Напоминание

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации


Автор: Недбала Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №125
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Игровые технологии в речевом развитии воспитанников

дошкольной образовательной организации

ВЫПОЛНИЛА:

Недбала Светлана Николаевна,

воспитатель I кв. категории

МБДОУ г. Мурманска №125

Оглавление

Введение

Основная часть

Организация образовательной деятельности с воспитанниками

Организация взаимодействия педагогического коллектива с

семьями воспитанников

Проектирование развивающей предметно-пространственной

среды

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний

день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении,

в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный

запас.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение

речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие

связанной

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной

литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка

в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, тем больше он

вовлечен в интересную для себя деятельность.

Актуальность.

Современные

дети

живут

в

мощном

потоке

информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки

пришли аудиосказка, видеофильмами телевизоры, компьютеры, планшеты,.

Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим

справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только

речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению,

постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с

задержкой

речевого

развития

[8,

с.37].

А

речь,

как

мы

знаем,

один

из

наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

на

сегодняшний

день

особенно

актуальна,

т.к.

процент

дошкольников

с

различными

речевыми

нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в

звукопроизношении, в овладении лексико–грамматическими формами, имеют

скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи

детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны,

язык невыразителен.

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к

обучению в школе. Работу по формированию правильной речи необходимо

начинать уже в дошкольном возрасте Огромную роль в этом играют игровые

технологии.

В

работе

по

развитию

речи

дошкольников

использование

игровых технологий оптимизирует развивающее воздействие, делает процесс

обучения

более

интересным

и

занимательным

для

детей.

Игра

вид

деятельности

в

ситуациях,

направленных

на

воссоздание

и

усвоение

общественного

опыта,

в

котором

складывается

и

совершенствуется

самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии»

включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие

от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком –

четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим

результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и

характеризуются учебно–познавательной направленностью [7, с.26].

Проблема

проекта: научить детей говорить грамотной, правильной,

связной речью. Для этого необходимо много играть. Игра развивает язык, а

язык организует игру. Играя, ребенок учится, а ни одно учение немыслимо

без помощи основного учителя – языка.

Тема

проекта:

«Игровые

технологии

в

речевом

развитии

воспитанников дошкольной образовательной организации»

Образовательная область: ПР, РР, СКР, ФР, ХЭР

Вид проекта: практико–ориентированный, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели), с 10.02.2020

г. по 21.02.2020 г.

Цель проекта: разработать игровые технологии в речевом развитии

воспитанников дошкольной образовательной организации.

Задачи проекта:

1)

развивать речь детей как средство общения;

2)

совершенствовать

диалогическую

и

монологическую

формы

речи;

3)

расширять,

обогащать

и

активизировать

словарь

ребенка

посредством коммуникативных игр;

4)

формировать опыт социального поведения, чувства партнерства,

умение работать в коллективе;

5)

воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую

инициативу, фантазию;

6)

развивать

эмоциональную

сферу,

чуткость,

внимание,

сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат проекта:

Для детей:

1)

повышение уровня развития речи у детей;

2)

умение обратиться за помощью к взрослым;

3)

развитие мелкой моторики;

4)

развитие познавательной активности, творческих способностей;

5)

умение самостоятельно играть в игры.

Для педагогов:

1)

использование игровых технологий в развивающей работе будет

способствовать

повышению

мотивации

и

успешному

развитию

коммуникативных и творческих способностей детей;

2)

повышение психолого–педагогической компетенции педагогов и

родителей в вопросах воздействия игровых технологий в речевом развитии

детей;

3)

создание копилки игровых технологий для развивающей работе с

детьми старшей группы;

4)

презентация проекта для педагогов.

Для родителей:

1)

сближение с детьми и педагогами,

2)

интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Теоретическая

значимость: заключается

в

разработке

содержания,

методов

и

форм,

которые

предусматривают

поэтапную

организацию

приобщения детей к основам речевого развития.

