Напоминание

"Веселые матрешки"


Автор: Томпакова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №44
Населённый пункт: нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: "Веселые матрешки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальный руководитель:

Томпакова Елена Николаевна

Проект «Веселые Матрешки»

Тип проекта: информационно-познавательный, исследовательский, игровой.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети 5-7лет, воспитатели, родители, музыкальные

руководители.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( месяц).

Актуальность:

Актуальность проблемы заключается в том, что в наше время достаточно

всяких игрушек и наших детей трудно чем-то удивить. Работая над этим

проектом, мы хотим расширить круг представления у детей о разнообразии

этой игрушки - Матрешки, дать исторические сведения, приобщить к красоте

народно-прикладного искусства. Игрушка «Матрешка» скрывает широкий

потенциал для развития ребенка, формирует творчески развитую личность,

способствует повышению уровня познавательных способностей детей,

развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребенка с русскими

народными традициями, обычаями. Через русскую народную игрушку

«Матрешку» у детей формируется нравственно-духовные качества.

Проблема:

Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при

опросе детей в форме беседы. Значимая для детей проблема, на которую

направлен проект: как появилась матрёшка? какие бывают матрёшки? как и в

какие игры можно играть с матрешками?

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную

продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую

педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в

себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные

родители недооценивают развивающую роль народной игрушки - Матрешки.

Гипотеза:

Если создать благоприятные условия для реализации проекта «Веселые

Матрешки», то наши исследования помогут узнать традиции русского народа

и еще больше полюбить русскую игрушку - Матрешку, так как она несет в

себе любовь и дружбу.

Цель:

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере

русской национальной игрушки - Матрёшки. Дать родителям представление

о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.

Задачи

Для детей:

познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;

познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;

дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными

видами матрешек;

познакомить детей с различными играми с матрешками;

учить детей использовать их в разных видах деятельности: подвижные

и сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное

творчество.

развивать у детей мышление, восприятие, мелкую моторику,

познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;

развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные

игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать

развитию творческих способностей;

развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном

необычное;

учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного

своими руками.

Для родителей:

вызвать интерес к русской народной игрушке - Матрешке;

приобщать к истокам русской народной культуры;

побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-

прикладного искусства;

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду, использовать его

в домашнем творчестве.

Для педагога:

способствовать познавательной и творческой активности детей;

создать условия для формирования у детей познавательных умений;

способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный

процесс;

развивать социально-профессиональную компетентность и личностный

потенциал.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-

эстетическое».

Планируемый результат:

o

заинтересованность детей и родителей темой русской народной

игрушки;

o

познакомить детей с особенностями игрушки Матрёшки

(материал,

форма);

o

знания детей об особенностях костюма Матрешки (выделять

детали костюма Матрешки — сарафан, платок, фартук)

o

разучить с детьми элементы росписи матрёшек;

o

расширить и активизировать словарный запас детей;

o

развивать творческие способности детей;

совместное творчество детей и родителей дома на тему «Веселая Матрешка»;

умение играть с ней.

Этапы проекта и направления реализации цели и задачей проекта

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1 этап - Подготовительный

Разработка проекта.

Определение целей и задач

проектной деятельности.

Подбор литературных

произведений: потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление

картотеки.

Изготовление презентаций:

«История Матрешки!», «Веселая Матрешка».

Подбор методической

литературы и иллюстрированного материала по теме.

Подбор материалов,

игрушек и атрибутов для игровой деятельности.

Подбор дидактических и

подвижных игр, музыкального материала.

Подготовка материалов для

дальнейшей творческой работы: плотные листы бумаги, клей, ножницы, ,

шаблоны матрёшек.

Составление плана работы

основного этапа.

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта «Веселые

Матрешки»

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению

плана проекта

2 этап – Основной (реализация проекта)

Сценарий развлечения

«Веселые Матрёшки в гостях у ребят»

Время: 30 минут.

