Напоминание

"Положение человека в системе органического мира"


Автор: Телеуца Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Преображенская средняя общеобразовательная школа №11 Лазовского района
Населённый пункт: Приморского края
Наименование материала: конспект урока с применением когнитивной технологии обучения
Тема: "Положение человека в системе органического мира"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока с применением

когнитивной технологии обучения

Телеуца Ольга Владимировна, учитель биологии МБОУ Преображенская средняя

общеобразовательной школы №11 Лазовского района Приморского края.

Тема урока: Положение человека в системе органического мира.

Класс: 8, 9.

Номер урока в изучаемой теме: 1.

Тип урока: урок изучения декларативной информации (когнитивная технология обучения).

Цель урока: обеспечить условия для творческого развития личности, формирования навыков

анализа

различных

источников

информации,

воспитание

самостоятельности

в

выполнении

познавательных заданий.

Задачи:

Образовательные:

способствовать

формированию

знаний

о

принадлежности

человека

к

определённым

таксономическим

категориям

с

приведением

необходимых

доказательств;

вырабатывать

умение

поиска

информации

при

работе

с

текстом,

рисунками,

таблицами

и

моделями.

Развивающие:

развивать

логическое

мышление,

внимание,

память

учащихся,

умение

анализировать предложенный материал; вырабатывать умения работы с текстом учебника и

дополнительной информацией.

Воспитательные:

продолжить

формирование

умения

работать

в

коллективе,

выстраивать

совместную работу, корректно доказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

предметные

результаты: выявлять

черты

сходства

человека

и

животных

по

таксономическим

категориям;

приводить

доказательства

родства

человека

с

млекопитающими животными и приматами; характеризовать особенности человека

метапредметные

результаты: анализировать

биологическую

информацию

(текст,

графическая информация, модели), преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Универсальные учебные действия:

личностные: развивать самостоятельность; проявлять инициативу и сотрудничество в сборе

информации, составлении схемы и интеллект-карты; доказывать принадлежность человека к

определённой

систематической

категории,

анализировать

словесную

и

визуальную

1

информацию,

сравнивать

человека

с

человекообразными

обезьянами,

делать

выводы

о

родстве человека с приматами;

регулятивные:

готовить

сообщение;

высказывать

предположение

и

приводить

доказательства

о

животном

происхождении

человека;

анализировать

текстовую

и

графическую информацию; составлять схемы и интеллект-карту;

коммуникативные: сотрудничать в паре или группе при выполнении заданий, рассказывать

классу об особенностях положения человека в системе органического мира.

познавательные:

уметь

определять

смысловую

нагрузку

графической

информации,

переводить

текстовую

информацию

в

графическую

и

знаковую;

определять

причины

индивидуальных особенностей человека как вида.

Формы

обучения: работа

с

различными

источниками

информации,

самостоятельная

деятельность учащихся в разноуровневых группах, беседа с учащимися.

Метод обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: барельефная таблица «Человек и шимпанзе в вертикальном положении», скелет

человека, череп

павиана, модели нижней челюсти современного человека и гейдельбергского

человека, модели головного мозга современного человека и шимпанзе, кисть и стопа шимпанзе,

крестец и таз орангутанга, бюст современного человека, бюст шимпанзе, листы формата А4 и

цветные карандаши.

Техническое сопровождение урока: ноутбук, интерактивная доска, калькулятор.

Учебник: Биология: Человек. 8 класс: учебник / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.:

Дрофа, 2014.

1. Вступительное слово учителя. Что такое человек? Ответить на этот вопрос пытались

многие учёные и философы мира. Попытка понять и объяснить, как возник человек, отражена в

верованиях, легендах, сказаниях самых разных племён и народов. В 1735 году шведский ботаник

Карл Линней первым описал вид Человек разумный и поместил его вместе с высшими и

низшими обезьянами в отряд приматов. В 1809 году французский учёный Жан-Батист Ламарк

также

высказал

мысль

о

родстве

человека

с

обезьянами.

В

1871

году

английский

естествоиспытатель Чарлз Дарвин убедительно доказал происхождение человека от древних

обезьян. К настоящему времени ископаемые находки и разнообразные методы исследования

позволили прояснить вопросы эволюции человека.

При изучении животных мы рассматривали человека как представителя многообразного

органического мира. Давайте вспомним, что мы знаем о человеке как части живой природы.