Практическая значимость:

1)

создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной,

доступной и безопасной предметно пространственной среды (п.3.3. ФГОС

ДО) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у

младших дошкольников;

2)

повышение

качества

образовательного

процесса

по

речевому

развитию

через

организацию

НОД

и

совместной

деятельности

детей,

педагогов и родителей;

3)

активизация и обогащение воспитательных умений родителей по

приобщению

дошкольников

к

речевому

воспитанию

через

игровые

технологии;

4)

улучшения

в

группе

детского

сада

условий

для

обобщения

материала по формированию основ речевого развития у дошкольников;

5)

укрепление связи семьи и ДОУ.

Основная часть

Этапы проекта:

1–й

этап:

подготовительный (подбор

и

изучение

методической

литературы, подбор материала;

2–й этап: основной – реализация игровых технологий с детьми старшей

группы.

С

детьми

проводились

занятия

по

проекту,

была

организована

совместная

и

самостоятельная

деятельность

детей

по

ознакомлению

с

основами речевого воспитания.

3–й этап: формирующий – создание картотеки игровых технологий для

детей старшего дошкольного возраста.

Методы реализации проекта:

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и

детей,

обеспечивающий

формирование

речевых

навыков

и

умений.

Общепринятой является классификация методов по используемым средствам.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

1)

наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр,

предметных, сюжетных картинок);

2)

практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);

3)

словесные (беседы, рассказы, инсценировки).

Основными методами организации работы с детьми являются занятия в

детском саду, на которых педагог использует различные игровые технологии

для развития речи. Групповая форма работы на таких занятиях помогает

преодолеть речевые проблемы детей, развивать у них интерес к общению со

сверстниками и взрослыми и сопутствующим видам деятельности (беседы,

сюжетно–ролевые игры) путем организации различных игровых ситуаций,

что повышает качество педагогической работы.

Работу

по

развитию

речи

планируется

проводить по

трем

направлениям:

первое

направление,

реализующееся

через

формирование

у

дошкольника понимания себя как субъекта общения и восприятия сверстника

в

качестве

объекта

взаимодействия,

т.е.

описывается

необходимость

в

проведении

работы

по

формированию

восприятия

сверстников

на

положительном

эмоциональном

уровне,

работы

по

развитию

делового

сотрудничества, взаимодействия и общих игровых интересов;

второе

направление,

состоящее

в

развитии

у

дошкольников

способностей

воспринимать

и

использовать

различные

невербальные

и

вербальные

коммуникативные

средства

(словесные,

эмоционально–

мимические, жестовые, визуальные, пантомимические);

третье

направление, обеспечивающее

формирование

у

дошкольников

социальных

представлений,

формирование

способностей

к

осознанию и воссозданию различных видов социальных отношений в игре.

Содержание проекта представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Содержание проекта в речевом развитии воспитанников

дошкольной образовательной организации посредством игровых технологий

Дни

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры

1

день

Игра

«Вместе

играем»

Цель:

н ау ч е н и е

детей

вежливому

о б р а щ е н и ю

и

взаимодействию

друг с другом.

Оборудование:

парные

игрушки

(желобок–

шарик,

вагончик–

паровозик,

кубики–

машинка).

Педагог

детям

раздает

игрушки,

расставляет

п а р а м и

д е т е й ,

п р е д л а г а е т

в м е с т е

поиграт ь .

Зат ем

о н

к а ж д о м у

и з

д е т е й

помогает

выполнять

в

с о о т в е т с т в и и

с

назначением

каждой

игрушки

предметно–

игровые

действия.

В

конце

игры

п ед а го г

фиксирует,

кто

с

кем

играл, называет по

Продолжение таблицы 1

Дни

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры

1

день

Игра

«Вместе

играем»

Цель:

н ау ч е н и е

детей

вежливому

о б р а щ е н и ю

и

взаимодействию

друг с другом.

Оборудование:

парные

игрушки

(желобок–

шарик,

вагончик–

паровозик,

имени каждого ребенка:

«Аня играла с Дашей –

шарик

катали,

Дима

с

Васей играл –паровозик

возили,

Петя

играл

с

Леной

нагружали

и

в о з и л и

в

м а ш и н к е

кубики–

машинка).

кубики».

2

день

И г р а

« Н а ш е

солнце»

Цель:

способствование

взаимодействию

и

объединению

детей в группе.

Оборудование:

в а т м а н ,

с

нарисованным

к р у г о м

и

ладонями

детей.

