
доброму
(ласковыми
с л о в а м и
и
прикосновениями).
В
конце
игры
все
дети
решают
вместе,
кто
« б у д и л
к о ш е ч к у »
н а и б о л е е
н е ж н о
и
ласково.
6
день
Игра «Листочек
падает»
Цель:
развитие
у
д е т е й
у м е н и е
взаимодействовать
и
сотрудничать
со
сверстниками.
Оборудование:
лист бумаги.
Педагог
над
столом
поднимает
лист
бумаги
(на
расстоянии
около
метра),
отпускает
затем
его
и
внимание
детей
обращает на то, как он
плавно
спускается
вниз
и
лег
на
стол.
После
этого педагог просит
Продолжение таблицы 1
6
день
Игра «Листочек
падает»
Цель:
развитие
у
д е т е й
у м е н и е
взаимодействовать
и
сотрудничать
со
сверстниками.
Оборудование:
лист бумаги.
детей
превратить
в
листочки
бумаги
свои
руки
и
то
же
самое
с д е л а т ь ,
т о
е с т ь
опустить плавно руки на
стол
одновременно
с
л и с т о ч ко м
б у м а г и .
Педагог
подчеркивает
у м е н и я
д е т е й
согласованно
д е й с т в о в а т ь ,
б ы т ь
вместе.
7
день
Игра «Звериное
пианино»
Цель:
развитие
у
д е т е й
у м е н и я
сотрудничать
со
сверстниками.
___
Дети
садятся
в
одну
линию на корточки. Они
– это клавиши пианино,
к о т о р ы е
г о в о р я т
г о л о с а м и
м н о г и х
ж и в от н ы х .
П е д а г о г
детям раздает карточки с
изображениями
животных,
голо с ами
которых
они
должны
звучать (свинья, собака,
кошка,
мышка
и
т.д.).
П о т о м
п е д а г о г
д о
г о л о в о к
д е т е й
д о т р а г и в а е т с я ,
к а к
с л о в н о
к л а в и ш и
нажимает.
Клавишам–
детям прозвучать нужно
голосами
определенных
животных.
8
день
Хороводная
игра «Ау!»
Цель:
развивать
внимательное
отношение
друг
к
другу,
помогать
преодолевать
б а р ь е р ы
в
общении.
___
Ребенок в кругу стоит с
завязанными глазами, он
в
лесу
потерялся.
Дети
х о р о в о д
в о д я т ,
проговаривая
с л о в а
«Леша
(Миша),
ты
в
лесу
сейчас,
мы
тебе
п о е м
« Ау » !
Н у – к а ,
о т к р ы в а й
г л а з к и
поскорей,
кто
позвал
тебя,
побыстрей
узнай.
Кто–то
из
детей
ему
к р и ч и т :
« Ау ! »
–
и
«потерявшийся» угадать
должен, кто звал его.
Окончание таблицы 1
9
день
Подвижная
игра
«Возьми
игрушку»
Цель:
р а з в и т и е
навыков
общения,
умения
просить
о
помощи.
___
Дети в круг становятся,
в
ц е н т р
и г р у ш к и
складывают.
Педагог
г о в о р и т
« В о з ь м и ,
пожалуйста…
(куклу,
машинку,
пирамиду
и
т.д.)».
Кто
необходимой
игрушки
не
нашел
–
водит.
10
день
Итоговая
игра–
драматизация
в
Цель:
формирование
у
К а р т и н к и
с
У ч и т ь
в и д е т ь
п о л о ж и т е л ь н ы е
и
с о ч е т а н и и
с
дидактическим
и
и г р а м и ,
пальчиковыми
« Ч т о
т а к о е
хорошо
и
что
такое плохо»
детей
представлений
о
плохих и хороших
поступках,
умения
адекватно
оценивать
себя
и
других.
ситуациями
по
произведению
отрицательные
качества
персонажей,
сопоставлять
содержание
рассказа
с
е г о
н а з в а н и е м .
Воспроизводить
а в т о р с к и е
с л о в а
в
п р о ц е с с е
и г р ы ,
творчески
использовать
игровую обстановку.
Фрагмент итоговой игры–драматизации «Что такое хорошо и что такое
плохо».
Цель: Формировать
у
детей
представления
о
хорошем
и
плохом
поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить
видеть положительные и отрицательные качества персонажей, сопоставлять
содержание рассказа с его названием. Воспроизводить авторские слова в
процессе игры, творчески использовать игровую обстановку.
Ход игры:
Дидактическая игра «Определи поступок» (с кружками – сигналами)
Ведущий читает стихотворение, ребенок должен определить хороший
или плохой поступок и показать правильно карточку–сигнал (красный –
хорошо, зеленый – плохо).
– Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из
стихов,
а
вы
определять
хорошо
или
плохо
поступают
герои.
Если
вы
считаете, что хорошо, то покажите красный цвет, если плохо – зеленый.