II. Входная диагностика и коррекция на основе её данных. Входная диагностика

проводится в форме диктанта и включает задания на воспроизведение таксономических единиц,

применяемых при классификации животного мира, задания на вставку слов (таксономических

2

единиц или соответствующих им категорий), задания на знание общих признаков и умение их

обнаруживать в графической информации (Приложение 1).

По результатам опроса проводится коррекция знаний для учащихся, не справившихся с

заданиями

или

допустивших

ошибки.

Если

учащиеся

перепутали

порядок

следования

таксономических единиц, следует вспомнить соподчинённость таксонов и смысловое значение

приставок над- и под-

в русском языке. При затруднении

наименования таксонов обращаем

внимание на смысловую нагрузку рисунков.

На основании результатов когнитивного мониторинга, мониторинга общеучебных умений и

результатов

входной

диагностики

формируются

группы

учащихся

для

изучения

новой

информации.

III. Организация первичного усвоения новой информации. Современное положение

человека

в

зоологической

системе

выглядит

следующим

образом:

тип

хордовые

подтип

позвоночные — класс млекопитающие — отряд приматы — подотряд человекоподобные —

семейство гоминиды — род человек — вид человек разумный. На уроке нам предстоит не просто

принять данную схему классификации человека, а привести необходимые доказательства

в

подтверждение или опровержение «адресной книги человека».

Задание для 1-ой группы учащихся (слабый уровень): прочитайте текст §3 и выделите

признаки,

которые

указывают

на

принадлежность

человека

к

типу

Хордовых,

подтипу

Позвоночных, классу Млекопитающих и подклассу Плацентарных. Ответ запишите в виде схемы.

Сделайте вывод о принадлежности человека к данным таксономическим категориям.

Учащиеся выполняют задание индивидуально, при необходимости учитель оказывает

дозированную помощь и проверяет записи учащихся в тетради; отслеживает грамотность и

лаконичность записи.

Задание

для

2-ой группы учащихся (средний уровень, групповая форма работы):

проанализируйте

тексты

§3

и

дополнительной

информации

(Приложение

2).

Приведите

сравнительно-анатомические, физиологические, генетические, эмбриологические и биохимические

доказательства, позволяющие отнести современного человека к подотряду человекообразных

обезьян отряда Приматов. Назовите науки, которые раскрывают эволюцию человека и определяют

его систематическое положение. Сделайте вывод о принадлежности человека к животному миру.

Ответ представьте в виде интеллект-карты.

Задание для 3-ей группы учащихся (сильный уровень, групповая форма работы): с точки

зрения зоологической классификации человек разумный представляет собой вид в семействе

гоминидов. Однако человек имеет ряд черт, которые чётко выделяют его в самостоятельный вид.

Анализируя текстовую и графическую информацию (Приложение 3), скелет человека и муляжи

органов, назовите специфические признаки, присущие только человеку. Сделайте вывод.

3

IV. Диагностика первичного усвоения. По истечении времени, отведённого на выполнение

задания, учащиеся отчитываются о проделанной работе.

1 группа учащихся рассказывает о принадлежности человека к типу Хордовых, подтипу

Позвоночных, классу Млекопитающих и подклассу Плацентарных, используя схему на доске и

альбомных листах. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп анализируют предложенную информацию, при

необходимости корректируют её недостающими элементами.

2 группа учащихся представляет интеллект-карту с комментированием исходных и оценочных

суждений.

Учащиеся

класса

записывают

в

тетради

науки

и

доказательства,

раскрывающие

систематическое положение человека в органическом мире и его историческое развитие.

3 группа учащихся выступает с докладом о своих исследованиях. Во время ответа учащихся

всему классу демонстрируются слайды презентации на основе информации Приложения 3, чтобы

ребята имели представление о вопросе обсуждения. Основные положения раскрываемого задания

учащиеся записывают в тетрадь в лаконичном виде.

V. Коррекция на основе данных диагностики. При выполнении заданий могут возникнуть

определённые ошибки и затруднения.

По заданию 1-ой группы: при определении признаков класса Млекопитающих, характерных

для человека, часто учащиеся называют тот факт, что «детёныши питаются молоком». Данное

высказывание

является

не

совсем

корректным,

поэтому

необходимо

сделать

акцент,

что

принадлежность к классу Млекопитающих определяется не столько «употреблением молока», а

сколько наличием у самки пары грудных молочных желёз, где вырабатывается молоко, которым

выкармливают

потомство.