Педагог

на

ватма не

рисует

большой

круг.

Затем

ладони

д е т е й

обрисовывает,

создавая

лучики

солнца

таким

образом.

При

помощи

п е д а г о г а

д е т и

нарисованные

ладошки

раскрашивают.

В

итоге

получается разноцветное

к р а с и в о е

с о л н ц е ,

к о т о р о е

в

г р у п п е

вывешивается.

Педагог говорит: «Петя,

иди

ко

мне,

за

мной

становись, держи за пояс

меня,

вот

так.

Теперь,

Ваня, сюда иди, встань

за Петей, держи за пояс

его». После того как все

д е т и

в ы с т р о и л и с ь ,

« п о е з д »

в

п у т ь

отправляется.

Педагог,

имитируя

д в и ж е н и е

паровоза

«Чух–чух,у–у–

у!»,

предлагает

детям

п о в т о р и т ь

з ву к и

и

двигаться

всем

вместе

как паровозик.

3

день

Игра «Ласковое

имя»

Ц е л ь :

н а у ч и т ь

детей

взаимодействовать

друг

с

д р у г о м ,

называть

вежливо,

по–доброму

имя

других детей.

____

Дети в круг встают, по

очереди каждый из них в

центр

выходит.

В с е

о с т а л ь н ы е

д е т и

называют

при

помощи

взро слого

л а с ко в ы е

варианты

имени

того

ребенка

Продолжение таблицы 1

4

день

И г р а

« К т о

пришел к нам в

гости?»

Цель:

способствование

развитию

у

детей

самоуважения;

активизирование

доброжелательного

отношения детей к

сверстникам.

___

П е д а го г

в

с т о р о н у

отводит

двоих–троих

детей

из

группы

и

с

ними

договаривается

о

том,

что

дети

будут

животных

изображать,

которые пришли в гости

к

детям.

Дети

решают,

к а к и х

о н и

б у д у т

животных изображать.

Дети

в

круг

встают.

Гости входят по очереди

в круг. Педагог говорит

детям:

«По смотрите,

к а к о й

к

н а м

замечательный

зверь

пришел, какие глазки у

него,

как

он

движется

красиво

и

т.п.»

Детям

нужно догадаться, какие

к ним пришли звери и

к а к о е

б ы л о

у

н и х

настроение.

5

день

И г р а

« К т о

лучше

разбудит»

Цель:

способствование

формированию

у

детей

готовности

любить и понимать

окружающих.

Оборудование:

костюм котенка

(маска, лапы,

хвост), мягкий

коврик.

О д и н

р е б е н о к

становится

кошечкой

и

засыпает

ложиться

в

ц е н т р е

г р у п п ы

н а

коврик.

Педагог

просит

по очереди детей будить

«спящего

котенка».

Но

важно делать это это по–

доброму

(ласковыми

с л о в а м и

и

прикосновениями).

В

конце

игры

все

дети

решают

вместе,

кто

« б у д и л

к о ш е ч к у »

н а и б о л е е

н е ж н о

и

ласково.

6

день

Игра «Листочек

падает»

Цель:

развитие

у

д е т е й

у м е н и е

взаимодействовать

и

сотрудничать

со

сверстниками.

Оборудование:

лист бумаги.

Педагог

над

столом

поднимает

лист

бумаги

(на

расстоянии

около

метра),

отпускает

затем

его

и

внимание

детей

обращает на то, как он

плавно

спускается

вниз

и

лег

на

стол.

После

этого педагог просит

Продолжение таблицы 1

6

день

Игра «Листочек

падает»

Цель:

развитие

у

д е т е й

у м е н и е

взаимодействовать

и

сотрудничать

со

сверстниками.

Оборудование:

лист бумаги.

детей

превратить

в

листочки

бумаги

свои

руки

и

то

же

самое

с д е л а т ь ,

т о

е с т ь

опустить плавно руки на

стол

одновременно

с

л и с т о ч ко м

б у м а г и .

Педагог

подчеркивает

у м е н и я

д е т е й

согласованно

д е й с т в о в а т ь ,

б ы т ь

вместе.

7

день

Игра «Звериное

пианино»

Цель:

развитие

у

д е т е й

у м е н и я

сотрудничать

со

сверстниками.