Декорации: спортивная площадка оформлена шарами, с краю стоит домик.

Атрибуты: игрушка Лиса.

Персонажи: Матрёшки – Марфа и Глафира.

Ход развлечения:

1-я Матрёшка: Добрый день!

2-я Матрёшка: Привет, друзья!

1-я Матрёшка: Я – Матрёшка Марфа!

2-я Матрёшка: А я – матрёшка Глафира!

Марфа: Мы – весёлые подружки, веселушки-хохотушки!

Глафира: На полянке каждый вечер радуемся нашей встрече!

1-я матрёшка: Чтобы праздник наш начать, предлагаю стихи вам почитать.

1-й ребенок. Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Солнце, солнце, ярче грей

Будет праздник веселей!

2-й ребенок. Здравствуй, здравствуй наше лето

Все теплом твоим согрето

Луг и поле, и сады,

Лес и речка и пруды!

3-й ребенок. Хорошо, привольно летом

Зеленеет темный лес,

Смотрит с ласковым приветом

Солнце яркое с небес!

4-й ребенок. Ласковое солнышко

Жарче с каждым днем

Мы сейчас про солнышко

Песенку споем!

Песня «Светит солнышко для всех» П. Ермолова

2-я Матрёшка: Вот как здорово на солнечной полянке! Вставайте

врассыпную, будем танцевать!

Танец «Мы идём играть» В. Богатырёва

1-я Матрёшка: Ребята, посмотрите, к нам лисичка прибежала (показывает

игрушку

лисы).

Она

рассказала

мне

свою

исторю

про

то,

как

гусь

её

обхитрил. давайте мы сейчас найдём себе дружочка и покажем сказочку-

щекоталочку «Лиса и гусь».

Коммуникативная игра «Лиса и гусь» В. Железновой (в паре)

1-я Матрёшка: Вот так, Лисичка, не удалось тебе съесть Гуся. Улетел он. Да

и тебе пора в лес уходить (убирает лисичку).

2-я Матрёшка: У меня для вас, ребятки, приготовлены загадки. Слушайте

внимательно, отвечайте обязательно! А загадки у меня про лесных животных.

1.

На болоте кто живет?

Громко квакая поет?

Спят в кувшинках –

без подушки?

Это видимо ( Лягушки)

2.

Зимой белый, летом - серый (Заяц)

3.

Под соснами, под ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг побежала. (Ёж)

2 –я матрёшка: Молодцы, ребята! Все наши загадки отгадали!

1-я матрёшка: Снова музыка играет,

Всех на танец приглашает!

Зарядка «Спортивный танец» муз. В. Богатырёва

1-я Матрёшка: Вот как весело было нам на лесной полянке!

2-я Матрёшка: Но пора возвращаться в любимый детский сад! До свидания,

друзья!

Звучит фонограмма песни «Светит солнышко для всех». Дети со своими

воспитателями уходят со спортивной площадки.

3 этап – Заключительный.

Итоговая беседа с детьми.

Цель: обобщить полученные детьми знания о Матрешке, ее появлении в

истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире

Матрешка является символом любви и дружбы.

Результаты исследования:

У детей сформировались представления о русском народном

прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения

матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.

Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе

материнства, семьи.

Были реализованы творческие способности детей в изготовлении

поделок, рисунков, подвижных игр, исполнения песен и танцев совместно с

матрешками Марфой и Глафирой.

Обеспечена потребность детей в движении.

Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно

взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные

эмоции.

Выводы:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет

назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму.

Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из

сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было

сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в

разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и

росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих

матрешек, сделали аппликации, мини-музей «Веселые Матрешки». Но

главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так

нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке,

отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому

народная игрушка – символ русского искусства.

Моя гипотеза подтвердилась, если создать благоприятные условия для

реализации проекта «Веселые Матрешки», то наши исследования помогут

узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку -

Матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.



В раздел образования