В

тексте

параграфа

нет

яркого

выделения

категории

подкласс

Плацентарные. Если учащиеся признак «вынашивание плода в матке» отнесут в категорию класса

Млекопитающих,

уместно

напомнить

ученикам

о

представителях

млекопитающих,

которые

откладывают яйца или вынашивают детёнышей в сумке, а признак «вынашивание плода в матке»

следует отнести к категории подкласса Плацентарных.

По заданию 2-ой группы:

проверка интеллект-карт учащихся с экспертной картой,

сопоставление

с

планируемыми

результатами

(выделение

общих

признаков,

характерных

для

приматов и человека; объединение выделенных признаков по уровню доказательств; определение

наук, раскрывающих доказательства исторического развития человека, его родственных отношений

с животными и положении человека в системе органического мира).

По заданию 3-ей группы: вертикальное положение приматов, как и некоторых других

млекопитающих, не является физиологической нормой, для человека прямохождение является

нормой; масса мозга не определяет степень развития организма животного, важна относительная

масса мозга; изменение формы стопы у человека связано не только с прямохождением, но и

утратой хватательной функции.

4

VI. Повторная диагностика и коррекция.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание с учётом их уровня (Приложения 4-6).

VII. Домашнее задание

(любые 2 задания по выбору учащегося):

1 . Изобразите

соотношение

между

понятиями

с

помощью

кругов

Эйлера:

хордовые,

шимпанзе, человекообразные обезьяны, человек разумный, позвоночные, китообразные, горилла,

насекомоядные, млекопитающие, приматы.

2.

Прочитайте

текст

параграфа

и

перекодируйте

текстовую

информацию

в

знаково-

символическую.

3 . Отобразите

«Лестницу

жизни

человека»,

отобразив

на

каждой

ступеньке

его

исторического развития приобретённые признаки.

5

Приложение 1.

Входная диагностика.

Задание 1. Расставьте в правильном порядке, начиная с большей таксономической единицы:

класс,

семейство, подотряд, род, подкласс, отряд, вид, тип, подтип.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова:

__________ человек разумный — один из представителей класса ___________________,

относящихся к отряду ____________________.

6

тип

подотряд

вид

Задание 3. Выделите на рисунке особенность человека и запишите, к какой таксономической категории

эта особенность определяет человека:

тип подтип подотряд

___________________ _________________ ___________________

Правильные ответы:

Задание 1.

Задание 2. Вид человек разумный

один из представителей класса Млекопитающих,

относящихся к отряду Приматов.

7

тип

подтип

класс

подкласс

отряд

подотряд

семейство

род

вид

Задание 3. Выделите на рисунке особенность человека и запишите, к какой таксономической

категории эта особенность определяет человека:

тип подтип подотряд

Хордовые _Позвоночные, или Черепные _Человекообразные обезьяны

Приложение 2.

Проанализируйте текст § 3 и дополнительную информацию.

По строению и физиологическим особенностям наиболее близкие родственники человека

— человекообразные обезьяны, или антропоиды (от греч. «антропос» — человек). К ним

относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. О близком родстве между человеком и антропоидами

свидетельствуют сходные детали морфологического строения: пятипалая хватательная кисть,

противопоставление большого пальца другим на руках, наличие ногтей, ключиц, большой

размер тела, общий характер телосложения, отсутствует хвост, глазницы направлены вперёд и

замкнуты с боков, грудное положение единственной пары молочных желёз, сходная форма глаз

и ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов; полная смена молочных зубов,

крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами, с большой, высокоразвитой лобной

областью и увеличенными участками коры головного мозга. Черты сходства прослеживаются в

строении и расположении внутренних органов.

Очень важны черты физиологического сходства: группы крови (О, А, В, АВ) и её

иммунные свойства тождественны человеческим, сходные болезни (туберкулёз, грипп, оспа,

холера, воспаление лёгких) и паразиты (например, головная вошь). Обнаружено поразительное

8

сходство хромосомного аппарата: было установлено сходство генов у человека и шимпанзе до

91%.

У человека с приматами очень похожа мимика. По сложности поведения, по развитию

ориентированной деятельности человекообразные обезьяны намного превосходят остальных

приматов.

Тщательное

изучение

высшей

нервной

деятельности

человекообразных

обезьян

выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций. В этом

отношении

особенно

показательна

их

способность

использовать

различные

предметы

в

качестве простейших орудий.

Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их

эмбрионального развития. На ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей

других позвоночных животных. В возрасте 1,5-3 месяца у него имеются жаберные щели, а

позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго, в течение 5-6-ти месяцев,

сохраняется

сходство зародышей человека и обезьяны.

Задание: приведите сравнительно-анатомические, физиологические, генетические,

эмбриологические и биохимические доказательства, позволяющие отнести современного

человека к подотряду человекообразных обезьян отряда Приматов. Назовите науки, которые

раскрывают эволюцию человека и определяют его систематическое положение.

Сделайте вывод о принадлежности человека к животному миру.

Ответ представьте в виде интеллект-карты.

Ожидаемый ответ.

Изучение всех особенностей строения и развития показывает, что человек принадлежит к

самому высокоорганизованному семейству отряда приматов класса млекопитающих. Развитие

человека, его родственные отношения и положение в системе органического мира раскрывают

такие науки как морфология, палеонтология, эмбриология, биохимия, физиология, этология,

генетика,

психология,

а

также

археология

и

медицина.

Человек

прошёл

длительный

путь

эволюции и берёт начало в животном мире.

Анатомическое, физиологическое, эмбриологическое, биохимическое, генетическое

сходство с животными, в том числе с приматами, говорит об их родстве.

Планируемые результаты интеллект - карты:

выделение общих признаков, характерных для приматов и человека;

объединение выделенных признаков по уровню доказательств;

определение наук, раскрывающих доказательства исторического развития человека, его

родственных отношений с животными и положении человека в системе органического

мира.

9

Приложение 3.

Задание:

С

точки

зрения

зоологической

классификации,

человек

разумный

представляет

собой вид в семействе гоминидов отряда Приматов и имеет с человекообразными

обезьянами очень много общих признаков. Однако человек имеет ряд черт, которые

четко выделяют его в самостоятельный вид. Анализируя текстовую и графическую

информацию,

скелет

человека,

муляжи

органов

и

учебные

таблицы,

назовите

специфические признаки, присущие только человеку. Сделайте вывод.

1. Пропорции тела скелета человека и шимпанзе.

10

2. Строение черепа гориллы (А) и человека (Б) с нижней стороны.

А Б

3. Форма позвоночника и посадка головы у шимпанзе (А) и человека (Б); В — позвоночник

человека. В

А Б

4. Соотношение мозговой и лицевой частей черепа у человека (А) и павиана (Б).

А Б

5. Масса головного мозга и масса тела приматов.

Примат

Масса головного мозга, г

Масса тела, кг

Человек

1 450

70

Шимпанзе

380

50

Орангутанг

340

80

Горилла

540

160

11

затылочное отверстие

крестцовый изгиб

поясничный изгиб

грудной изгиб

шейный изгиб

6. Мозг павиана (А), шимпанзе (Б) и человека (В).

А Б В

7. Скелеты таза, крестцового отдела позвоночника и стопы человекообразной обезьяны (1,2) и

человека (3,4).

2 4

8. Кисть руки: А — шимпанзе; Б — орангутанга; В — человека

А Б В

9. Нижняя челюсть шимпанзе (А) и человека (Б). Вид сверху.

12

тазовые кости

крестцовый

отдел

позвоночника

А Б

10. Нижняя челюсть орангутанга (А) и человека (Б). Вид сбоку.

А

Б

Приложение 4.

Задание 1.

Исключите лишнее слово, не применяемое при классификации животных:

отряд, тип, вид, отдел, подкласс, семейство, подтип, класс, род, подотряд.

Задание 2.

Определите место человека в системе органического мира, соединив попарно таксономические

единицы и категории:

Таксономическая единица

Категория

Тип

1.

Млекопитающие

1.

Подтип

2.

Плацентарные

2.

Класс

3.

Человек

3.

Подкласс

4.

Человекообразные обезьяны

4.

Отряд

5.

Позвоночные

5.

Подотряд

6.

Человек разумный

6.

13

Семейство

7.

Гоминиды

7.

Род

8.

Хордовые

8.

Вид

9.

Приматы

9.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова:

В настоящее время все люди на Земле принадлежат к виду ............................... Человек

и

....................

имеют

более

90%

схожих

генов.

В

отличие

от

ближайших

родственников

отряда ................., человеку присущи следующие особенности: позвоночник имеет .......... изгиба,

стопа

в

форме

свода,

большой

палец

................

противопоставлен

остальным,

широкий

и

плоский

...............

