Автор: Кондратьева Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Золотой ключик" п. Ола
Населённый пункт: Магаданская область
Наименование материала: Преемственность дошкольного и начального школьного образования
Тема: Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования
Раздел: дошкольное образование
Преемственность дошкольного и начального общего
образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня
то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Школа и детский сад – два смежных звена в системе
образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний
и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня
развития познавательных интересов и познавательной активности
ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную
ребёнком»,-
писал Л. С. Выготский
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие
новых Федеральных Государственных Образовательных
Стандартов начального школьного образования – важный этап
преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
формирование умения учиться.
В Советском философском словаре преемственность определяется
как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,
имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов
целого или отдельных характеристик при переходе к новому
состоянию.
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из
сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования.
Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов
управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми
являются противоречия между ведущими линиями воспитания и
обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности
и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных
аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется
как взаимосвязь между предыдущим и последующим
образовательными этапами и сохранение определенных черт
предшествующего опыта в последующем. Преемственность
обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания
старого, а на основе синтеза самого существенного из уже
пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в
развитии ребенка.
Педагогический процесс - целостная система, следовательно,
преемственность должна осуществляться по всем направлениям,
включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через
взаимодействие всех профессиональных уровней, включая
работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога
дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и
начальным образованием в современных условиях нашли
отражение в содержании Концепции непрерывного образования.
Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития
дошкольного - начального образования, в нем впервые
преемственность между дошкольным и начальным общим
образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов
отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста; определены психолого-
педагогические условия, при которых реализация непрерывного
образования на этих этапах детства протекает наиболее
эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной
ступени школьного образования по отношению к дошкольному,
утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования,
создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый
ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в
соответствии со своими возрастными особенностями.
Так, деятельность до 1 года – это Непосредственно-эмоциональное
общение, благодаря которому формируется потребность в общении
с другими людьми
От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность
От 3 до 6 лет - игровая деятельность
От 6 до 10 лет -учебная деятельность
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы
являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на
интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и
сверстниками).
Цель преемственности можно сформулировать как:
-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в
школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом
возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для
развития познавательной активности, самостоятельности,
творчества каждого ребенка.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все
зависит от того, насколько ребенок был психологически
подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое
состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми
знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя
успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в
пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания
познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И
конечно, образование в дошкольном учреждении не должно
копировать школьную жизнь.
Целью же начального образования должно явиться продолжение
всестороннего общего развития детей наряду с освоением
важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это
предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных видов детского
творчества
(игр, драматургии, художественного моделирования,
экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и
музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение
детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год
обучения в школе.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной
стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность
дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а
главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки
зрения детского сада- это ориентация на требования школы,
формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы
для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те
знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент
начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом
дошкольного понятийного и операционного уровня развития
ребёнка.
школа как преемник подхватывает достижения ребенка-
дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Это сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность в действиях различных
подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование
и развитие образования в каждой подсистеме нередко
осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и
без учета дальнейших перспектив.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при
переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности
различных подсистем образовательно-воспитательной системы
(приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые
умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный
потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания
обучения и организации учебного материала по ступеням.
6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями
обучения на различных этапах образовательного процесса.
7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах
преемственного образования учебно-методическими материалами и
дидактическими пособиями, несовершенство существующих
учебных пособий и др.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к
работе в системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные направления
преемственности образовательного процесса.
Учреждение, где я работаю, не зря называется Начальная школа-
детский сад и работа по преемственности ведется на хорошем
уровне.
Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной
школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается
работа с «моей» группой детского сада.
Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной
группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот
план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение
занятий, экскурсии малышей в школу ,участие школьников в
утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать
знакомством с детьми и их родителями.
Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и
воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию
учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм
и средств, часто применяемых в детском саду. Использование
игровых технологий в первых классах способствует лучшей
адаптации детей к школьному обучению.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и
взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей
школ.
В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:
– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к
систематическому обучению в школе;
– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в
детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией
жизни и обучения ребенка;
– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм
работы;
– анализу результатов совместной деятельности.
Немаловажными являются ознакомление с методами и формами
работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития
ребенка, а также связи детского сада и школы с другими
учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом;
совместное участие в педагогических советах и семинарах;
сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским
комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической
консультацией и медицинскими работниками.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к
ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным
условием для формирования уверенности в своих силах, развития
доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности
дошкольного и начального школьного образования являются учет
состояния здоровья и физического развития детей; уровень
развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и
нравственных способностей детей; развитие коммуникативных
умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую
диагностику детей, составление характеристик на детей,
заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание
психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс,
дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе,
оказание психологической и педагогической помощи детям и их
родителям.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и
школьного образования играет детальное изучение представлений
родителей и педагога друг о друге, что приводит их к
взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и
действий. Значит, работа с родителями должна требовать от
педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли
образовательному учреждению и уважали систему школьного
образования. Необходимо уважать родительскую общественность,
уметь работать с ней.
Именно этот вид деятельности я считала работой по
преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не
смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации
первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца
обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года
обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав
ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с
родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая
того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.
Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать:
«Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»
О какой мотивации может идти речь при таком отношении к
ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю.
Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую
успешность ребенка.
Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к
школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее
изучение программы первого класса и сводится к формированию
предметных знаний и умений. В этом случае преемственность
между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется
не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые
для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли
ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных
знаний по учебным предметам. Однако многочисленные
исследования психологов и педагогов показывают, что наличие
знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и
применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в
основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать
учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить
перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее
достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения
контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей
целью подготовки к школе должно быть формирование у
дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью, — любознательности, инициативности,
самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения
ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность
между дошкольной и школьной ступенями образования не должна
пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно
обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда
закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего
школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира
– дошкольного и начального образования
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей
требует нового подхода к осуществлению преемственности
детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что
позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при
тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого
все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства
для решения задач преемственности.
Давайте укреплять мосты партнёрства
Содружества, взаимопонимания
Без лишней суеты или актёрства
Проявим и заботу и старание.
Давайте помогать в пути друг другу,
Ведь наша цель, по сути, благородна:
Растить детей. Не уповать на чудо,
А действовать и мудро и свободно.