Напоминание

«Русские народные игры и их значение в воспитании дошкольников»


Автор: Беляева Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/сад комбинированного вида
Населённый пункт: пгт Демьяново Подосиновский район Кировская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Русские народные игры и их значение в воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Русские народные игры и их значение в воспитании

дошкольников»

Беляева Е.Д.

воспитатель МКДОУ д/сад

комбинированного вида «Сказка»

пгт Демьяно Подосиновского р-на

Кировской обл.

«Русская народная игра является упражнением, посредством которого ребенок

готовиться к жизни»

П. Ф. Лесгафт

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились

до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение,

вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-

забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более

старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием,

включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.

Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в

снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта,

жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных

областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Каждому народу на нашей планете принадлежат свои традиции, песни и конечно же

игры . Вот уже многие века эти игры присутствуют в повседневной жизни детей и

взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость,

быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Народные игры не только несут в себе традиции народа, но и оказывают большое

влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у

подрастающего поколения и развивают детей физически.

Весёлые русские народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток,

салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только

один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят

играть в русские народные подвижные игры.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми. Поэтому народные игры в

детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического,

эстетического воспитания детей. . Ведь движение-это жизнь .

Народная игра – это игра, которая широко распространена в национальном сообществе в

определенный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры выражают ментальность и культуру своей нации,

Народная игра- феномен народной культуры, служащая одним из инструментов

приобщения детей к традициям своего народа, что, безусловно, способствует воспитанию

духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей у детей.

Народная игра формирует высокие моральные качества у ребенка параллельно

развивая его физически, умственно и во многих других направлениях. Многие народные

игры используются для становления культуры общения у детей дошкольного возраста.

Народная игра в учебно-воспитательном процессе вводит детей в мир народной

культуры, обучает детей культуре общения.

Играя с детьми в народные игры нужно использовать фольклорный текст, музыку,

динамичность действий, и азарт. Учить детей соблюдать определенные правила игры, и

каждый играющий ребенок постепенно приучается к совместным и согласованным

действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх дети могут

отличиться –сделать то в чем слабы, у них улучшается восприятие, овладевают новыми

умениями, освобождаются от избытка энергии, испытывают различные решения своих

проблем, учатся общаться с другими людьми - в этом и заключается педагогическая

ценность народных игр.

Знакомя дошкольников с народными играми можно добиться таких целей и задач:

-Приобщение детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и

русских народных игр.

-Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-

нравственным содержанием.

-Развить интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.

-Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном

материале.

-Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими

детьми, соблюдать правила игр.

-Воспитать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.

-Обогатить образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных

явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они

являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования

их активности. Народные игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного

благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало

педагогических возможностей. Человек, играя, познает мир.

Наблюдая за тем , как народная игра позволяет стимулировать у детей обучение;

способствует регулированию детской нагрузки, снимает напряжение через релаксацию;

помогает формировать у детей моральные ценности; учит детей нормам поведения;

помогает человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества -

можно выделить следующие функции:

Социокультурная функция - в игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и

членом коллектива,игра является средством социализации ребенка. Игра способствует

самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное,

социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля,

самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция- игра невозможна без общения, которое является ее основным

энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких,

помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так

как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его

действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок

учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно

заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.

Диагностическая функция - игра способствует определению отклонений в поведении

ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент вышел

из игры. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои

личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функция - дети интуитивно прибегают к игре как

психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций,

эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он

рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или

проблемы требуют скорейшего разрешения.

Развлекательная функция - игра способствует созданию защитных механизмов,

осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают

положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций

получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем

уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

Сущность народной игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают

человека в игровое действо. Мотивы игры заключаются:

В стремлении к подражанию

в стремлении к состязанию

в стремлении к оказанию помощи

в стремлении к самоутверждению

в стремлении к соучастию

в азарте

При организации и выборе игр нужно учитывать факторы:

Возраст играющих -для детей (малышей) выбираются наиболее простые игры,

постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых

участие воспитателя обязательно, т.как маленьким детям еще очень сложно

контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

Место для проведения игр -игры можно проводить в зале, в игровой комнате, на воздухе.

Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить.

Количество участников игры -не обязательно проводить игру сразу со всей группой,

особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек,

сильных и слабых, играющих и судей и так далее, но сделать участие каждого ребенка в

игре интересным.

Наличие инвентаря для игр -для многих игр нужен инвентарь и подготовить его нужно

заранее и в достаточном количестве.

Играя с детьми в народные игры нужно использовать игровые компоненты

(орнаменталику )- зазывалки, считалки, заклички, игровые припевки.

Зазывалка - служит методом сбора участников будущей совместной игры при помощи

специальной речевки. Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка

использовалась заодно и для его определения.

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре

(например, в командных играх, можно использовать считалку.

Считалка– это, обычно, короткий рифмованный стишок, состоящий по большей части

из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма, с помощью

которого играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре.

Закличка -ещё один компонент народной игры. Это обращения к явлениям неживой

природы (к солнцу, дождю, радуге). Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко

они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи», «радуга-

дуга, наклони свои рога»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру,

сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий

закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию,

заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части

игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети.

Следует также отнести к орнаментальным компонентам и игровые аксессуары (костюмы,

бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе

детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит

полноценно организовать театральную деятельность детей.

Народные игры можно условно разделить на виды:

1.Подвижные (спортивные) игры: к ним можно отнести игры соревновательного

характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту,

ориентировку в пространстве.

2. Обрядовые (календарные) игры -это игры, которые проводятся в определенное

время года, соответствуют русским народным праздникам.

3.По отношению к природе(природные-) -русский народ всегда очень нежно,

трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают

любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение:

дети играя в эти инры знакомятся с окружающей природой.

4.Трудовые (бытовые) игры - это игры, отражающие повседневные занятия наших

предков - «Быт русского народа.

5.Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или

ведёт игру.

6.

Игры

забавы это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время,

несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент, сюда можно отнести и

пальчиковые игры.

7. Драматические (с элементами театрализованных действий) – это игры,

которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя

игры и выполнять его действия.

Работу по знакомству детей с народными играми нужно начинать с 1 младшей группы. В

этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы и игры спортивного характера.

Во 2 младшей группе можно добавлять игры природные ,драматические .

Начиная со средней группы можно использовать все виды народных игр.

.

Чтобы народные игры всегда были детям интересны:

-никогда не заставляйте детей играть, а только приглашайте их в игру;

- используйте яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);

- создайте условия для активности и успеха каждого ребёнка;

- старайтесь быть объективными, никогда не сравнивайте детей друг с другом;

- участвуйте в игре на правах партнёра, проявляйте высокий непосредственный интерес к

ней;

-создайте настроение ожидания следующей встречи с игрой;

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты

тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а

не будут учебным занятием. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».



В раздел образования