принимает

на

себя

основную

нагрузку

при

прямохождении.

С

развитием

................

на

нижней

челюсти

у

человека

сформирован

.....................................

Наивысшего развития у человека достигает ........................ система.

Правильные ответы:

Задание 1.

Отдел (данная таксономическая единица применяется при классификации растений).

Задание 2.

18, 25, 31, 42, 59, 64, 77, 83, 96.

Задание 3.

В настоящее время все люди на Земле принадлежат к виду человек разумный. Человек

и шимпанзе имеют более 90% схожих генов. В отличие от ближайших родственников

отряда Приматов,

человеку

присущи

следующие

особенности:

позвоночник

имеет 4

изгиба, стопа в форме свода, большой палец кисти противопоставлен остальным, широкий

и

плоский таз принимает на себя основную нагрузку при прямохождении. С развитием

речи на нижней челюсти у человека сформирован подбородочный выступ. Наивысшего

развития у человека достигает нервная система.

14

1 __

2 __

3 __

4 __

5 __

6 __

7 __

8 __

9 __

Приложение 5.

Задание 1.

Круг с буквой «Х» означает Хордовые.

Круг с буквой «П» означает Позвоночные.

Круг с буквой «М» означает Млекопитающие.

Круг с буквами «Пр» означает Приматы.

Круг с буквой «Ч» означает Человек.

На каком рисунке правильно изображено соотношение между данными понятиями?

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

15

М

Пр

Х

П

Ч

Х

П

М

Пр

Ч

Ч

Пр

М

П

Х

Задание 2. Определите систематическую категорию, характерную для человека, по

предложенным признакам:

Правильные ответы:

Задание 1. Рисунок 2.

Задание 2.

1 - тип Хордовые

2 - класс Млекопитающие

3 - вид Человек разумный или род Человек

4 - подтип Позвоночные

5 - отряд Приматы.

16

Признаки

Систематическая

категория

1.

на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда

под хордой расположен кишечник

над хордой формируется нервная

трубка

2.

волосяной покров по всему телу

многососковость

развитие

хвоста

теплокровность

зубы 3-х видов (коренные, клыки, резцы)

3.

сводчатая стопа

прямохождение

речь

развитие головного мозга

усвоение опыта предыдущих поколений

4.

развитие позвоночного столба

две пары конечностей

сердце

расположено на брюшной стороне

5.

конечность хватательного типа

ногти на пальцах

одна пара сосков

млечных желёз

Приложение 6.

Задание 1. Определите место человека в системе органического мира, вставив пропущенные

таксоны и категории.

В первом столбце пронумеруйте таксономические единицы, начиная с наименьшей:

Задание 2. Исключите понятие, не соответствующее данной таксономической категории:

Класс Млекопитающие: диафрагма, постоянная температура тела, большой палец кисти

противопоставлен остальным, внутриутробное развитие, молочные железы.

Род Человек: прямохождение, речь, сводчатая стопа, когти, S-образный позвоночник.

17

Таксономическая единица

Категория

Вид

Гоминиды

Млекопитающие

Подтип

Отряд

Хордовые

Подкласс

Человекообразные обезьяны

Подтип Позвоночные: развиты головной и спинной мозг, внутренний скелет представлен

хордой, замкнутая кровеносная система; головной мозг помещён в черепную коробку.

Тип Хордовые: у зародыша человека есть жаберные щели в глотке, а осевой скелет

представлен хордой, нервная трубка на спинной стороне зародыша, вскармливание потомства

молоком.

Отряд Приматы: большой палец руки противопоставлен остальным пальцам, сводчатая

стопа, дифференцированные зубы (резцы, клыки, коренные), в течение жизни происходит замена

молочных зубов на постоянные.

Правильные ответы:

Задание 1.

Таксономическая единица

Категория

1.

Вид

Человек разумный

3.

Семейство

Гоминиды

7.

Класс

Млекопитающие

2.

Род

Человек

8.

Подтип

Позвоночные

5.

Отряд

Приматы

9.

Тип

Хордовые

6.

Подкласс

Плацентарные

4.

Подотряд

Человекообразные обезьяны

Задание 2.

Класс Млекопитающие: большой палец кисти противопоставлен остальным.

Род Человек: когти.

Подтип Позвоночные: внутренний скелет представлен хордой.

Тип Хордовые: вскармливание потомства молоком.

Отряд Приматы: сводчатая стопа.

18



В раздел образования