___

Дети

садятся

в

одну

линию на корточки. Они

– это клавиши пианино,

к о т о р ы е

г о в о р я т

г о л о с а м и

м н о г и х

ж и в от н ы х .

П е д а г о г

детям раздает карточки с

изображениями

животных,

голо с ами

которых

они

должны

звучать (свинья, собака,

кошка,

мышка

и

т.д.).

П о т о м

п е д а г о г

д о

г о л о в о к

д е т е й

д о т р а г и в а е т с я ,

к а к

с л о в н о

к л а в и ш и

нажимает.

Клавишам–

детям прозвучать нужно

голосами

определенных

животных.

8

день

Хороводная

игра «Ау!»

Цель:

развивать

внимательное

отношение

друг

к

другу,

помогать

преодолевать

б а р ь е р ы

в

общении.

___

Ребенок в кругу стоит с

завязанными глазами, он

в

лесу

потерялся.

Дети

х о р о в о д

в о д я т ,

проговаривая

с л о в а

«Леша

(Миша),

ты

в

лесу

сейчас,

мы

тебе

п о е м

« Ау » !

Н у – к а ,

о т к р ы в а й

г л а з к и

поскорей,

кто

позвал

тебя,

побыстрей

узнай.

Кто–то

из

детей

ему

к р и ч и т :

« Ау ! »

и

«потерявшийся» угадать

должен, кто звал его.

Окончание таблицы 1

9

день

Подвижная

игра

«Возьми

игрушку»

Цель:

р а з в и т и е

навыков

общения,

умения

просить

о

помощи.

___

Дети в круг становятся,

в

ц е н т р

и г р у ш к и

складывают.

Педагог

г о в о р и т

« В о з ь м и ,

пожалуйста…

(куклу,

машинку,

пирамиду

и

т.д.)».

Кто

необходимой

игрушки

не

нашел

водит.

10

день

Итоговая

игра–

драматизация

в

Цель:

формирование

у

К а р т и н к и

с

У ч и т ь

в и д е т ь

п о л о ж и т е л ь н ы е

и

с о ч е т а н и и

с

дидактическим

и

и г р а м и ,

пальчиковыми

« Ч т о

т а к о е

хорошо

и

что

такое плохо»

детей

представлений

о

плохих и хороших

поступках,

умения

адекватно

оценивать

себя

и

других.

ситуациями

по

произведению

отрицательные

качества

персонажей,

сопоставлять

содержание

рассказа

с

е г о

н а з в а н и е м .

Воспроизводить

а в т о р с к и е

с л о в а

в

п р о ц е с с е

и г р ы ,

творчески

использовать

игровую обстановку.

Фрагмент итоговой игры–драматизации «Что такое хорошо и что такое

плохо».

Цель: Формировать

у

детей

представления

о

хорошем

и

плохом

поступке, поведении, умение правильно оценивать себя и других. Учить

видеть положительные и отрицательные качества персонажей, сопоставлять

содержание рассказа с его названием. Воспроизводить авторские слова в

процессе игры, творчески использовать игровую обстановку.

Ход игры:

Дидактическая игра «Определи поступок» (с кружками – сигналами)

Ведущий читает стихотворение, ребенок должен определить хороший

или плохой поступок и показать правильно карточку–сигнал (красный –

хорошо, зеленый – плохо).

– Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из

стихов,

а

вы

определять

хорошо

или

плохо

поступают

герои.

Если

вы

считаете, что хорошо, то покажите красный цвет, если плохо – зеленый.

1. Гоша моет сам посуду,

Пылесосит пыль повсюду,

Может в магазин сходить,

Молоко и хлеб купить.

Помогает маме Гоша,

Значит, мальчик он хороший.

2. В переполненном трамвае

Едет бабушка хромая.

Нехороший мальчик Влад

От неё отвел свой взгляд.

А хороший мальчик Нил

Встал и место уступил.

3. Ян и Саша целый вечер

Вместе делали скворечник,

Рады домику скворцы,

Ян и Саша молодцы!

4. Мальчик маленький Егор

Вышел погулять во двор.

Нехороший мальчик Витя

Захотел его обидеть,

Но хороший мальчик Жора

Заступился за Егора.

5. В новогоднюю пургу

Плохо птичкам на снегу.