1. Гоша моет сам посуду,
Пылесосит пыль повсюду,
Может в магазин сходить,
Молоко и хлеб купить.
Помогает маме Гоша,
Значит, мальчик он хороший.
2. В переполненном трамвае
Едет бабушка хромая.
Нехороший мальчик Влад
От неё отвел свой взгляд.
А хороший мальчик Нил
Встал и место уступил.
3. Ян и Саша целый вечер
Вместе делали скворечник,
Рады домику скворцы,
Ян и Саша молодцы!
4. Мальчик маленький Егор
Вышел погулять во двор.
Нехороший мальчик Витя
Захотел его обидеть,
Но хороший мальчик Жора
Заступился за Егора.
5. В новогоднюю пургу
Плохо птичкам на снегу.
И для них Максимка с Лушей
Вместе сделали кормушку.
Птицы думают, что эти
Дети лучшие на свете.
6. Таня с Аней – две сестрицы,
А посмотришь – как тигрицы.
Девочки кусаются,
Иногда щипаются.
Для них царапина, синяк–
Не рана, а пустой пустяк.
Скажите, сестры эти–
Воспитанные дети?
7. Один мой знакомый обедать пришел,
И локти свои положил он на стол.
Испачкал рукав и посуду всю сдвинул,
Тарелку с едой на себя опрокинул.
8. Брат Антон сестренку Таю
На колясочке катает,
И, заглядывая в глазки,
Ей рассказывает сказки.
9. Даже малышам известно,
Надо вещи класть на место.
Только вот, неряха, Алла
Все бросает, где попало.
Но ведь девочке хорошей
Так вести себя негоже.
–
Ребята,
так
какие
поступки
больше
всего
нужно
совершать?
Правильно, только хорошие.
– А сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту»
Цель: развивать координацию движений и тонкую моторику рук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем, режем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем
Мы морковку трем, трем
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ведущий
предлагает
ребенку
выбрать
картинку
в
соответствии
со
стихами. Для выбора и оценки фрагментов из стихотворения выходит каждый
раз новый ребенок. Остальные дети одобряют или изменяют свой выбор.
Вед: Крошка – сын (показывает куклу)
К отцу пришел,
И спросила кроха (подражает мальчику)
Что такое хорошо
И что такое плохо? –
Вед: Может быть, кто–то из вас объяснит это мальчику? (Ответ детей).
У меня секретов нет,–
Слушайте, детишки,–
– А вы, поможете мальчику разобраться? Вот картинки, изображающие
и хорошее, и плохое. Хорошее будем показывать на красном фоне, а плохое –
на зеленом.
Для
реализации
данного
проекта
будут
задействованы
ресурсы
образовательной организации, из которых сформируются рабочие группы
детского
сада
для
информирования
коллег
и
родителей
относительного
максимально эффективного развития речи детей через игровые технологии.
Заключение
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой
результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом
процессе,
который
активизирует
мыслительную
деятельность,
обогащает
словарный
запас
детей,
развивает
умение
наблюдать,
выделять
главное,
конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления,
систематизировать накопленные знания.
Использование
игровых
технологий
помогает
организовывать
работу
интереснее
и
разнообразнее,
помогает
поддерживать
интерес
детей
на
протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания,
понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Таким
образом, в результате образовательной деятельности с применением игровых
технологий
у
детей
снимается
чувство
скованности,
преодолевается
застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая
инициатива.
Все игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит
только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Список литературы
1.Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). – 90 с.
2.
Атемаскина,
Ю.В.
Современные
педагогические
технологии
в
ДОУ: учебно–методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. М.: Детство–Пресс,
2012. – 160 с.
3.
Бурлачук,
Л.Ф.
Введение
в
проективную
психологию
/
Л.Ф.
Бурлачук, Киев: Ника–центр, 2013. – 120с.
4.
Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и
развитие
компетентности
в
общении:
Спецпрактикум
по
социальной
психологии/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В, Растянников. – Изд–во МГУ:
2010. – 322 с.
5.
Жуковская,
Р.И.
Игра
и
ее
педагогическое
значение
/
Р.И.
Жуковская. – М.: Педагогика, 2015. – 111 с.
6.
Лисина,
М.И.
Влияние
общения
со
сверстниками
на
познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус;
под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 169
с.
7.
Рыжкова–Гришина,
Л.В.
Развитие
речи:
система
работы:
монография: монография / Л.В. Рыжова–Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. –
250 с.
8.
Сибгатова, В.Д. Современные игровые технологии в развитии
речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов
дошкольного образования / В.Д. Сибгатова // Наука и образование сегодня,
2019. № 8 (43). С. 9–50.
9.
Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности
дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы
междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство
Молодой ученый, 2011. – С. 9–91.
10.
Щукина,
Г.И.
Проблема
познавательной
потребности
в
педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2012. – 351 с.