Напоминание

Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования


Автор: Кондратьева Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Золотой ключик" п. Ола
Населённый пункт: Магаданская область
Наименование материала: Преемственность дошкольного и начального школьного образования
Тема: Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность дошкольного и начального общего

образования в условиях введения ФГОС

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

В.А.Сухомлинский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе

образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний

и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня

развития познавательных интересов и познавательной активности

ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную

ребёнком»,-

писал Л. С. Выготский

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие

новых Федеральных Государственных Образовательных

Стандартов начального школьного образования – важный этап

преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:

формирование умения учиться.

В Советском философском словаре преемственность определяется

как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,

имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного

периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития,

сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов

целого или отдельных характеристик при переходе к новому

состоянию.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из

сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования.

Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов

управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми

являются противоречия между ведущими линиями воспитания и

обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности

и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных

аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется

как взаимосвязь между предыдущим и последующим

образовательными этапами и сохранение определенных черт

предшествующего опыта в последующем. Преемственность

обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания

старого, а на основе синтеза самого существенного из уже

пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в

развитии ребенка.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно,

преемственность должна осуществляться по всем направлениям,

включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через

взаимодействие всех профессиональных уровней, включая

работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога

дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и

начальным образованием в современных условиях нашли

отражение в содержании Концепции непрерывного образования.

Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития

дошкольного - начального образования, в нем впервые

преемственность между дошкольным и начальным общим

образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов

отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и

младшего школьного возраста; определены психолого-

педагогические условия, при которых реализация непрерывного

образования на этих этапах детства протекает наиболее

эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной

ступени школьного образования по отношению к дошкольному,

утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования,

создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый

ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в

соответствии со своими возрастными особенностями.

Так, деятельность до 1 года – это Непосредственно-эмоциональное

общение, благодаря которому формируется потребность в общении

с другими людьми

От 1 года до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность

От 3 до 6 лет - игровая деятельность

От 6 до 10 лет -учебная деятельность

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы

являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на

интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и

сверстниками).

Цель преемственности можно сформулировать как:

-создание успешной адаптации при переходе из детского сада в

школу.

- обеспечение системы непрерывного образования с учетом

возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для

развития познавательной активности, самостоятельности,

творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все

зависит от того, насколько ребенок был психологически

подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое

состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми

знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя

успешным в общении с учителями и одноклассниками.

Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в

пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания

познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И

конечно, образование в дошкольном учреждении не должно

копировать школьную жизнь.

Целью же начального образования должно явиться продолжение

всестороннего общего развития детей наряду с освоением

важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это

предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского

творчества

(игр, драматургии, художественного моделирования,

экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и

музыкальных импровизаций);

– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение

детей к национальной художественной культуре;

– создание в школе развивающей предметной среды;

– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год

обучения в школе.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной

стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность

дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а

главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки

зрения детского сада- это ориентация на требования школы,

формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы

для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те

знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент

начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом

дошкольного понятийного и операционного уровня развития

ребёнка.

школа как преемник подхватывает достижения ребенка-

дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Это сопровождается рядом проблем.

1. Недостаточная согласованность в действиях различных

подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование

и развитие образования в каждой подсистеме нередко

осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и

без учета дальнейших перспектив.

2. Несовершенство существующих систем диагностики при

переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

3. Неполное соблюдение психологической преемственности

различных подсистем образовательно-воспитательной системы

(приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые

умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный

потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания

обучения и организации учебного материала по ступеням.

6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями

обучения на различных этапах образовательного процесса.

7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах

преемственного образования учебно-методическими материалами и

дидактическими пособиями, несовершенство существующих

учебных пособий и др.

8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к

работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем определяет основные направления

преемственности образовательного процесса.

Учреждение, где я работаю, не зря называется Начальная школа-

детский сад и работа по преемственности ведется на хорошем

уровне.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной

школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается

работа с «моей» группой детского сада.

Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной

группы и составление плана работы на предстоящий год. В этот

план входят родительские собрания, встречи с детьми, посещение

занятий, экскурсии малышей в школу ,участие школьников в

утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать

знакомством с детьми и их родителями.

Я должна иметь ясные представления о специфике обучения и

воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию

учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм

и средств, часто применяемых в детском саду. Использование

игровых технологий в первых классах способствует лучшей

адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и

взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей

школ.

В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к

систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в

детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией

жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм

работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

Немаловажными являются ознакомление с методами и формами

работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития

ребенка, а также связи детского сада и школы с другими

учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом;

совместное участие в педагогических советах и семинарах;

сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским

комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической

консультацией и медицинскими работниками.

Большое значение играет преемственность стиля отношения к

ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным

условием для формирования уверенности в своих силах, развития

доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности

дошкольного и начального школьного образования являются учет

состояния здоровья и физического развития детей; уровень

развития их познавательной активности как необходимого

компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и

нравственных способностей детей; развитие коммуникативных

умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую

диагностику детей, составление характеристик на детей,

заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание

психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс,

дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе,

оказание психологической и педагогической помощи детям и их

родителям.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и

школьного образования играет детальное изучение представлений

родителей и педагога друг о друге, что приводит их к

взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и

действий. Значит, работа с родителями должна требовать от

педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли

образовательному учреждению и уважали систему школьного

образования. Необходимо уважать родительскую общественность,

уметь работать с ней.

Именно этот вид деятельности я считала работой по

преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не

смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации

первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца

обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года

обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав

ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с

родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая

того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать:

«Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»

О какой мотивации может идти речь при таком отношении к

ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю.

Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую

успешность ребенка.

Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к

школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее

изучение программы первого класса и сводится к формированию

предметных знаний и умений. В этом случае преемственность

между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется

не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые

для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли

ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных

знаний по учебным предметам. Однако многочисленные

исследования психологов и педагогов показывают, что наличие

знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо

важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и

применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в

основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать

учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить

перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее

достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения

контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей

целью подготовки к школе должно быть формирование у

дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной

деятельностью, — любознательности, инициативности,

самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения

ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность

между дошкольной и школьной ступенями образования не должна

пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно

обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда

закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего

школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира

– дошкольного и начального образования

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей

требует нового подхода к осуществлению преемственности

детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что

позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при

тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого

все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства

для решения задач преемственности.

Давайте укреплять мосты партнёрства

Содружества, взаимопонимания

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно.



В раздел образования