И для них Максимка с Лушей

Вместе сделали кормушку.

Птицы думают, что эти

Дети лучшие на свете.

6. Таня с Аней – две сестрицы,

А посмотришь – как тигрицы.

Девочки кусаются,

Иногда щипаются.

Для них царапина, синяк–

Не рана, а пустой пустяк.

Скажите, сестры эти–

Воспитанные дети?

7. Один мой знакомый обедать пришел,

И локти свои положил он на стол.

Испачкал рукав и посуду всю сдвинул,

Тарелку с едой на себя опрокинул.

8. Брат Антон сестренку Таю

На колясочке катает,

И, заглядывая в глазки,

Ей рассказывает сказки.

9. Даже малышам известно,

Надо вещи класть на место.

Только вот, неряха, Алла

Все бросает, где попало.

Но ведь девочке хорошей

Так вести себя негоже.

Ребята,

так

какие

поступки

больше

всего

нужно

совершать?

Правильно, только хорошие.

– А сейчас мы с вами поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту»

Цель: развивать координацию движений и тонкую моторику рук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту режем, режем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем

Мы морковку трем, трем

Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо».

Ведущий

предлагает

ребенку

выбрать

картинку

в

соответствии

со

стихами. Для выбора и оценки фрагментов из стихотворения выходит каждый

раз новый ребенок. Остальные дети одобряют или изменяют свой выбор.

Вед: Крошка – сын (показывает куклу)

К отцу пришел,

И спросила кроха (подражает мальчику)

Что такое хорошо

И что такое плохо? –

Вед: Может быть, кто–то из вас объяснит это мальчику? (Ответ детей).

У меня секретов нет,–

Слушайте, детишки,–

– А вы, поможете мальчику разобраться? Вот картинки, изображающие

и хорошее, и плохое. Хорошее будем показывать на красном фоне, а плохое –

на зеленом.

Для

реализации

данного

проекта

будут

задействованы

ресурсы

образовательной организации, из которых сформируются рабочие группы

детского

сада

для

информирования

коллег

и

родителей

относительного

максимально эффективного развития речи детей через игровые технологии.

Заключение

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой

результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом

процессе,

который

активизирует

мыслительную

деятельность,

обогащает

словарный

запас

детей,

развивает

умение

наблюдать,

выделять

главное,

конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления,

систематизировать накопленные знания.

Использование

игровых

технологий

помогает

организовывать

работу

интереснее

и

разнообразнее,

помогает

поддерживать

интерес

детей

на

протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания,

понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Таким

образом, в результате образовательной деятельности с применением игровых

технологий

у

детей

снимается

чувство

скованности,

преодолевается

застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая

инициатива.

Все игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит

только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Список литературы

1.Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки

РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). – 90 с.

2.

Атемаскина,

Ю.В.

Современные

педагогические

технологии

в

ДОУ: учебно–методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. М.: Детство–Пресс,

2012. – 160 с.

3.

Бурлачук,

Л.Ф.

Введение

в

проективную

психологию

/

Л.Ф.

Бурлачук, Киев: Ника–центр, 2013. – 120с.

4.

Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и

развитие

компетентности

в

общении:

Спецпрактикум

по

социальной

психологии/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В, Растянников. – Изд–во МГУ:

2010. – 322 с.

5.

Жуковская,

Р.И.

Игра

и

ее

педагогическое

значение

/

Р.И.

Жуковская. – М.: Педагогика, 2015. – 111 с.

6.

Лисина,

М.И.

Влияние

общения

со

сверстниками

на

познавательную активность дошкольников / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус;

под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 169

с.

7.

Рыжкова–Гришина,

Л.В.

Развитие

речи:

система

работы:

монография: монография / Л.В. Рыжова–Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. –

250 с.

8.

Сибгатова, В.Д. Современные игровые технологии в развитии

речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов

дошкольного образования / В.Д. Сибгатова // Наука и образование сегодня,

2019. № 8 (43). С. 9–50.

9.

Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности

дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы

междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Издательство

Молодой ученый, 2011. – С. 9–91.

10.

Щукина,

Г.И.

Проблема

познавательной

потребности

в

педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2012. – 351 с.



В раздел образования