Автор: Томпакова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №44
Населённый пункт: нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: "Веселые матрешки"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальный руководитель:
Томпакова Елена Николаевна
Проект «Веселые Матрешки»
Тип проекта: информационно-познавательный, исследовательский, игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети 5-7лет, воспитатели, родители, музыкальные
руководители.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( месяц).
Актуальность:
Актуальность проблемы заключается в том, что в наше время достаточно
всяких игрушек и наших детей трудно чем-то удивить. Работая над этим
проектом, мы хотим расширить круг представления у детей о разнообразии
этой игрушки - Матрешки, дать исторические сведения, приобщить к красоте
народно-прикладного искусства. Игрушка «Матрешка» скрывает широкий
потенциал для развития ребенка, формирует творчески развитую личность,
способствует повышению уровня познавательных способностей детей,
развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребенка с русскими
народными традициями, обычаями. Через русскую народную игрушку
«Матрешку» у детей формируется нравственно-духовные качества.
Проблема:
Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при
опросе детей в форме беседы. Значимая для детей проблема, на которую
направлен проект: как появилась матрёшка? какие бывают матрёшки? как и в
какие игры можно играть с матрешками?
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную
продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую
педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в
себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные
родители недооценивают развивающую роль народной игрушки - Матрешки.
Гипотеза:
Если создать благоприятные условия для реализации проекта «Веселые
Матрешки», то наши исследования помогут узнать традиции русского народа
и еще больше полюбить русскую игрушку - Матрешку, так как она несет в
себе любовь и дружбу.
Цель:
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере
русской национальной игрушки - Матрёшки. Дать родителям представление
о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
Задачи
Для детей:
познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными
видами матрешек;
познакомить детей с различными играми с матрешками;
учить детей использовать их в разных видах деятельности: подвижные
и сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное
творчество.
развивать у детей мышление, восприятие, мелкую моторику,
познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные
игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать
развитию творческих способностей;
развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном
необычное;
учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного
своими руками.
Для родителей:
вызвать интерес к русской народной игрушке - Матрешке;
приобщать к истокам русской народной культуры;
побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-
прикладного искусства;
учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду, использовать его
в домашнем творчестве.
Для педагога:
способствовать познавательной и творческой активности детей;
создать условия для формирования у детей познавательных умений;
способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный
процесс;
развивать социально-профессиональную компетентность и личностный
потенциал.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-
эстетическое».
Планируемый результат:
o
заинтересованность детей и родителей темой русской народной
игрушки;
o
познакомить детей с особенностями игрушки Матрёшки
(материал,
форма);
o
знания детей об особенностях костюма Матрешки (выделять
детали костюма Матрешки — сарафан, платок, фартук)
o
разучить с детьми элементы росписи матрёшек;
o
расширить и активизировать словарный запас детей;
o
развивать творческие способности детей;
совместное творчество детей и родителей дома на тему «Веселая Матрешка»;
умение играть с ней.
Этапы проекта и направления реализации цели и задачей проекта
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
1 этап - Подготовительный
Разработка проекта.
Определение целей и задач
проектной деятельности.
Подбор литературных
произведений: потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление
картотеки.
Изготовление презентаций:
«История Матрешки!», «Веселая Матрешка».
Подбор методической
литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов,
игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
Подбор дидактических и
подвижных игр, музыкального материала.
Подготовка материалов для
дальнейшей творческой работы: плотные листы бумаги, клей, ножницы, ,
шаблоны матрёшек.
Составление плана работы
основного этапа.
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта «Веселые
Матрешки»
Совместное обсуждение мероприятий по выполнению
плана проекта
2 этап – Основной (реализация проекта)
Сценарий развлечения
«Веселые Матрёшки в гостях у ребят»
Время: 30 минут.
Декорации: спортивная площадка оформлена шарами, с краю стоит домик.
Атрибуты: игрушка Лиса.
Персонажи: Матрёшки – Марфа и Глафира.
Ход развлечения:
1-я Матрёшка: Добрый день!
2-я Матрёшка: Привет, друзья!
1-я Матрёшка: Я – Матрёшка Марфа!
2-я Матрёшка: А я – матрёшка Глафира!
Марфа: Мы – весёлые подружки, веселушки-хохотушки!
Глафира: На полянке каждый вечер радуемся нашей встрече!
1-я матрёшка: Чтобы праздник наш начать, предлагаю стихи вам почитать.
1-й ребенок. Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Солнце, солнце, ярче грей
Будет праздник веселей!
2-й ребенок. Здравствуй, здравствуй наше лето
Все теплом твоим согрето
Луг и поле, и сады,
Лес и речка и пруды!
3-й ребенок. Хорошо, привольно летом
Зеленеет темный лес,
Смотрит с ласковым приветом
Солнце яркое с небес!
4-й ребенок. Ласковое солнышко
Жарче с каждым днем
Мы сейчас про солнышко
Песенку споем!
Песня «Светит солнышко для всех» П. Ермолова
2-я Матрёшка: Вот как здорово на солнечной полянке! Вставайте
врассыпную, будем танцевать!
Танец «Мы идём играть» В. Богатырёва
1-я Матрёшка: Ребята, посмотрите, к нам лисичка прибежала (показывает
игрушку
лисы).
Она
рассказала
мне
свою
исторю
про
то,
как
гусь
её
обхитрил. давайте мы сейчас найдём себе дружочка и покажем сказочку-
щекоталочку «Лиса и гусь».
Коммуникативная игра «Лиса и гусь» В. Железновой (в паре)
1-я Матрёшка: Вот так, Лисичка, не удалось тебе съесть Гуся. Улетел он. Да
и тебе пора в лес уходить (убирает лисичку).
2-я Матрёшка: У меня для вас, ребятки, приготовлены загадки. Слушайте
внимательно, отвечайте обязательно! А загадки у меня про лесных животных.
1.
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках –
без подушки?
Это видимо ( Лягушки)
2.
Зимой белый, летом - серый (Заяц)
3.
Под соснами, под ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг побежала. (Ёж)
2 –я матрёшка: Молодцы, ребята! Все наши загадки отгадали!
1-я матрёшка: Снова музыка играет,
Всех на танец приглашает!
Зарядка «Спортивный танец» муз. В. Богатырёва
1-я Матрёшка: Вот как весело было нам на лесной полянке!
2-я Матрёшка: Но пора возвращаться в любимый детский сад! До свидания,
друзья!
Звучит фонограмма песни «Светит солнышко для всех». Дети со своими
воспитателями уходят со спортивной площадки.
3 этап – Заключительный.
Итоговая беседа с детьми.
Цель: обобщить полученные детьми знания о Матрешке, ее появлении в
истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире
Матрешка является символом любви и дружбы.
Результаты исследования:
У детей сформировались представления о русском народном
прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения
матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.
Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе
материнства, семьи.
Были реализованы творческие способности детей в изготовлении
поделок, рисунков, подвижных игр, исполнения песен и танцев совместно с
матрешками Марфой и Глафирой.
Обеспечена потребность детей в движении.
Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно
взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные
эмоции.
Выводы:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет
назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из
сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было
сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в
разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и
росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих
матрешек, сделали аппликации, мини-музей «Веселые Матрешки». Но
главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так
нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке,
отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому
народная игрушка – символ русского искусства.
Моя гипотеза подтвердилась, если создать благоприятные условия для
реализации проекта «Веселые Матрешки», то наши исследования помогут
узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку -
Матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.